Библиотека > Методические материалы >
Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки магистра по направлению 520100 - "Культурология"
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СОГЛАСОВАНО:
Первый заместитель Министра
общего и профессионального
Российской Федерации
___________В.Д. Шадриков
"7" 04 1998г.
УТВЕРЖДАЮ:
Первый заместитель Министра
общего и профессионального
Российской Федерации
____________ В.М. Жураковский
"10" 04 1998г.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к минимуму содержания и уровню подготовки магистра по
специальности 520100 - "Культурология"
Вводится с даты утверждения
Москва 1998 г.
1. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ
520100 - КУЛЬТУРОЛОГИЯ
1.1. Направление
утверждено приказом Государственного Комитета
Российской Федерации по высшему образованию от
5 марта 1992 г. №
180
1.2. Нормативная
длительность освоения программы при очной форме
обучения - 6 лет. Степень
(квалификация) - магистр
культурологии.
1.3. Проблемное поле
направления (аннотированный перечень
магистерских программ направления).
520101 — Теория и
методология культуры. Освоение
теоретико-методологических проблем понимания
сущности культуры и специфики
культурологического знания; характеристика
основных категорий, понятий, терминов
культурологии; углубленное изучение структуры и
функций культуры, культурной динамики;
осмысление разнообразия культурных форм и
культурных процессов, принципа единства и
многообразия культур; углубленное знание
истории культурологии, направлений, концепций,
школ исследования культуры, критическое
осмысление^ современных
подходов, методов познавательных процедур в
культурологии; понимание роли
сравнительно-исторического, типологического,
структурного, системного методов в изучении и
описании культурных феноменов; ориентация в
фундаментальных проблемах теории и методологии
культуры.
520102 — Философия
культуры. Изучение культуры как формы бытия.
Понимание культуры как способа полагания
смысла и способа коммуникации; изучение проблемы
культуры как ценности; осмысление логики
существования и развития культуры;
представление о культуре как семиотической
системе, о языках культур, роли знаков и символов
в культуре.
520103 — Социальная
культурология (социология культуры). Понимание
соотношения культуры и общества, социального и
индивидуального в культуре; осмысление сущности социодинамики культуры; изучение
особенностей функционирования культуры в
современном обществе; умение применять знания о
культуре социальных групп в практической
и профессиональной деятельности.
520104 — Личность и
культура. Осмысление взаимоотношений
индивидуального мира человека и культурных норм.
Углубленное изучение роли личности в культуре, в
производстве и трансляции культурных форм,
передаче социокультурного
опыта.
520105 —
Историческая культурология. Знание проблем культурогенеза, лингвистической и
этнической дифференциации народов; осмысление
принципов типологизации
культур, способов моделирования культурных
процессов в истории; освоение общих и особенных
черт и свойств культур различных регионов мира,
понимание возможностей и границ их
сравнительного изучения; определение
исторических типов культур и типов
культурно-исторического наследования; умение
критически анализировать опыт истории мировой
культуры и истории культуры России; владение
исследовательскими приемами и процедурами
работы с источниками по истории и теории
культуры.
520106 —
Культурология XX века.
Понимание специфики культуры XX века, особенностей культурного семиозиса и культурных
коммуникаций в связи со сменой общенаучных и
общекультурных парадигм; знание характерных
черт культуры модернизма и постмодернизма;
умение изучать и использовать в
профессиональной деятельности новые технологии
культуры.
520107 — Культура
повседневности. Овладение современными
представлениями о соотношении высокой, народной,
массовой культуры; освоение новых подходов и
методов изучения культуры повседневности и
микроистории; понимание роли культуры
повседневности в исследовании современных социокультурных процессов.
520108 — Культура
массовых коммуникаций. Осмысление сущности и
особенностей межкультурного общения в XX веке; углубленное изучение
современных массовых коммуникаций; понимание
информационной среды как новой культурной среды
обитания.
520109 — Экология
культуры. Изучение проблем коэволюции;
понимание значимости этических аспектов
взаимоотношений человека и общества с природной
и культурной средой обитания; различение
исторических форм отношения
"культура-природа"; освоение современных
подходов и методик изучения экологии культуры;
возможности применения синергетики в знании о
культуре; подготовка ' и реализация научно-практических
программ, предусматривающих сохранение
обществом культурного и природного наследия.
520110 — Прикладная
культурология. Осмысление возможностей
моделирования и управления социокультурными
процессами; овладение практическими аспектами
культурологического знания (культурное
консультирование, менеджмент культуры,
проектная деятельность; классификация и
кодификация фактов культуры и свидетельств о
них).
1.4. Магистр должен
быть подготовлен:
* к самостоятельной
деятельности, требующей широкого образования по
направлению и углубленной профессиональной
специализации, владения навыками
научно-исследовательской и
научно-педагогической работы;
* к обучению в
аспирантуре.
1.5. Основные сферы
производственной деятельности магистра:
* научные и
научно-производственные учреждения и
организации любой формы собственности;
* государственные и
негосударственные средние, средние специальные
и высшие учебные заведения.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, УСПЕШНО ЗАВЕРШИВШИХ ОБУЧЕНИЕ ПО
ОСНОВНОЙПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ПОДГОТОВКУ МАГИСТРА
ПО НАПРАВЛЕНИЮ 520100 -
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Основная профессиональная
образовательная программа, обеспечивающая
подготовку магистра, состоит из программы
обучения бакалавра и программы
специализированной подготовки.
2.1. Общие требования к образованности
магистра.
Общие требования к образованности
магистра определяются содержанием аналогичного
раздела требований к уровню подготовки
бакалавра и требованиями, связанными со
специализированной подготовкой. Магистр по
направлению Культурология должен быть широко
эрудирован в основных областях знания о
человеке, обладать фундаментальной научной
базой, позволяющей свободно ориентироваться в
комплексе мировоззренческих проблем
современной науки в целом, включая науки о
природе, и глобальных проблем современной
цивилизации; владеть методологией научного
творчества, современными информационными
технологиями, методами получения, обоработки,
хранения и передачи научной информации, быть
готовым к научно-исследовательской деятельности
к самостоятельному выдвижению и формулированию
проблем, соответствующих ведущим тенденциям
культурологии и социокультурным
потребностям; к творческой разработке программ
их исследования с учетом современных подходов и
междисциплинарных связей; в
научно-педагогической деятельности быть готовым
к построению учебных курсов, учитывающих основы
современного знания о культуре и потребности
саморазвития и самореализации личности.
2.2. Требования к
знаниям и умениям по дисциплинам
2.2.1. Требования к
знаниям и умениям по дисциплинам программы
обучения бакалавра
Требования к знаниям и умениям по
дисциплинам программы обучения бакалавра
изложены в Государственном образовательном
стандарте высшего профессионального
образования в части "Требований к уровню
подготовки лиц, успешно завершивших обучение по
основной образовательной программе направления
520100 - культурология".
2.2.2. Требования к
знаниям и умениям по дисциплинам
образовательной части программы
специализированной подготовки
2.2.2.1. Требования по
гуманитарным и социально-экономическим
дисциплинам
Магистр должен иметь представление:
* о природе, типах и
уровнях научного познания,
* об исторических
типах науки и занчении научной
рациональности,
* о предметной,
мировоззренческой, методологической специфике
гуманитарных, естественных, технических наук,
* о тенденциях к
интеграции современного научного познания.
Магистр должен понимать:
* взаимосвязи
творческих и репродуктивных компонентов научной
деятельности, типов научной рациональности,
* социокультурные
и индивидуальные начала научного творчества,
* этические аспекты
научного творчества,
* проблемы человека,
его бытия и истории в контексте различных
направлений современного
социально-гуманитарного знания,
* роль этики в системе
наук о человеке и в свете глобальных проблем
современной цивилизации,
* связь свободы и
ответственности как свойств развитой личности,
* свойства
эстетически развитого сознания и эстетической
деятельности.
2.2.2.2. Требования по
математическим и естественнонаучным
дисциплинам
Магистр должен иметь представление:
* о месте и роли новых
информационных технологий в науке и современном
образовании,
* об основных
направлениях использования компьютеров в
гуманитарных исследованиях,
* о возможностях
искусственного интеллекта,
* о смене
фундаментальных парадигм в истории научного
знания,
* о принципах и
концепциях классической и неклассической
физики,
* о взаимодействиях
между физическими, биологическими, химическими
процессами,
* о принципах развития
живых систем, их целостности и гомеостазе,
* о биологическом
многообразии как основе сохранения устойчивости
биосферы,
* об образе научного
мышления в контексте эволюционно-синергетической
парадигмы.
2.2.2.3. Требования по
дисциплинам направления
Магистр должен знать:
* роль культуры в истории
мировых цивилизаций,
* основные теории и
концепции культуры в современном
социально-гуманитарном знании,
* методологические
основы и специфику методов культурологии и
исследований культуры.
Магистр должен владеть:
* научным знанием о
культуре и его конструктивным использованием в
различных областях жизни общества,
* проблематикой
современного мирового знания о культуре,
* основными традициями в
истории культурологии,
* конкретными методами
культурно-исторических исследований,
* методами социокультурного
моделирования и прогнозирования.
Магистр должен иметь опыт:
* в
научно-исследовательской работе,
* в
научно-педагогической работе.
2.2.2.4. Требования по
специальным дисциплинам
Требования к образовательной части
специализированной подготовки по специальным
дисциплинам определяются вузом при реализации
конкретной магистерской программы.
2.3. Требования к
знаниям и умениям по научно-исследовательской
части программы специализированной подготовки
Магистр должен уметь:
* определять
проблему, формулировать гипотезу и задачи
исследования,
*
формировать план исследования,
* вести
библиографическую работу с привлечением
современных информационных технологий,
* выбирать необходимые
методы исследования, модифицировать
существующие и разрабатывать новые методы,
исходя из задач конкретного исследования,
* обрабатывать
полученные результаты, анализировать и
осмысливать их с учетом имеющихся данных,
* представлять итоги
проделанной работы в виде отчетов, рефератов,
статей, оформленных в соответствии с имеющимися
требованиями, с привлечением современных
средств редактирования и печати.
3. ТРЕБОВАНИЯ К
СОДЕРЖАНИЮ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ
520100 - КУЛЬТУРОЛОГИЯ.
Требования к содержанию основной
образовательной программы
подготовки бакалавра
Обязательный минимум содержания
основной образовательной программы подготовки
бакалавра определен в Государственном
образовательном стандарте высшего
профессионального образования в части
"Требований к содержанию основной
образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению Культурология ( общий объем -8550
часов).
Обязательный минимум содержания
программы специализированной подготовки