Библиотека > Направления и теории >
"Психология народов"
Существенной чертой эволюционизма как метода изучения культур было увлечение психологическим объяснением культур. Уже в середине XIX в. предпринимались попытки обоснования самостоятельного направления,
центром исследований которого была бы психология народов. Основателями новой дисциплины были немецкие
ученые М. Лацарус (1824-1903) и X. Штейнталь (1823-1899). Основное содержание их концепции состоит в том, что благодаря единству происхождения и среды обитания "все индивиды одного народа
носят отпечаток... особой природы народа на своем теле и душе", при
этом "воздействие телесных влияний на душу вызывает известные
склонности, тенденции предрасположения, свойства духа, одинаковые у всех индивидов, вследствие чего все они обладают одним и тем
же народным духом"'. Народный дух понимается как психическое
сходство индивидов, принадлежащих к одному народу и одновременно как их самосознание (народ есть некая совокупность людей, которые смотрят на себя как на один народ, причисляют себя к одному
народу).
Основными задачами "Психологии народов" является:
а) психологически познать сущность народного духа и его действия;
б) открыть
законы, по которым совершается внутренняя духовная или идеальная
деятельность народа в жизни, в искусстве и в науке и
в) открыть основания, причины и поводы возникновения, развития и уничтожения особенностей какого-либо народа.
В "Психологии народов" можно выделить два аспекта. Во-первых,
анализируется дух народа вообще, его общие условия жизни и деятельности, устанавливаются общие элементы и отношения развития духа
народа. Во-вторых, более конкретно исследуются частные формы народного духа и их развитие. Первый аспект получил название этноисторической психологии, второй — психологической этнологии. Непосредственными объектами анализа, в процессе исследования которых раскрывается содержание народного духа, являются мифы, языки, мораль,
нравы, быт и другие особенности культур.
Подводя итог изложению идей, выдвинутых М. Лацарусом и X. Штейнталем в 1859 г., дадим краткое определение "Психологии народов". Они
предлагали строить этническую психологию как объяснительную науку о
народном духе, как учение об элементах и законах духовной жизни народов и исследование духовной природы всего человеческого рода.
Общее направление исследований культур, сформулированное
М. Лацарусом и X. Штейнталем, проблемы, поставленные ими, развиваются и поныне. Анализ "Психологии народов" (в виде этнопсихологии или ментальности как типа культуры, или проблемы "первобытного
мышления") стал неотъемлемой частью исследования культур в XX в.
Эти же аспекты изучения культур являются обязательной частью практически любого курса культурологии.
Поэтому хотелось бы обратить внимание на то обстоятельство, что
направление "Психология народов" не сводится только к анализу психического склада ума или культурно-обусловленному типу мышления.
Ее предмет и задачи значительно шире, они не состоят только в личностно-психологических характеристиках (восприятие, память, темперамент, характер) людей, принадлежащих к различным культурам.
Хотя Штейнталь и Лацарус не смогли выполнить своей грандиозной
программы, но их идеи были подхвачены и развиты рядом психологов,
антропологов и социологов. Впоследствии в XX в. их программу дополнили и успешно выполнили сторонники американской этнопсихологической школы (психологическая антропология).
Продолжил развивать психологическое направление В. Вундт (1832—
1920). Двадцать лет своей жизни он посвятил написанию десятитомной
"Психологии народов". В ней он развивал положение о том, что высшие
психические процессы людей, в первую очередь мышление, есть продукт
историко-культурного развития сообществ людей. Он возражал против
прямой аналогии вплоть до отождествления индивидуального сознания и
сознания народа. По его мнению, народное сознание есть творческий синтез (интеграция) индивидуальных сознании, результатом которого является новая реальность, обнаруживающаяся в продуктах сверхиндивидуальной или сверхличностной деятельности в языке, мифах, морали.
Под несколько другим углом зрения рассматривал культурно-исторический процесс американский ученый Л.Ф. Уорд (1843—1913), автор книг "Динамическая социология" (1883) и "Психические факторы
цивилизации" (1893). Происхождение культур он считал высшей ступенью эволюционной лестницы, синтезом всех природных сил, сложившихся в ходе космо-, био- и антропогенеза. Качественное отличие новой
социально-культурной реальности он видел в наличии в ней чувства и
цели. Таким образом, человек в культурной истории действует сообразно с сознательными целями. Первичными желаниями (потребностями)
человека являются жажда, голод и половые потребности. На их основе
складываются более сложные интеллектуальные, моральные, эстетические желания, служащие основой для совершенствования общества, его
улучшения ("мелиоризма", по терминологии Л. Уорда). В концепции
Уорда привлекает внимание анализ происхождения и роли удовольствия и страдания в жизни человека, исследование такого феномена, как
счастье (свобода от страданий) и психология изобретений. Наряду с
индивидуальными целями он признавал существование коллективных
целей, носителем которых была отдельная культура.
Определенный вклад в психологическое изучение культур внес профессор Йельского университета социолог У. Самнер (1840—1910). Основной
его труд, посвященный этой теме, — "Народные обычаи" (1906). В понятие "обычай" он включает все культурно-обусловленные, стандартизованные формы поведения. В качестве причин появления и существования обычаев он выделяет группы взаимодействий или факторов. Первая связана с
борьбой людей друг с другом или с окружающей природой. Обычаи в этом
случае представляют собой определенные виды защиты и нападения в процессе борьбы за существование. Кроме этого, обычаи есть продукты четырех мотивов человеческих действий (голод, сексуальная страсть, честолюбие, страх). Большую известность приобрели понятия У. Самнера "мы —
группа" и "они — группа". Отношения в "мы — группа" — отношения
солидарности, тогда как между группами преобладает враждебность.
У. Самнер дал одно из первых определений этноцентризма как "взгляда,
согласно которому собственная группа представляется человеку центром
всего, а все остальные оцениваются по отношению к ней".
<----- Вернуться на главную страницу библиотеки