Индекс / Наименование дисциплин |
Содержание дисциплин |
Объем в часах |
ГСЭ. 00 Гуманитарные и социально-экономические дисциплины
|
1700 часов |
ГСЭ. 01 Философия. |
Роль философии в жизни человека и общества; исторические типы философии; человек во Вселенной; философская , религиозная и научная
картина мира; природа человека и смысл его существования; познание,
его возможности и границы; знание и вера; общество; многообразие куьтур, цивилизаций, форм социального опыта; человек в мире культуры;
личность: проблемы свободы и ответственности; человек в информационно-техническом мире, роль научной рациональности в развитии общества;
проблемы и перспективы современной цивиолизации; человечество перед
лицом глолобадьных проблем. |
ГСЭ. 02 Иностранный язык |
Закрепление программы средней школы, изучение нового лексикио-грамматического материала, необходимого для общения в наиболее
распространенных и повседневных ситуациях; различные виды речевой деятельности и формы речи (устной, письменной, монологической или диалогической), овладение лексико-грамматическим минимумом; курс реферирования и аннотированиянаучной литературы, курс научно-технического перевода и т.п. |
не менее 500 часов |
ГСЭ. 03 История.
|
Сущность формы, функции истоического знания; типы цивилизации в
древности: Древний Восток, античность; проблема взаимодейтвия человека
и природной среды в древних обществах; место европейского Средневековья во всемирно-историческом процессе; проблема функционирования основ национальных государств в Западной Европе; складывание древнерусского государства; экономические, политические и культурные процессы в
русских землях в ХI - ХIV веках; объединение русских земель вокруг
Москвы; Московское государство в ХV - ХVII вв.; история традиционалистических обществ доколумбовой Америки, Азии, Африки; Европа в начале
Нового втемени и проблема фомирования целостности европейской цивилизации; ХVIII век в европейской и североамериканской истории; складывание колониальной системы; особенности российской модернизации в ХVIII;
переход к индустриальному обществу и основе тенденции развития стран
Европы и Северной Америки в ХIХ веке; Россия в Новое время, проблемы
общественного развития и способы их решения; место ХХ в. во всемирно-историческом процессе; фашизм, тоталитаризм, демократия; мировые
войны; основные проблемы развития западной цивилизации; Восточная Европа в контексте новейшей истории; история советского государства; типы и особенности традиционалистических обществ в постиндустриальном
мире; голобальные проблемы современности |
ГСЭ. 04 Правоведение.
|
Понятие и сущность права; структура права и его действия; конституционная основа правовой системы; частное право; право на личность;
правосознание; правовая культура.
|
ГСЭ. 05 Экономика.
|
Предмет экономической науки; введение в экономику (основы экономического анализа, основы обмена, функционирование конкурентного рынка, основы государственного сектора); основные понятия собственности:
экономические и правовые аспекты; введение в макроэкономику; деньги,
денежное обращение и денежная политика; национальный доход, совокупные
расходы, спрос, предоложение, ценовой уровень, фискальная политика;
макроэкономические проблемы инфляции и безработицы; основные макроэкономические школы, мировая экономика и экономический рост; спрос, потребительский выбор, издержки и предложение; формы конкуренци; структура бизнеса, регулироване и дерегулирование; рынки и распределение доходов; экономика сельскохозяйственных и природных ресурсов; сравнительные экономические системы.
|
ГСЭ. 06 Социология.
|
История становления и развития социологии; общество как социокультурная система; социальные общности как источник социальных изменений; влияние культуры на социальные и экономические отношения; обратное влияние экономики и социально-политической жизни на культуру;
личность как активный субъект; взаимосвязь личности и общества; ролевые теории личнсоти; социальный статус личнссти; социальные связи,
действия; взаимодействия между индивидамии группами, групповая динамика, социальное поведение; социальный обмен и сравнение как механизм
социальных связей; социальная структура, социальная стратификация; социальные институты и социальная организация; гражданкое общество и государство; социальный контроль; массовое сознание и массовые действия;
социальные движения; источники социального напряжения; социальные
конфликты и логика их разрешения; социальные изменения; глобализация
социальных и культурных процессов в современном мире; социально-культурные особенности и проблемы развития российского общества; методология и методы социологического исследования.
|
ГСЭ. 07 Политология.
|
Объект, предмет и метод политологии, ее место в системе социально-гуманитарных дисциплин; история политических учений; теория власти
и властных отношений; политическая жизнь, ее основные характеристики;
политическая система, институциональные аспектыполитики; политические
отношения и процессы; субъекты политики; политическая культура; политические идеологии (история развития, современное состояние, перспективы); политический процессв России; мировая политика и международные
отношения; сравнительная политология.
|
ГСЭ. 08 Психология и педагогика.
|
Психология: объект и предмет психологии; соотношение субъективной
и объективной реальности; психика и организм; активность психики (души), психика, поведение и деятельность; структура субъективной реальности; личность и межличностные отношения; свобода воли; личностная
ответственность; общее и индивидуальное в психике человека;
пдагогика (при подготовке преподавателя культурологии данна дисциплина переходит в разряд специальных профессиональных дисциплин):
предметпедагогики; цели образования и воспитания; теория и практика
гармонического развития человека; воспитание творческой личности как
педагогическая проблема; педагогический идеали его конкретно-историеское воплощение; средства и методы педагогического воздейстия на личность; общие принципы дидактики и их реализация в конкретных предметных методиках обучения; нравственно-психологические и идейные взаимоотношения поколений; семейное воспитание и семейная педагогика; роль
самообразования в самореализации личности; межличностные отношения в
коллективе; нравственно-психологический образ педагога; мастерство педагогического общения.
|
ГСЭ. 09 Физическая культура
|
Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студетов; социально-биологические основы физической культуры; основы здорового образа и стиля жизни; оздоровительные системы и спорт
(теория, методика, практика); эстетика спорта; роль физической культуры в социализации личности; профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.
|
408 часов
|
ГСЭ.10 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом / факультетом
|
324 часа
|
ЕН. 00 Математические и естественно-научные дисциплины
|
400 часов.
|
ЕН. 01 Математика и информатика.
|
Геометрия Евклида как первая естественно-научная теория; аксиоматический метод; основные этапы становления современной математики;
структура современной математики; основные черты математического мышления; математические доказательсьва; элементы, множества, отношения,
отображения; числа; комбинаторика; конечные и бесконечные множества;
основные структуры на множестве; неевклидовы геометрии; геометрия микро и макромира; основные идеи математического анализа; дифференциальные уравнения; постановка задачи о принятии решения; математические
методы в целенаправленной деятельности; математика случайного; элементы теории вероятностей; основные понятия математической статистики;математические методы проверки гипотез; роль математики в гуманитарных
науках;
основные понятия и методы теории информатики и кодирования; аппаратные и програмные средства персональных ЭВМ, предназначенные для обработки информации.
|
ЕН. 02 Концепции современного естествознания.
|
Естественнонаучная и гуманитарноая культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденция
развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы;
порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации
материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие;близкодействие, дальнодействие; состояние; прнципы суперпозиции,
неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических
процессах; принципы возрастания энтропии;
химические системы, энергетика химических процессов, реакционная
способность веществ; особн=енности биологического уровня организации
материи; принципы воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов-основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция;
человек: физеология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика; человек, биосфера и космические циклы; ноосфера; необратимость времении; самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.
|
ЕН. 03 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом /факультетом/
|
100 часов.
|
ОПД. 00 Общепрофессиональные дисциплины
|
3400 часов.
|
ОПД. 01 Теория культуры.
|
Предмет теории культуры; основные категории, понятия и термины
теории культуры; культура и природа; культура и личность; культура и
язык; культура и итория; феноменология культуры; структура и функции
культуры; принципы типологии культуры; единство и многообразие кльтур;
модели культуры; теории познания культуры и ее истории; общая характеристика направлений, концепций, школ; культурология в системе современного гуманитарного знания.
|
238 часов
|
ОПД. 02 История культуры.
|
Предмет, категории и понятия истории культуры; место истории
культуры в социально-гуманитарном знании; генезис культуры; проблемы
хронологии и периодизации истории культуры; историческая типология
культур; характеристика культурно-исторических эпох (согласно основным
концепциям); Восток и Запад как идеальные типы мировой культуры; язычество как феномен истории культуры; культурные ареалы буддизма, христианства, ислама; традиционные культры Востока; культуры Древней Греции и Рима; культуры средневековой Европы; культура европейского Возрождения; новоевропейская культура; основные этапы истории культуры
России; роль Византии, Азии, Европы в истории русской культуры; проблемы синхронности и асинхронности социокультурного развития стран и
регионов мира, типы их культурно-исторических ориентаций; взаимовлияние культур в ХVIII - ХIХ веках; проблемы культуры ХХ века; модернизм
и посмодернизм; конкретно-исторические аспекты восприятия, описания и
понимания "своей" и "чужой" культур.
(История культуры как учебная дисциплина может реализовываться
как единый курс, либо как система согласованных курсов).
|
510 часов
|
ОПД. 03 Философия культуры.
|
Культура как ценность (аксиологический аспект культурологии);
культура как способ полагания смыслов; логика существования и развития
культуры; проблема свободы выбора в системе культуры; человек и общество как проблема философии культуры.
|
136 часов
|
ОПД. 04 Социология культуры.
|
Культура и общество; социальное и индивидуальное в культуре;
культура как система ценностей, смыслов, образов действий индивидов;
социальные функции культуры; структура культуры как социальной системы; культура малых групп; культура личности; социодинамика культуры;
исторические модели социокультурного развития человеческтва; социальные факторы функционирования и динамики культуры.
|
170 часов
|
ОПД. 05. Этика
|
Основные категории и понятия этики; происхождение, сущность,
структура и функции нравственности; свобода личности и проблема нравственного выбора; общественый идеал; нравственное воспитание; характер
нравственного прогресса; проблема назначения и смысла жизни человека;
взаимодействие культуры и морали; история этических концепций в контексте мировой культуры; профессиональная этика.
|
68 часов
|
ОПД. 06 Эстетика.
|
Сущность эстетического; основные категории эстетики, их роль в
интеллектуально-практической деятельности людей; история эстетической
мысли; эстетическое сознание и его структура; основные сферы эстетической деятельности (бытовая, производственная, профессионально-художественная); эстетические основы искусства и его отдельных видов; художественный образ как интегральная структура искусства; проблема художественного восприятия; эстетическая культура общества и личнсти.
|
136 часов
|
ОПД. 07 Искусство.
|
Основы теории искусства, искусство как феномен культуры; понятие
художественной культуры; ранние синкретические формы искусства; основные памятники архитектуры и искусства Востока; античная скульптура,
живопись и мозаика; своеобразие иконописи Византии и России; художественная культура Возрождения; основные художественные стили в искусстве
Нового времени; история искусств в России; направления и проблемы в
истории искусства ХХ века.
|
204 часа
|
ОПД. 08 Литература.
|
Литература как предмет истории культуры; слово и образ; жанры и
стили литературного творчества; памятники литературы традиционного
Востока; классические литературные жанры античности; литература европейского Средневековья и эпохи Возрождения; основные литературные направления нового времени; история русской литературы; русская литература ХIХ века как явление мировой культуры; реализм, модернизм и постмодернизм в литературе ХХ века; взаимодействие литератур различных регионов.
|
170 часов
|
ОПД. 09 Религия.
|
Религия как феномен культуры; ранние формы религиозной культуры;
история индуизма и буддизма, конфуцианства и даосизма; история иудаизма; возникновение христианства и его роль в истории мировой культры,
основные христиансике конфессии; история ислама и специфика исламской
культуры; история православной культуры Византии и России; современные
религиозные движения; фундаментализм и модернизм; культура межклнфессионального диалога.
|
238 часов
|
ОПД.10 Наука.
|
Предпосылки возникновения науки; наука и магия; система знаний в
древнем Египте, Междуречье и Инндии; натурфилософия и логика Древней
Греции и Рима; значение арабской ситемы знаний в истории науки; науки
Нового времени как социального института; ее функции и динамика развития; специализация нацчного знания и проблемы его синтеза; проблема
всенаучного знания; научно-техническая революция и современные глобальные проблемы развития науки.
|
170 часов
|
ОПД. 11 Археология.
|
Способы существования человека в различной экологической среде;
материальные остатки жизнедеятельности людей, их типология и методы
изучения; общие черты и характерные особенности жизни древних обществ,
формирования этнокультурных миров от палеолита до раннего средневековья.
|
76 часов
|
ОПД. 12 Материальная культура.
|
Социокультурные факторы формирования материальной культуры; категории материальной культуры и номенклатура предметов; образы материальной культуры исторических эпох; исторический ландшафт и его основные составляющие; структура интерьера различных культурных эпох; проблема утраты памятников материальной культуры, перспективы и принципы
их сохранения.
|
204 часа |
ОПД. 13 Этнология (культурная антропология).
|
Предмет этнологии; основные понятия и концепции; понятие об этносе и этнических процессах; антропогенез и этногенез: расообразование и
история расселения народов; язык как этнический фактор; этнолингвистическая классификация; понятие об основных хозяйственно-культурных ти-
пах; родоплеменная структура этносов; фратрии и брачные классы; тотем
и табу; первобытная магия и происхождение власти; формы рбмена и общения; этническое самосознание и взаимодействие этнических культур; пре-
емственность культурных традиций; проблемы передачи культурной информации; типы культурно-исторического наследования.
|
170 часов
|
ОПД. 14 Семиотика.
|
Предмет семиотики; основные категории, понятия и концепции; типы
знаковых систем; естественные знаки и их системы; образы и образные
системы знаков; языковые знаковые системы и их логика; метаязык в языковых знаковых системах.
|
68 часов
|
ОПД. 15 Риторика.
|
Предмет, основные категории и понятия риторики; культурно-исторический генезис риторики; риторика в истории мировой культуры; риторика
в системе форм словесной культуры; риторические аспекты литературы,
философии, теологии, педагогики и журналистики; исторические критерии
оценки искусства риторики.
|
136 часов
|
ОПД. 16 Древний язык.
|
Основы фонетики и грамматики; принципы и методы перевода, поиска
смысловых соответствий и толкования текстов; практическая работа с
текстами первоисточников, их перевод, интерпритация и культурно-исторический анализ.
|
306 часов
|
ОПД. 17 Дисциплины и курсы по выбору студентов, устанавливаемые
вузом /факультетом/ |
400 часов
|
СД. 00 Специальные дисциплины
|
1300 часов
|
СД. 1 Вспомогательные исторические дисциплины.
|
Предмет и основные данные палеографии, хронологии, метрологии,
сфрагистики, геральдики, биографии. Способы установления подлинности,
датировки и интерпритации культурно-исторических источников. Принципы
и методы изучения личности в истории культуры.
|
96 часов
|
СД. 2 Источниковедение.
|
Основные понятия источниковедения. Исторический источник. Типы и
виды культурно-исторических источников. Приемы источниковедческого
анализа. Методы изучения вещественных, устных, письменных, визуальных
источников.
|
96 часов
|
СД. 3 Введение в лингвистику.
|
Генезис языка, соотношение языка и мышления, структура языковой
модели. Современные представления о семантике и пргматике. Типы означающих, означаемых. Синтактические характеристики знаков и их прагматика. Приемы анализа и описания языковых фактов, обоснования лингвистических утверждений. Природа текста (речевого произведения). Текст
как целое, отношения между текстами. Значение лингвистики текста для
культурологии. Современные лингвистические теории.
|
68 часов
|
СД. 4 Когнитивная психология.
|
Основные понятия когнитивной психологии; психическая и личностноя
организация когнитивных процессов; место познавательных процессов в
психике; модели приема и переработки информации человеком; модели
восприятия; семантическая организация памяти; процессы мышления и речи; Мышление в условиях проблемной ситуации; творческий процесс и человеческий интеллект; теории и методы исследования познавательных процессов и личностных установок; построение когнитивных моделей.
|
96 часов
|
СД. 5 Историческая антропология.
|
Понятие ментальности (коллективного сознания) в современном гуманитарном знании, его значение для изучения истории культуры повседневности. Приемы и процедуры исследования разделяемых представлений, образов, символов, ритуалов в исторической антропологии. Характеристика
основных школ и концепции учения ментальностей и коллективного поведения в контексте истории культуры.
|
96 часов
|
СД. 6 Сохранение природного и культурного наследия.
|
Понятия природного и культурного наследия, памятника истории и
культуры. Формы взаимодействия человека и природы в истории культуры.
Способы выявления, исследования, популяризации, сохранения истори-
ко-культурных памятников. Экология культуры.
|
96 часов
|
СД.7 Методы изучения культуры.
|
Понятия "метод", "методология", "методика", их соотношение с понятиями "теория" и "концепция" в новое и новейшее время. Роль научного
метода в изучении культурных феоменов и истории культуры. Влияние антисциентистских представлений на способы исследования культуры. Исторический подход в культурологии (историко-генетический, историко-сравнительный методы). Значение структурного (структурно-функционального)
подхода для исследованиякультуры. Семиотический подход к изучению и
описанию явлений культуры. Возможности феноменологии и философской
герменевтики в культурологии. Системный и информационный подходы к
исследованию культуры. Феномен междисциплинарности в культурологических исследованях. Постструктурализм и и метод деконструкции культурных
текстов.
|
136 часов
|
СД. 8 История культурологии.
|
Историческое развитие культурологической мысли (направлений,
школ, концепций). История становления предмета, методов культурологии,
типов культурологического анализа. Современные концепции культуры.
Приемы изучения способов самознания культры в ХХ веке.
|
96 часов
|
СД. 9 История культуры стран и регионов.
|
(Содержание и структура дисциплины или набора дисциплин обусловливается выбором конкретных культурных регионов).
|
184 часа
|
СД.10 Теория и практика межкультурных коммуникаций.
|
Культурная семантика общения. Речевые модели и речевой этикет.
Формы и способы коммуникаций в межкультурной среде.
|
68 часов
|
СД. 11 Менеджмент культуры.
|
Теоретические и практические основы менеджмента. Методы и принципы управления в сфере культуры. Организация управления в учреждениях
культуры. Современные концепции культкрного менеджмента.
|
68 часов
|
СД. 12 Дисциплины, устанавливаемые вузом.
|
200 часов |
ДС. 00 Дисциплины специализации
|
900 часов |
ДП. 00 Дополнительные виды подготовки
|
400 часов
|
Ф. 00 Факультативы
|
162 часа
|
Всего:
|
8262 часа
|
П. 00 Практики 29 недель
|
П. 01 Археологическая или этнологическая - 4 недели
|
П. 02 Музейная, музейно-краеведческая или научно-библиографическая - 4 недели
|
П. 03 Практики по профилю специализации - 5 недель
|
П. 04 Преддипломная практика - 12 недель
|
Последовательность практик может корректироваться по решению ученого совета факультета в связи с производственными возможностями.
|
Государственная итоговая квалификационная аттестация: 4 недели
|
Настоящий стандарт составлен на основе следующих данных:
|
Теоретическое обучение 153 недели х 54 часа = 8262 часа
|
Практики 29 недель
|
Экзаменационные сессии 35 недель
|
Каникулы 25 недель
|
Итоговая аттестация 4 недели
|
Итого: 246 недель
|