Библиотека > Направления и теории >
Концепция культуры в «философии жизни»
В конце XIX — начале XX в. развивается иррационалистическое
понимание культуры в границах «философии жизни». Понятие
«жизнь», как интуитивно постигаемая целостная реальность, не
тождественная ни духу, ни материи, является исходным. Представители «философии жизни»
выступали против господства рационализма и методологизма идеалистической философии.
В. Дильтей (1833—1911) считал, что жизнь должна быть
истолкована через нее же, ее нельзя свести к каким-то проявлениям.
Жизнь — это способ бытия человека, и культура есть осуществление этого способа в истории.
Жизнь культуры нельзя объяснить,
как это делает наука по отношению к природе, ее можно лишь
понять путем «вживания», «сопереживания», «вчувствования», что
достигается при рассмотрении культуры сквозь призму целостности
человеческой личности.
Ф. Ницше (1844—1900), оказавший значительное влияние на
«философию жизни», считал, что великих людей делает не сила
высоких чувствований, а их продолжительность. Так и культура,
если подходить к ней в соответствии с пониманием «философии
жизни»: ее величие создается продолжительностью чувствований
созидающих ее людей.
Крупным представителем «философии жизни» был А. Бергсон
(1859—1941). Он выделял замкнутые, или закрытые, культуры,
где жизнь определяется инстинктами, и открытые культуры, в
которых ведущей является духовность, стремление к общению с
другими культурами, что выводит такую культуру за границы национальности
и государственности. В открытых культурах культивируется святость индивидуальной
свободы и равенства всех людей.
Ценности личной свободы, равенства провозглашаются гениями и
имеют не принудительный характер, как в закрытых культурах, а
характер призывов и личных примеров.