На главную страницу Библиотеки по культурологии
карта библиотеки        ФОРУМ "Studia humanitas"


Библиотека > Методические материалы > Учебные курсы по культурологии > Асоян Ю.А. "История культурологии" (Кафедра теории и истории культуры РГГУ)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс лекций по истории культурологии является базовым и предназначен для студентов 4 курса факультета культур и искусств, обучающихся по специальности “культурология”.

Предмет курса – культурология как исторически становящаяся область знания; культурологическая установка (доминанта) современного гуманитарного сознания; начала и условия формирования парадигмы культурологического мышления в ХХ в.; исторические формы рефлексии культуры; основные понятия (концепты), составляющие “концептосферу идеи культуры” в разные исторические эпохи (античность – Средние века – Новое время); история теоретической культурологии (конец XIX начало XX вв.); формирование предметных областей и методов исследования культуры в исторической культурологии, культурной и социальной антропологии (XX век).

Цель курса заключается в том, чтобы составить историческую ретроспективу становления культурологической проблематики, проследить историю возникновения теоретико- и историко-культурологических подходов в европейской и отечественной науке, историко-теоретическую эволюцию основных культурологических понятий и идей.

Задачи курса:

    • философско-эпистемологическая – вскрыть особенности и обозначить границы культурософского и культурфилософского, историко-культурного и собственно культурологического (теоретико и историко-культурологического) подходов к осмыслению феномена культуры.
    • историко-культурная: проследить изменчивость понятия о культуре в разные исторические эпохи, теоретические и методологические границы исторически-конкретных форм ее осмысления; в этой связи представляется возможным попытаться взглянуть на историю европейской культуры как на историю различных представлений о том, что есть культура
    • историко-теоретическая: представить ретроспективу основных философско-исторических и теоретических подходов, направлений осмысления и изучения феномена культуры в европейской и русской мысли, в социальной и культурной антропологии
    • историко-концептографическая: поскольку за каждым подходом в изучении культуры стоит тот или иной набор фундаментальных культурологических понятий, одна из существенных задач курса состоит в нахождении и анализе исторических трансформаций тех понятий-концептов, которые показывают “идею культуры” в ее истории.

Важнейшей особенностью курса является то, что под историей культурологии понимается не только процесс формирования специальной образовательной и научной дисциплины, в роли которой, по большей части, и выступает современная культурология, но и становление самой “идеи культуры” в истории европейской мысли, процесс “культурологического смещения” горизонта гуманитарного знания в XX в. Предлагаемый подход к истории культурологии базируется на принципах историзма, с одной стороны, и дополнительности, - с другой, что обусловливает необходимость овладения различными исторически конкретными подходами осмысления и теоретической экспликации феномена культуры как взаимодополнительными, взаимносоотносимыми и, по большому смыслу, теоретически равноценными.

Прослушав курс “история культурологии” студенты должны получить более глубокое, чем прежде, представление о становлении современной культурологии как в “дисциплинарном”, так и в историко-теоретическом, концептографическом и парадигмальном аспектах. Опираясь на знание предметных областей и методологии основных направлений современной культурологии студенты получают возможность яснее формулировать теоретико-методологические особенности подходов, реализуемых в их курсовых и дипломных работах.

ПРОГРАММА КУРСА ЛЕКЦИЙ

Тема 1. Введение. История культурологии как специфическая область культурологических исследований. Формирование образа собственной истории в современной культурологии. Основные “ключи” рассмотрения истории культурологии: историко-дисциплинарный подход – осмысление истории культурологии в контексте формирования круга культурологических дисциплин (философия культуры, культурная антропология, культурология), историко-теоретический: история культурологии как история теоретико-культурологической мысли. Парадигмальный подход: история культурологии в контексте смены научных и мировоззренческих парадигм европейского гуманитарного знания (культурология как парадигма гуманитарного сознания XX в.). Историко-культурный подход: история культурологии, рассматриваемая под углом зрения различных исторически-конкретных способов понимания-конструирования феномена культуры. Определение возможностей историко-концептографического подхода.

Тема 2. Историко-концептографический подход в истории культурологии: границы и перспективы. История культурологии как история формирования основных культурологических концептов, интуиций и понятий теоретической культурологии. Культурологический концептуализм: термины “концепт” и “концептосфера”. Концептосфера идеи культуры: ее возникновение и важнейшие исторические трансформации. Историография концепта “cultura” (Античность – Ренессанс – Новое время). Этимологическая составляющая европейского концепта “культура”. Этноисторические особенности европейского культур-лексикона. Образ Цицерона о “cultura animi” и его значение для европейской культурологии. Проблема выделения античных аналогов европейского понятия о культуре: “Paideia” - “humanitas” - “cultura”. Экскурс в историю термина “культурология” (culturology).

Тема 3. Представление о культуре в эпоху античности и в средние века. Тезис об открытии идеи культуры в античности: pro et contra. Проблема антично-средневековых истоков современных культурологических понятий, теорий и идей. Софисты и “греческое Просвещение”: “фюсис” и “номос”. Первые обнаружения проблемы культуры в контексте изучения природы языкового знака. Гиппократ: представление о культурной относительности в трактате “О воздухах, водах и местностях”. Сократ: постановка проблемы надындивидуального в человеческом сознании и ее культурологические следствия. Греческая “пайдейя”: образовательные программы Исократа и Платона. Платонизм и идея культуры. Культурологические идеи “Афинской политии” Аристотеля. Кинический тип отношения к культуре (культурофобия). Александризм как тип отношения к культуре (синкретизм) и его значение для культурологии. Представление о культуре в поздней античности и раннем средневековье.

Тема 4. Разрушение средневекового теоцентризма и ренессансное открытие идеи культуры Тезис об открытии идеи культуры в средние века: “за” и “против”. Человек в ренессансной модели мира: ренессансное открытие природы и истории (концепция О.Шпенглера). Культ античности и осознание по отношению к ней культурной дистанции в гуманистической мысли. Ренессансная “humanitas” и современная “культура”. Культурологическое измерение гуманистических studia humanitatis. “Varieta” как принцип ренессансного понимания культуры. Этический релятивизм Н.Макиавелли и его культурологические следствия. Идея множественности миров в эпоху Возрождения (Дж.Бруно) и ее культурологические преломления. “Новая наука об общей природе наций” Дж.Вико: культура - “humanitas” в лексиконе Дж.Вико; циклическая концепция истории.

Тема 5. Эволюция понятия “культура” в эпоху Нового времени (XVII век). “Культура” в европейском философском лексиконе XVII века: “от риторического тропа к самостоятельному понятию”. Сultura в сочинениях Ф.Бэкона, Р.Декарта, В.Лейбница. Понятие о “культуре” у Яна Амоса Коменского. Идея воспитания и совершенствования человеческой природы. Основные интуиции философско-культурологической мысли Нового времени: Ф.Бэкон об идолах человеческого сознания (культурологический аспект). Антитрадиционализм и замысел рационализации культуры Р.Декарта. Культурологические идеи в “Опытах о человеческом разумении” Дж.Локка. Значение философских идей Д.Юма для культурологии. Эмпиризм и рационализм Нового времени как культурологические проекты. Проблема языка: идея “универсальной грамматики”, ее культурологические основания и следствия. Универсализм культуры как требование и парадигма научного сознания XVII в.

Тема 6. Культурологические интуиции французского Просвещения (XVIII век). Европейское “просвещение” (франц. lumieres, нем. Aufklarung) как философская идея и культурологический проект. Основные понятия и концепты: просвещение и воспитание как центральные понятия просветительской культурологической утопии. Формирование концепта “цивилизация” во второй половине XVIII и начале XIX вв (по Л.Февру и Э.Бенвенисту). Civilite , politesse и police; Civilisation как универсалистское понятие, его политико-правовые контаминации; учение о ступенях и стадиях цивилизации у Ж.А.Кондорсе (“Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума”) и французских просветителей. Формирование представления о цивилизациях как разнородных и самобытных, локальных образованиях (П.Балланш и др.). Вопрос о соотношении Цивилизации и цивилизаций. Критика культуры Ж.-Ж.Руссо. К.Леви-Стросс о Руссо как отце антропологии.

Тема 7. Рефлексии культуры в Германии в конце XVIII – первой половине XIX в. Kultur как понятие немецкого философско-исторического лексикона. Противопоставление “цивилизации” и “культуры”, “культуры” и “природы” в немецкой культурологии. Культурологические идеи Винкельмана, Шиллера и Гете Концепция истории культуры И.Гердера.. Язык и культура в концепции В.Гумбольдта. Философия культуры И.Канта. Значение идеи И.Канта о пространстве и времени как априорных формах чувственного созерцания для культурологии. Философия деятельности Г.Фихте и ее значение для культурологии. Основные культурологические понятия Г.В.Ф.Гегеля Гегелевская концепция истории. Гегель и Восток (Восток в гегелевской историко-культурологической схеме). Шеллинг и философия культуры немецкого романтизма. Открытие интереса к народной старине и народной индивидуальности. Германское народоведение (volkskunde) и братья Гриммы.

Тема 8. Русский философский культурлексикон и русская культурософия XIX в. Концептосфера идеи культуры в языке философской и общественной мысли первой пол. XIX в. “Культура” и “цивилизация” по материалам русских словарей. Концепты “цивилизация” и “культура” в “Философических письмах” П.Я.Чаадаева. Просвещение как синоним культуры в философском лексиконе славянофильства (И.Киреевский, Ю.Ф.Самарин). “Быт” и “культура”, понятие “быт” как элемент концептосферы идеи культуры в сер. XIX в. Проблемы народности и этнографической культуры в русской науке сер. XIX в. (Н.И.Надеждин, Ф.И.Буслаев). “Цивилизация” у Н.Г.Чернышевского. Понятие о культурно-историческом типе у Н.Я.Данилевского. Эстетика культуры и апология культурного разнообразия у К.Н.Леонтьева. Критика оснований органицистской культурологии В.С.Соловьевым. Концепция культуры как цельного знания и всеединства у В.С.Соловьева. Идея “спасения от культуры” у Н.Ф.Федорова.

Тема 9. Теоретико-культурологическая мысль в Германии во второй пол. XIX - нач. ХХ вв. Историко-культурное направление исследований - Kulturgeschichte (Я.Буркхардт, Э.Готейн) и ее значение для формирования культурологии XX в. (от истории культуры к “культурной истории” и культурологии). Культурологические идеи в философии А.Шопенгауэра. Фр.Ницше и современная культурология: Рождение трагедии из духа музыки. Критика европейской культуры и исторического миросозерцания. Аполлоническое и дионисийское начала культуры в концепции Ф.Ницше, использование этих понятий в современной культурной антропологии. Культурология О.Шпенглера. Культура и цивилизация. Аполлоническая душа античной и фаустовская душа европейской культуры. Философия культуры неокантианства: от “наук о духе” к “наукам о культуре” (В.Дильтей Г.Риккерт). Формирование понятия “культурология” в контексте неокантианской Kulturphilosophy. Понимающая культурология М.Вебера.

Тема 10. Изучение культуры в социальной и культурной антропологии конца XIX – первой пол. XX вв. Зарождение социальной и культурной антропологии, этнографии и этнологии. Позитивизм в социологии (О.Конт). Философско-культурные идеи Дж.С.Милля и Г.Спенсера; возникновение эволюционизма в изучении культуры (Л.Морган, Э.Тайлор, Дж.Фрэзер). Диффузионизм в этнологии и культурной антропологии (Ф.Ратцель, Л.Фробениус). Психологическое направление в изучении культур (В.Вундт и М.Лацарус, Г.Лебон и Г.Тард), французская социологическая школа (Э.Дюркгейм, Л.Леви-Брюль). Функционализм в антропологии (Б.Малиновский и А.Радклиф-Браун). Американская школа исторической этнологии (Ф.Боас). Психоанализ и философия культуры З.Фрейда; формирование психоаналитического направления в культурной антропологии (Г.Рохейм, К.Г.Юнг, Э.Фромм). Культурологические исследования в Америке; этнопсихологическое направлениев американской антропологии: Р.Бенедикт.

Тема 11. Опыт постижения культуры в русской культурологии первой трети XX столетия. Проблематизация идеи культуры на рубеже XIX - XX вв. Культурологическая школа русской медиевистики (И.Гревс, Л.Карсавин, Н.Анцыферов, О.Добиаш-Рождественская). Культурология русского символизма: А.Белый, Вяч.Иванов, П.Флоренский. Ф.Зелинский. Культурология В.Розанова. “Афины” и “Иерусалим” в философско-культурологическом подходе Л.Шестова. Культурологические идеи Н.А.Бердяева. “Исход к Востоку” в евразийской культурологии (Н.Трубецкой, П.Савицкий, Г.Вернадский) Теоретическое обоснование евразийской культурологии Л.Карсавиным и концепция симфонической личности. П.Бицилли как культуролог. Философия культуры Я.Э.Голосовкера: культура как “имагинативный абсолют”. М.Бахтин и современная культурология. Становление русской семиотики. О.Фрейденберг. Культурно-историческое направление в психологии (Л.С.Выготский, А.Р.Лурье)

Тема 12. Обзор основных направлений и концепций в культурологии XX века. Философская культурология: проблема культуры в феноменологии, экзистенциализме, персонализме. Историческая культурология: история ментальностей и историческая антропология. Французская школа “Анналов”: культурологические идеи и методология исследования (Л.Февр, М.Блок, Ж. Ле Гофф, Ж.Дюби и др.). Ф.Арьес как культуролог. История повседневности как направление историко-культурологических исследований. Психологическая культурантропология: кросс-культурная и культурно-историческая психология. Структурализм и постструктурализм в культурологии и социологии культуры (К.Леви-Строс, Ж.Лакан). Неоэволюционизм Л.А.Уайта и Д.Стюарда. Неопсихологизм в социологии культуры (С.Московичи, А.Маслоу). М.Элиаде. Постмодернизм в культурологии ХХ в. (М.Фуко, Ж.Бодрияр, Ж.Деррида, У.Эко).

Заключение. Основные направления российской культурологии в 1960-80-х гг.: Ю.М.Лотман и тартусско-московская семиотическая школа, А.Я.Гуревич и историко-антропологические исследования; В.С.Библер и школа “диалога культур”.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ

ПО ИСТОРИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ



Тема №

Содержание

Кол-во:

24 ч.

1

Введение. История культурологии как специфическая область культурологических исследований

2 ч.

2

История культурологии sub specie историко-концепто-графического подхода: его границы и перспективы.

2 ч.

3

Представления о культуре в эпоху античности и в средние века

2 ч.

4

Разрушение средневекового теоцентризма и ренессансное открытие идеи культуры

2 ч.

5

Эволюция понятия “культура” в эпоху Нового времени (XVII век).

2 ч.

6

Культурологические интуиции французского Просвещения (XVIII в.).

2 ч.

7

Рефлексии культуры в Германии в конце XVIII – первой половине XIX века

2 ч.

8

Формирование философского культурлексикона и русская культурософия XIX в.

2 ч.

9

Теоретико-культурологическая мысль в Германии во второй пол. XIX – нач. ХХ вв.

2 ч.

10

Изучение культуры в социальной и культурной антропологии конца XIX – первой пол. XX вв.

2 ч.

11

Опыт постижения культуры в русской культурологии первой трети XX века.

2 ч.

12

Обзор основных направлений и концепций в культурологии XX столетия.

2 ч.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ

ИСТОЧНИКИ

  1. Антология исследований культуры Т.1. Интерпретации культуры – СПб.: Университетская книга, 1997 – 726 с.
  2. Аристотель Афинская полития // Аристотель Политика. Афинская полития – М.: Мысль, 1997, С.217 – 348.
  3. Арьес Ф. История ментальностей // История ментальностей, историческая антропология Зарубежные исследования в обзорах и рефератах – М.: РГГУ, 1996, С.26-30.
  4. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке – Екатеринбург, Издательство Уральского университета, 1999 – 416 с.
  5. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти – М.: Прогресс, 1992. – 627 с.
  6. Базен Ж. История истории искусства от Вазари до наших дней – М.: “Прогресс”, 1995 – 524 с.
  7. Барт Р. Избранные работы Семиотика. Поэтика; Пер. с фр. – М.: Прогресс, 1994 – 615 с.
  8. Барт Р. От произведения к тексту // Барт Р. Избранные работы Семиотика. Поэтика; Пер. с фр. – М.: “Прогресс”, 1994, С. 413 - 424.
  9. Барт Р. Разделение языков // Барт Р. Избранные работы Семиотика. Поэтика; Пер. с фр. – М.: Прогресс, 1994, С.519-535.
  10. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М.: Художественная литература, 1990 – 543 с.
  11. Белый А. Проблема культуры // Белый А. Символизм как миропонимание – М.: Республика, 1994, С.18-23.
  12. Белый А. Философия культуры // Белый А. Душа самосознающая / Составление и статья Э.И.Чистяковой. - М.: Канон+, 1999, С.488 – 517.
  13. Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов Пер. с фр. / Общ. ред и вступ. Ю.С.Степанова. – М.: Прогресс, 1995. – 456 с.
  14. Бенвенист Э. Цивилизация. К истории слова // Бенвенист Э. Общая лингвистика - М.: Прогресс, 1974, С.386-398.
  15. Бенедикт Р. Психологические типы в культурах Юго-Запада США // Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретации культуры. – СПб.: Университетская книга, 1997, С.271-284.
  16. Бердяев Н. Смысл творчества // Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства Т.1. – М.: Искусство, 1994, Главы. IV, VI, X
  17. Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства Т.1-2. – М.: Искусство, 1994.
  18. Библер В.С. Диалог. Сознание. Культура (идея культуры в работах М.М.Бахтина) // Одиссей 1989. - М.: Наука, 1989, С.21-60.
  19. Библер В.С. Михаил Михайлович Бахтин или поэтика культуры. На путях к гуманитарному разуму. М.: Гнозис, 1991 – 176 с.
  20. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. - М.,1991.
  21. Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. СПб.: Мифрил, 1996. – XIV + 256 с.
  22. Бицилли П.М. Нация и язык // Бицилли П.М. Избранные труды по филологии – М.: “Наследие”, 1996, С.79-97.
  23. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. – СПб.: Мифрил, 1995 – XXVIII + 244 с.
  24. Боас Ф. Методы этнологии // Антология исследований культуры Т.1. Интерпретации культуры – СПб.: Университетская книга,1997, С.519 – 527.
  25. Боас Ф. Ум первобытного человека. Пер. с англ. М. – Л.: Гос.изд.,1926
  26. Бубер М. Два образа веры // Лики культуры. Альманах Т.1. – М.: Юристъ, 1995, С.353 – 366.
  27. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения – М.: “Интрада”, 1996 (Особенно гл. 2. “Развитие личности”, С.121-157).
  28. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. // Вебер М. Избранные произведения. Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1990, С.61 - 208
  29. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий // Вебер М. Избранное. Образ общества. – М.: Юристъ, 1994, С.43 – 77.
  30. Вежбицкая А. Концептуальные основы психологии культуры // Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. – М.: Русские словари, 1996, С. 376 - 404.
  31. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков Пер. с англ. А.Д.Шмелева. - М.: Школа “Языки русской культуры”, 1999 – 780 с.
  32. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание / Пер. с англ. Вступ. ст. Е.М.Падучевой. - М.: Русские словари, 1996 – 416 с.
  33. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. М.:REFL-book,1994, C. 377 – 477.
  34. Винкельман И.-И. Мысли по поводу подражания греческим произведениям в живописи и скульптуре // Винкельман И.-И. Избранные произведения и письма. - М.: Ладомир, 1996, С.85 – 136.
  35. Вундт В. Проблемы психологии народов // Преступная толпа – М.: Издательство КСП+,1998, С. 197 - 308.
  36. Гадамер Г.-Г. История понятий как философия // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного – М.: Искусство, 1991, С.26-42.
  37. Гадамер Г.-Г. Прометей и трагедия культуры // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного – М.: Искусство, 1991, С. 242 - 256.
  38. Гадамер Г.-Г. Семантика и герменевтика // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного – М.: Искусство, 1991, С. 60 - 72.
  39. Геннеп А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов – М.: Издательская фирма “Восточная литература” РАН, 1999 – 198 с.
  40. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977, С. 6 – 13 и сл.
  41. Гиппократ О воздухах, водах и местностях // Гиппократ Избранные книги – М.: “ Сварог”, 1994, С.275 – 306.
  42. Голосовкер Я.Э. Имагинативный абсолют. Часть I (фрагменты) // Голосовкер Я. Э. Логика мифа. - М.: Наука, 1987, С.114-164.
  43. Гумбольдт В. Действие незаурядной духовной силы. Цивилизация, культура и образование // Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию: Пер. с нем. / Общ. ред. Г.В.Рамишвили; Послесл. А.В.Гулыги и В.А.Звегинцева. - М.: Прогресс, 2000, С.53 – 60.
  44. Гумбольдт В. фон Характер языка и характер народа // Гумбольдт В. Язык и философия культуры: Пер. с нем. / Сост, общая ред. и статьи А.В.Гулыги и Г.В.Рамишвили. - М.: Прогресс, 1985, С.370 – 382.
  45. Гумбольдт В. фон Язык и философия культуры: Пер. с нем. / Сост, общая ред. и статьи А.В.Гулыги и Г.В.Рамишвили. - М.: Прогресс, 1985. – 450 с.
  46. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М.: Ди Дик, 1998. – 635 с.
  47. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры – М.: Искусство,1984 – 350 с.
  48. Данте А. Божественная комедия // Данте А. Собрание сочинений в 5-ти т. Т.1-3. – СПб.: “Азбука”, 1996.
  49. Данте А. Малые произведения. Пир. О Народном красноречии // Данте А. Собрание сочинений в 5-ти т. Т.5. – СПб.: “Азбука”, 1996.
  50. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. 6-е изд. - СПб.: Издательство С.-Пб. университета, 1995. Гл.IV-V.
  51. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. Пер. с англ. – М.: Наука, 1993. – 432 с.
  52. Доддс Э.Р. Греки и иррациональное – СПб.: Алетейя, 2000, С.48 – 99.
  53. Дюби Ж. История ментальностей // История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах – М.: РГГУ, 1996, С.18-22.
  54. Дюби Ж. Развитие исторических исследований во Франции после 1950 г // Одиссей. Человек в Истории. 1991. – М.: Наука, 1991, С.48-59.
  55. Дюркгейм Э. Представления индивидуальные и представления коллективные // Дюркгейм Э. Социология. – М.: Канон + , 1995, С.208 – 243.
  56. Дюркгейм Э., Мосс М. О некоторых первобытных формах классификации. К исследованию коллективных представлений // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии – М.: Издательская фирма “Восточная литература” РАН, 1996, С.6 – 74.
  57. Зелинский Ф.Ф. Античная гуманность // Зелинский Ф.Ф. Соперники христианства. – СПб.: Алетейя, 1995, С. 201 – 240.
  58. Зелинский Ф.Ф. Гомеровская психология // Онианс Р. На коленях богов. Истоки европейской мысли о душе, разуме, теле, времени, мире и судьбе. – М.: Прогресс-Традиция, 1999, С.449 – 498.
  59. Зелинский Ф.Ф. Древний мир и мы // Зелинский Ф.Ф. Древний мир и мы. - СПб.: Алетейя, 1997, С. 1 – 149.
  60. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа / Сост. П.В.Алексеева. Подгот. текста и примеч. Р.К.Медведевой. - М.: Республика, 1997. – 368 с.
  61. Зомбарт В. Буржуа: Этюды по нравственной истории современного экономического человека – М.: Наука, 1994
  62. Иванов Вяч.Вс. Очерки по предыстории и истории семиотики // Иванов Вяч.Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры, Т.1. – М.: “Языки русской культуры”, 1998 С. 605 – 813.
  63. Иванов Вяч.И. Гершензон М. Переписка из двух углов // Иванов Вяч. И. Родное и вселенское. - М.: Республика, 1994, С.113 - 138.
  64. Иванов Вяч.И. Спорады // Иванов Вяч. Родное и вселенское. - М.: Республика, 1994, С.73-91.
  65. Иванов Вяч.И. Лев Толстой и культура // Иванов Вяч. И. Родное и вселенское. - М.: Республика, 1994, С.273-282.
  66. Иванов Вяч.И. О веселом ремесле и умном веселии // Иванов Вяч. Родное и вселенское. - М.: Республика, 1994, С.60-72.
  67. История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах – М.: РГГУ, 1996 – 255 с.
  68. Йегер В. Пайдеа. Воспитание античного грека (эпоха великих воспитателей и воспитательных систем). Пер. с нем. М.Н.Ботвинника. - М.: Греко-латинский кабинет, 1997 – 335 с.
  69. Кант И. Ответ на вопрос о том, что такое просвещение // Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. Т.1. – М.: Издательская фирма АО, 1993, С. 127 – 147.
  70. Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории // Калейль Т. Теперь и прежде – М.: Республика, 1994, С.6 – 199.
  71. Карсавин Л.П. Основы средневековой религиозности в ХII-XIII веках. - СПб., 1997, С.15 – 41.
  72. Карсавин Л.П. Философия истории – СПб.: “АО Комплект”, 1993, Гл.1-2, С.15-177.
  73. Кассирер Э. Логика наук о культуре // Кассирер. Э. Избранное. Опыт о человеке. – М.: Юристъ, 1998, С.7-140.
  74. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры // Кассирер. Э. Избранное. Опыт о человеке. – М.: Юристъ, 1998, С.440-724.
  75. Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России // Киреевский И.В. Критика и эстетика – М.: Искусство, 1979, С.248-293.
  76. Кнабе Г.С. Древний Рим – история и повседневность. Очерки. – М.: Искусство, 1986 – 204 с.
  77. Кондорсе Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. - М.: Соцэкгиз, 1936, С.3 – 17.
  78. Коул М. Культурно-историческая психология. Наука будущего. – М.: “Когито-Центр”, 1997. – 432 с.
  79. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1997. Гл. 2,3.
  80. Кребер А. Конфигурации развития культуры // Антология исследований культуры Т.1. Интерпретации культуры – СПб.: Университетская книга, 1997, С.465 – 499.
  81. Лебон Г. Психология народов и масс – М.,1995
  82. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Леви-Брюль Л. Сверхестественное в первобытном мышлении. Пер. с фр. – М.: Педагогика, 1994, С.7-372.
  83. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. Пер., вступ. ст. и прим. А.Б.Островского. - М.: Республика, 1994 – 384 с.
  84. Леви-Стросс К. Руссо - отец антропологии // Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994, С.15-19.
  85. Леонтьев К. Избранные письма /1854-1891/. СПб.: “Пушкинский фонд”, 1993, С.21 – 609..
  86. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. М.: Республика,1996, С.400 – 431, 466 – 511, 600 – 624..
  87. Лессинг Г.Э. Воспитание человеческого рода // Лики культуры. - Т.1. М.: Юристъ,1995, С.479 – 500.
  88. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. Антология. М. .: Academia, 1997, С.280-289.
  89. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии – М.: Мысль, 1993, С. 5 – 99.
  90. Лотман Ю.М. Культура и взрыв – М.: Гнозис,1992 – 288 с.
  91. Лотман Ю.М. Успенский Б.А. Миф-Имя-Культура // Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3-х т. Т.1. Статьи по семиотике и типологии культуры. – Таллин: “Александра”, 1993, С. 58 – 76.
  92. Малиновский Б. Миф в примитивной психологии // Малиновский Б. Магия, наука и религия. – М.: “Рефл-бук”, 1998, С. 92 – 144.
  93. Малиновский Б. Научная теория культуры – М.: ОГИ, 1999. -
  94. Манн Ю. Русская философская эстетика – М.: МАПЛ, 1998. – 378 с.
  95. Марру А.-И. История воспитания в античности (Греция). Пер. с фр. А.И.Любжина. - М.: Греко-латинский кабинет, 1998 – 425 с.
  96. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа – М.: Школа “Языки русской культуры”, 1996, С.7-152.
  97. Мечников Л. Цивилизация и великие исторические реки – М.: Прогресс, 1995, С.219 – 444.
  98. Мид М. Культура и мир детства – М.: Наука,1988 - Особенно гл. VI “Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями”, С.322 – 361.
  99. Монтескье Дух законов – М.: Мысль, 1998
  100. Мосс М. Техники тела // Мосс М.Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии – М.,1996, С. 242 – 263.
  101. Мосс М. Об одной категории человеческого духа: понятие личности, понятие “я” // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии – М.,1996, С. 264 – 313.
  102. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни // Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. Т.1, М.: Мысль, 1990, С. 158 – 230.
  103. Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм // Ницше Ф. Сочинения. Т.1. М.: Мысль, 1990. Глава “Рождение трагедии из духа музыки. Предисловие к Рихарду Вагнеру”, С.57 – 157
  104. Онианс Р. На коленях богов. Истоки европейской мысли о душе, разуме, теле, времени, мире и судьбе. – М.: “Прогресс-Традиция”, 1999 – 592 с.
  105. Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения: Быт, нравы, идеалы. – М.: Юрист, 1996 – 575.
  106. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. - М.: Искусство, 1991, С.309 - 350.
  107. Ортега-и-Гассет Х. О точке зрения в искусстве // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. - М.: Искусство, 1991, С.186 – 202.
  108. Освальд Шпенглер и Закат Европы. - М., 1922.
  109. Панофский Э. Ренессанс и “ренессансы” в искусстве Запада / Пер. с англ. А.Г.Габричевского - М.: Искусство, 1998 – 362 с.
  110. Паперный В. Культура “Два” – М.: Новое литературное обозрение, 1996 – 382 с.
  111. Петрарка Ф. Книга писем о делах повседневных // Петрарка Ф. Эстетические фрагменты. М.: Искусство, 1982, С.47 – 233.
  112. Подосинов А.В. Ex oriente lux. Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии – М.: “Языки русской культуры”,1999, С.629-643.
  113. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Риккерт Науки о природе и науки о культуре - М.: Республика, 1998, С.44 – 129.
  114. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. - М.: Наука, 1993. – 368 с.
  115. Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. – М.: Наука, 1969, С.31 – 108.
  116. Савицкий П.Н. Евразийство // Савицкий П.Н. Континент Евразия – М.: Аграф, 1996, С. 81 – 278.
  117. Самарин Ю.Ф. По поводу мнения русского вестника о занятиях философиею, о народных началах и об их отношении к цивилизации // Самарин Ю.Ф. Избранные произведения. М.: РОССПЭН, 1996, С.529 – 550.
  118. Сепир Э. Личность // Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии – М.: Прогресс, 1993, С.582-587.
  119. Сепир Э. Обычай // Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии – М.: Прогресс, 1993, С.574-581.
  120. Сепир Э. Язык и среда // Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии – М.: Прогресс, 1993, С.270-285
  121. Соловьев В.С. Н.Я.Данилевский // Соловьев В.С. Сочинения в 2-х т. –Т.2. – М.: Мысль, 1989, С.406 – 414.
  122. Соловьев В.С. Национальный вопрос в России // Соловьев В.С. Сочинения. В 2-х томах. / Сост. подгот. текста и примеч. Н.В.Котрелева и Е.Б.Рашковского. Т.1. Философская публицистика - М.: Правда, 1989, С. 333 – 397.
  123. Сорокин П. Кризис нашего времени // Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество – М.: Политиздат, 1992, С. 427 – 504.
  124. Тайлор Э.Б. Первобытная культура / Пер. с англ. - М.: Политиздат, 1989, С. 5 -120.
  125. Тахо-Годи А.А. О древнегреческом понимании личности на материале термина ???? // ?нианс Р. На коленях богов. Истоки европейской мысли о душе, разуме, теле, времени, мире и судьбе. – М.: “Прогресс-Традиция”, 1999, С. 498 – 533.
  126. Тернер В. Ритуальный процесс. Структура и антиструктура // Тернер В. Символ и ритуал – М.: Наука, 1983, С.104-265.
  127. Тернер В. Цветовая классификация в ритуале ндембу // Тернер В. Символ и ритуал – М.: Наука, 1983, С.71-104.
  128. Тойнби А. Постижение истории – М.: Прогресс, 1990, Введение.
  129. Трубецкой Н.С. Европа и человечество // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. / Сост. и общ. ред. В.М.Живова; Вступ. С. Н.И.Толстого и Л.Н.Гумилева. - М.: Изд. Группа “Прогресс”, 1995, С.55-105.
  130. Трубецкой Н.С. К проблеме русского самопознания // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М.: “Прогресс”, 1995, С.105-210.
  131. Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М.: “Прогресс”, 1995, С.211-266.
  132. Уайт Л. Культурология // Работы Л.А.Уайта по культурологии (сборник переводов). - М.: ИНИОН, 1996, С.162-169.
  133. Уайт Л. Наука о культуре // Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретации культуры - СПб.: Университетская книга, 1997, С. 141-156.
  134. Уайт Л.А. Работы Л.А.Уайта по культурологии (сборник переводов). – М.: ИНИОН, 1996 – 169 с.
  135. Февр Л. Труд: эволюция слова и понятия // Февр Л. Бои за историю. - М.: Наука, 1991, С.364-371.
  136. Февр Л. Цивилизация: эволюция слова и группы идей // Февр Л. Бои за историю. - М.: Наука, 1991, С.239-281.
  137. Фейблман Дж. Типы культуры // Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретации культуры. – СПб.: Университетская книга, 1997, С.203-225.
  138. Флоренский П.А. Symbolarium (Словарь символов) // Флоренский П.А. Сочинения в 4-х т. Т.2. – М.: Мысль, 1996, С.564-591.
  139. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993, С.55 - 229.
  140. Флоренский П.А. У водоразделов мысли // Флоренский П.А. Сочинения в 2-х т. Т.2. – М.: Правда, 1989 (Раздел III “Обратная перспектива”, С.43-108; Раздел V “Итоги”, С. 341-351).
  141. Фрезер Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии – М.: Политиздат, 1980, С.18 – 108.
  142. Фрейд З. Леонардо да Винчи. Воспоминание детства // Фрейд З. Психоанализ и культура. Леонардо да Винчи – СПб.: Алетейя, 1997, С. 5 - 80.
  143. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого “Я” // Фрейд З. Психоанализ и культура. Леонардо да Винчи – СПб.: Алетейя, 1997, С. 80 – 163.
  144. Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии – СПб.: Алетейя, 1997 – 222 с.
  145. Фуко М. История безумия в классическую эпоху – СПб.: Университетская книга, 1997. – 574 с.
  146. Фуко М. Рождение клиники – СПб.: Алетейя, 1998. – 220 с.
  147. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. – СПб.: А-cad, 1994. -405 с.
  148. Хайдеггер М. Время картины мира // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. Пер. с нем. / Составл., переводы, вступ. С. и примеч. А.В.Михайлова – М.: Гнозис, 1993, С.135-300.
  149. Хайдеггер М. Искусство и пространство // Самосознание европейской культуры XX века. – М.: Прогресс, 1991.
  150. Хейзинга Й. Homo ludens. Опыт определения игрового элемента культуры // Хейзинга Й. Homo ludens. Статьи по истории культуры. – М.: Прогресс-Традиция, 1997, С.19 – 203.
  151. Хейзинга Й. Задачи истории культуры // Хейзинга Й. Homo ludens. Статьи по истории культуры. – М.: Прогресс-Традиция, 1997, С.216 –269.
  152. Хейзинга Й. Осень средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах – М: Наука, 1988. – 540 с.
  153. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г. – СПб.: Алетейя, 1998. – 305 с.
  154. Хюбшнер К. Истина мифа – М.: Республика, 1996, Часть 1-2, С.14-220.
  155. Шеллинг Ф.В. Введение в философию мифологии // Шеллинг Ф.В. Сочинения в двух томах. Т.2. М.: Мысль, 1989, 159 – 374.
  156. Шестов Л. Афины и Иерусалим // Шестов Л. Сочинения в 2-х томах. Т.1. М.: Наука, 1993, С.317 – 666.
  157. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т.1. / Пер. К.Свасьяна. - М.: Мысль,1993, Введение, С. 128 – 188.
  158. Шпет Г. Введение в этническую психологию – СПб.: Алетейя, 1997. – 154 с.
  159. Эко У. Отсутствующая структура. Ввеедение в семиологию. – СПб.,1998. – 426 с.
  160. Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения – СПб.: Университетская книга, 1999 – 340 с.
  161. Элиаде М. Священное и мирское. – М.: МГУ, 1994 – 144 с.
  162. Юнг К.Г. Понятие коллективного бессознательного // Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации – М.: Наука, 1996 С.10-17.
  163. Юнг К.Г.и др. Человек и его символы. Пер. с англ. – М.: Серебрянные нити, 1997 – 368 с.
  164. Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. смысл и назначение истории – М.: Республика, 1994, С.28-287.

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур – М.: РГГУ, 1998. – 241 с.

Ионин Л.Г. Социология культуры – М.: “Логос”,1998. – 278 с

Культуральная антропология / Под ред. Ю.Н.Емельянова и Н.Г.Скворцова – СПб.,1996

История теоретической социологии в 4-х т. Т.1-3. – М.: “Канон+”,1997-1998

Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию – М., “Ключ-С”,1999. – 224 с.

Философия культуры. Становление и развитие / Под ред. М.С.Кагана и др.- СПб.: “Лань”,1998. – 444 с.

Шкуратов В.А. Историческая психология – М.: Просвещение,1996

СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ И СЛОВАРИ

Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1-2. – СПб.: Университетская книга, 1998.

Культурология XX век. Словарь / Под ред. С.Я.Левит – СПб.: Университетская книга, 1997

Современная западная философия. Словарь – М.: Издательство политической литературы, 1991

Современная западная социология. Словарь – М.: Издательство политической литературы, 1990

Хюбшер А. Мыслители нашего времени. Справочник по философии Запада XX века – М.: ,1994

Русская философия: Словарь / Под общей редакцией М.Маслина – М.: Терра, 1999 – 656 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Тема 1

Асоян Ю. Малафеев А. Открытие идеи культуры. Опыт русской культурологии сер. XIX – начала XX вв. – М.: ОГИ, 2000

Будагов Р.А. История слов в истории общества. – М.: Просвещение, 1971, гл. 3.

Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования – М.: Языки русской культуры”, 1997, С.13-76 (“Культура”, “Концепт”)

Кребер А.Л. Клэкхон К. Культура: критический обзор понятий и определений // Культурология: Дайджест М.: ИНИОН,2000, № 1, С.105-183

Тема 2

Асоян Ю. Малафеев А. Открытие идеи культуры. Опыт русской культурологии сер. XIX – начала XX вв. – М.: ОГИ, 2000. Ч. 1, гл. 1, 4.

Будагов Р.А. История слов в истории общества. – М.: Просвещение, 1971, гл. 3.

Степанов Ю.С. “Слова”, “понятия”, “вещи”. К новому синтезу в науке о культуре // Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов – М.: Прогресс, 1995, С.5-24.

Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования – М.: Языки русской культуры”, 1997, С.13-76 (“Культура”, “Концепт”)

Кребер А.Л. Клэкхон К. Культура: критический обзор понятий и определений // Культурология: Дайджест М.: ИНИОН,2000, № 1, С.105-183

Тема 3

Асоян Ю. Малафеев А. Открытие идеи культуры. Опыт русской культурологии сер. XIX – начала XX вв. – М.: ОГИ, 2000

Бицилли П.М. Игнатий Лойола и Дон-Кихот // Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. - СПб.,1996; С. 201-227.

Кнабе Г.С. Понимание культуры в Древнем Риме и раннний Тацит // История философии и вопросы культуры. – М.: Наука, 1975, С.77-86.

Марру А.-И. История воспитания в античности (Греция). – М.: Греко-латинский кабинет, 1998, С.137-146.

Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. – М.: Греко-латинский кабинет, 1997. – 336 с.

Тема 4

Бицилли П.М. Игнатий Лойола и Дон-Кихот // Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. - СПб.,1996;

Баткин Л.М. Зарождение новоевропейского понимания культуры в жанре ренессансной пасторали // Проблемы итальянской истории. Вып. 4. - М.,1983.

Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. - М.,1990, С. 20-169

Спекторский Е.В. Христианство и культура. - Прага, 1925

Тема 5

Будагов Р.А. История слов в истории общества. – М.: Просвещение, 1971, гл. 3.

Чапкова Д. Некоторые актуальные аспекты понятия культуры у Я.А. Коменского// Человек – культура – общество в концепции Яна Амоса Коменского. – М.: 1997. С.137-144.

Кребер А.Л. Клэкхон К. Культура: критический обзор понятий и определений // Культурология: Дайджест М.: ИНИОН,2000, № 1, С.105-183

Философия культуры. Становление и развитие. – СПб., 1998. С. 69-108.

Williams R. Keywords. A vocabulary of culture and society/ New York,1992, p.76-82.

Тема 6

Февр Л. Цивилизация: эволюция слова и группы идей // Февр Л. Бои за историю. - М.: Наука, 1991, С.239-281.

Бенвенист Э. Цивилизация. К истории слова // Бенвенист Э. Общая лингвистика - М.: Прогресс, 1974, С.386-398.

Леви-Стросс К. Руссо - отец антропологии // Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994, С.15-19.

Кребер А.Л. Клэкхон К. Культура: критический обзор понятий и определений // Культурология: Дайджест М.,2000, № 1, С.105-183

Амелина Е. Понятие “цивилизация” вчера и сегодня // Общественные науки и современность – 1992, № 2.

Тема 7

Шаймухамбетова Г.Б. Гегель и восток. Принципы подхода. – М.: “Восточная литература”. РАН, 1995. С. 60-101.

Философия культуры. Становление и развитие. – СПб., 1998. С. 76-107.

Марков Г.Е. Очерки истории немецкой науки о народах. Т.1-2. М.: Наука, 1993 Т.1 – 208 с, Т.2 – 224 с.

Гумбольдт В. Действие незаурядной духовной силы. Цивилизация, культура и образование // Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию: Пер. с нем. / Общ. ред. Г.В.Рамишвили; Послесл. А.В.Гулыги и В.А.Звегинцева. - М.: Прогресс, 2000, С.53 – 60.

Алпатов В.М. История лингвистических учений. М.: “Языки русской культуры”, 1998. С. 54-93.

Тема 8

Неретина С.С., Огурцов А.П. Время культуры – М.,2000. С. 55-67.

Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования – М.: Языки русской культуры”, 1997, С. 520-545.

Асоян Ю. Малафеев А. Открытие идеи культуры. Опыт русской культурологии сер. XIX – начала XX вв. – М.: ОГИ, 2000. Ч. 1, гл. 2-3.

Манн Ю. Русская философская эстетика – М.: МАПЛ, 1998. – 378 с.

Тема 9

Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология ХХ века. – М.: Республика, 1998. С. 391-447.

Махов А.Е. Якоб Буркхардт – историк “духа”. // Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. – М.: Интрада, 1996. С. 474-509.

Михайлов А.В. Йохан Хейзинга в историографии культуры. \\ Хейзинга Й. Осень средневековья. - М.: Наука, 1998. С. 412-459.

Неретина С.С., Огурцов А.П. Время культуры – М.,2000. С. 67-75, 84-98.

Тавризян Г.М. О. Шпенглер Й. Хейзинга: две концепции кризиса культуры. – М.: Наука, 1989.

Хейзинга Й. Задачи истории культуры // Хейзинга Й. Homo ludens. Статьи по истории культуры. – М.: Прогресс-Традиция, 1997, С.216 –269.

Тема 10

Токарев С.А. История зарубежной этнографии – М.: Высшая школа, 1978. С. 24-63, 87-280.

Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур – М.: РГГУ, 1998. С. 22-70.

Шкуратов В.А. Историческая психология – М., 1996.

Культуральная антропология / Под ред. Ю.Н. Емельянова и Н.Г. Скворцова – СПб., 1996. С. 34-89, 137-170

Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. / Пер. с англ. под ред. А. Панченко. - СПб.: “Евразия”, 1998. 352 с.

Тема 11

Асоян Ю. Малафеев А. Открытие идеи культуры. Опыт русской культурологии сер. XIX – начала XX вв. – М.: ОГИ, 2000. Ч. 2

Неретина С.С. Слово и текст в средневековой культуре. История: миф, время, загадка. – М.: Гнозис, 1994. С. 7-49.

Неретина С.С., Огурцов А.П. Время культуры – М.,2000. С. 102-159.

Каганович Б.С. П.М. Бицилли и его книга “Элементы средневековой культуры” // Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. – СПб.: Мифрил, 1995, С. VII-XXVII

Почепцов Г. История русской семиотики до и после 1917 г. – М.: Лабиринт, 1998. – 334 с.

Тема 12

Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа “Анналов”. М.: Наука, 1993

Неретина С.С., Огурцов А.П. Время культуры – М.,2000. С. 267-337.

История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах – М.: РГГУ, 1996, С. 18 – 78.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа – М.: Школа “Языки русской культуры”, 1996, С.7-152.

Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология ХХ века. – М.: Республика, 1998, С.290 – 447.

Иванов Вяч.Вс. Очерки по предыстории и истории семиотики // Иванов Вяч.Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры, Т.1. – М.,1998, С. 605 – 813.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КУРСОВЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ

ПО КУРСУ “ИСТОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ”

 

  1. Платонизм и идея культуры. Философии Платона в контексте обоснования символистской культурологии.
  2. Принцип культурной относительности в античной мысли (софисты, Гиппократ, греческие и римские историки)
  3. Александризм и идея культуры (александрийская установка сознания в культурологии серебряного века).
  4. Принцип культурной относительности в культурологической мысли эпохи Возрождения.
  5. Идея множественности культурных миров (античность – Ренессанс – Новое время)
  6. Музыка и музыкальность в культурологии немецкого романтизма.
  7. Культурологические воззрения Данте (“Божественная комедия”, “Пир”, “О народном красноречии”)
  8. Культурология Г.Гегеля. Понятие “духа” в философии Гегеля и немецкой культурфилософии
  9. Понятие культурно-исторического типа у Н.Данилевского (истоки и характер обоснования)
  10. Культурология В.С.Соловьева (идея “цельного знания” и “всеединства”)
  11. Понимающая социология и культурология М.Вебера. Анализ работы “Протестантская этика и дух капитализма”
  12. Эстетика культуры К.Н.Леонтьева (концепт культурного своеобразия у К.Леонтьева)
  13. Аполлоническая душа античной и фаустовская душа европейской культуры в “Закате Европы” О.Шпенглера.
  14. Аполлоническое и дионисийское в культурологической мысли начала XX в. и современной культурной антропологии.
  15. Средневековье и возрождение как культурные типы в русской культурологической мысли (Бердяев, Вяч.Иванов, П.Флоренский).
  16. Критика возрожденческой культуры в русской культурологии начала XX века (П.Флоренский, А.Лосев).
  17. Идея и методология “культурной истории” у Л.П.Карсавина. Основные концепты культурологии Карсавина
  18. П.М.Бицилли как медиевист и культуролог.
  19. Анализ пространственности искусства в русской культурологии 1920-х гг. (Флоренский, Фаворский, Габричевский)
  20. Философия культуры Я.Э.Голосовкера (имагинативный абсолют)
  21. Русская семиотика 1920-1930-х гг (О.Фрейденберг и др.)
  22. Понятие о культуре у М.М.Бахтина. Анализ основных культурологических понятий в творчестве Бахтина
  23. Цивилизация и эрос в интерпретации Г.Маркузе и Э.Фрома
  24. “Коллективные представления” Э.Дюркгейма и “коллективное бессознательное” у К.Г.Юнга
  25. Культурологические подходы Ю.М.Лотмана
  26. Теория культуры Вяч.И.Иванова.
  27. Культурология В.В.Розанова.
  28. Теория культуры Г.Зиммеля.
  29. Культурантропология В.Тернера
  30. Социальная культурология М.Мосса
  31. Эволюционное направление в социальной и культурной антропологии
  32. Функционализм в социальной и культурной антропологии
  33. Структурализм в культурологии XX в.
  34. Философия символических форм Э.Кассирера (культурологический аспект)
  35. М.Фуко: “Рождение клиники”, “История безумия в классическую эпоху” (анализ подходов)
  36. Историческая культурология Ф.Арьеса.
  37. Я.Буркхардт – историк “духа”. Понятие “дух” в немецкой истории культуры.
  38. Игровая концепция культуры Й.Хейзинги (по книге “Homo ludens”)
  39. Особенности первобытного мышления в концепции Л.Леви-Брюля
  40. Семиотика культуры как направление современной культурологии (Б.А.Успенский, Вяч.Иванов и др.)
  41. Постмодернистская культурология (М.Фуко, Ж.Делез, Ж.-Ф.Лиотар, Ж.Деррида, Ж.Бодрийяр)

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ “ИСТОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ”

 

  1. История культурологии как специфическая область культурологических исследований. Основные подходы.
  2. Принцип культурной относительности в античной мысли (софисты, Гиппократ, греческие и римские историки)
  3. Циклическая концепция истории Дж.Вико. Понятие культуры как humanitas у итальянских гуманистов и Вико.
  4. Эволюция понятия “культура” в эпоху Нового времени (XVII век).
  5. Ренессансное открытие идеи культуры (основные моменты).
  6. Формирование концепта “цивилизация” во второй половине XVIII и начале XIX в.
  7. Аполлоническая душа античной и фаустовская душа европейской культуры в культурософии О.Шпенглера.
  8. Становление и развитие культурной антропологии. Основные школы и течения культурно-антропологической направленности.
  9. Культурологические концепции XX века: постмодернизм
  10. Психоаналитические интерпретации культуры. Психоаналитические концепты в культурной антропологии XX в.
  11. Культурно-историческое направление в психологии (основные представители и проблематика)
  12. Концептосфера идеи культуры в русском философском лексиконе XIX века.
  13. Антиномии русской культурологической мысли. Концепции всеединства и культурно-исторических типов.
  14. Полемика славянофильства и западничества в русской культурологической мысли. Культурология евразийцев.
  15. Теория культуры русского символизма: основные идеи и представители.



Желающие опубликовать свои работы (статьи, дипломные, рефераты) в библиотеке, присылайте их на [email protected]!


КНИГИ, сделать ЗАКАЗ КНИГИ ПОЧТОЙ в книжных магазинах БИБЛИО-ГЛОБУС, ОЗОН/OZON, БОЛЕРО/BOLERO, ТОП-КНИГА, БИБЛИОН и других