Библиотека > Этнология >
Связь этнологии с другими науками
Основным объектом исследования этнологии являются этносы, которые реализуют свою жизнедеятельность в экономической, социальной, культурной и других сферах. Поскольку эти стороны человеческой жизнедеятельности изучаются также соответствующими
науками, то этнология непосредственно взаимодействует с другими
науками, также изучающими человека, народы, культуры, общество.
Наиболее близкими к этнологии по предмету своих исследований
являются антропология, культурология, социология, политология,
география, этнография.
Степень взаимосвязи этнологии с этими науками различна, с
каждой из них она определяется количеством проблем и вопросов,
представляющих взаимный интересе для обеих наук. В этом отношении к этнологии довольно близка антропология: для той
и другой общим предметом исследований являются вопросы происхождения рас, их распределения по нашей планете, изменения
физического облика людей в результате культурнр-исторического прогресса, антропологического состава этносов. В настоящее
время во взаимосвязи этих наук существует некоторая неопределенность, вызванная существованием самостоятельных научных направлений социальной антропологии и культурной антропологии.
Так, ряд этнологов считает, что понятия «этнология» и «антропология» синонимичны. При этом они не принимают во внимание
то обстоятельство, что предметом антропологии никогда не были
проблемы этногенеза, энтичности, демографических процессов;
антропология была и остается наукой о биологической и физической природе человека. Этнология значительно шире по своему
предметному полю, чем антропология, что не позволяет говорить
об их тождестве.
Этносы как объект изучения этнологии формируются не только
в результате развития природных процессов, но и одновременно в
результате социокультурных процессов. Поэтому этнология имеет
социологический и культурологический аспекты исследования этнических процессов, следовательно, пересекается с социологией и
культурологией.
Изначально социология складывалась как наука о формах
совместной жизни и деятельности людей; предметом ее изучения
являются формы человеческой социальности: социальные группы
и слои, социальная структура, социальные институты и т.д. Центральная категория социологии — общество, обозначающее формы
связей между совместно живущими и действующими людьми, как
правило, на общей территории. Эти элементы социальных отношений представляют научный интерес и для этнологии, но их изучение
этнологией происходит под другим углом зрения. В области социальных отношений для этнологии наибольший интерес представляют проблемы социальной структуры этнических общностей, социальной динамики этнических культур, социальной дифференциации
этносов, этнического самосознания, этнических особенностей психики разных народов и т.д. Иными словами, этнология изучает социальные процессы и явления в разных этнических средах и этни-ческие процессы в социальных группах. В этом и заключается взаимосвязь этнологии с социологией.
Научные интересы к одним и тем же общественным явлениям у
социологии и этнологии оказались настолько близки, что в 30-х гг.
XX в. на стыке этих двух наук сформировалось отдельное научное
направление — этносоциология. По мнению основоположника этносоциологии немецкого ученого Рихарда Турнвальда, эта прикладная
наука должна изучать взаимосвязь этнических и социальных процессов в жизни современных индустриально развитых стран.
Как мы отмечали выше, в современной западной и отечественной научной литературе существует широко распространенная
точка зрения, что этнология, культурная антропология и социальная антропология суть разные названия одной и той же науки. При
внимательном анализе каждого из этих трех научных направлений
обнаруживается, что такого рода отождествление весьма условно
и не всегда правомерно. В действительности термин «этнология»
существует и в западной науке и Означает примерно то же, что и
в России.
Культурная антропология с самого начала выступала
как дисциплина, изучающая процессы формирования человеческой
культуры, в отличие от физической антропологии как науки об изменчивости физического типа человека. Ее взаимосвязь с этнологией состоит в том, что она использует описательные «полевые»
материалы этнологии для доказательства и проверки своих концепций. Со своей стороны, этнология использует данные культурной
антропологии для своих теоретических обобщений.
Отношения этнологии с социальной антропологией
носят несколько иной характер. Социальная антропология с момента возникновения направлена на изучение особенностей социальной организации народов мира. Сам термин «социальная антропология» был введен в научный оборот основоположником английской этнографии Джорджем Фрэзером, который противопоставлял
это направление исследования человека физической антропологии.
Социальная антропология скорее ближе к социологии, а не этнологии, так как не включает в предмет своих исследований этнические
общности.
Однако, пожалуй, наиболее близкой и родственной наукой для
этнологии является этнография. Как самостоятельная область
знаний этнография возникла полтора века назад. Изначально ее
целью был сбор и систематизация социокультурных материалов о
разных народах. В силу этого предметная область этнографии нередко трактуется расширительно. Термин «этнография» в разных
странах употребляется в разных значениях. В ряде случаев он используется для обозначения описательного уровня исследований
отличие от этнологии, рассматриваемой в качестве теоретической, обобщающей науки об этносах. Это разделение основывается
на традициях зарубежной этнографии выделять в этой науке, описательную (собственно этнографию) и теоретическую (этнологию)
составные части. Кроме того, как мы уже отмечали, в немецкой этнологии принято различать этнологию как науку о собственном этносе и этнологию как науку о других этносах. В первом случае понятие «Vоlkskunde» предполагает этнографическое описание и изучение немецкоязычных народов (немцев, австрийцев, швейцарцев),
ра понятие «Volkerkunde» подразумевает этнографическое направление в этнологии, изучающее все другие народы.
То обстоятельство, что этнография первоначально воспринималась как описательная наука, фиксирующая культурно-бытовые и социальные отличия между народами, прежде всего отличия неевропейских народов от европейских, породило представление о ней,
как о науке, изучающей культурно отсталые народы. Вместе с тем
особое внимание, которое уделяет этнография отжившим или отживающим явлениям культурной и социальной жизни этносов с
целью ретроспективного анализа человеческой истории, объективно способствует оценке ее как науки о пережитках, следовательно,
не имеющей будущего. Современная историческая практика свидетельствует об ошибочности такой оценки, поскольку интерес этнологии к традиционным основам жизни народов усиливается, с обострением общей этнической ситуации во многих регионах Мира.
И сегодня (и в обозримом будущем) все этносы стремятся сохранить
свои особенные черты, которые отличают один этнос от другого,
А многочисленные этнические конфликты постоянно сохраняют
потребность в изучении этих особенностей этнографией и теоретического обобщения ее данных этнологией.
Весьма важное значение для этнологических исследований имеет
взаимосвязь этнологии с психологией. Психология, как известно, изучает психические состояния личности, стереотипы поведения и восприятия, психические отклонения, типичные характеры
и является одной из наиболее динамично развивающихся научных
дисциплин. Внутри психологии проблемой взаимосвязи индивида с
окружающей средой занимается социальная психология, знания которой зачастую оказываются полезными и для этнологии. Особенно
это относится к вопросам ролевого, нормативного и отклоняющем
гося поведения человека, механизмов формирования стереотипов
сознания и этнического самосознания.
Взаимодействие этнологии с другими науками стало основой для
формирования целого ряда прикладных наук: палеоэтнографии, изучающей культурно-бытовые особенности народов по археологическим 'материалам; этнолингвистики, рассматривающей проблемы
происхождения языков во взаимосвязи с этническими процессами;
этнопсихологии, исследующей влияние этнических процессов на
психическую деятельность человека и этносов в целом.
Таким образом, этнология — это новая и интересная область научного познания. В нашей стране она по существу только складывается , и потому человек с пытливым умом, стремящийся узнать что-то
новое о самом себе, происхождении людей и способах их взаимоотношений, найдет в этой области большое количество ранее неизвестных знаний.