Библиотека > Методические материалы > Учебные курсы по культурологии >
Зверева Г.И. "Методы изучения культуры" (Кафедра теории и истории культуры РГГУ)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Курс лекций по методам изучения
культуры входит в блок общепрофессиональных
дисциплин подготовки студентов, обучающихся по
специальности - 020600 Культурология.
Цель курса - рассмотрение проблем
методологии культуры в контексте
новоевропейской интеллектуальной истории,
анализ содержания основных подходов к
исследованию культурных форм и процессов.
Задачи курса состоят в том, чтобы
показать тесную взаимосвязь
теоретико-методологических, историко-культурных
аспектов изучения культуры с методическими
проблемами подготовки культурологов.
Практическая задача курса - содействовать
формированию у студентов-культурологов
понимания многообразных возможностей
применения современных методов изучения
культуры, конкретного их использования в
научно-исследовательской и преподавательской
работе.
Структура и содержание курса
органично связаны с дисциплинами
профессионально-образовательной программы по
культурологии, в том числе, с содержанием таких
общепрофессиональных дисциплин как “Теория
культуры”, “История мировой культуры”,
“История культуры России”.
В курсе представлены многообразные
подходы, методы, познавательные процедуры,
которые разрабатывались исследователями
культуры в разных областях
социально-гуманитарного знания в Новое и
Новейшее время.
В основу курса положены
культурно-исторический и системный подходы, что
позволяет представлять различные методы
изучения культуры во взаимосязи с общенаучными и
общекультурными парадигмами и с учетом
общественных и ментальных изменений в мире.
В процессе изучения курса студенту
предстоит овладеть исследовательскими
подходами, методами, познавательными приемами,
сознавая их культурно-историческую
обусловленность и необходимость соотнесения с
подвижным изменчивым интеллектуальным
контекстом. В конечном счете курс содействует
развитию у студентов критической рефлексии и
практических приемов работы с текстами по теории
и истории культуры.
Лекционный курс рассчитан на 60 часов и
завершается экзаменом. Лекционные занятия
дополняются семинарами и различными формами
самостоятельной работы студентов с учебной и
научной литературой. В процессе такой работы
студенты приобретают навыки “глубокого чтения”
- анализа и интерпретации текстов по теории,
методологии, истории культуры.
Промежуточные формы контроля знаний
включают в себя проведение коллоквиумов по части
курса, блиц-контрольных работ, в ходе которых
студенты должны показать владение понятийным
аппаратом и конкретными процедурами
исследования культурных форм и процессов.
ПРОГРАММА КУРСА ЛЕКЦИЙ.
Тема 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ.
ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ.
Характеристика базовых понятий
"вера", "знание", "наука", “истина”
и их соотношение в истории новоевропейской
интеллектуальной культуры.
Интерпретации понятий "теория" и
“метод” в современной исследовательской
литературе. Возможности и границы применения
этих понятий к изучению феноменов культуры.
Специфика источников по теме и
проблемы работы с ними.
Тема 2. ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО ОБРАЗА
ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ В КУЛЬТУРЕ РАННЕГО НОВОГО
ВРЕМЕНИ.
Сущностные черты новоевропейской
культурной парадигмы и особенности
теоретической рефлексии. Систематизация знания
в высокой культуре раннего Нового времени.
Понимание теории, метода, их
взаимосвязи в социально-гуманитарном знании
(Ф.Бэкон, Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц, И.Ньютон).
Становление научного представления о природе и
содержании знания о человеке. Математический и
натурфилософский эталоны истинности в знании о
человеке и обществе. “Битва книг”, “спор о
древних и новых” в среде европейских
интеллектуалов и проблема соотношения науки и
веры.
Тема 3. “НАУЧНЫЙ МЕТОД” В КОНТЕКСТЕ
НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ ХУIII - НАЧАЛА ХХ ВЕКА И
ЕГО МОДИФИКАЦИИ.
Генезис и распространение концепта
“научный метод” в лексиконе культуры
Просвещения. Соотношение понятий “знание”,
“наука”, “метод” в историко-культурных трудах
просветителей (П.Бейль. Ш.Монтескье, А.Вольтер,
Д.Дидро, Д.Юм, У.Робертсон и др.). Формирование
“синтетического”, “гуманитарного” образа
культуры. Складывание деятельностного подхода к
изучению культуры.
Дифференциация гуманитарного знания в
конца ХVIII - первой половине ХIХ века и
формирование дисциплин и профессий. Изменения
представлений о семантике понятия “метод” в
гуманитарном знании. И.Кант. Г.Гегель. К.Маркс.
Утверждение господствующего положения
исторического метода в исследовательском
инструментарии интеллектуалов - гуманитариев.
Социальные “измерения” культуры.
Позитивизм и модификации
исторического метода в знании о культуре. О.Конт.
Г.Бокль. Г.Спенсер. И.Тэн. Эволюционисты.
Историко-генетический,
типологический, сравнительно - исторический,
системный методы; характеристика их основных
признаков. Применение этих методов в дисциплинах
гуманитарного знания при изучении феноменов
культуры во второй половине ХIХ века.
Европейская школа
“культурно-исторического синтеза”. К.Лампрехт.
Я.Буркхардт. А.Берр. Преемственность и новации в
понимании метода изучения культурных феноменов.
Основания и принципы различения “истории
культуры” и “культурной истории”. Способы
представления в историографическом тексте
концепции культурной целостности.
Культ профессии в гуманитарном знании
в конце ХIХ - первой половине ХХ века. Власть
профессии и проблемы интерпретации методологии
культуры.
Тема 4. АНТИСЦИЕНТИСТСКИЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МЕТОДОЛОГИИ ГУМАНИТАРНОГО
ЗНАНИЯ В КУЛЬТУРЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
Представления о содержании понятий
“теория” и “метод” в культуре европейского
барокко. Поздний гуманизм и особенности его
саморефлексии в контексте новоевропейской
культуры. Критика сциентизма в гуманитарном
знании. Б.Паскаль о соотношении науки, знания и
веры. Дж.Вико. Дж. Свифт. Д.Беркли. И.Гердер.
Складывание “антропологического” образа
культуры. Внимание исследователей к процессам
смыслополагания и способам культурных
коммуникаций.
Понимание метода в европейском
предромантизме. Интерпретации
исследовательского метода в культуре
романтизма: Новалис. Ф.Шлегель. И.Фихте.
А.Шопенгауэр. С.Колридж. Р.Эмерсон. Принципы
изучения фольклора и народной культуры в
творчестве романтиков.
Истолкования романтиками содержания
исторического и компаративного методов,
возможностей их применения при изучении
культуры: Ф.Шлейермахер. Р.Вагнер.
Подходы к изучению культуры в
неоромантизме. Вклад Ф.Ницше в изучение культуры.
Значение литературных тропов в формировании
базовых категорий текстов по теории и
методологии культуры.
Полемика сциентистов и
антисциентистов о природе теории и метода и
границах интерпретации в гуманитарном знании на
рубеже ХХ века.
Тема 5. ОБЪЕКТИВИЗМ И РЕЛЯТИВИЗМ В
ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ ХХ ВЕКА: КОЛЛИЗИИ И
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.
“Философия жизни” и неокантианство:
проблемы выбора подходов и методов изучения
культуры, определения специфики их содержания.
В.Дильтей. Г.Зиммель. Г.Риккерт. Б.Кроче.
Э.Кассирер. Содержание понятий “жизнь”,
“герменевтика”, “отнесение к ценности”,
“опыт”, “символ” и их значение для изучения
культурных форм и процессов.
Проблемы и границы использования
социологического инструментария для изучения
истории культуры. Э.Дюркгейм. М.Вебер. Обогащение
методологии изучения культуры подходами из
антропологии, этнологии, лингвистики,
психологии, философии в 20-40-е гг. ХХ в.
Характеристика структурного подхода к
изучению культуры. Роль
структурно-функционального подхода в изучении
культурных феноменов. Б.Малиновский. М.Мид.
Соединение структурного и
кульутрно-исторического подходов в методологии
Ф.Боаса.
Вариации структурного подхода в
середине ХХ века. Структурная антропология
К.Леви-Строса: возможности и границы
использования исследовательского подхода для
изучения “горячих” культур Запада.
Интерпретативная антропология К.Гирца: метод
“плотного (“насыщенного”) описания”. Проблемы
сохранения “субъектной” дистанции и
“культурного перевода” изучаемых форм и
процессов.
Историко-психологический подход к
исследованию культуры. Г.Тард. Г.Лебон. Л.Уорд.
У.Самнер. Влияние психоанализа на методологию
культурных исследований. З.Фрейд. К.Юнг. Проблемы
соединения процедур психоанализа со структурным
и постструктуралистским подходами к изучению
культуры. Ж.Лакан. Ю.Кристева.
Лингвистические “измерения”
культуры в конце XIX - первой трети ХХ в. Ф.Соссюр.
Ч.Пирс. Ф.Боас. Язык и речевая практика в культуре.
Роль теории Э.Сепира-Б.Уорфа в изучении культуры.
Значение концепций Л.Витгенштейна, Р.Якобсона,
Н.Хомского для исследования культурных форм и
культурного смыслополагания. Язык и текст.
Обогащение методологии культуры
исследовательскими подходами из феноменологии и
экзистенциализма. Э.Гуссерль. М.Хайдеггер. Роль
философской герменевтики в изучении культуры.
Г.Гадамер. П.Рикер. Проблемы восприятия,
понимания, интерпретации культур. Язык и
культура. Письмо и чтение: роль читателя.
Марксистский и неомарксистские
подходы к исследованию истории культуры и
культуры ХХ века. А.Грамши. Социальная теория
Франкфуртской школа и ее значение для
методологии культуры: Г.Маркузе, Т.Адорно,
М.Хоркхаймер, Э.Фромм, Ю.Хабермас.
Социально-историческое “измерение” культуры.
Идеология и культура: способы изучения их
взаимодействия.
Направления изучения культуры в
России ХХ в. Роль русской формальной школы в
исследовании культуры. Работы В.Шкловского,
Ю.Тынянова, В.Проппа. Методологические новации в
изучении и представлении культуры в трудах
М.Бахтина. Взаимосвязь теории, подходов и языка
анализа культурных форм и процессов. Подходы к
исследованию теории и истории культуры в работах
А.Лосева.
Московско-тартусская школа и ее вклад
в методологию культуры. Содержание
семиотического подхода к исследованию культуры
и его модификации. Ю.Лотман. Вяч.Иванов.
Е.Мелетинский. Б.Успенский. В.Топоров. Проблемы
моделирования истории русской культуры.
Методологические открытия школы
Анналов и их использование в культурно -
исторических исследованиях ХХ века. М.Блок.
Л.Февр. Ф.Бродель. Ж.Ле Гофф. Ж.Дюби. Ф.Ариес.
А.Гуревич. А.Ястребицкая.
Воздействие философии и социологии
науки на подходы к исследованию явлений
культуры. Т.Кун. М. Полани. П.Фейерабенд. У.Куайн.
Значение понятия научной парадигмы для
обновления принципов концептуализации истории
культуры.
Междисциплинарность как выражение
поиска синтеза гуманитарного знания.
Неоэволюционизм и его методологические новации
в трудах Л.Уайта. Системный подход к изучению
культуры. Роль синергетики для исследования и
описания культурных феноменов.
Социоисторизм второй половины ХХ века
и его роль в методологических новациях
культурных исследований. Феномены “новой
культурной истории”, “новой интеллектуальной
истории” в гуманитарном знании второй половины
ХХ века. Н.Дэвис. Р.Дарнтон. К.Гинзбург. Р.Шартье.
Ж.Ревель. Ю.Бессмертный. Л.Баткин. Обновление
подходов и познавательных процедур при изучении
теории и истории культуры. Микро- и
макро-исследования культуры.
Методологические новации в
феминистских иследованиях культуры. “Женские
исследования” и поиски феминистской теории
познания. Труды Дж.Скотт, Д.Батлер, Ю.Кристевой,
Л.Иригарэ. Гендерный подход к изучению культуры и
его разновидности в социально-гуманитарном
знании.
Направление “cultural studies” в современном
гуманитарном знании и его модификации в США,
Великобритании, Германии, Франции, Италии.
Р.Уильямс. С.Холл. Методы изучения культуры ХХ
века в “cultural studies”.
Тема 6. ПОНИМАНИЕ МЕТОДА И ИСТИНЫ В
ГУМАНИТАРНОМ ЗНАНИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА.
Характеристика феномена
постмодернизма. Ч.Дженкс. И.Хассан. Ж.-Ф.Лиотар.
Проблема смысла и семиозиса. Постмодернистская
ирония, чувствительность, интертекстуальность.
Автор, текст, читатель в концепциях
постмодернистов.
Содержание “лингвистического
поворота” в социально-гуманитарном знании.
Влияние теорий информации, искусственного
интеллекта, когнитивной психологии на
методологию культуры. Роль литературной теории в
обновлении подходов к изучению культуры.
Постструктурализм и пересемантизация
категории социального. Представления
постструктуралистов о соотношении веры, знания,
науки. Проблематизация понятий “теория” и
“метод”, их роли в изучении культурных
феноменов. М.Фуко и его подход к изучению истории
культуры. Познавательные возможности
“эпистемы” для “дискретного” исследования
культуры.
Концепции истолкования культуры как
текста. Л.Минк. Р.Рорти. Семиология Р.Барта.
Трансформация семиологии в трудах У.Эко.
Постмодернистские теории чтения. Ж.Деррида и
процедуры деконструктивизма в интерпретации
культуры. П. де Ман. Ж.Делез. Ж.Бодрийяр и проблемы
интерпретации массовой культуры ХХв.
Антиобъективистское направление в
“новой интеллектуальной истории”. Х.Уайт и
“риторический” подход к историографии
культуры. “Нарративная философия” Ф.Анкерсмита.
Воздействие концепции текстуальности культуры
на методологию культурно-исторического
исследования, жанровые свойства и правила
гуманитарного дискурса.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ИСТОЧНИКИ
Антология исследований культуры. Т.1.
Интерпретация культуры. Спб., 1997. 727 с.
Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики.
М., 1975. 315 с.
Барт Р. Избранные работы. Семиотика.
Поэтика. М., 1994. 615 с.
Барт Р. Мифологии. М., 1997. 314 с.
Белый А. Символизм как миропонимание. М.,
1994. 212 с.
Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1999. 218 с.
Бродель Ф. Материальная цивилизация,
экономика и капитализм. В 3-х тт. М., 1987. Т.1. 622 с.; Т.2.
632 с.; Т.3. 679 с.
Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху
Возрождения. М., 1996. 591 с.
Вебер М. Протестантская этика и дух
капитализма// Избранные произведения. М., 1990.
С.274-316.
Вико Дж. Основания новой науки об общей
природе наций. М., 1994. 618 с.
Виндельбанд В. Прелюдии // Избранное. Дух и
история. М. 1995. С. 82-177.
Витгенштейн Л. О достоверности //
Философские работы. М., 1994. Ч. 1. С. 202-265.
Гадамер Х. Г. Истина и метод. М., 1988. 510 с.
Гердер И. Идеи к философии истории
человечества. М., 1977. 742 с.
Декарт Р. Рассуждение о методе.// Сочинения
в 2-х тт. Т.1. М., 1989. 481 с.
Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000. 511 с.
Дильтей В. Типы мировоззрения и
обнаружение их в метафизических системах //
Культурология. ХХ век. Антология. М., 1996. С. 213-256.
Дюркгейм Э. Метод социологии. М., 1991. 334 с.
Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры //
Избранное. Т I. Философия культуры. М., 1996. С. 445-475.
Кассирер Э. Философия символических форм:
Введение и постановка проблемы // Культурология.
ХХ век. Антология., М., 1995. С. 163-213.
Кун Т. Структура научных революций.
Благовещенск, 1998. 300 с.
Леви- Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.
489 с.
Леви - Строс К. Структурная антропология.
М., 1983. 514 с.
Ле Гофф. Ж. Цивилизация средневекового
Запада. М., 1993. 373 с.
Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. Спб., 1998.
159 с.
Литературные манифесты европейских
романтиков. М., 1983. 581 с.
Литературные манифесты
западноевропейских классицистов. М., 1980. 614 с.
Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1982. 541 с.
Лотман Ю. М. Статьи по семиотике и
типологии культуры // Избранные статьи в трех
томах. Т.1. Таллинн, 1992. 479 с.
Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. 430 с.
Моль А. Теория информации и эстетическое
восприятие. М., 1966. 264 с.
Малиновский Б. Научная теория культуры . М.,
1999. 206 с.
Называть вещи своими именами: программные
выступления мастеров западноевропейской
литературы ХХ века / сост. Л.Г. Андреев. М., 1986. 638 с.
Ницше Ф. Европейский нигилизм // Избранные
произведения в трех томах. М., 1994. Т.1. 343 с.
Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия
культуры. М., 1991. 587 с.
Пол - Гендер - Культура. Немецкие и русские
исследования. М., 1999. 214 с.
Полани М. Личностное знание. На пути к
постнеклассической философии. Благовещенск, 1998.
344 с.
Поппер К. Логика и рост научного знания. М.,
1983. 321 с.
Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса:
Новый диалог человека с природой. М., 1986. 352 с.
Риккерт Г. Науки о природе и науки о
культуре. М., 1998. 413 с.
Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о
герменевтике. М., 1995. 287 с.
Рикер П. Время и рассказ. Спб., 2000. Т.1. 313 с.
Рорти Р.Случайность, ирония и
солидарность. М., 1996. 279 с.
Структурализм: "за" и "против". М.,
1975. 256 с.
Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и
культурологии. М., 1993. 655 с.
Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989. 421 с.
Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1983.
239 с.
Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. 731 с.
Теория метафоры. Сборник текстов / сост.
Н.Д. Арутюнова. М., 1990. 257 с.
Успенский Б.А. Избранные труды. Т.1.
Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 1994. 430 с.
Февр Л. Бои за историю. М., 1991. 629 с.
Фейерабенд П. Против методологического
принуждения. Благовещенск, 1998. 352 с.
Фуко М. Слова и вещи. Археология
гуманитарных наук. М., 1993. 384 с.
Фуко М. Археология знания. Киев, 1996. 207 с.
Фрейд З. Психология бессознательного. М.,
1990. 448 с.
Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990. 331 с.
Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1988. 539 с.
Хейзинга Й. Задача истории культуры // Об
исторических жизненных идеалах и другие лекции.
Лондон, 1992. С.7-91.
Эко У. Отсутствующая структура. Введение в
семиологию. М., 1998. 512 с.
Элиаде М. Космос и история. М., 1987. 287 с.
Юнг К. Архетип и символ. М., 1992. 365 с.
Якобсон Р. Язык и бессознательное. М., 1996. 245
с.
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.
- Аймермахер К. Знак. Текст. Культура. М., 1997. 242 с.
- Баткин Л.М. Итальянское Возрождение:
Проблемы и люди. М., 1995. 522 с.
- Бенвенист Э. Общая лингвистика.
Благовещенск, 1998. 362 с.
- Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987. 287 с
.
- Гуревич А.Я. Исторический синтез и “школа
Анналов” М., 1994. 198 с.
- Гуревич А.Я. Категории средневековой
культуры., М. 1984. 257 с.
- Дейк Г.А.ван. Язык. Познание. Коммуникация.
М., 1989. 310 с.
- Зарубежная эстетика и теория литературы
Х1Х - ХХ веков: трактаты, статьи, эссе / сост. Г.К.
Косиков. М., 1987. 312 с.
- Иванов Вяч.Вс. Культурная антропология и
история культуры // Одиссей. Человек в истории. М.,
1989. С.11-17.
- Ильин И.П. Постструктурализм.
Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996. 255 с.
- Из работ московского семиотического
круга. М., 1997. 341 с.
- Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей
теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993.
496 с.
- Косарева Л.М. Социокультурный генезис
науки нового времени. М., 1989. 345 с.
- Культурология. ХХ век. Энциклопедический
словарь в 2-х тт. Спб., 1998. Т.1. 445 с.; Т.2. 446 с.
- Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1995. 570 с.
- Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983. 410 с.
- Реале Д., Антисери Д. Западная философия от
истоков до наших дней. Т.4. От романтизма до наших
дней. СПб., 1997. 849 с.
- Самосознание европейской культуры ХХ
века. М., 1991. 366 с.
- Язык и наука конца ХХ века / Под ред.
Ю.С.Степанова. М., 1995. 420 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.
- Бессмертный Ю.Л. (отв.ред.). Человек в кругу семьи.
М., 1996.
- Жеребкина И. “Прочти мое желание...”
Постмодернизм, психоанализ, феминизм. М., 2000.
- История ментальностей. Историческая
антропология / отв.ред. А.Я.Гуревич. М., 1996.
- Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.
- Кузнецова Н.И. Наука в ее истории. М., 1982
- Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М.,
1977.
- Культурология. ХХ век. Словарь. Спб., 1997.
- Мамчур А. Проблемы социокультурной
детерминации научного знания. М., 1987
- Маркарян Э.С. Теория культуры и
современная наука. М., 1983
- Маркова Л.А. Наука: история и историография
XIX - XX вв. М., 1987
- Наука и ее место в культуре. Соб. науч.
трудов. Новосибирск, 1990
- Сорокин П. Социокультурная динамика //
Человек, цивилизация, общество. М., 1992
.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
- Честертон Г.К. Вечный человек. М., 1991.
- Швейцер А. Культура и этика. М., 1989.
- Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и
город в новой исторической науке. М., 1996.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К КУРСУ.
1. Содержание базовых понятий “вера” и
“знание”, “наука” и “истина” в
социально-гуманитарном знании ХХ века.
2. Современные интерпретации понятий
“теория” и “метод”. Возможности и границы
применения этих понятий к изучению феноменов
культуры.
3. Сущностные черты научного образа
гуманитарного знания в культуре раннего Нового
времени.
4. Рационализм и формирование подходов
к изучению культуры в XVII в.: Декарт Р.
5. Подходы к изучению культуры во
французском классицизме: Д’Обиньяк Ф. Практика
театра; Корнель П. Рассуждения о трех единствах -
действия, времени и места.
6. Методологические проблемы изучения
культуры в начале XVIII в.: Дж.Вико.
7. Применение научного метода при
изучении культуры в трудах европейских
просветителей.
8. Формирование антропологического
подхода к исследованию культуры в XVIIIв.: И. Гердер.
9. Вклад европейских романтиков в
методологию знания о культуре.
10. Методы изучения истории культуры в
немецком и английском романтизме:
сопоставительный анализ.
11. Позитивизм и методология
культурно-исторических исследований в XIXв.
12. Характеристика содержания
исторического метода в знании о культуре в XIX
веке.
13. Основные признаки
историко-генетического, типологического,
сравнительно-исторического методов в изучении
культуры.
14. Способы изучения культуры в
европейской школе “культурно-исторического
синтеза”.
15. Подход Я. Буркхардта к изучению
истории культуры.
16. Основные черты антисциентистского
понимания границ интерпретации в гуманитарном
знании на рубеже XIX-XX века.
17. Проблемы методологии истории
культуры в трудах Й.Хейзинги.
18. Подходы и методы изучения культуры в
“философии жизни” и неокантианстве.
19. Подходы к изучению культуры в
“философии жизни”: В.Дильтей.
20. Ценностный подход к исследованию
культуры: Г. Риккерт.
21. Роль социологических методов в
формировании знания о культуре в ХХ веке.
22. Влияние социальной и культурной
антропологии на содержание методологии
культуры.
23. Возможности и границы использования
методов психологии и лингвистики для изучения
культуры.
24. Характерные черты и признаки
структурного метода и его современных
модификаций.
25. Вхождение в методологию культуры
исследовательских подходов из феноменологии,
экзистенциализма и философской герменевтики.
26. Влияние марксизма и неомарксизма на
методологию культуры в ХХ веке.
27. Методологические открытия школы
“Анналов” в культурно-исторических
исследованиях ХХ века.
28. Характерные признаки системного
подхода к изучению культуры.
29. Направления и школы исследования
культуры в России ХХ века, особенности их
методологии.
30. Характеристика основных подходов и
методов изучения феноменов культуры в “новой
культурной” и “новой интеллектуальной
истории” во второй половины ХХ века.
31. Направление “cultural studies” в
современном социально-гуманитарном знании, его
приоритетные подходы к изучению культуры ХХ
века.
32. Роль постструктурализма и
деконструктивизма в обновлении методологии
культуры.
33. Основные черты “риторического”
подхода к историографии культуры.
34. Роль концепции текстуальности
культуры в методологии современных
культурно-исторических исследований.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ.
В процессе освоения курса студенты
участвуют в коллоквиумах по части курса, изучая
источники и необходимую научную литературу по
конкретным проблемам методологии культуры. В
качестве оперативной формы проверки знаний
используются блиц-контрольные работы с целью
выявления эффективности
усвоения базовых понятий и концепций, понимания
специфики отдельных исследовательских подходов,
методов, познавательных процедур.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ И КУРСОВЫХ
РАБОТ.
1. Подходы к изучению культуры во
французском классицизме.
2.Формирование научных методов
изучения культуры в европейском Просвещении.
3. Интерпретации понятия “метод” в
культуре романтизма.
4. Вклад Ф.Ницше в методологию культуры.
5. Методология школы
“культурно-исторического синтеза”.
6.Роль структурно-функционального
подхода в исследовании средневековой
европейской культуры.
7. Методы изучения культуры в трудах А.
Лосева.
8.Неомарксистский подход к изучению
истории культуры: Франкфуртская школа.
9. Влияние лингвопсихоанализа на
методологию культуры: Ю.Кристева.
10. Структурно-семиотический подход к
изучению культуры в московско-тартусской школе.
11. Методология культуры в трудах
Ю.М.Лотмана.
12. Подходы Б.А. Успенского к
исследованию русской культуры.
12. Проблемы методологии массовой
культуры: Ж. Бодрийяр.
13. Историко-антропологический подход к
изучению средневековой культуры в трудах
А.Я.Гуревича.
14. Проблемы исследования истории
культуры в трудах Ю.Л. Бессмертного.
15. Методология исследования мифа в
трудах Е.М.Мелетинского.
16. Микроисторический подход к изучению
культуры в работах К.Гинзбурга.
17. Бирмингемская школа культурных
исследований: исследовательские подходы и
методы изучения современной культуры.
18. Гендерный подход к изучению истории
культуры: современные немецкие исследования.
19. Методологические проблемы культуры
в работе Р.Барта “Фрагменты речи влюбленного”.
20. Критика онтологического
структурализма в работе У.Эко “Отсутствующая
структура. Введение в семиологию”.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ И СЕМИНАРОВ