Библиотека > Методические материалы > Учебные курсы по культурологии >
Макарова А.Е. "Культурология: Введение в специальность" (Кафедра теории и истории культуры РГГУ)
Пояснительная записка
Предметом курса является
Культурология -- интегративная наука, изучающая
закономерности, логику, специфику существования
и развития мировой культуры.
Цель курса – ознакомить студентов с
важнейшими аспектами, понятиями, методиками
Культурологии .
Задача курса состоит в том, чтобы
представить в кратком изложении проблематику и
научный инструментарий Культурологии, раскрыть
основные методики изучения культуры, обрисовать
последовательные ходы культурологического
анализа, обозначить роль культурологического
знания в формировании современных гуманитарных
представлений о мире и человеке. Курс призван
дать студентам знание, способствующее пониманию
глобальных и локальных процессов мировой
культуры.
На факультете Истории искусств данный
курс занимает важное место в системе
профессиональной подготовки культурологов.
Он помогает сориентироваться в
огромном и сложном материале мировой культуры,
способствует осознанию места собственной
профессиональной ориентации студента в
культурно-цивилизационном пространстве
современного мира, даёт представление о нвом
научном знании – культурологии.
Так как данный курс читается студентам
первого курса, не имеющим специальной подготовки
в изучении дисциплин культурологического ряда,
одной из вторичных задач является организация
подачи материала в таком стиле изложения,
который бы позволил заинтересовать студенческую
аудиторию предметом Культурология.
В
результате изучения курса студенты должны уметь
1) пользоваться культурологическим знанием,
представляющим сегодня научный инструмент
высокой коммуникативной активности, то есть
мыслить культурологически, широко вводя
общезначимый гуманитарный аспект в изучение и
решение любой прагматической профессиональной
задачи. 2) понимать проблематику и специфику
развития современной культуры, используя
культурологические методики анализа и критерии
оценок.
Методология курса основана на
изучении авторитетных источников – трудов
теоретиков культуры. В данном курсе 1)отражена
специфика культурологического интегративного
анализа явлений культуры и динамики ее развития.
2) совмещено решение проблем глобального
общекультурологического плана и проблем
локального характера, 3) созданы предпосылки для
ознакомления студентов с основами
фундаментального знания (теории культуры) и
возможных его трансформаций в прикладной
области (практическая культурология). 4)
обусловлено введение в курс как онтологического
аспекта (бытование, функционирование), так и
аксиологического ( учения о духовных ценностях
нравственного, познавательного, эстетического
характера).
Объем курса составляет 12 часов лекций.
Предусмотренные формы контроля –
курсовая работа, зачёт..
Программа курса лекций
Тема 1. Культура и Культурология как
предмет изучения
Культура как понятие. Фундаментальные
и прикладные определения культуры. Аспекты
культуры – материальный, социальный,
идеологический. Функции культуры. Критерии
типологического анализа и типы культур.
Истоки культурологического знания в
учениях 18-19 веков – философия культуры Шеллинга,
Гегеля, Ницше. Формирование новой науки
Культурологии в работах историков и теоретиков
культуры 20-го века. Зарубежные и отечественные
авторитеты в области исследования феномена
культуры. Основополагающие научные труды и
концепции.
Традиционные методологии изучения
мировой культуры – историческая,
антропологическая, социологическая,
феноменологическая, семантическая,
психоаналитическая.
Тема 2. Язык Культурологии.
Формирование научного понятийного
интегрированного языка Культурологии на
протяжении 20 го столетия ( заимствованные и
оригинальные установочные понятия).
Понятие “центризм” – европоцентризм,
востокоцентризм, американоцентризм,
африканоцентризм, модерноцентризм – как
мировоззренческая и методологическая установка
в изучении планетарной и региональной культуры.
Культурологические антиномии
(паритетные конфронтанты), вводимые в целях
сравнительного анализа, противопоставления,
дистанцирования, природа – культура, элитарная
– массовая культура, классическая –современная,
языческая –христианская,
католическая-православная,
буддийская-индуистская, вербальная-визуальная,
национальная-интернациональная ,
западная-восточная и др.
Специальная терминология – ее смыслы
и применения. Автохтонная культура, субкультура,
субэкумена культуры, культурный ареал,
культурный архетип, кризис культуры, культурная
модель, культурный код, культурная семантика,
культурная парадигма, аккультурация, бинарные
структуры, контркультура, паттерны культуры,
культургенез, культурная ментальность,
масскультура, инкультурация, культурфилософия,
культурный шок, культурологическая концепция и
др.
Тема 3. Этапы культурологического исследования
(практическая культурология)
Изучение мифологических, религиозных,
научных, философских,
художественно-эстетических представлений как
наиболее активных носителей культурных
менталитетов ( работы Тэйлора, Лосева, Лотмана,
Бахтина).
Выявление и актуализация феноменов и
парадоксов той или иной культурной ситуации,
введение данной ситуации в более широкое поле
региональной, материковой, планетарной культуры.
Разработка спектра парадигм, составление ряда
аналогий и паритетов ( работы Шпенглера, Юнга,
Баткина, Топорова)..
Изучение мировоззренческих
“текстов” вербального и невербального поля
культуры ( миф, рукопись, книга, искусство,
архитектура, театр, и др.)
Многомерная реконструкция культуры –
построение культурной модели – модель
“фаустианской культуры” Шпенглера, модель
“культура Средневековья” Эко, модель культуры
“барокко” Делеза, Модель “русской святости”
Топорова, модель библейского мифа ( об Иосифе)
Т.Манна, модель “вавилонская библиотека”
Борхеса, модель русской культуры Лотмана , модель
карнавальной культуры Бахтина и др.
Тема 4. Культурологические концепции
Основные типы теоретических и
методологических построений в области истории и
теории культуры – природа ( космос, планета,
человек) и рефлексии (умозрительные конструкты ).
Антропологические концепции (Фрэзер,
Малиновский, Бродель, Фробениус, Гребнер, Уайт, Ле
Гофф и др.)
Концепция этногенеза и пассионарного
взрыва ( Вернадский, Гумилев)
Психоаналитическая концепция (Фрейд,
Юнг )
Мистическая концепция (Штайнер, Генон,
Д.Андреев)
Этологическая концепция ( Лорен,
Тимберген, Докинз)
Концепция культуры как игры (Хейзинга,
Ортега-и-Гассет, Гессе, Борхес, Бахтин)
Концепция исторической цикличности и
кризиса культур (Тойнби, Шпенглер, Данилевский,
Ницше и др.)
Культура как система знаковых и
символических форм ( Кассирер, Леви-Строс)
Аксиологическая концепция (Гегель,
Виндельбанд, Риккерт,Бердяев, Сорокин, Лосев и
др.)
Структуралистская (Фуко, Р.Барт,
Деррида, Эко, Лотман, Топоров) и
Постструктуралистская ( Лиотар, Делез,
Бодрийяр) концепции
Концепция обмена ( Бродель)
Футурологические концепции ( утопии,
новые технологии, научное прогнозирование) в
работах Лема, Форрестера, Масуды, Гелена,
Уайтхеда и др.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ИСТОЧНИКИ
1. Л.Уайт. Понятие культуры. В кн. Антология
исследований культуры. Т.1. С-П. 1997. , стр.17-19.
2. Д.Мердок. Фундаментальные характеристики
культуры. Там же, стр.49-57.
3. Д.Фейблман. Типы культуры. Там же, стр.203-224.
4. М.Вебер. Логика наук о культуре. В кн.
Культурология. ХХ век. Антология. М.1995., стр.7-57.
5. Г.Риккерт. Науки о природе и науки о культуре.
В кн. Культурология ХХ век.Антология. М.1995., стр.
69-1о4.
6. А.Тойнби.Постижение истории. М.1991 (643 стр.)
7. О.Шпенглер. Закат Европы. М.1993 (667 стр.)
8. П.Сорокин. Человек, цивилизация, общество.
М.1992. (539 стр.)
9. Й.Хейзинга. Человек играющий. 1992. (464 стр.)
10. Л.Гумилев. Этносфера. История людей и история
природы. М.1993. (549 стр.)
11. З.Фрейд. Художник и фантазирование. М.1995.(396
стр.)
12. Х.Ортега-и-Гассет. Избранные труды.
М.1997.(480стр.)
13. Это человек. Антология. М.1995 (320 стр.)
14. К.Юнг.Архетип и символ. М.1991.(З04 стр.)
15. Культурология ХХ век. Антология. М.1995. (703 стр.)
16. Лики культуры. Альманах. М.1995. стр.121-203, 238-276,
431-456.
17. Самосознание европейской культуры ХХ века.
М.1991.(366 стр.)
ЛИТЕРАТУРА
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. П.Гуревич. Философия культуры. М.1996. 288 стр.
2. Культура как предмет культурологии. В кн.
Культурология. Под ред. А.Радугина.М.1997., стр.12-21.
4. Самосознание европейской культуры ХХ века.
М.1991., стр. 23-45.
5. Культура: теории и проблемы. М.1995., стр.135-276.
6. Культурология. ХХ век. Словарь. С-П. 1997. (590 стр.)
7. Современная западная философия. М.1991. (404 стр.)
8. А.Лосев. Эстетика Возрождения. М.1998. (750 стр.)
9. Х.Борхес.Письмена бога. М.1994. (стр.2о3-316).
10. У.Эко. Имя Розы. С.-П.1997. (685 стр.)
11. Философия русского религиозного искусства
16-20 века. Антология. М.1993. (398 стр.)
12. Ю.Федоров. Сумма антропологии. М.1995. (401 стр.)
13. М.Бахтин. Творчество Франсуа Рабле. М.1990. (514
стр.)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Тема 1.
Ю.Лотман. Статьи по типологии культуры. Тарту.
1970. ( 90 стр.)
Введение в культурологию. Под ред. Е. Попова. М.
1995. ( 151 стр.)
Тема 2.
А. Швейцер. Культура и этика. М. 1973. ( 483 стр.)
Сумерки богов. М. 1989. ( 295 стр.)
Мировое древо. Международный журнал по теории и
истории мировой культуры. М. 1992. 1-4. ( 162 стр.). Далее
все номера.
Ю.Лотман. Культура и взрыв. М. 1992. ( стр. 43-98 )
Тема 3
Й.Хейзинга. Осень Средневековья.М. 1998. ( стр. 140-206 )
Т. Манн. Иосиф и его братья. М. 1982. ( т.1. стр. 205-412,
т.2. стр. 322- 489 )
Тема
4.
А. Белик.Культурология. Антропологические
теории культур. М.1999. (362).
Р. Докинз. Эгоистичный ген. М. 1995. (стр 92- 147).
Г. Тавризян, О. Шпенглер, Й. Хейзинга: две
концепции кризиса культуры. М. 1989. ( стр. 127- 296 ).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ
1. Что такое Культурология ?
2. Что является объектом культурологического
изучения ?
3. В чем различие дисциплин - История культуры и
Культу-
рология ?
4. Каковы механизмы транслирования культурных
кодов ?
5. Как возникает " картина мира " ?
6. Что такое мировоззренческие и канонические
тексты?
7. Что такое генезис культуры ?
8. Назовите понятия, которыми оперирует
Культурология .
9. Какие культурологические концепции Вы знаете
?
10. Какая из концепций Вам представляется
наиболее убеди-
тельной ?
11. В чем заключаются основные принцыпы
культурной антро-
пологии ?
12. Раскажите о роли мифа в структурировании
культуры .
13. Назовите основные этапы истории мировой
культуры,
культурные парадигмы одного из них.
14. Как Вы представляете себе связь и различие
понятий :
природа и культура, культура и опыт
человечества,
цивилизация и культура, культура и
культурология ?
15. Может ли быть произведение искусства
объектом культуро-
логического анализа, какова степень его
информативности?
16. Какова роль достижений техники и высоких
технологий в культуре
мира.
17. На каких ценностных и сущностных основаниях
строились
концепция культуры как игры и этологическая
концепция культуры ?
18.Какие типы культуры вы знаете.
19. Роль и место культурологического знания в
понимании
планетарной культуры.
20. В чем оcновные отличия культурологического,
философ-
ского, искусствоведческого и социологического
анализа
явлений культуры ?
21. Назовите имена крупнейших культурологов ХХ
века.
22.Какие основополагающие научные работы в
области истории и теории культуры вы знаете.
23. Что такое культурфилософия.
24. Объясните понятия:
культурная семантика, культурный архетип.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
“КУЛЬТУРОЛОГИЯ”
|