Библиотека > Направления и теории >
Теория "локальных цивилизаций"
К числу наиболее представительных теорий цивилизаций относится прежде всего теория А. Тойнби (1889—1975), который
продолжает линию Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера. Его теория может считаться кульминационным пунктом в развитии
теорий «локальных цивилизаций». Монументальное исследование
А. Тойнби «Постижение истории» многие ученые признают шедевром исторической и макросоциологической науки. Английский культуролог начинает свое исследование с утверждения, что
истинной областью исторического анализа должны быть общества, имеющие как во времени, так и в пространстве протяженность большую, чем национальные государства. Они называются
«локальными цивилизациями».
Таких развившихся «локальных цивилизаций» Тойнби насчитывает более двадцати. Это — западная, две православных (русская и византийская), иранская, арабская, индийская, две дальневосточных, античная, сирийская, цивилизация Инда, китайская, минойская, шумерская, хеттская, вавилонская, андская,
мексиканская, юкатанская, майя, египетская и др. Он указывает
также на четыре остановившиеся в своем развитии цивилизации — эскимосскую, момадическую, оттоманскую и спартанскую и пять «мертворожденных».
Однако сразу возникает вопрос: почему некоторые общества,
подобно многим примитивным группам, становятся неподвижными на ранней стадии своего существования и не складываются в цивилизации, тогда как другие достигают этого уровня?
Ответ Тойнби таков: генезис цивилизации нельзя объяснить ни
расовым фактором, ни географической средой, ни специфической комбинацией таких двух условий, как наличие в данном
обществе творческого меньшинства и среда, которая не слишком
неблагоприятна и не слишком благоприятна.
Группы, в которых налицо эти условия, складываются в цивилизации. Группы, не обладающие ими, остаются на доцивилизованном уровне. Механизм рождения цивилизаций в этих условиях сформулирован как взаимодействие вызова и ответа. Среда
намеренно неблагоприятная непрерывно бросает вызов обществу,
общество через свое творческое меньшинство отвечает на
вызов и решает проблемы. Такое общество не знает покоя, оно
все время в движении, благодаря движению оно рано или поздно достигает уровня цивилизации.
Возникает и второй вопрос: почему четыре цивилизации
дальнезападная христианская (ирландская), дальневосточная
Христианская (несторианская в Средней Азии), скандинавская и
сирийская развивались ненормально и родились мертвыми.
Тойнби пытается понять, отчего пять цивилизаций (полинезийская, эскимосская, кочевая, спартанская и оттоманская) застыли
в своем развитии на ранней стадии, тогда как остальные успешно развивались.
Рост цивилизации, по мнению ученого, отнюдь не сводится к
географическому распространению общества. Он не вызывается
им. Если географическое распространение с чем-нибудь положи, тельно связано, то скорее с задержкой развития и с разложением, чем с ростом. Подобным же образом рост цивилизаций не
ограничивается и не вызывается техническим прогрессом и растущей властью общества над физической средой. Какого-то четкого соотношения между прогрессом техники и прогрессом цивилизации культуролог не признает.
Тойнби считает, что рост цивилизации состоит в прогрессивном и аккумулирующем внутреннем самоопределении или самовыражении цивилизации, в переходе от более грубой к более
тонкой религии и культуре. Рост — это непрерывное «отступление и возвращение» харизматического (богоизбранного, предназначенного свыше к власти) меньшинства общества в процессе
всегда нового успешного ответа на всегда новые вызовы среды
внешнего окружения.
Интересна мысль Тойнби о том, что растущая цивилизация — это постоянное единство. Ее общество состоит из творческого меньшинства, за которым свободно следует, подражая
ему, большинство — внутренний пролетариат общества и
внешний пролетариат варварских соседей. В таком обществе
нет братоубийственных схваток, нет твердых, застывших различий. В результате процесс роста представляет собой рост
целостности и индивидуального своеобразия развивающейся цивилизации.
И еще один, третий вопрос: как и почему цивилизации «надламываются, разлагаются и распадаются»? Не менее 16 из 26
цивилизаций сейчас «мертвы и погребены». Из оставшихся в
живых десяти цивилизаций «полинезийская и кочевая... находятся сейчас при последнем издыхании; а семь из восьми других в
большей или меньшей степени — под угрозой уничтожения или
ассимиляции нашей западной цивилизацией». Более того, не
менее шести из этих семи цивилизаций обнаруживают признаки
надлома и начавшегося разложения.
Упадок, как считает Тойнби, нельзя приписать космическим
причинам, географическим факторам, расовому вырождению или
натиску врагов извне, который, как правило, укрепляет растущую цивилизацию. Нельзя объяснить его и упадком техники и
технологии, ибо во всех случаях упадок цивилизации является
причиной, а упадок техники — следствием или симптомом первого.
Сам упадок — это не единовременный акт, а весьма длительная стадия, которая, согласно Тойнби, состоит из надлома, разложения и гибели цивилизаций. Между надломом и гибелью
цивилизации нередко проходят столетия, а иногда и тысячелетия. Так, например, надлом египетской цивилизации произошел
в XVI в. до н.э., а погибла она только в V в. н.э. Период между
надломом и гибелью охватывает почти 2000 лет «окаменевшего
существования», «жизни в смерти». Но как бы долго это ни
длилось, судьба большинства, если не всех, цивилизаций влечет
их к конечному исчезновению, раньше или позже. Что касается
западного общества, то оно, видимо, по Тойнби, обнаруживает
все симптомы надлома и разложения. Но все же он считает, что
мы. можем и должны молиться, чтобы нам не было отказано в
отсрочке, причем просить ее вновь и вновь с сокрушенным
духом и сердцем, полным раскаяния.
Подробный анализ повторяющихся моментов, симптомов и
фаз упадка цивилизаций дается в разных томах исследования
Тойнби. Здесь можно коснуться только некоторых. Творческое
меньшинство, опьяненное победой, начинает «почивать на лаврах», поклоняться относительным ценностям, как абсолютным.
Оно теряет свою харизматическую привлекательность, и большинство не подражает и не следует ему. Поэтому приходится
все больше и больше использовать силу, чтобы контролировать
внутренний и внешний пролетариат. В ходе этого процесса
меньшинство организует «универсальное (вселенское) государство», подобное Римской империи, созданной эллинистическим
господствующим меньшинством для сохранения себя и своей
цивилизации; вступает в войны; становится рабом косных установлении; и само ведет себя и свою цивилизацию к гибели.
Именно в такие периоды «внутренний пролетариат» отделяется от меньшинства и часто рождает «универсальную (вселенскую) церковь», например, христианство или буддизм, как свою
собственную веру и установление.
Таким образом, нетворческие силы общества совершают
творческий акт.
Это, вообще говоря, одно из многочисленных противоречий в
системе Тойнби. Когда «универсальное государство» господствующего меньшинства рушится, «универсальная церковь» внутреннего пролетариата (например, христианство) служит мостом и
основанием для новой цивилизации, отчужденной и в то же
время дочерней по отношению к прежней.
А как поступает в такой ситуации внешний пролетариат?
Стремится врасти в старую цивилизацию? Отнюдь, нет. Он
организуется и начинает штурмовать падающую цивилизацию.
Таким образом, раскол входит в тело и душу цивилизации. Он
приводит к росту распрей и братоубийственным войнам... Раскол в душе обнаруживает себя в глубоком изменении настроенности и поведения членов разлагающегося общества. Он ведет к
возникновению четырех типов личностей и «спасителей»: архаистов, футуристов (спасителей с мечом), отреченных и безразличных стоиков и, наконец, преображенного религиозного спасителя, нашедшего опору в сверхчувственном мире Бога.
В такие времена чувство затерянности в потоке, чувство греха
все возрастают. Половая распущенность и смещение принципов
(синкретизм) становятся господствующими. Вульгаризация и
«пролетаризация» захватывают искусства и науки, философию и
язык, религию и этику, нравы и установления. За исключением
преображения, никакие усилия и спасители не могут остановить
разложения. В лучшем случае, как отмечалось, цивилизация
«окаменевает» и может века и даже тысячелетия существовать в
этой форме «жизни и смерти».
Но рано или поздно она обычно исчезает. Единственный
плодотворный путь — это путь преображения, перенос цели и
ценностей в сверхчувственное царство Божие. Оно не может
остановить разложение данной цивилизации, но может послужить посевом, из которого вырастает новая дочерняя цивилизация. Таким образом, это шаг вперед в вечном процессе возвышения от человека к сверхчеловеку, от «града человеческого к
граду Божьему», как предельному итогу человека и цивилизации.
Эти свои рассуждения Тойнби заканчивает почти на апокалиптической ноте: «Цель преображения — дать свет тем, кто погряз во тьме... Она достигается в поисках царства Божьего,
чтобы привести его жизнь в действие... Таким образом, цель
преображения — царство Божие...»
Следовательно, вся человеческая история или весь процесс
цивилизации превращается в творческую традицию. Через отдельные цивилизации и их ритмы, совпадающие в единстве,
но конкретно различные, реальность разворачивает свое богатство и ведет от «подчеловека» и «подцивилизации» к человеку
и цивилизации, а в итоге к сверхчеловеку и преображенной
сублимированной (эфирной) сверхцивилизации царствия Божьего.
Деятельность духа, струящегося по земле и влекущего свои
нити по ткацкому станку времени, — это история человека, как
он себя проявляет в генезисе и росте, в разложении человеческих обществ. Во всем этом колыхании жизни мы можем слышать биение основного ритма вызова и ответа, отступления и
возвращения, расстройства и соединения, отчуждения и усыновления, раскола и возрождения.
Вечные повороты колеса — не пустое повторение; если с
каждым поворотом они влекут колесницу все ближе к цели, и
если «возрождение» означает рождение чего-то нового, то колесо
существования — не просто дьявольская выдумка, не простое
средство подвергнуть вечной муке осужденного Иксиона. Творение не было бы творческим, если бы оно не поглощало в себе
все существующее на небе и на земле.
Этот общий скелет философии истории Тойнби одел в богатую и плодотворную плоть фактов...