На главную страницу Библиотеки по культурологии
карта библиотеки        ФОРУМ "Studia humanitas"

 


Библиотека > Культура еврейского народа > Недельный отрывок Торы/Парашат гашавуа. "Гафтара". Двар Тора

Тора — самый важный документ евреев, конституция еврейского народа. Чтобы познакомить с ее содержанием всех евреев, еврейский закон предписывает полностью прочитывать ее в синагоге каждый год.

Мудрецы разделили Тору на 54 отрывка неравной длины — от 30 до 150 стихов. Нужно больше 52 отрывков, поскольку каждые семь из 19 лет 354-дневный лунный год евреев увеличивается на несколько недель — високосный год. Поскольку отрывков Торы больше, чем недель в обычном невисокосном году, часть их соединяют вместе.

Еженедельный отрывок Торы делится на семь частей, и член общины призывается благословить Тору перед чтением каждой части.

Чтение Торы — кульминация субботней утренней службы, которая начинается после шахарит и завершается молитвой мусаф. Извлечение свитка Торы из Арон Кодеша перед чтением — важный момент службы. Когда Тора вынимается, община поет: Ки мицион теце Тора — «Из Сиона выйдет Тора, и слово Б-га из Иерусалима». Хазан несет Тору по синагоге, и молящиеся целуют ее.

Несмотря на всю важность чтения Торы, люди в это время нередко болтают друг с другом. В ортодоксальном шуле моего детства чтец Торы периодически замолкал, а габай сердито корил болтунов. Наверное, раз Тора читается каждый год, то люди думают, что знают ее хорошо и им не нужно внимательно слушать.

Обычно на каждой службе раввин толкует стих или тему недельной главы Торы. Например, в субботу, когда читается глава «Кдошим» (Ваикра, 19:1—20:27), именуемая по первому значимому слову, где содержится заповедь «Не ходи переносчиком (сплетен) в народе своем» (19:16), раввин может остановиться на запрете сплетен (см. «Лашон Гара»). После чтения главы «Ваера» (Брейшит, 18—22), где говорится о связывании Ицхака, раввин может рассказать о готовности народа к жертвам во имя веры. Но многие раввины служат в синагоге многие годы и, чтобы не повторяться, избирают и не связанные с недельным отрывком Торы темы.

Термин парашат гашавуа значит на иврите «порция недели», религиозные евреи часто сокращают его до параша: «Какую парашу мы читаем сегодня?» В приглашениях традиционных евреев на «бар-мицву» и «бат-мицву» (см.) и свадьбы обычно цитируется параша, которую будут читать в неделю, когда отмечается торжество. «Свадьба состоится,— говорится в приглашении,— в неделю Брейшит (Брейшит, 1:1—6:8), в которой содержится стих «Оставляет человек отца своего и мать свою и прилепляется к жене своей и они становятся одной плотью» (2:24).

На иврите термин двар Тора значит «слово Торы» и относится к рассуждениям о Торе и иудаизме. Каждый еврей произносит двар Тора, для этого не нужно иметь особого посвящения.

«Гафтара» — избранные места из книг пророков — читаются в синагоге сразу после чтения отрывка Торы. «Гафтара» всегда связана с темой этого чтения. «Гафтара» для первой главы книги Брейшит, например, начинается со слов Йешаягу (42:5): «Сотворивший небеса и пространство их», тем самым напоминая об истории творения, с которой начинается книга Брейшит. Следующая недельная «Гафтара» также заимствована из Йешаягу (54:9) и повествует о «водах Ноаха», напоминая об истории Ноаха, которой посвящен и отрывок Торы.

Когда суббота приходится на последний день еврейского месяца (см. рош-ходеш), читается «Гафтара» из 20-й главы книги Шмуэль. В стихе 18, с которого начинается эта «Гафтара», Йонатан, сын царя Шауля, напоминает своему лучшему другу Давиду, что «завтра новомесячие», предупреждая, что Давид должен опасаться гнева Шауля.

Читать «Гафтару» публично — большая честь. Это говорит о высокой степени знания иудаизма, так как чтец «Гафтары» должен свободно владеть ивритом и петь каждый стих на предписанной ноте. Как правило, мальчики читают «Гафтару» на своей бар-мицва, готовясь к этому за несколько месяцев. В реформистском, консервативном и реконструк-тивистском течениях девушки также приглашаются читать «Гафтару». В субботу перед свадьбой «Гафтару» обычно читает жених. Многих месяцев подготовки к «бар-мицве» или «бат-мицве» хватает для того, чтобы всю жизнь читать «Гафтару» своей недели по памяти.




Телушкин Йосеф. Еврейский мир: Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии. - М.:Лехаим, 1998.- 574с.



Желающие опубликовать свои работы (статьи, дипломные, рефераты) в библиотеке, присылайте их на [email protected]!

Выскажите свои замечания о работе библиотеки, предложения по улучшению навигации, структуры, дизайна, информационному наполнению проекта "Библиотеки по культурологии". Что бы Вы хотели увидеть в будущем? Чего не хватает?
Внимание!
Если вы хотите получить ответ, то указывайте свое имя и контактный адрес.

   Ваше сообщение


   

Наиболее интересные пожелания


1. Предложения по структуре: не хватает более конкретных и структурированных материалов, лучше было бы каждую эпоху расписать по странам, например "Средневековая Англия" или Франция.

2. Оформление: Побольше иллюстраций / предлагаю оформить в виде старого сжатого листа / ярче / в виде старой книги

3. Просят добавить материалов по следующим темам: Театр Кабуки, орнаменталистика, о ливийских арабах, побольше информации о произведениях Вольтера..... (список будет продолжен)


Семиотика и семиосфера Lingvisto.org - языковая энциклопедия Allbest.ru КУПИТЬ КНИГИ, сделать ЗАКАЗ КНИГИ ПОЧТОЙ в книжных магазинах БИБЛИО-ГЛОБУС, ОЗОН/OZON, БОЛЕРО/BOLERO, ТОП-КНИГА, БИБЛИОН и других