На главную страницу Библиотеки по культурологии
карта библиотеки


Библиотека > Методические материалы > Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки магистра по направлению 520100 - "Культурология"


               МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
                   ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




    СОГЛАСОВАНО:                                        
     Первый заместитель Министра                
общего  и профессионального                                   
  Российской Федерации                   
   ___________В.Д. Шадриков                
  "7" 04 1998г.                          


     УТВЕРЖДАЮ:
 Первый заместитель Министра               
 общего  и профессионального                                      
 Российской Федерации                     
 ____________ В.М. Жураковский
  "10" 04 1998г.



               ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
                ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


                      ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
     к минимуму содержания и  уровню  подготовки  магистра по
                специальности 520100 - "Культурология"



                                        Вводится с даты утверждения



                            Москва 1998 г.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ

520100 - КУЛЬТУРОЛОГИЯ

1.1. Направление утверждено приказом Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию от 5 марта 1992 г. № 180

1.2. Нормативная длительность освоения программы при очной форме обучения - 6 лет. Степень (квалификация) - магистр культурологии.

1.3. Проблемное поле направления (аннотированный перечень магистерских программ направления).

520101 — Теория и методология культуры. Освоение теоретико-методологических проблем понимания сущности культуры и специфики культурологического знания; характеристика основных категорий, понятий, терминов культурологии; углубленное изучение структуры и функций культуры, культурной динамики; осмысление разнообразия культурных форм и культурных процессов, принципа единства и многообразия культур; углубленное знание истории культурологии, направлений, концепций, школ исследования культуры, критическое осмысление^ современных подходов, методов познавательных процедур в культурологии; понимание роли сравнительно-исторического, типологического, структурного, системного методов в изучении и описании культурных феноменов; ориентация в фундаментальных проблемах теории и методологии культуры.

520102 — Философия культуры. Изучение культуры как формы бытия. Понимание культуры как способа полагания смысла и способа коммуникации; изучение проблемы культуры как ценности; осмысление логики существования и развития культуры; представление о культуре как семиотической системе, о языках культур, роли знаков и символов в культуре.

520103 — Социальная культурология (социология культуры). Понимание соотношения культуры и общества, социального и индивидуального в культуре; осмысление сущности социодинамики культуры; изучение особенностей функционирования культуры в современном обществе; умение применять знания о культуре социальных групп в практической и профессиональной деятельности.

520104 — Личность и культура. Осмысление взаимоотношений индивидуального мира человека и культурных норм. Углубленное изучение роли личности в культуре, в производстве и трансляции культурных форм, передаче социокультурного опыта.

520105 — Историческая культурология. Знание проблем культурогенеза, лингвистической и этнической дифференциации народов; осмысление принципов типологизации культур, способов моделирования культурных процессов в истории; освоение общих и особенных черт и свойств культур различных регионов мира, понимание возможностей и границ их сравнительного изучения; определение исторических типов культур и типов культурно-исторического наследования; умение критически анализировать опыт истории мировой культуры и истории культуры России; владение исследовательскими приемами и процедурами работы с источниками по истории и теории культуры.

 

520106 — Культурология XX века. Понимание специфики культуры XX века, особенностей культурного семиозиса и культурных коммуникаций в связи со сменой общенаучных и общекультурных парадигм; знание характерных черт культуры модернизма и постмодернизма; умение изучать и использовать в профессиональной деятельности новые технологии культуры.

520107 — Культура повседневности. Овладение современными представлениями о соотношении высокой, народной, массовой культуры; освоение новых подходов и методов изучения культуры повседневности и микроистории; понимание роли культуры повседневности в исследовании современных социокультурных процессов.

520108 — Культура массовых коммуникаций. Осмысление сущности и особенностей межкультурного общения в XX веке; углубленное изучение современных массовых коммуникаций; понимание информационной среды как новой культурной среды обитания.

520109 — Экология культуры. Изучение проблем коэволюции; понимание значимости этических аспектов взаимоотношений человека и общества с природной и культурной средой обитания; различение исторических форм отношения "культура-природа"; освоение современных подходов и методик изучения экологии культуры; возможности применения синергетики в знании о культуре; подготовка ' и реализация научно-практических программ, предусматривающих сохранение обществом культурного и природного наследия.

520110 — Прикладная культурология. Осмысление возможностей моделирования и управления социокультурными процессами; овладение практическими аспектами культурологического знания (культурное консультирование, менеджмент культуры, проектная деятельность; классификация и кодификация фактов культуры и свидетельств о них).

1.4. Магистр должен быть подготовлен:

* к самостоятельной деятельности, требующей широкого образования по направлению и углубленной профессиональной специализации, владения навыками научно-исследовательской и научно-педагогической работы;

* к обучению в аспирантуре.

1.5. Основные сферы производственной деятельности магистра:

* научные и научно-производственные учреждения и организации любой формы собственности;

* государственные и негосударственные средние, средние специальные и высшие учебные заведения.

 

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, УСПЕШНО ЗАВЕРШИВШИХ ОБУЧЕНИЕ ПО ОСНОВНОЙПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ПОДГОТОВКУ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 520100 - КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Основная профессиональная образовательная программа, обеспечивающая подготовку магистра, состоит из программы обучения бакалавра и программы специализированной подготовки.

2.1. Общие требования к образованности магистра.

Общие требования к образованности магистра определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню подготовки бакалавра и требованиями, связанными со специализированной подготовкой. Магистр по направлению Культурология должен быть широко эрудирован в основных областях знания о человеке, обладать фундаментальной научной базой, позволяющей свободно ориентироваться в комплексе мировоззренческих проблем современной науки в целом, включая науки о природе, и глобальных проблем современной цивилизации; владеть методологией научного творчества, современными информационными технологиями, методами получения, обоработки, хранения и передачи научной информации, быть готовым к научно-исследовательской деятельности к самостоятельному выдвижению и формулированию проблем, соответствующих ведущим тенденциям культурологии и социокультурным потребностям; к творческой разработке программ их исследования с учетом современных подходов и междисциплинарных связей; в научно-педагогической деятельности быть готовым к построению учебных курсов, учитывающих основы современного знания о культуре и потребности саморазвития и самореализации личности.

2.2. Требования к знаниям и умениям по дисциплинам

2.2.1. Требования к знаниям и умениям по дисциплинам программы обучения бакалавра

Требования к знаниям и умениям по дисциплинам программы обучения бакалавра изложены в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования в части "Требований к уровню подготовки лиц, успешно завершивших обучение по основной образовательной программе направления 520100 - культурология".

2.2.2. Требования к знаниям и умениям по дисциплинам образовательной части программы специализированной подготовки

2.2.2.1. Требования по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам

Магистр должен иметь представление:

* о природе, типах и уровнях научного познания,

* об исторических типах науки и занчении научной рациональности,

* о предметной, мировоззренческой, методологической специфике гуманитарных, естественных, технических наук,

* о тенденциях к интеграции современного научного познания.

Магистр должен понимать:

* взаимосвязи творческих и репродуктивных компонентов научной деятельности, типов научной рациональности,

* социокультурные и индивидуальные начала научного творчества,

* этические аспекты научного творчества,

* проблемы человека, его бытия и истории в контексте различных направлений современного социально-гуманитарного знания,

* роль этики в системе наук о человеке и в свете глобальных проблем современной цивилизации,

* связь свободы и ответственности как свойств развитой личности,

* свойства эстетически развитого сознания и эстетической деятельности.

2.2.2.2. Требования по математическим и естественнонаучным дисциплинам

Магистр должен иметь представление:

* о месте и роли новых информационных технологий в науке и современном образовании,

* об основных направлениях использования компьютеров в гуманитарных исследованиях,

* о возможностях искусственного интеллекта,

* о смене фундаментальных парадигм в истории научного знания,

* о принципах и концепциях классической и неклассической физики,

* о взаимодействиях между физическими, биологическими, химическими процессами,

* о принципах развития живых систем, их целостности и гомеостазе,

* о биологическом многообразии как основе сохранения устойчивости биосферы,

* об образе научного мышления в контексте эволюционно-синергетической парадигмы.

2.2.2.3. Требования по дисциплинам направления

Магистр должен знать:

* роль культуры в истории мировых цивилизаций,

* основные теории и концепции культуры в современном социально-гуманитарном знании,

* методологические основы и специфику методов культурологии и исследований культуры.

Магистр должен владеть:

* научным знанием о культуре и его конструктивным использованием в различных областях жизни общества,

* проблематикой современного мирового знания о культуре,

* основными традициями в истории культурологии,

* конкретными методами культурно-исторических исследований,

* методами социокультурного моделирования и прогнозирования.

Магистр должен иметь опыт:

* в научно-исследовательской работе,

* в научно-педагогической работе.

2.2.2.4. Требования по специальным дисциплинам

Требования к образовательной части специализированной подготовки по специальным дисциплинам определяются вузом при реализации конкретной магистерской программы.

2.3. Требования к знаниям и умениям по научно-исследовательской части программы специализированной подготовки

Магистр должен уметь:

* определять проблему, формулировать гипотезу и задачи исследования,

 

* формировать план исследования,

* вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий,

* выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования,

* обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся данных,

* представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.

3. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ

520100 - КУЛЬТУРОЛОГИЯ.

Требования к содержанию основной образовательной программы

подготовки бакалавра

Обязательный минимум содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра определен в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования в части "Требований к содержанию основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению Культурология ( общий объем -8550 часов).

Обязательный минимум содержания программы специализированной подготовки




Инпскг

Нанмонпванир писпилдин и их пгнпвные paincriM

Всего часов

1

2

3

ГСЭ-М.ОО

Гуманитарные и социально-экономические дисциплины

200

ГСЭ-М.01

Методология научного творчества.

Взаимосвязь репродуктивной и творческой деятельности

в научном познании; типы научной рациональности;

социокультурные и индивидуальные начала научного

творчества; логика научного знания и психология

научного творчества; этические аспекты научного

творчества.

ГСЭ-М.02

Философские вопросы естественных, гуманитарных и

технических наук.

Понятие философской проблематики наук; природа

научного познания; типы и уровни научного познания;

проблема единства науки как феномена культуры;

исторические типы науки; предметная,

мировоззренческая и методологическая специфика

естественных, гуманитарных, технических наук; понятие

о междисциплинарных связях в науке; интегративные

тенденции современного научного познания.

ЕН-М.ОО

Математические и естественнонаучные дисциплины

70 '

ЕН-М.01

Компьютерные технологии в науке и образовании.

Место и роль новых информационных технологий в

науке; возможности искусственного интеллекта;

основные направления использования компьютерных

технологий в гуманитарных исследованиях; новые

информационные технологии культуры; компьютерная

графика и дизайн; современные способы обработки,

хранения и передачи информации и их роль в

образовании; проблемы и перспективы создания и

использования международных компьютерных сетей.

ДН-М.00

Дисциплины направления

200

ДН-М.01

Современные проблемы отечественной культурологии.

40

Характеристика основных подходов к изучению

культуры в России конца XX века; проблема предмета и

проблемных полей отечественной культурологии; школы

и направления в современной культурологии.

ДН-М.02

Методы и направления современных зарубежных

60

исследований культуры.

Роль лингвистического поворота в изучении культуры;

структурализм и постструктурализм в

культурологических исследованиях конца XX века;

психоаналитическое направление; феномен

междисциплинарности; характеристика направлений

"культурные исследования", "гендерные исследования",

"новая культурная история".

ДН-М.ОЗ

Культура конца XX века.

50

Особенности культурного семиозиса и культурных

коммуникаций в связи со сменой общенаучной и

общекультурной парадигм; содержание массовой

культуры; характерные черты культуры модернизма и

постмодернизма.

ДН-М.04

Методика преподавания культурологии в высшей школе.

50

Объем и содержание академического знания о культуре

в высшей школе: опыт Западной Европы, США, России

в XX веке. Цели и задачи культурологического

образования в вузе. Принципы построения, структура и

содержание Государственных стандартов по

культурологии. Типы и виды вузовской учебной

литературы по культурологии. Методическое

обеспечение курсов. Формы контроля работы студентов.

СД-М.ОО

Специальные дисциплины

1350

Обязательный минимум содержания специальных

дисциплин определяется требованиями к

профессиональной специализации магистра при

реализации конкретной магистерской программы

ДВ-М.ОО

Дисциплины по выбору

450

НИР-М.ОО

Научно-исследовательская работа

2200

НИР-М.01

Научно-исследовательская работа в семестре

НИР-М.02

Практики: 14 недель

научно -исследовательская,

научно-педагогическая

НИР-М.ОЗ

Подготовка магистерской диссертации

Итого:

4470

Всего:

13020

Итоговая государственная аттестация:

Защита выпускной квалификационной работы

Профессиональная образовательная программа подготовки магистров составлена исходя из следующих данных:

- всего недель на освоение программы обучения бакалавра - 200

- всего недель на освоение программы специализированной подготовки - 100, включая:

- общий объем нагрузки студентов-магистрантов - примерно 4470 час. (82 нед.), из них: теоретическое обучение и научно-исследовательская работа в семестре (54 нед.), научно-исследовательская и научно-педагогическая практика (14 нед.), подготовка магистерской диссертации (14 нед.);

- каникулы ( 10 нед.);

- итоговая государственная аттестация ( 4нед.);

- отпуск после окончания вуза (4 нед.).

5. ПРИМЕЧАНИЯ.

1. При реализации программы специализированной подготовки: вуз (факультет) имеет право:

1.1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала (для цикла дисциплин - в пределах 10%).

1.2. Осуществлять преподавание дисциплин, входящих в цикл, в виде авторских курсов, обеспечивающих реализацию минимума содержания дисциплин, определяемого данным документом.

1.3. Устанавливать соотношение объемов между научно-исследовательской и научно-педагогическими практиками.

2. Максимальный объем нагрузки студента, включая все виды его учебной, научно-исследовательской и научно-педагогической работы, не должен превышать 54 часов в неделю, при этом максимальный объем аудиторных занятий студента не должен превышать 14 часов в неделю в среднем за весь период обучения.

3. Студентам предоставляется возможность для занятий физической культурой в объеме 2-4 часов в неделю и иностранным языком.

4. Дисциплины по выбору студента могут быть ориентированы как на удовлетворение его образовательных потребностей, так и на получение конкретных знаний в сфере будущей профессиональной деятельности; они устанавливаются вузом (факультетом) при реализации конкретной магистерской программы.

5. В период действия данного документа Перечень магистерских программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке.

6. Студентам предоставляется возможность за счет дисциплин по выбору без увеличения общего объема часов, отводимых на освоение материала, выполнить Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы".

Составители:

Председатель Совета УМО по образованию

в области культурологии                                                          Ю.Н. Афанасьев

Управление образовательных стандартов

и программ                                                                                  Г. К. Шестаков

Управление гуманитарного образования

и развития личности                                                                  В.В. Сериков




Желающие опубликовать свои работы (статьи, дипломные, рефераты) в библиотеке, присылайте их на [email protected]!


КНИГИ, сделать ЗАКАЗ КНИГИ ПОЧТОЙ в книжных магазинах БИБЛИО-ГЛОБУС, ОЗОН/OZON, БОЛЕРО/BOLERO, ТОП-КНИГА, БИБЛИОН и других