Библиотека > Направления и теории >
Постмодернизм
ПОСТМОДЕРНИЗМ — широкое культурное течение, в чью орбиту
последние два десятилетия попадают философия, эстетика, искусство,
гуманитарные науки. Постмодернистское умонастроение несет на себе
печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеч.
возможностей. Общим для разл. нац. вариантов П. можно считать его
вступает с ней в конфликт, но стремится вовлечь ее в свою орбиту на
новой теор. основе. Эстетика П., существенно отличаясь от классич. антично-винкельмановской зап.-европ. эстетики, выдвинула ряд новых
принципиальных положений; утвердила плюралистическую эстетич. парадигму, что ведет к расшатыванию и внутр. трансформации категориальной системы и понятийного аппарата классич. эстетики.
Выходящая за рамки классич. логоса постмодернистская эстетика принципиально антисистематична, адогматична, чужда жесткости и замкнутости концептуальных построений. Ее символы — лабиринт, ризома. Теория
деконструкции отвергает классич. гносеологич. парадигму репрезентации
полноты смысла, «метафизики присутствия» в искусстве, перенося внимание на проблему дисконтинуальности, отсутствия первосмысла, трансцендентального означаемого. Концепция несамотождественности текста, предполагающая его деструкцию и реконструкцию, разборку и сборку одновременно, намечает выход из лингвоцентризма в телесность, принимающую
разл. эстетич. ракурсы — желания (Делез, Гаттари), либидозных пульсаций
(Лакан, Лиотар), соблазна (Бодрийяр), отвращения (Кристева).
Подобный сдвиг привел к модификации осн. эстетич. категорий. Новый взгляд на прекрасное как сплав чувств., концептуального и нравственного, обусловлен его интеллектуализацией, вытекающей из концепции экологич. и алгоритмич. красоты, ориентации на красоту ассонансов и асимметрии, дисгармоничную целостность второго порядка как
эстетич. норму постмодерна, а так же и неогедонистич. доминантой, сопряженной с идеями текстового удовольствия, телесности, новой фигуративности в искусстве. Пристальный интерес к безобразному выливается в его постепенное «приручение» посредством эстетизации, ведущей
к размыванию его отличит, признаков. Возвышенное замещается удивительным, трагическое — парадоксальным. Центр, место занимает комическое в его иронич. ипостаси: иронизм становится смыслообразующим
принципом мозаичного постмодернистского искусства.
Другая особенность постмодернистской эстетики — онтологич. трактовка искусства, отличающаяся от классич. открытостью, направленностью на непознаваемое, неопределенностью. Неклассич. онтология разрушает систему символич. противоположностей, дистанцируясь от бинарных оппозиций: реальное — воображаемое, оригинальное — вторичное, старое — новое, естественное — искусственное, внешнее — внутреннее, поверхностное — глубинное, мужское — женское, индивидуальное
— коллективное, часть — целое, Восток — Запад, присутствие — отсутствие, субъект — объект. Субъект как центр системы представлений и
источник творчества рассеивается, его место занимают бессознат. языковые структуры, анонимные потоки либидо, машинность желающего производства. Утверждается экуменически-безличное понимание искусства
как единого бесконечного текста, созданного совокупным творцом. Сознат. эклектизм питает гипертрофированную избыточность худож.
средств и приемов постмодернистского искусства, эстетич. «фристайл».
Постмодернистские принципы филос. маргинализма, открытости,
описательности, безоценочности ведут к дестабилизации классич. системы эстетич. ценностей. П. отказывается от дидактически-профетических
оценок искусства. Аксиологич. сдвиг в сторону большей толерантности
во многом связан с новым отношением к массовой культуре, а также к
тем эстетич. феноменам, к-рые ранее считались периферийными.
Антитезы: высокое — массовое искусство, научное — обыденное сознание не воспринимаются эстетикой П. как актуальные.
Постмодернистские эксперименты стимулировали также стирание
граней между традиц. видами и жанрами искусства, развитие тенденций
синестезии подвергли сомнению оригинальность творчества, «чистоту»
искусства как индивидуального акта созидания, привели к его дизайнизации. Пересмотр классич. представлений о созидании и разрушении,
порядке и хаосе, серьезном и игровом в искусстве свидетельствовал о
сознат. переориентации с классич. понимания худож. творчества на конструирование артефактов методом аппликации.
Наиболее существ, филос. отличием П. является переход от классич. антропоцентрич. гуманизма к совр. универсальному гуманизму, чье экологич.
измерение обнимает все живое — человека, природу, космос. Вселенную.
В сочетании с отказом от европоцентризма и этноцентризма, переносом
интереса на проблематику, специфичную для стран Востока, Полинезии и
Океании, отчасти Африки и Лат. Америки, такой подход свидетельствует о
плодотворности антииерархич. идей культурного релятивизма, утверждающих многообразие, самобытность и равноценность всех граней творч. потенциала человечества. Тема религ., культурного, экологич. экуменизма сопряжена с неклассич. постановкой проблем гуманизма, нравственности,
свободы. Признаки становления новой филос. антропологии соотнесены с
поисками выхода из кризиса ценностей и легитимности.
<----- Вернуться на главную страницу библиотеки