На главную страницу Библиотеки по культурологии
карта библиотеки        ФОРУМ "Studia humanitas"


Библиотека > Методические материалы > Учебные курсы по культурологии > Неклюдова М.С. "Истории культуры повседневности в Европе" (Кафедра теории и истории культуры РГГУ)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс лекций и семинарских занятий по Истории культуры повседневности в Европе является базовым и предназначен для студентов V курса факультета Истории искусства, обучающихся по специальности “Культурология”, специализация “Европейская культура”.

Предмет курса – изучение модели культуры повседневности, выработанной европейским обществом в XVI – XVIII вв.

Цель курса – познакомить студентов с развитием теории культуры повседневности и формами ее конкретного воплощения в европейском обществе раннего Нового времени.

Задачи курса – овладение студентами методами анализа исторических источников на предмет выявления основных категорий культуры повседневности.

Подход к изучению материала опирается на технику историко-антропологического и семиотического анализа, разработанного русскими и западными исследователями.

Специфика курса состоит в том, что эволюция представлений о культуре повседневности рассматривается на самом разнообразном материале – от учебников хороших манер до классицистской трагедии и философских трактатов. Многие из предлагаемых текстов не публиковались в России и переведены специально для данного курса.

Объем курса составляет 40 часов (24 часа лекций, 16 часов семинарских занятий).

Предусмотрены такие формы контроля как письменные блиц-работы и контрольные задания, а так же написание рефератов.

 

ПРОГРАММА КУРСА ЛЕКЦИЙ

ТЕМА 1: Введение: повседневность как историческая и историографическая проблема.

Сфера “внеисторического” существования человека: эволюция представлений о ее границах. Развитие “побочных” исторических жанров (мемуары, сборники анекдотов и “курьезов”). Коллекционерство. Выделение “частной жизни” как предмета исторического исследования (XVIII - XIX вв.). Переоценка исторической функции “частной жизни” в свете психоаналитических теорий. “Коллективное бессознательное” и история ментальностей (историческая антропология). Принципы построения исторической антропологии. История культуры повседневности на пересечении интеллектуальной истории и исторической антропологии. Культурологические теории Мишеля Фуко. Ю.М.Лотман о структуре и механизмах развития культуры повседневности.

ТЕМА 2: Культура повседневности в свете воспитательных теорий XVI - XVII вв.

“Жизнестроительство” гуманистов как попытка создания новой культуры повседневности. Противопоставление “частного”/“общественного” пространства и времени. Усиление театрального элемента (“игра в античность”). Воспитание: дисциплинирование телесных/животных инстинктов и освобождение ума. Новые правила хорошего тона; их принципиальное отличие от средневековых аналогов.

Эразм Роттердамский “О приличии детских нравов” (1530). Установление логики нормативных требований. Соотнесение “внешнего” и “внутреннего” человека (роль физиогномики). Проблема определения границ собственно человеческого поведения. Значение книги для воспитательной практики XVII - XVIII вв.

ТЕМА 3: Культура повседневности в свете воспитательных теорий XVI - XVII вв. (продолжение)

Бальдассарре Кастильоне “Придворный” (1528). Новый эстетический идеал “совершенного придворного”; его основные черты. Критерий “благородной простоты”. Равноценность эстетических и нравственных требований. Придворная утопия и реальность.

Николя Фаре “Благородный человек, или Искусство нравиться при Дворе” (1635). Понятие “l'honnete homme”, его отличие от “совершенного придворного”. Конфликт между “внешним” и “внутренним” человеком. Абсолютизация принципа общественного бытия (человек как “общественное животное”).

Шевалье де Мере “Беседы” (1668). Значение искусства беседы. Влияние личности автора -- живого воплощения идеала -- на современников. Соотношение понятий “благородный человек” и “денди”.

ТЕМА 4: Апология “внутреннего человека”: повседневность как самоценность.

Сопротивление усиливающейся эстетизации придворной жизни. Представление о границах “естественности” и “искусственности”; их соотношении с нравственными категориями (“искренность”, “притворство”).

Мишель де Монтень “Опыты” (1588). Новый поход к проблеме изучения природы человека. Отказ от противопоставления мира вещей и мира идей (двойная функция цитаты). Различие между одушевлением (движение внутрь) и эстетизацией (стремление к поверхности) быта. Структурирующая роль привычки и обычая в организации человеческой жизни. Соотношение понятий нормы и “здравого смысла”. Повседневность как литературный жанр. Влияние "Опытов" на развитие мемуаристики.

Маргарита де Валуа “Мемуары” (изд. 1628)). Полемика с “Жизнеописаниями знаменитых женщин” Брантома. Оправдание “женской” точки зрения всвязи с утверждением ценности внегосударственной жизни. Отражение восприятия “частной” сферы в технике мемуарного повествования.

ТЕМА 5: Апология “внешнего человека”: эстетизация повседневности.

Развитие прециозной культуры. Кодекс “галантного” поведения, его отличие от средневековой куртуазности. Определение статуса “прециозницы”. Роль салонов. Эволюция отношения к нормативному поведению. Салонный язык и развлечения. Попытка рационализации любовных отношений. Критика существующего института брака. Противопоставление страсти и “нежной дружбы”. Функции галантной географии: описание ритуала ухаживания и исследование женской психологии (“Карта Страны Нежности”). Беллетризация повседневности: творчество мадмуазель де Скюдери. Пародирование прециозности в “Смешных жеманницах” (1659) Мольера.

ТЕМА 6: Апофеоз “внешнего человека”: придворное общество.

Соотношение придворной и прециозной культуры: Версаль и Париж. Придворная политика Людовика XIV. Абсолютизация этикета, усиление театрального элемента. Семиотика придворных развлечений. Отход от идеала “благородного человека”. Изменение соотношения эстетических и нравственных норм (идентификация “внешнего” как “ложного”). Взаимодействие общественного и частного пространства в придворной жизни.

Герцог Сен-Симон “Мемуары” (1691-1723). Двойная оптика: король как “функция” и как личность. Понятие “договора” между монархом и придворным. Элементы “секретного общества” в жизни двора.

ТЕМА 7: Демистификация эстетизированного быта: повседневность глазами мыслителей-моралистов.

Социо-психологический контекст появления мыслителей-моралистов. Янсенистская реформа жизненного уклада. Переход от активного (“воспитательного”) к пассивному (“наблюдательному”) отношению к культуре повседневности. Типология человеческих характеров. Моралистическая антропология.

Франсуа де Ларошфуко “Максимы или Моральные размышления” (1664). Жанр максимы как рефлекс салонных развлечений. Определение доминанты человеческого поведения. Культурный и литературный комплекс “изгнанника”.

Жан Лабрюйер “Характеры, или Нравы нынешнего века” (1688). Метаописание французского общества. Искажение социальной оптики. Повседневность как театр абсурда. Повторное размывание грани между человеческим и животным миром.

Жан-Батист Мольер “Мизантроп” (1666). Два лимитирующих принципа: общественный (кодекс вежливости) и индивидуальный (невозможность выйти за пределы своего “характера”). Эволюция представлений о социальной природе человека. Критика “семиотического” подхода к обществу.

ТЕМА 8: По ту сторону эстетизированного быта: границы повседневности как дискурса.

Культурный статус скандала и принципы его функционирования. Формы коммуникации негосударственной информации. Профессия “разносчика новостей”. Общественная роль частной переписки. Эстетика сплетни. Подпольная литература в XVII веке.

Жедеон Таллеман де Рео “Занимательные истории” (1659). Принципиальный уход в сферу внеисторического. Протестантизм и его отношение к придворному быту. Отрицание социального детерминизма. Культура застольной беседы.

Роже де Бюсси-Рабютен “Любовная история галлов” (1663). Конфликт окультуренного “я” человека и его животных инстинктов. Представление о “тайной” и “явной” повседневной жизни общества. Переоценка воспитательных функций цивилизации.

Мари де Севинье “Письма” (1669 - 1677). Эмоциональное структурирование повседневности. Эстетика “необязательного”. Проблема разграничения “частного” и “интимного” существования (противопоставление мужского/женского, времени/пространства, и т.д.).

ТЕМА 9: Психологизация восприятия повседневности: семья и общество.

Мари-Мадлен де Лафайет “Принцессa Клевскaя” (1678). Проблема построения личности: воспитание как сохранение невежества (“Школа жен” (1663) Мольера). Выделение семьи из однородной макроструктуры общества. Стратегическая и этическая функция доверия как основы личных отношений. Классификация внутрисемейных связей по степени эмоциональной интенсивности. Выбор ролевых моделей (Генрих II и Екатерина Медичи, Генрих II и Диана де Пуатье). Конфликт придворной и семейной жизни: экстраполяция проблемы “видимости” и “сущности”. Психологизация понятия долга. Проблема границ человеческой индивидуальности. Внеличностный характер смерти. “Загадка” поведения мадам де Шартр. Организация ритуала умирания, его этапы (“История Генриетты Английской” г-жи де Лафайет ). Эстетика “отказа от любви” в жизни и творчестве г-жи де Лафайет. Уход из культурно-исторического пространства (завершение парадигмы).

ТЕМА 10: Контр-культуры повседневности: Европа перед соблазном ориентализма.

Маргинализация придворной культуры. Раздвижение границ мира за пределы Франции и Европы. Авантюризм как культурный феномен. Проблемы “экспорта” французского образа жизни. Разочарование в европейском идеале цивилизованного человека. Противопоставление понятий “цивилизации” и “культуры”. Обращение к не-европейским культурным моделям (“азиатской” и “американской”). “Азиатская модель”: дальнейшее развитие цивилизационных возможностей. Причины ее привлекательности для европейского сознания.

Шарль Монтескье “Персидские письма” (1721). Дальнейшая эволюция позиции “наблюдателя”. Классификация страстей, свойственных разным типам общества. Отрицание структурирующего значения противопоставления “внутреннего” и “внешнего”. Функции ритуала (привычки) в европейской и “азиатской” повседневной жизни. “Сексуализация” общественного сознания: секс и границы цивилизации (“Персидские письма” и “Нескромные сокровища” (1748) Дени Дидро). Издержки “азиатской модели”.

ТЕМА 11: Контр-культуры повседневности: “дикарь” и европеец.

“Американская модель”: отказ от достижений цивилизации. Причины ее привлекательности для европейского сознания. Принципы построения “естественного общества” (Жан-Жак Руссо “Об общественном договоре”). Переоценка понятий “нормы” и “извращения”: европеец и “благородный дикарь”. Америка как модель асексуального социума (“американские” главы “Манон Леско” (1731) аббата Прево и “Кандида”(1759) Вольтера). Противники и сторонники “американской модели”. Ее эволюция ко времени Великой французской революции.

Вольтер “Простодушный” (1767). Цивилизация как проблема лингвистического извращения. Европейский человек между словом и поступком. Разделение “естественных” и “культурных” аспектов личности. Воспитательный эксперимент и эволюция семейных отношений (“Простодушный” и “Юлия, или Новая Элоиза” (1761) Ж.-Ж.Руссо). Эстетика “примирения” против эстетики “отказа” от европейской культурной модели повседневности.

ТЕМА 12: Смена культурной парадигмы: воспитательные теории Жан-Жака Руссо. Жан-Жак Руссо “Эмиль, или О воспитании” (1762). Отказ от общественного принципа (предпочтение “человека” “гражданину”). Переосмысление активного и пассивного элемента воспитания (идея “ремесла жизни”). Усиление роли наставника. Лабораторные условия выращивания человека. Расширение понятия “детства”; изменение его оценки. Развитие физических способностей человека и проблема “естественного отбора”. Борьба с рутинными элементами повседневности (деструктуризация воспитательной системы). Негативный характер начального воспитания: принцип отказа насилия над личностью. Максимальное замедление интеллектуального развития. Проблема “воспитания чувств”. Утверждение самоценности воспитательного процесса (принцип цикличности).

Влияние идей Руссо на формирование новой модели культуры повседневности. Некоторые черты развития концепции “естественного человека” в европейском обществе XIX в.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ИСТОЧНИКИ

Брантом П. де. Галантные дамы. - М., 1998. - С.140-218.

Вольтер. Кандид, или Оптимизм. Простодушный // Вольтер. Собрание сочинений в 3-х т. - М., 1998. - Т.1. С. 384-466, 491-552.

Дидро Д. Нескромные сокровища. - М., 1992. - 382 с.

Кастильоне Б. Придворный // Образ человека в зеркале гуманизма. Мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV -XVII вв.). - М., 1999. - С.224-242.

Корнель П. Сид // Французский театр. - М., 1995. - 507 с.

Лабрюйер Ж. де. Характеры, или нравы нынешнего века // Размышления и афоризмы французских моралистов XVI-XVIII веков. - СПб., 1995. - 541 с.

Ларошфуко Ф. Мемуары. Максимы. - Л., 1971. - С.149-236.

Лафайет М.-М. Принцесса Клевская. - М., 1959. - 215 с.

Маргарита де Валуа. Мемуары. - М., 1995. - 221 с.

Мольер Ж.-Б. “Смешные жеманницы” // Мольер Ж.-Б. Полное собрание сочинений в 3-х т. - М., 1995. - Т.1. С.230-256.

Монтень М. де. Опыты в 3-х т. - М., 1992. - Т.1. С.223-237; Т.2. С.332-368; Т.3. С.229-390.

Монтескье Ш. Персидские письма. - М., 1956. - 399 с.

Паскаль Б. Мысли. - М., 1995. - С.77-374.

Рец, кардинал де. Мемуары. - М., 1997. - С.7-598.

Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. Исповедь // Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения в 3-х т. - М., 1961. - Т.1. С.545-711; Т.2. С.13-150.

Таллеман де Рео Г. Занимательные истории. - Л., 1974. - С.7-21, 34-36, 63-109.

Чертальдо П. да. Книга о добрых нравах // Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах. - М., 1996. - С.321-370.

Эразм Роттердамский. О приличии детских нравов // Образ человека в зеркале гуманизма. Мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV -XVII вв.). - М., 1999. - С.243-309.

 

ЛИТЕРАТУРА

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. - Екатеринбург, 1999. - 416 с.

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. - М., 1992. - 528 с.

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. - М., 1995. - 448 с.

Бродель Ф. Структуры повседневности: Возможное и невозможное // Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV - XVIII вв. в 3-х т. - М., 1986. - Т.1. 621 с.

Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. - Л.,1971. - С.200-253.

Дживелегов А.К. Очерки итальянского Возрождения // Дживелегов А.К. Творцы итальянского Возрождения в 2-х кн. - М., 1998. - Кн.2. С.56-192.

История ментальностей. Историческая антропология: Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. - М., 1996. - 255 с.

Лотман Ю.М. “Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века” // Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3-х т. - Таллинн, 1992. - Т.1. С.248-268.

Строгова А.В. “Дружба и друзья в представлениях французов XVII века (по сочинениям Ларошфуко)” // Человек в мире чувств. Очерки по истории частной жизни в Европе и некоторых странах Азии до начала нового времени. - М., 2000. - С.192-220.

Тарасов Б.Н. “Ум. Блеск. Мираж (В старинном французском салоне)” // Тарасов Б.Н. В мире человека. - М., 1986. - С.156-178.

Фуко М. История безумия в классическую эпоху. - СПб., 1997. - 573 с.

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. - СПб, 1994. - 406 с.

Человек в кругу семьи. Очерки по истории частной жизни в Европе до начала Нового времени. - М., 1996. - 376 с.

Elias N. La societe de la cour. - P., 1985. - 332 c.

Passions of the Renaissance // A History of Private Life, ed. by P.Aries and G.Duby. In 5 vols. - Cambridge (Mass.) - London, 1989. - T.3. - 648 c.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Земон-Дейвис Н. Дамы на обочине. Три женских портрета XVII века. - М., 1999. - 648 с.

Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII - XX вв.). - М., 1997. - С.7-142.

Лотман Ю.М. “Руссо и русская культура ХVIII - начала XIX века” // Лотман Ю.М. Избранные статье в 3-х т. - Таллинн, 1992. - Т.2. С.40-99.

Оболенская С.В. “История повседневности” в современной историографии ФРГ” // “Одиссей” 1990. - С.182-198.

Оссовская М.И. Рыцарь и буржуа: Исследование по истории морали. - М., 1987. - 527 с.

Пименова Л.А. “Дворянство Франции XVI - XVII вв.” // Европейское дворянство XVI - XVII вв.: Границы сословия. - М., 1997. - С.50-80.

Уваров П.Ю. Французы XVI века: взгляд из латинского квартала. - М., 1994.

- 280 с.

Arditi J. A Genealogy of Manners: Transformations of Social Relations in France and England from the Fourteenth to the Eighteenth Century. - Chicago; London, 1998.

- 312 c.

Couprie A. De Corneille a La Bruyere: Images de la Cour. - Lille, 1984. - 877 c.

Davis N. Society and culture in early modern France. - Stanford, 1975. - 362 с.

Elias N. La civilisation des moeurs. - P., 1973. - 346 c.

Grimsley R. Jean-Jacques Rousseau : a study in self-awareness. - Cardiff, 1961. - 338 c.

Hazard P. The European mind : the critical years, 1680-1715. - New York, 1990. - 379 c.

Starobinski J. Montaigne en mouvement. - P., 1983. - 379 c.

Todorov T. Nous et les autres: la reflection francaise sur la diversite humaine. - P., 1989. - 453 c.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ

1. Назовите основные постулаты воспитательных теорий XVI - XVII вв.

2. Проанализируйте фрагменты трактата Николя Фаре “Благородный человек” с точки зрения эволюции придворного идеала.

3. Охарактеризуйте черты сходства/различия модели поведения “придворного” и “благородного человека”.

4. Какие категории описания повседневности можно вычленить из предлагаемого фрагмента “Опытов” Монтеня.

5. Назовите основные принципы построения “дискурса повседневности” у Монтеня.

6. Проанализируйте предлагаемые фрагменты трактата Эразма Роттердамского и опишите, каков его взгляд на цивилизационный процесс.

7. Сравните основные принципы прециозной и придворной культуры.

8. Какие приемы описания придворного общества используются в предлагаемых фрагментах “Характеров” Лабрюйера.

9. В чем заключается “семиотичность” культуры повседневности середины XVII в.?

10. Сравните репрезентацию прециозности в предлагамых отрывках из “Смешных жеманниц” Мольера и “Занимательных историй Таллемана де Рео.

11. Охарактеризуйте специфику “антропологического” видения общества писателей-моралистов.

12. Проанализируйте предлагаемые фрагменты из писем мадам де Севинье с точки зрения репрезентации “женской” культуры повседневности.

13. Опишите эволюцию идеала “воспитания чувств” в конце XVII - начале XVIII вв.

14. На основании предлагаемых фрагментов из “Персидских писем” Монтескье опишите “азиатскую” модель культурного развития.

15. Охарактеризуйте эволюцию представления о “норме” в культуре повседневности начала XVIII в.

16. На основании предлагаемых фрагментов из “Простодушного” Вольтера опишите “американскую” модель культурного развития.

17. Каковы главные характеристики идеала “естественного человека”?

  1. Проанализируйте предлагаемые фрагменты из “Эмиля” Руссо с точки зрения выработки новой воспитательной теории.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

  1. Письменная блиц-работа по теме “Культура повседневности и воспитательные теории гуманистов” (5 неделя семестра).
  2. Контрольное задание, предусматривающее анализ предлагаемых студентам текстов для выявления характерных черт придворной культуры второй половины XVII в. (10 неделя семестра).
  3. Контрольное задание, предусматривающее сравнение новых моделей культуры повседневности первой половины XVIII в. (15 неделя семестра).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВСЕДНЕВНОСТИ В ЕВРОПЕ



Тема

Лекции Семинары Всего
1. Введение: повседневность как историческая и историографическая проблема.

2 часа

--

2 часа

2. Культура повседневности в свете воспитательных теорий XVI - XVII вв.

4 часа

2 часа

6 часов

3. Апология “внутреннего человека”: повседневность как самоценность.

2 часа

2 часа

4 часа

4. Апология “внешнего человека”: эстетизация повседневности.

2 часа

2 часа

4 часа

5. Апофеоз “внешнего человека”: придворное общество.

2 часа

--

2 часа

6. Демистификация эстетизированного быта: повседневность глазами мыслителей-моралистов.

2 часа

2 часа

4 часа

7. По ту сторону эстетизированного быта: границы повседневности как дискурса.

2 часа

--

2 часа

8. Психологизация восприятия повседневности: семья и общество.

2 часа

2 часа

4 часа

9. Контр-культуры повседневности: Европа перед соблазном ориентализма.

2 часа

2 часа

4 часа

10. Контр-культуры повседневности: “дикарь” и “европеец”.

2 часа

2 часа

4 часа

11. Смена культурной парадигмы: воспитательные теории Жан-Жака Руссо

2 часа

2 часа

4 часа

       

 

ПРОГРАММА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Семинарские занятия по Истории культуры повседневности в Европе предполагают подробное обсуждение и анализ текстов, фигурирующих в лекционном курсе.

Содержание семинарских занятий непосредственно связано с проблематикой лекционного курса; для обсуждения выделяются темы, которые помогают проиллюстрировать и обобщить лекционный материал.

Цель семинаров – более подробное ознакомление студентов с кругом источников и методами анализа, необходимыми для изучения культуры повседневности.

Формы работы на семинарах включают в себя анализ исторических источников широкого спектра (учебники хороших манер, трактаты о воспитании, мемуары, письма, художественные произведения). Анализ источников предполагает выделение ключевых понятий, которыми оперирует культура повседневности данного периода, и обсуждение специфики их функционирования в данном произведении.

 

ТЕМА 1: Эволюция гуманистического идеала “благородного человека” от “О приличии детских нравов” Эразма Роттердамского к “Придворному” Бальдассарре Кастильоне.

Перечень проблем занятия:

  1. Сравнение воспитательных установок у Эразма Роттердамского и Бальдассарре Кастильоне.
  2. Обсужение различия идеалов “образованного человека”, “благородного человека” и “придворного”.

Контрольные вопросы:

  1. Укажите три существенных отличия “благородного человека” от “придворного”.
  2. В каких категориях описывает культуру повседневности Эразм Роттердамский?

Список источников:

Кастильоне Б. Придворный // Образ человека в зеркале гуманизма. Мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV -XVII вв.). - М., 1999. - С.224-242.

Эразм Роттердамский. О приличии детских нравов // Образ человека в зеркале гуманизма. Мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV -XVII вв.). - М., 1999. - С.243-309.

Список литературы

Обязательная литература:

Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. - Екатеринбург, 1999. - 416 с.

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. - М., 1995. - 448 с.

Дживелегов А.К. Очерки итальянского Возрождения // Дживелегов А.К. Творцы итальянского Возрождения в 2-х кн. - М., 1998. - Кн.2. С.56-192.

Дополнительная литература:

Elias N. La civilisation des moeurs. - P., 1973. - 346 c.

 

ТЕМА 2: Взгляд на повседневность в “Опытах” Монтеня.

Перечень проблем занятия:

  1. Определение категорий описания повседневности у Монтеня.
  2. Место повседневности в жизненной философии Монтеня.

Контрольные вопросы:

  1. В чем специфика взгляда Монтеня на культуру повседневности?
  2. Как идеи гуманистов отразились в концепции повседневности Монтеня?

Список источников:

Монтень М. де. Опыты в 3-х т. - М., 1992. - Т.1. С.223-237; Т.2. С.332-368; Т.3. С.229-390.

Список литературы.

Обязательная литература:

Passions of the Renaissance // A History of Private Life, ed. by P.Aries and G.Duby. In 5 vols. - Cambridge (Mass.) - London, 1989. - T.3. - 648 c.

Дополнительная литература:

Уваров П.Ю. Французы XVI века: взгляд из латинского квартала. - М., 1994. - 280 с.

Starobinski J. Montaigne en mouvement. - P., 1983. - 379 c.

 

ТЕМА 3: Эмоциональный ландшафт человека середины XVII века: “Карта Страны Нежности” и “Смешные жеманницы” Мольера.

Перечень проблем занятия:

  1. Определение основных направлений реформы личных отношений, выдвинутых прециозницами.
  2. Роль “галантной географии” в прециозной культуре.

Контрольные вопросы:

  1. Каковы основные направления критики прециозности в “Смешных жеманницах” Мольера?
  2. На каких основаниях должны строиться человеческие отношения согласно “Карте Страны Нежности”?

Список источников:

Мольер Ж.-Б. “Смешные жеманницы” // Мольер Ж.-Б. Полное собрание сочинений в 3-х т. - М., 1995. - Т.1. С.230-256.

Список литературы.

Обязательная литература:

Строгова А.В. “Дружба и друзья в представлениях французов XVII века (по сочинениям Ларошфуко)” // Человек в мире чувств. Очерки по истории частной жизни в Европе и некоторых странах Азии до начала нового времени. - М., 2000. - С.192-220.

Тарасов Б.Н. “Ум. Блеск. Мираж (В старинном французском салоне)” // Тарасов Б.Н. В мире человека. - М., 1986. - С.156-178.

Дополнительная литература:

Davis N. Society and culture in early modern France. - Stanford, 1975. - 362 с.

 

ТЕМА 4: Аристократическая жизнь глазами буржуа: “Характеры” Лабрюйера и “Занимательные истории” Таллемана де Рео.

Перечень проблем занятия:

  1. Определение категорий описания придворного общества у Лабрюйера и городского у Таллемана де Рео.
  2. Обсуждение специфики “антропологического” взгляда на общество, выработанного писателями-моралистами XVII в.

Контрольные вопросы:

  1. В чем сходство репрезентации придворной культуры у Лабрюйера и в “Мизантропе” Мольера?
  2. Каково отношение Таллемана де Рео к прециозной культуре?

Список источников:

Лабрюйер Ж. де. Характеры, или нравы нынешнего века // Размышления и афоризмы французских моралистов XVI-XVIII веков. - СПб, 1995. - 541 с.

Таллеман де Рео Г. Занимательные истории. - Л., 1974. - С.7-21, 34-36, 63-109.

Список литературы.

Обязательная литература:

Elias N. La societe de la cour. - P., 1985. - 332 c.

Дополнительная литература:

Couprie A. De Corneille a La Bruyere: Images de la Cour. - Lille, 1984. - 877 c.

 

ТЕМА 5: Репрезентация женской судьбы: “Принцесса Клевская” мадам де Лафайет.

Перечень проблем занятия:

  1. Определение специфики “женской” позиции по отношению к сложившейся культуре повседневности.
  2. Истоки эстетики “отказа от любви” и ее значение для культуры повседневности.

Контрольные вопросы:

  1. Охарактеризуйте изменение семейных отношений, намеченное в романе мадам де Лафайет.
  2. Почему появление “Принцессы Клевской” свидетельствует об упадке придворной культуры?

Список источников:

М. де Лафайет. Принцесса Клевская. - М., 1959. - 215 с.

Список литературы.

Обязательная литература:

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. - М., 1992. - 528 с.

Человек в кругу семьи. Очерки по истории частной жизни в Европе до начала Нового времени. - М., 1996. - 376 с.

Дополнительная литература:

Земон-Дейвис Н. Дамы на обочине. Три женских портрета XVII века. - М., 1999. - 648 с.

Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII - XX вв.). - М., 1997. - С.7-142.

 

ТЕМА 6: Лицо и маска: категории описания общества в “Персидских письмах” Монтескье.

Перечень проблем занятия:

  1. Критика существующего культурного уклада через построение образа “другой” культуры.
  2. Переосмысление роли личных отношений в жизни общества.

Контрольные вопросы:

  1. Какова функция “восточного” колорита в “Персидских письмах” Монескье?
  2. В чем заключается кардинальное отличие “азиатской” культурной модели от европейской?

Список источников:

Дидро. Нескромные сокровища. - М., 1992. - 382 с.

Монтескье Ш. Персидские письма. - М., 1956. - 399 с.

Список литературы.

Обязательная литература:

Passions of the Renaissance // A History of Private Life, ed. by P.Aries and G.Duby. In 5 vols. - Cambridge (Mass.) - London, 1989. - T.3. - 648 c.

Дополнительная литература:

Todorov T. Nous et les autres: la reflection francaise sur la diversite humaine. - P., 1989. - 453 c.

 

ТЕМА 7: “За” и “против” культуры повседневности: “Простодушный” Вольтера.

Перечень проблем занятия:

  1. Определение культурной функции образа “дикаря” и его соотношение с идеей “естественного человека”.
  2. Воспитательные идеи Вольтера.

Контрольные вопросы:

  1. В чем сходство “американской” и “азиатской” культурной модели, созданной французскими мыслителями?
  2. Какой выход из создавшегося культурного кризиса предлагает Вольтер?

Список источников:

Вольтер. Кандид, или Оптимизм. Простодушный // Вольтер. Собрание сочинений в 3-х т. - М., 1998. - Т.1. С. 384-466, 491-552.

Список литературы.

Обязательная литература:

Passions of the Renaissance // A History of Private Life, ed. by P.Aries and G.Duby. In 5 vols. - Cambridge (Mass.) - London, 1989. - T.3. - 648 c.

Дополнительная литература:

Hazard P. The European mind : the critical years, 1680-1715. - New York, 1990. - 379 c.

Todorov T. Nous et les autres: la reflection francaise sur la diversite humaine. - P., 1989. - 453 c.

ТЕМА 8: Принципы построения новой теории воспитания: “Эмиль” и “Исповедь” Руссо.

Перечень проблем занятия:

  1. Основные положения новой воспитательной теории в “Эмиле” Руссо.
  2. Характеристика складывающейся культурной модели, ее отличие от предшествующих моделей.

Контрольные вопросы:

  1. В чем отличие “естественного человека” от “благородного человека”?
  2. Как соотносится воспитательная модель Руссо с положением современного ему общества?

Список источников:

Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. Исповедь // Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения в 3-х т. - М., 1961. - Т.1. С.545-711; Т.2. С.13-150.

Список литературы.

Обязательная литература:

Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. - Л.,1971. - С.200-253.

Passions of the Renaissance // A History of Private Life, ed. by P.Aries and G.Duby. In 5 vols. - Cambridge (Mass.) - London, 1989. - T.3. - 648 c.

Дополнительная литература:

Grimsley R. Jean-Jacques Rousseau: a study in self-awareness. - Cardiff, 1961. - 338 c.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КУРСОВЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ

  1. Формирование идеала “благородного человека” в европейской культуре XVI - XVII вв.
  2. Противопоставление “города” и “двора” в творчестве писателей-моралистов.
  3. Семиотические аспекты прециозной культуры.
  4. Эстетика “отказа от любви” в культуре второй половины XVII в.
  5. Образ “чужой” культуры в литературе XVIII столетия.
  6. Основные принципы теории воспитания Руссо.



Желающие опубликовать свои работы (статьи, дипломные, рефераты) в библиотеке, присылайте их на [email protected]!


Majordomo - удачный хостинг




Семиотика и семиосфера Lingvisto.org - языковая энциклопедия Allbest.ru КУПИТЬ КНИГИ, сделать ЗАКАЗ КНИГИ ПОЧТОЙ в книжных магазинах БИБЛИО-ГЛОБУС, ОЗОН/OZON, БОЛЕРО/BOLERO, ТОП-КНИГА, БИБЛИОН и других