<----- Вернуться на главную страницу библиотеки
В искусстве Древнего царства огромную роль играла скульптура.
Египетские статуи исполнялись согласно канону (греч. «норма», «правило») — строгим законам, которым
подчинялось изобразительное искусство. Они представляли собой
фигуры, стоящие с выдвинутой вперёд ногой либо сидящие на троне с
прижатыми к груди или лежащими
на коленях руками и сомкнутыми
ногами. Помещённые в поминальные храмы и гробницы, статуи олицетворяли собой умерших и являлись вместилищем их душ, а потому
отличались портретным сходством
с ними. Каждая скульптура высекалась из прямоугольного блока
камня по заранее прочерченной
разметке и затем тщательно отделывалась в деталях.
Образы, созданные в придворных мастерских Мемфиса, обращены, как и всё древнеегипетское искусство, к вечности, поэтому из них
изгонялось всё случайное, суетное,
второстепенное. Все скульптуры объединял художественный канон:
спокойствие, симметрия и равновесие величественных и застывших
поз, однообразие жестов, бесстрастность лиц. В то же время они удивительно жизненны. Каждый портрет
эпохи Древнего царства уникален.
В портретных изображениях
фараонов скульпторы воплотили
стремление к значительному, совершенному. Существовало несколько видов канонического изображения фараона: идущего — с
вытянутой вперёд ногой; спокойно
сидящего на троне — его руки лежат на коленях; усопшего — в облике бога Осириса со скрещёнными
на груди руками, которые держат
символы власти — жезл и плеть. Атрибутами фараона были также
клафт — полосатый платок с
концами, спускающимися на плечи; немее — головная повязка;
короны — белая, в форме кегли (символ Верхнего Египта),
и цилиндрическая красная, с
высоким закруглённым выступом сзади (символ Нижнего
Египта). Иногда одна корона
возлагалась поверх другой. На
повязке в середине лба укреплялся урей — изображение
священной кобры, хранительницы царской власти на земле и небе. Непарадный головной убор, хепреш, имел вид
синего шлема. В облике властелина портретное сходство
должно было обязательно сочетаться с торжественной монументальностью и величием.
Примером тому может служить статуя фараона Хефрена
(XXVII в. до н. э.), охраняемого богом-соколом Гором (в
заупокойном храме в Гизе).
Деревянная статуя вельможи Каапера (середина III тысячелетия до н. э.) — дородного
степенного пожилого египтянина с посохом в руке — так
поразила нашедших её при
раскопках рабочих сходством
с их сельским старостой, что
за ней навсегда сохранилось
это название. Как живой, сидит с поджатыми ногами писец Каи
(середина III тысячелетия до н. э.),
на коленях он держит развёрнутый
свиток папируса. Внешне сдержанный, но внутренне напряжённый,
он словно ловит каждое слово своего властелина. В парных статуях
царевича Рахотепа и его супруги
Нофрет (первая половина III тысячелетия до н. э.), восседающих на
тронах, передано состояние наивной чистоты, доверчивого приобщения к таинству вечной жизни. По
традиции статуя Рахотепа окрашена в красновато-коричневый цвет, а
статуя Нофрет — в светло-жёлтый.
Царевна изображена в белой облегающей одежде и в коротком чёрном парике, на шее у неё разноцветное ожерелье. У молодой женщины
плотная фигура, её округлое, несколько тяжеловатое лицо, выразительные глаза подкупают непосредственной жизненностью. Сидящий на троне зодчий Хемиун (XXVIII в. до н. э.), построивший
великую пирамиду Хеопса, — тучный мужчина с оплывшим телом и
властным, холодным, надменным
выражением лица. Его облик отмечен несомненной интеллектуальной незаурядностью.
При выполнении рельефов
(скульптурных изображений на плоскости) и настенных росписей использовался традиционный приём
плоскостного расположения фигуры:
её ноги и лицо изображались в профиль, глаз в фас, а плечи и нижняя
часть туловища — в трёхчетвертном
развороте. Скульпторы пытались таким образом показать персонаж с
разных сторон, совместив наиболее
выигрышные точки обзора. В создании рельефов участвовало несколько мастеров. Сначала опытный художник намечал общую композицию
на стене, которую завершали в деталях его помощники. Затем резчики
переводили рисунок в рельеф; на
последнем этапе его раскрашивали
плотными густыми красками. В изображении главную роль играла линия, а не цвет. На одном из рельефов
представлен зодчий Хесира (XXVIII в.
до н. э.). Стройная мускулистая фигура с широким разворотом плеч, гордый орлиный профиль говорят о
его внутренней силе.
Наряду с плоским, почти не выступающим над поверхностью стены рельефом возник, а позже широко распространился так называемый
углублённый рельеф: врезанное изображение заполнялось краской, и
появлялся цветной силуэт.
Рельефы развёртывались один
над другим; каждый представлял
собой повествовательный ряд. Фигуры располагались вереницами -
в схожих позах, с одинаковыми
жестами; на светлом фоне чётко выделялись кирпично-красные тела
мужчин и жёлтые — женщин. Изображались сельские работы, труд
ремесленников, охота, рыбная ловля, процессии носителей даров, погребальные шествия, загробные
пиршества, строительство лодок,
игры детей и многие другие сцены. «Владелец» гробницы как бы наблюдал за всем происходящим.
Фараон, вельможа или хозяин
поместья всегда изображались более
крупными по сравнению с их окружением. В рельефе гробницы Мерерука (XXVIII в. до н. э.) огромная
фигура вельможи расположена, согласно традиции, близ входа в Гробницу; у его ноги стоит изящная Херватетхет, которая едва достигает
колена супруга. Сильные мира сего
выглядят торжественно и величественно даже в сценах, полных опасности и азарта, как, например, в сцене охоты на гиппопотама (гробница Ти, XXVIII в. до н. э.).
Окружающий человека мир живых существ и предметов передан
достоверно и узнаваемо: разнообразные звери, птицы, рыбы, орудия
труда и музыкальные инструменты,
одежда, украшения. В символических атрибутах фараона и богов
угадываются их реальные прообразы: в урее (эмблеме власти) — вставшая на хвост египетская кобра, в
скарабее (солнечном талисмане) —
африканский навозный жук Эти образы навеяны самой природой.