Библиотека >
Направления и теории >
Эволюционизм >
Зарождение направления
Появление дисциплины, систематически изучавшей
культуры как особые формы организации жизни человека и регулярно существовавшей в ряде европейских стран,
обычно датируется примерно 50-ми годами XIX в. Это не
означает, что до этого времени не было культурологических концепций и что особенности жизнедеятельности различных народов не были предметом анализа историков, философов, географов
и т. д. Речь идет о формировании самостоятельной дисциплины, исследовавшей историческое развитие культур, осуществлявшей сравнительный анализ их различных типов, изучавшей закономерности
функционирования и структурной организации, взаимодействие с природными условиями. Несколько позднее, в конце XIX в., были основаны кафедры в университетах и даже созданы целые институты,
главной задачей которых было изучение культур в историческом и
структурно-функциональном аспектах. Независимо от способа, метода, предметной области исследований все они опирались на описания
самых различных сторон жизни и быта многочисленных народов,
населявших в прошлом Землю и живущих на ней поныне (конкретно-этнографические исследования). Для систематизации, обобщения
конкретно-эмпирических данных использовались различные методы,
приемы, создавались теории культур, культурологические концепции, упорядочивающие разнообразные разрозненные сведения в единую целостную картину. Оформлению изучения культур в самостоятельную дисциплину способствовал ряд обстоятельств и исторических условий.
Среди них необходимо выделить по крайней мере три момента. Первый — это открытие европейцами в XVIII — XIX вв. все новых и новых
земель и продолжение колониальной экспансии Англией (проникновение в Южную Африку, постепенное покорение Индии, захват Индонезии и т. д.), Францией (покорение Алжира, захват ряда архипелагов в
Полинезии (Таити), захват Южного Вьетнама) и т. д. Расширение экономических и хозяйственных контактов вело к быстрому росту этнографических сведений. В свою очередь возрастание экономического влияния породило необходимость исследования культур народов для обеспечения управления ими.
Второй момент — это разработка проблем истории и теории культуры в трудах философов эпохи Просвещения. Имеются в виду идеи географического детерминизма, основной тезис которого: человек, народы, обычаи — продукты воздействия окружающих природных условий
(Монтескье). Широко распространилась теория "благородного дикаря",
живущего по естественным законам природы (Руссо, Дидро и др.). Тогда же была разработана схема общеисторических стадий культурного
развития (Тюрго, Вольтер, Кондорсе). Кроме этого, делались попытки
совместить эти общечеловеческие стадии развития с идеей национального своеобразия каждого конкретного народа, высокой ценности каждой
конкретной культуры (Гердер).
И наконец, последнее обстоятельство — это утверждение эволюционного мировоззрения благодаря появлению космогонической гипотезы
И. Канта (1755) и П. Лапласа (1796) в астрономии, эволюционного
подхода в геологии Ч. Лайелля (1830—1833) и др. Особое значение
имело применение принципа развития в биологии Ж. Ламарком (1809),
К. Бэром (1829—1837) и построение общеорганической теории эволюции Ч. Дарвином и А. Уоллесом (50-е годы). Поэтому, естественно,
идея эволюции, развития, одерживавшая победу в различных отраслях
знания и вытеснявшая из них полубогословские взгляды, проникла в
область изучения человека и культуры.
В середине XIX в. и даже несколько ранее в европейских странах
организовывались географические, антропологические, этнологические
общества, в которых аккумулировались сведения об особенностях развития и функционирования различных культур. Первым было создано
"Парижское общество этнологии" (1839), впоследствии реорганизованное в "Общество антропологии" (1859). В Нью-Йорке в 1842 г. сформировалось "Американское этнологическое общество". В Англии в 1843 г.
было открыто "Этнологическое общество", а в 1863 г. оно было дополнено еще и "Антропологическим обществом", которые при объединении
в 1871 г. образовали "Королевский антропологический институт Великобритании и Ирландии". В Германии "Общество антропологии, этнологии и доистории" сформировалось в 1869 г.
Наряду с этими организациями центрами по изучению культур стали
антропологические и этнографические музеи, такие, как музеи в Будапеште (1872), Стокгольме (1874), Париже (1877), Роттердаме (1883),
Варшаве (1888) и т. д. С большим вниманием к изучению разнообразных культур относились в США, где был открыт целый ряд антропологических музеев. Наиболее известны из них Чикагский музей естественной истории (1893), музей Карнеги в Питтсбурге (1895, Пенсильвания), музей антропологии в Беркли (1901, Калифорния).
Окончательным этапом в организационном оформлении изучения
культур (независимо от того, называлась ли дисциплина этнологией,
социальной или культурной антропологией) было появление специальных периодических изданий: в Англии — "Фольклор" (1890) и "Человек" (1901), в Германии - "Ethnologica" (1909), в США - "Американский антрополог"(1899).