Библиотека > Направления и теории >
Теория культурных кругов Ф. Гребнера
Ф. Гребнер (1877—1934) также разрабатывал теорию культурных
кругов, основная идея которой — стремление свести все многообразие
человеческой культуры к единичным, однократным явлениям. Основной объект исследований — культуры Австралии и Океании. Важнейшие работы исследователя — "Меланизийская культура лука и ее родственники" (1909), "Метод этнологии" (1911). Ф. Гребнер отстаивал
идею практической неизменности форм предметов и их географического
распространения. Культуры, или культурные круги, он часто выделял
произвольно, что не соответствовало реальному положению вещей. В
своих теоретических построениях он анализировал музейные коллекции Кёльнского и других европейских музеев, не ведя собственных полевых исследований. Поэтому совокупность элементов культуры, входящих в культурный круг, составлялась им умозрительно, а не на основании непосредственного изучения культурной действительности, как
это делал Л. Фробениус. Ф. Гребнер также отстаивал идею, что каждый элемент культуры, будучи изобретенным один раз в определенном
месте, затем распространяется по различным странам.
В Австралии и Океании Ф. Гребнер выделил восемь культурных
кругов, или культур: тасманийскую (ранненигритская), культуру бумеранга (новонигритская, древнеавстралийская), тотемическую (западнопапуасская), двухклассовую (восточнопапуасская), меланизийскую культуру лука, протополинезийскую, новополинезийскую, индонезийскую.
Каждая культура состояла из 19—20 элементов. Приведем для примера
"составные части" двухклассовой (восточнопапуасской) культуры: земледелие с возделыванием клубневых растений, рыболовство при помощи ставных сетей, дощатая лодка, хижина с двускатной крышей, спиральное плетение корзин, тяжелая палица с утолщением на конце, круговой орнамент, тайные мужские союзы и пляски в масках, культ духов
умерших и черепов, лунная мифология, людоедский миф...
Таким образом, Ф. Гребнер представлял культуру как конгломерат
или просто эклектическое соединение предметов материальной культуры и обрядов, верований. Ряд исследователей культур обращали внимание на придуманность "культурных кругов". Резко критиковал именно такой вариант диффузионизма Б. Малиновский, отмечая, что культура при таком подходе к исследованию есть собрание (куча) мертвых
вещей, не связанных друг с другом.
В Австрии существовала также "культурно-историческая", или "венская", школа в исследовании культур. Ее развитие было связано с именем католического патера В. Шмидта (1868-1954) и носило богословско-теологическую направленность. Учение о культуре В. Шмидта включало в себя гребнеровскую схему культурных кругов, "пигмейскую"
теорию Колльмана (согласно ей первоначально все народы были низкорослыми, как пигмеи в Африке) и концепцию А. Лэнга об исконной
вере первобытных людей в небесного бога-отца.