Библиотека > Культура еврейского народа > Еврейская этика и основы веры >
Цдака
Слово цдака означает «справедливость» или «праведность», но обычно переводится как «благотворительность».
Говорят, однажды американский президент Кулидж (известный своей немногословностью) вернулся с церковной службы.
«О чем говорил священник? — спросила его жена.
— О грехе,— ответил Кулидж.
— А что именно он сказал?
— Он против греха».
Можно предположить, что пишущие о цдаке столкнутся с такой же трудностью, как и тот священник. Понятно, что оказать благотворительность, дать деньги на цдаку — доброе дело. Что тут еще добавить? Еврейские источники обнаруживают здесь гораздо более глубокий смысл.
Слово цдака происходит от ивритского цедек («справедливость»). Совершение справедливых поступков — основное правило иудаизма. «К правде (цедек), к правде стремитесь»,— говорит Тора (Дварим, 16:20). Столетия спустя Талмуд учил: «Цдака равна всем другим заповедям, взятым вместе» (Бава батра, 96). С точки зрения иудаизма, дающий деньги на цдаку поступает справедливо; не дающий — несправедливо. Еврейское право рассматривает такое отсутствие справедливости не только как моральную низость, но и как нарушение закона. Известные истории самоуправляющиеся еврейские общины определяли размер цда-ки так же, как теперь государство определяет размер налогов.
Тора предписывает евреям через каждые три года отдавать десятую часть своих доходов в пользу бедных (Дварим, 26:12) и дополнительный процент своего дохода — ежегодно (Ваикра, 19:9—10). Сотни лет спустя, после разрушения Храма и отмены ежегодного сбора на нужды храмовых священников и левитов, Талмуд предписал каждому еврею отдавать около десятой части годового дохода в качестве цдаки («Миш-нэ-Тора», Законы, касающиеся даров бедным», 7:5).
Несколько лет назад мой друг Деннис Прейгер сформулировал задачу, которую не раз ставил перед тысячами студентов, евреев и неевреев, проведя своего рода социологическое исследование.
Два человека имеют одинаковые доходы и расходы. К ним обращается бедный, остро нуждающийся в пище и деньгах для своей семьи. Первый, выслушав рассказ о страданиях бедного, плачет и от доброты сердца дает ему 5 долларов. Второй тоже сочувствует, но не плачет и не хотел бы тратить свои деньги. Но поскольку религия предписывает ему отдать десятую часть дохода бедным, дает 100 долларов. Кто поступил лучше — тот, кто дал 5 долларов от чистого сердца или кто дал по велению религии 100 долларов? Оказалось, что от 70 до 90 % студентов считают лучшим того, кто дал 5 долларов.
Такой ответ предполагает, что в секуляризованном обществе даже благотворительность стала эгоистическим актом. Многие меньше заботятся о благе другого, чем о своих собственных чувствах. Стоило спросить тех же студентов: а вот если бы вы сами нуждались в деньгах, то что бы предпочли? И многие дали другой ответ. Я думаю, Прейгер сформулировал идею правильно: «Иудаизм велит вам отдавать 10% своих доходов каждый год и от всего сердца. Но если бы все зависело от ваших чувств, то в большинстве случаев ждать милосердия пришлось бы очень долго. Поэтому иудаизм предписывает — дай 10 %, и если твое сердце возрадуется, прекрасно. А тем временем сделано доброе дело».
Так как иудаизм считает цдаку формой налога, а не доброхотным деянием, еврейская община считает обнародование сведений о дарениях такой же нормой, как американская практика — предъявление деклараций о доходах. В обоих случаях открытость заставляет людей действовать более справедливо.
Вот некоторые характерные еврейские поучения о цдаке.
А. Когда лучше быть еретиком.
«Все творения Б-га имеют цель»,— сказал хасидский ребе своим последователям. «Но какова в этом случае цель ереси, отрицающей Б-га?» — спросил ученик. «Ересь полезна тем,— ответил ребе,— что если перед тобой стоит нуждающийся, нужно вообразить, что Б-га нет. и этому человеку некому помочь, и спасти его можешь только ты».
Б. Высший уровень цдаки.
«Есть восемь степеней цдаки, одна выше другой. Самая высокая... когда помогают бедному еврею подарком, или ссудой, или включением его в ваше дело, или нахождением для него работы,— укрепляя руку его, чтобы ему больше не нужно было обращаться за помощью» («Мишнэ-Тора», Законы о дарах, 7:7).
В. Цдака.
«Цдака может и не спасти нас, но сделает нас достойными спасения» (так профессор Реувен Кимельман перефразировал слова Авраама-Йегошуа Гешеля: «Молитва может не спасти нас, но сделает нас достойными спасения»).
Г. В традиционной еврейский жизни везде находилось место цдаке.
«Жизнь в местечке начинается и кончается цдакой. Когда рождается ребенок, отец дает деньги для раздачи бедным. На похоронах родные покойного раздают монеты нищим, наводняющим кладбище и поющим: «Цдака спасет от смерти». Каждый поворот жизни напоминает о необходимости благотворительности... Случается ли хорошее или дурное — мы кладем монету в ящик. Прежде чем зажечь свечи субботы, хозяйка кинет монету в один из ящичков... Дети воспитываются в традициях подавать. Отец учит сына подавать нищим, а не делает это за него. Детей часто просят дать милостыню, когда нуждающиеся совершают традиционный обход домов. Жест подаяния становится почти рефлексом» (Марк Зборовский и Элизабет Герцог).
|