Библиотека > Этика >
Социокультурные функции морали
Мораль как форма социальной культуры выполняет ценностно-ориентационные и регулятивные функции. Какие же
именно из функций такого рода составляют ее прерогативу?
1. Мотивационная функция. Нравственные принципы
мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как
причины и побуждения, вызывающие у личности желание
что-то сделать (или, наоборот, не сделать). В результате воспитания и самовоспитания у людей вырабатываются установки, заставляющие их — иногда даже как бы против
воли — совершать поступки, которые должно совершать в соответствии с нормами морали, и не идти ни на какие действия, которые не должно делать, поскольку они противоречат этим нормам. Честный человек просто не может, скажем,
украсть что-нибудь: у него не поднимется рука на это. Даже
под гипнозом люди отказываются совершать действия, которые они считают для себя нравственно недопустимыми. Таким образом, нравственные принципы, в отличие от прочих
норм и правил мышления и поведения, укореняются в психике и входят в саму структуру личности как ее собственные,
внутренние мотивационные факторы.
С этим связана важная особенность моральной оценки
человеческих поступков: эта оценка определяется не только самим фактом совершения какого-то поступка и его
объективными последствиями, но и мотивами поступка,
т. е. тем, какие субъективные побуждения толкнули человека сделать то, что он сделал, каковы были его намерения
при совершении поступка. А моральная оценка мотивов
поведения личности переходит в моральную оценку самой
личности. В зависимости от того, насколько нравственны
или безнравственны мотивы, которые обычно побуждают
личность к действиям, сама эта личность считается нравственной или безнравственной. Таким образом, мотивационная функция морали непосредственно формирует нравственный облик личности.
Понимание того, что моральная оценка поступков человека и его личности зависит от мотивов, которые им движут,
приходит уже в детстве и становится существенным моментом зрелого морального сознания.
В одном из психологических исследований детям разного возраста рассказывались две истории:
Маленькая девочка Катя, когда мама позвала ее обедать, побежала в кухню, открыла дверь — и бац! Раздался звон разбитой посуды. Оказывается, за дверью стоял
стул с 12 чашками. Катя стула не видела. Открывая
дверь, она ударила ею по стулу, он упал, и все 12 чашек
разбились.
Другая девочка, Наташа, когда мамы дома не была, захотела тайком полакомиться конфетами, которые лежали на верхней полке буфета. Она взяла стул, встала на него
и потянулась за конфетами, но нечаянно задела чашку.
Чашка упала и разбилась.
Детям предлагалось ответить на ряд вопросов: Какая
из девочек больше виновата? Кого из девочек следует строже наказать? Кого бы ты наказал сильней, если бы был
папой (мамой)? Является ли одна девочка более плохой,
чем другая? В зависимости от того, на что дети обращали
внимание в своих ответах — на количество разбитых чашек или на намерения, можно судить о степени зрелости
их морального сознания.
2. Конститутивная функция. Слово «конститутивная»
(от constitutus — утвердившийся, установленный) здесь
употреблено для того, чтобы обозначить основополагающую
роль нравственности в культуре. «Этическое является конституирующим элементом культуры», — писал А. Швейцер.
Конститутивная функция морали заключается в том, что она
выступает как центральная, фундаментальная форма социальной культуры, лежащая в основе всех других ее форм.
Принципы нравственности являются высшими, главенствующими над всеми другими формами регуляции поведения
людей. Хотя они в повседневной практике обычно выступают
как «неписаные правила» поведения, их значение в жизни
общества можно сравнить со значением конституции — основного закона жизни государства, которому должны подчиняться все действия и правовые акты граждан и организаций.
«Общество основывается на началах нравственных:
на мясе, на экономической идее, на претворении камней
в хлебы — ничего не основывается...»
Всякий раз, когда какие-либо ценности или регулятивы
вступают в противоречие с нравственными, выбор необходимо делать в пользу последних. Приоритетность нравственных принципов перед всеми другими распространяется на
любые человеческие взаимоотношения и действия. В этом
смысле нравственным принципам подчинены все сферы человеческой жизни и деятельности. Безнравственность недопустима ни в быту, ни в производстве; ни дома, ни в школе; ни в спорте, ни в науке; ни в экономике, ни в политике.
Одним словом — нигде!
Например, когда проведение научного исследования наталкивается наморальные ограничения, от него приходится
отказываться, сколь бы многообещающим оно ни было.
В гитлеровских концлагерях фашистские ученые-медики ставили эксперименты, в которых узников погружали
в ледяную воду и изучали, как происходит умирание человека на холоде. Заключенным, как подопытным кроликам,
прививались болезни, и затем на них проверялось действие
различных лекарственных средств. Подобные экспериментальные исследования, возможно, способны дать интересные научные сведения. Однако с моральной точки зрения,
никакая научная ценность результатов не может оправдать
проведение таких исследований на живых людях. Для биологии представляет немалый интерес вопрос, какое существо родила бы женщина, оплодотворенная половыми клетками орангутанга. Но нравственная сомнительность такого
опыта заставляет ученых воздерживаться от него.
Очень важно — особенно в современных условиях — учитывать приоритет нравственности над политикой. Нельзя
подчинять мораль политическим задачам, ставить ее на
службу политическим интересам. Политика должна быть
нравственной. Здесь опять-таки можно заметить, что исторический опыт как будто говорит об обратном; Стал ходячей
фразой афоризм: «Политика — грязное дело». Подлость,
обман, вероломство, предательство... такой список самых
отвратительных проявлений безнравственности в политической жизни может быть еще намного продлен. Увы, слишком
часто и в прошлом, и в настоящем успеха добивался тот политик, который вел себя наиболее аморально. Тут можно вспомнить и о Цезаре Борджиа, который крепко пожимал руку
друга, надев предварительно перстень с острием, источавшим смертельный яд, и о Сталине, отправившем в ГУЛАГ
и на расстрел немалую часть народа, «любимым вождем» которого он был. В эпоху Возрождения Н. Макиавелли признал
аморализм обязательным условием успешной деятельности
властителя: «Государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться
этим умением, смотря по надобности». К великому сожалению, мы и сегодня видим, что многие власть имущие следуют
этому совету. Тем не менее, требование, чтобы политика делалась чистыми руками, чтобы нравственные принципы были
Основой деятельности политиков, продолжает оставаться
в силе и звучит все громче и настоятельнее.
3. Координационная функция. Эта функция вытекает из
предыдущей. Она состоит в том, что мораль в силу приоритетности своих принципов обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных
обстоятельствах. Уверенность в том, что оказавшийся рядом с вами человек придерживается тех же нравственных
принципов, что и вы, позволяет вам предвидеть общую направленность его действий, полагаться на него и доверять
ему. Даже не зная ни характера человека, ни его привычек,
навыков, умений, вы можете заранее определить, что от
него следует и чего не следует ожидать. Соблюдение людьми единых и всеобщих нравственных принципов делает
неведение их предсказуемым.
Координационная функция морали имеет огромное значение для организации коллективной жизни людей. Невозможно представить, как могло бы без нее существовать
какое-либо человеческое общество. Но, очевидно, нравственность может выполнять координационную функцию только
в том случае, когда ее принципы одинаковы для всех вступающих во взаимодействие людей. Поэтому всякоесообщество
заинтересовано в общезначимости нравственных принципов — в том, чтобы все его члены придерживались одних
и тех же нравственных ценностей и регулятивов. Социальное
значение морали обуславливается ее надиндивидуальным
(«иатрасубъективным») характером. Она должна быть одна
на всех, а не своя у каждого. Люди должны по одним и тем
же критериям оценивать, что есть добро и что есть зло, давать
одинаковые, совпадающие по смыслу ответы на вопрос, о которым в известном детском стихотворении Маяковского
«крошка-сын к отцу пришел»: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Вот почему нравственное воспитание людей,
начинающееся с самого раннего детства, в любом обществе становится предметом особых забот как семьи, нуждающейся в единстве и согласованности действий всех своих
членов ( « Надо слушаться старших!»), так и общества в целом
(«Любите родину, дети!»).
Развитие технологической культуры приводит к созданию технических систем, которые «автоматически» обеспечивают соблюдение индивидами элементарных моральных
норм. Так, системы автоматического контроля не позволяют
работникам трудиться недобросовестно. Кассовый аппарат
фиксирует полученные кассиром суммы и тем препятствует
их сокрытию. Техническая диагностика устраняет возможность сознательного обмана. Современная военная техника
позволяет вести боевые действия — например, запускать
ракеты — из-за укрытия или даже находясь далеко от места
сражения, так что от воина здесь уже же не требуется проявлять мужество в бою, как это было, когда враги вступали
в рукопашную схватку. Педагог, пользующийся компьютерной программой проверки знаний учащихся, не может проявить необъективность в оценках (компьютер не обманешь!).
Таким образом, в развитой технологической культуре нормы
морали как бы закладываются в законы функционирования
технических систем, что делает эти нормы общезначимыми,
одинаковыми, обязательными для всех, кто с данными системами работает. Система сама берет на себя выполнение
этих норм и обеспечивает их выполнение с большей надежностью, чем если бы это зависело лишь от воли и желания
отдельных индивидов. Она функционирует так, что исключает возможность безнравственного поведения людей в рамках их взаимодействия с такой системой. Правда, подобного
рода «технологическое обеспечение» нравственного поведения касается лишь простейших норм морали. Во всех случаях, не предусмотренных технологическими алгоритмами
работы системы, от человека требуется самостоятельный
выбор моральных принципов своего поведения.