Вебер Макс (1864-1920). Изучал право в Гейдельберге, где слушал также лекции по истории и теологии, затем в Берлине и Геттингене. Докторскую степень получил в 1891 г. за диссертацию «История аграрных институтов (в древнем Риме)». Преподавал во Фрайбургском, Гейдельбергском и Мюнхенском (1919—1920) университетах. Важнейшие работы в области религиеведения: «Протестантская этика и дух капитализма» (1904—1905), «Хозяйственная этика мировых религий» (1920), «Социология религии (типы религиозных сообществ)» (1921). |
|
Религия интересовала Вебера главным образом с точки зрения ее воздействия на общество. Он изучал отношение религии к другим культурным институтам, особенно к экономике. Вебера отличает совмещение исторического подхода с функциональным: результаты сравнительного анализа он классифицировал с помощью разработанного им понятия «идеального типа». Одним из важнейших результатов такого анализа является предложенная Вебером классификация религий как разных типов путей спасения, мотивирующих прежде всего приятие или неприятие мира. Веберовский подход к религии заключается в том, чтобы понять «условия в результате определенного типа социального поведения» через выявление значения этого поведения для индивида. Вебер рассматривал свое исследование мировых религий как целостный проект. Изучение вклада протестантизма в развитие Запада была частью всестороннего анализа влияния разных религий на экономическую и социальную сферу в разных культурах. Вебер сравнивает разные религии, выявляя, какая степень рационализации экономической деятельности допускается той или иной религией. Степень рационализации, как показывает Всбер, обратно пропорциональна силе влияния магического элемента, в разной степени присутствующего в каждой религии.
|
|
Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. - М.:Аспект-Пресс, 1996. |