Библиотека > Этика >
Добро и зло
Центральной категорией морали является добро. Добро —
это высшая нравственная ценность, делать добро — главный
регулятив нравственного поведения. Противоположностью
добра является зло. Оно есть антиценность, т. е. нечто несовместимое с нравственным поведением. Добро и зло не являются «равноправными» началами. Зло «вторично» по отношению к добру: оно лишь «оборотная сторона» добра,
отступление от него. Не случайно в христианстве и исламе Бог
(добро) всемогущ, а дьявол (зло) способен лишь соблазнять
отдельных людей к нарушению заповедей Божьих.
Понятия добра и зла лежат в основе этической оценки
поведения людей. Считая какой-либо человеческий поступок «добрым», «хорошим», мы даем ему положительную
моральную оценку, а считая его «злым», «плохим» — отрицательную.
Рассматривая поведение человека с этической точки зрения, можно заметить, что многие поведенческие акты являются морально нейтральными, т. е. не заслуживают ни положительной, ни отрицательной моральной оценки. В самом
деле, умывание и одевание, процесс еды, чтение, ходьба,
посещение театра — все это дела, которые сами по себе ни
нравственны, ни безнравственны. «Ненулевую» моральную
оценку получают только те действия, которые, во-первых,
совершаются намеренно и, во-вторых, имеют социальную
значимость, т. е. прямо или косвенно затрагивают интересы
других людей, создают или разрушают какие-то ценности.
Такие действия называют поступками. Покупка хлеба не
есть поступок, но если человек делится хлебом с голодающим или отнимает его у страждущего — это поступки (получающие моральную оценку с плюсом или минусом).
В реальной жизни встречается и добро, и зло, люди совершают как хорошие, так и плохие поступки. Представление
о том, что в мире и в человеке идет борьба между «силами
добра» и «силами зла» - одна из фундаментальных идей,
пронизывающих всю историю культуры (Озирис и Сет —
добрый и злой боги в древнеегипетской мифологии, Ормузд
иАриман — аналогичные божества в религиозном учении
персидского пророка Заратустры, инь и ян — доброе и злое
начала в мировоззрении древних китайцев. Бог и дьявол —
в христианстве и мусульманстве). Как складывается эта борьба? Что господствует в мире — добро или зло? Добр или зол
человек по своей природе? Возможны различные варианты
ответов на эти вопросы. И в связи с этим культура может рассматриваться как средство преодоления зла, звериных, порочных наклонностей, свойственных человеческой «натуре»
от рождения, или же, наоборот, как почва, на которой происходит «порча» человека, от природы «доброго и непорочного, как дитя».