Библиотека > Эра Постгутенберга >
Краткая феноменология интернета
1. Взрывной рост объема неконтролируемых информационных потоков.
2. "The medium is the message" - Сообщением, передаваемым средством
общения, является само это средство. [1] - основная идея Маклуэна,
классика западных социологических исследований средств массовой информации
и коммуникации
3. Личность становится конкурентоспособной с организацией в меру своей
оспособленности в сетевой коммуникации и адаптации к ресурсам сетевого
общества [2].
4. Модифицируется поисковая активность личности. Если ранее она была
"непроизвольна, спонтанна и бессознательна", переживалась "как самоцель,
независимая от своей утилитарной полезности" [3], то теперь она все более
сливается с ценностной функцией выбора, и тем все более достраивается до
завершенного вида деятельности. Кроме того, при посредстве современных
поисковых систем она осуществляется настолько быстро, что результат
оказывается виден почти сразу. Это вызывает ощущение вседоступности.
5. Связи в информационном пространстве являются "неголономными" . В
Интернете нельзя заставить, можно только заинтересовать и таким образом
привлечь к сотрудничеству.
6. На смену причинно-следственной "метрике" социальной реальности
приходит информационный ассамбляж, возникающий в некоторой степени
случайно, в некоторой степени - благодаря личным особенностям конкретного
"гражданина сетевого сообщества". При этом возможны неожиданные
"резонансы" [4] оказавшихся рядом элементов хаотически складывающейся
мозаики.
Литература
1. Mc Luhan M. Humanite,1981, 2 janivier
2. Реут Д.В.
Интернет-политика. В сборнике Рефлексивное управление. Тезисы
международного симпозиума. 17-19 октября 2000, М: Институт психологии РАН,
с. 125-127
3. Генисаретский О. Культурно-антропологическая
перспектива. В кн. Иное. Хрестоматия нового российского самосознания.
Россия как субъект. М.: Аргус, 1995
4. Терин В.П. Массовая
коммуникация. Исследование опыта Запада. М.: Московский Государственный
Институт (Университет) международных отношений, 1999.