Библиотека > Направления и теории >
Структурализм
СТРУКТУРАЛИЗМ (от лат. structura — строение), направление
в гуманитарном знании, сформировавшееся в 20-х XX в. и связанное с использованием структурного метода, моделирования,
элементов семиотики, формализации и математизации в лингвистике, литературоведении, этнографии, истории и др. Объект
исследования С.— культура как совокупность знаковых систем
(язык, наука, искусство, мифология, мода, реклама). Основа
структурного метода — выявление структуры как относительно устойчивой совокупности отношений; признание методологического примата отношений над элементами в системе; частичное отвлечение от развития объектов (примат синхронии над
диахронией). В более узком смысле — научно-философское течение, получившее наибольшее распространение в 1960-х во
Франции (К. Леви-Строс, М. Фуко, Р. Барт, Ж. Деррида; особое
течение — т.н. генетический структурализм Л. Гольдмана).
Одним из направлений С. является структуралистское литературоведение, в котором выделяются два основных раздела — структурная лингвистика и структурная поэтика. Основоположники
структурной лингвистики И. А. Бодуэн де Куртенэ и Ф. Соссюр
поставили задачу научно точного (в конечном счете — математически точного) анализа языка. Эта наука отвлекается от звуков,
слов и грамматических форм, как таковых, и исследует постоянно
действующие законы, реализующиеся в языке (точно так же,
напр., физика отвлекается от определенных материальных тел и
изучает их взаимные отношения и функции — массу, скорость,
энергию, тяготение, теплоту и т. п.). Предмет структурной лингвистики — внутренние отношения и связи, лежащие в основе языка. С ней тесно связана структурная поэтика (применение формальных методов к искусству слова, попытка перенести принципы структурной лингвистики в поэтику), основы которой заложены учеными нач. 20-х гг., связанными с Обществом изучения поэтического языка («ОПОЯЗ») и Московским лингвистическим кружком. ОПОЯЗ представлял собой русскую ветвь «формального метода» в литературоведении сер. 1910-х — сер. 20-х гг. Ориентируясь
на лингвистику, его представители (Ю. Н. Тынянов, В. Б. Шкловский, Б. М. Эйхенбаум, Р. О. Якобсон и др.) пытались применить к
содержанию поэтического текста формально-логические процедуры, стремясь достичь точности и достоверности научного анализа художественной литературы. В 70-е годы она развивалась,
опирающаясь на теорию вероятностей, нек-рые понятия кибернетики, теории информации и семиотики (Вяч. Иванов, В. Н. Топоров, А. Н. Колмогоров).