Библиотека >
Направления и теории >
Эволюционизм >
Эволюционистские теории культур
В атмосфере живейшего интереса к жизни народов
в условиях других культур почти одновременно в Германии, Франции,
Австрии, Англии и США появились первые эволюционистские концепции культуры. Основные черты этого подхода: идея единства человеческого рода и единообразия развития культур, прямая однолинейность
этого развития — от простого к сложному, очень часто обязательность
выделенных стадий развития для всех обществ, идея общественного прогресса и исторического оптимизма, просветительско-рационалистический
идеал будущего развития культур, психологическое обоснование явлений
культуры и нередко выведение закономерностей развития обществ из психических свойств индивида. Важнейшими его представителями являются: в Англии — Г. Спенсер, Дж. Мак-Леннан, Дж. Лебок, Э. Тайлор,
Дж. Фрезер; в Германии — А. Бастиан, Т. Вайц, Ю. Липперт; во Франции — Ш. Летурно; в США — Л.Г. Морган.
Касаясь характеристики предметной области и задач, которые ставили перед собой первые исследователи культур, необходимо выделить
основополагающую идею практически всех теорий культур. Это идея
создания общей науки о человеке и культуре, независимо от того, как
назывались дисциплины, — культурная или социальная антропология,
культурология или просто антропология. Главными предметными областями исследований были стадии развития культур, исторические
формы брака и семьи, выяснение причин ряда запретов (табу), обычаев
(экзогамия), анализ культурного своеобразия первых форм религии.
А. Бастиан (1826—1905) одним из первых создал эволюционную
концепцию культур. Его центральный труд "Человек в истории" (1860)
имеет подзаголовок "К обоснованию психологического мировоззрения".
Книга состоит из трех томов, названия которых много говорят об особенностях его концепции культур ("Психология как естественная наука"; "Психология и мифология"; "Политическая психология"). Автор
использует психологический метод в исследовании культур и человеческого духа. Единством человеческой психики обусловливается единство
человеческой культуры. Каждый народ порождает определенный круг
идей, остающийся неизменным, пока он живет изолированно. При общении с другими народами в круг идей вводятся новые положения,
побуждающие к новым формам деятельности. Естественно-научный метод А. Бастиана состоял в психологической интерпретации клеточной
теории. "Клетки" или "измерительные единицы" были у Бастиана "элементарными идеями". По его мнению, они лежали в основе всех явлений и давали ключ к пониманию исторического развития, которое конкретно проявлялось в различных провинциях земного шара в виде "этнических идей" более высокого уровня организации, чем "элементарные идеи". Он стремился свести все многообразие явлений культур к
немногочисленным основным элементам, совокупность которых и составляла его теоретическую конструкцию.
В те же годы опубликовал свои работы Т. Вайц (1821—1864). Его
шеститомная "Антропология естественных народов" (1858—1872) была
посвящена созданию новой науки, которая должна была бы объединить
антропологические, психологические и культурно-исторические подходы
к анализу культур. Важнейшей задачей новой науки Вайц считал изучение психических, моральных и интеллектуальных способностей людей.
Он отвергал идею прямого влияния географической среды на культуру
людей и исходил в своих исследованиях из идеи единства человечества.
Английский ученый Дж. Мак-Леннан (1827—1881) делал акцент в
своих исследованиях на брачно-семейных отношениях как стороне культуры. Большую известность получила его книга "Первобытный брак"
(1865). Он привлек внимание ученых мира к любопытным особенностям обычаев, существовавших в различных культурах: брак через похищение, экзогамию (запрещение брачно-семейных отношений внутри
кровнородственного коллектива), полиандрию (многомужество). Достаточно непривычным для европейцев казался обычай иметь одной женщине нескольких мужей. Мак-Леннан выделял два типа полиандрии:
"наирский тип", когда мужья женщины не родственны между собой, и
"тибетский тип", где они являются родными братьями. Именно распространением этого обычая Мак-Леннан объяснял женский счет родства.
Не был чужд английский исследователь теоретическим построениям
эволюционистского характера, сделав основной акцент на единстве человеческой культуры, на сходстве "семей человечества", которое намного
превышало их различия. В 1870 г. вышла еще одна работа Мак-Леннана
"О почитании животных и растений", послужившая первичным импульсом к изучению первобытных форм религии, прежде всего тотемизма.
Во Франции эволюционный подход к изучению культур формировался в рамках социологии, что наложило отпечаток на особенности его
развития и изучения культур в стране в целом. О. Конт — один из
создателей социологии — составил эволюционную периодизацию исторического процесса. Первобытный период истории он подразделил в
соответствии с формами религиозных верований: фетишизм (охотничье
хозяйство), политеизм (скотоводство) и монотеизм (земледелие). Последователями О. Конта стали Ш. Летурно и Э. Дюркгейм. Направление в изучении культур, существовавшее во Франции в конце XIX —
первой половине XX в., называют социологическим.