Библиотека > Методические материалы > Учебные курсы по культурологии >
Волкова Э.Н. "Теория культуры" (Кафедра теории и истории культуры РГГУ)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс лекций и семинарских занятий по
"теории культуры" является базовым в цикле
общепрофессиональных дисциплин и предназначен
для студентов дневного отделения II курса факультета истории искусства,
обучающихся по специальности
"культурология".
Предмет курса - изучение культурных
форм и процессов; интерпретация основных
культурологических понятий и наиболее известных
концепций культуры.
Цель курса - сформировать у студентов
представление о культуре как о целостном
феномене, меняющем свои характеристики в ходе
мировой истории, предложить методику выявления
опорных категорий для построения одного из
вариантов целостной теории культуры.
Задачи курса - ознакомить студентов со
смыслообразующими основаниями и типологией
культур; в курсе дается возможность представить
систему культурологических концепций в качестве
единой "теории культуры".
Методология курса -
историко-типологический подход, демонстрация
принципиальной множественности
культурологических понятий и концепций.
В результате изучения курса студенты
должны знать и уметь выявлять основные категории
культуры, принципы и критерии типологий
культуры, анализировать культурологические
концепции.
Объем курса составляет 36 часов (24 часа
лекций, 12 часов семинарских занятий).
Предусмотренные формы контроля -
дифференцированный зачет, оценка качества
докладов и рефератов производится по
традиционной пятибалльной системе.
ПРОГРАММА КУРСА ЛЕКЦИЙ
ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ О КУЛЬТУРЕ
Этимология слова "культура",
изменения смысла этого понятия, начиная с
античности до наших дней. Связь представлений о
сущности культуры и сущности человека.
Модификация подходов к анализу культуры под
влиянием археологии и этнографии, европейской
"культурантропологии".
Культура как способ и способность к
общению - с природой, социумом, с самим собой, с
трансцедентным миром, - возможность понимать
другого в процессе коммуникации. Общение как
основание и условие человеческого бытия.
ТЕМА 2. АНТРОПОГЕНЕЗ И НАЧАЛО КУЛЬТУРЫ.
Современные представления об
антропогенезе и концепция "начала
человеческой истории" Б.Ф.Поршнева: основные
факторы антропогенеза; расселение архаического
человека, складывание многоязычия и культурных
стереотипов поведения, социальная и культурная
дифференциация человечества, магические формы
искусства.
ТЕМА 3. ОСНОВАНИЯ ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУР.
Предыстория типологии культур.
Сравнительная оценка своей и чужой культуры у
Геродота, Гиппократа, Тацита.
Типология культуры по принципу
"этнолингвистического древа". Поиск
прародины и праязыка человечества,
универсальных структур и законов
функционирования культуры.
Типология культуры на основе особых ее
"ключей" и принципов (О.Шпенглер, Ю.М. Лотман).
Типология культур в философской школе
"диалогики культур" (В.С.Библер, А.В.Ахутин),
ее связь с культурологическим подходом
М.Бахтина.
Историческая типология культур, ее
принципы.
ТЕМА 4. АРХАИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ КАК
ПЕРВООСНОВА КУЛЬТУРЫ.
Значение обмена дарами для
становления человека и его культуры. Роль
"первичного монотеизма", истоки магии и
религии (Дж.Фрэзер). Переживание
"священного" "мирского" пространства и
времени в архаических ритуалах (М.Элиаде). Роль
имени, возрастных инициаций, отношение к
рождению и смерти; понятие "партиципации"
(Л.Леви-Брюль). Ранние формы религии.
ТЕМА 5. ТРАДИЦИОННЫЕ КУЛЬТУРЫ ВОСТОКА.
"Неолитическая революция" и
первые "речные" цивилизации Древнего
Востока, их общие черты: сословно - кастовая
структура социума, сакральный характер власти,
мифологичность картины мира. Отношения
"учитель-ученик" как основной тип общения.
Образы мудреца и пророка в библейской культуре.
ТЕМА 6. СТАНОВЛЕНИЕ АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ:
ПЕРЕХОД ОТ МИФА К ЛОГОСУ.
"Греческое чудо" как
культурологическая проблема.
Архетипы античной культуры: Дионис и
Аполлон (в итерпретации Ф.Ницше и Вяч.Иванова).
Греческий полис номос, "телесность"
античного космоса (по А.Ф.Лосеву). Роль рабства и
ораторского искусства в истории античной
культуры. Общие черты и различия "стилей"
греческой и римской культур. Игровое начало
античной культуры, роль авторства, "запрета на
плагиат". Идеал мудрости в античности.
Античный политеизм и "философский
монотеизм".
ТЕМА 7. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ
КУЛЬТУРА.
Генезис феодализма. Складывание
сословно - иерархической структуры общества и
церкви, архетипы и символы в этой структуре.
Отношения "варварства" и
"христианства" в Европе (по А.Я.Гуревичу).
Микрокосм и макрокосм, циклическое и
эсхатологическое время. Университеты и
схоластика, средневековые "энциклопедии".
Понятие об иконе и "обратной перспективе".
Роль ритуала и жеста.
Официальная, "куртуазная" и народная
карнавальная культура. Формы культуры "осени
средневековья" (И.Хейзинга). Роль алхимии и
астрологии. Итальянские гуманисты и эпоха
Возрождения; переход к культуре Нового времени.
ТЕМА 8. НОВОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА.
Основные перемены в культуре
повседневности к началу ХVII века. Роль Великих
географических открытий в формировании
полицентрической картины мира. Роль
реформационных и контрреформационных процессов
в ХУ1-ХУ11 в.в. Содержание и формы "научной
революции" ХУ1-ХУ11 в.в.
Принцип индивидуализма в философии,
этике, политике. Проблемы взаимоотношений
человека, общества и государства в концепциях
просветителей. Черты раннего романтизма в
"высокой" культуре Европы. Становление
позитивистского мировоззрения. Рождение
"массовой культуры", ремифологизация
культуры. Феномен модернизма, его соотношение с
культурой Просвещения и романтизма.
ТЕМА 9. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ:
ПРИРОДА, ВРЕМЯ, ПРОСТРАНСТВО.
Представление о категориях культуры и
возможной их системе. Природа как категория
культуры. Хтоническое и логосное начало в
культуре: архетипы Диониса и Аполлона, их
интерпретация в концепциях Ф.Ницше, русских
религиозных философов и символистов. Рождение
культуры как освобождение от власти природной
необходимости (Л.Шестов). Обретение человеком
своего образа, языка, имени (П.Флоренский).
Время и пространство как категории
культуры, раскрывающие понятие “природа”.
Образы времени и пространства в "картинах
мира" различных культур.
“Природа человека” ("человеческая
натура"); место данной категории в системе
подходов аналитической психологии и философской
антропологии (взаимосвязь и оппозиция этих
подходов). "Воля к смерти" и "воля к
власти" - основа амбивалентных влечений
человека (З.Фрейд и Ф.Ницше). Архетипы
коллективного бессознательного, их место в
структуре человеческой личности и культурного
творчества (К.-Г.Юнг). Дуализм "жизненного
порыва" и "духа" (М.Шелер). Неопределимость
человека как свойство "человеческой
натуры".
ТЕМА 10. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ:
ЯЗЫК.
“Язык” как категория культуры -
способ самовыражения “природы человека”. Язык -
носитель смыслов культуры; "воля к смыслу" и
"пересотворение мира" через интерпретации
текстов (В.Налимов). Мир как онтологизированный
текст: "язык - дом бытия" (М.Хайдеггер).
Понимание текста и способность "найти себя"
в чужом тексте (М.Бахтин). "Имя - тайна
именуемого" (П.Флоренский).
ТЕМА 11. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ:
ЛОГИКА ИСТОРИИ, ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
“Логика истории” как категория
культуры. Проявление "воли к смыслам" в
поисках логики истории. Выражение ценностных
установок различных авторов через схемы
движения истории (линейных и циклических). Логика
истории у К.Ясперса и М.Хайдеггера, их оценки
"осевого времени". Школа "диалог
культур", анализ ее
методологии.
“Цивилизайция” как категория
культуры и как оппозиция культуре.
"Застывание" истории в цивилизации
(О.Шпенглер), консервативные функции цивилизации.
Цивилизация как "цветущая сложность" и
"вторичное упрощение" (К.Леонтьев).
ТЕМА 12. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ:
РЕЛИГИЯ.
“Религия” и”культура” - проблема
возможности религии как категории культуры.
Религия как элемент культуры в представлениях
новоевропейской культурологии. Культура как
"вырождение религии" для русской
религиозной философии. Сомнение и вера, "страх
пустоты" и поиск опор в трансцедентальном мире
(С.Кьеркегор). Вызов "логике культуре" через
"подвиг веры" у Л.Шестова. Проблема единой
синкретической культуры человечества и ее
оценка в западной и российской культурологии.
Будущее культуры в представлениях
современных историков и философов.
Заключение: новые смыслы и акценты
рабочего определения культуры (как способа
общения и способности к пониманию).
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ИСТОЧНИКИ
- Бубер М. Я и Ты. М., 1996. Гл. 1
- Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Соч.
Т.1, 1996. - 831 с.
- 3.Соловьев В.С. Великий спор и христианская
политика // Соч. т.1, М., 1989 (стр 32-89).
- Фрейд З. Я и Оно //Фрейд З. Избранное. М., 1995 (стр.
42-94)
- Фрэзер Д. Золотая ветвь. М., 1980. Гл.5.
- Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.-667 с.
- Юнг К.-Г. Об архетипах коллективного
бессознательного. ВФ. № 1, 1998.
- Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К.
Смысл и назначение истории. М., 1994.- 527 с.
ЛИТЕРАТУРА
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Аверинцев С.С. Аналитическая психология
К.-Г.Юнга и закономерности творческой фантазии //
Вопросы литературы , №3, 1970.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.
1979.- 482 с.
- Белик А.А. Культурология. Антропологическая
теория культур. М., 1998.-239 с..
- Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956. Гл. 7, 8,
9.
- Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990. - с. 412.
- Великовский С.И. Культура как полагание смыслов
// Одиссей. М.1989.
- Волкова Э.Н. Категории культуры // Гуманитарные
науки и новые информационные технологии. М., 1994.
- Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., 1988.- 326 с.
- Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры.
М., 1976 -343 с.
- Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1993.- 503
с.
- Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994.-242 с
.
- Иванов Вяч. По звездам: статьи и афоризмы//
Иванов В. Избранное. М., 1996.
- Ильин И.П. Постмодернизм. Деконструктивизм.
Постмодернизм. М., 1996.-248 с.
- Ильин И.П. Постмодернизм. От истоков до конца
столетия. М., 1988. - 255 с.
- История мировой культуры. М., 1998 (под ред. Драча
Г.В.)- 427 с.
- Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки
Нового времени. М., 1998.-245 с.
- Культурология в вопросах и ответах М., 1999. (под
ред. Г.В.Драча).-335 с.
- Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.,
1992.- 375 с.
- Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991.-328 с.
- Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М.,
1974.-438 с.
- Самосознание европейской культуры ХХ века. М.,
1991. - 366 с.
- Торчинов Е.А. Религии мира. М, 1994. - 589 с.
- Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов.
М., 1989 (с. 29-86).
- Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994. - 142 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Аверинцев С.С. Предварительные заметки к
изучению средневековой эстетики // Древнерусское
искусство (зарубежные связи). М., 1975.
- Ахиезер А.С. Россия: критика исторического
опыта. М., 1991.
- Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и
социология науки и техники. М., 1986.
- Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. М.,
1991.
- Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М.,
1994.
- Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч., Т.2., М.,
1982.
- Гуссейнов А.А. Приода как ценность культуры //
Экология, культура, образование. М., 1989.
- Григорьян Б. Т. Философская антропология. М., 1982.
- Делнз Ж. Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения:
Анти-Эдип., М., 1990.
- Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.,
1993.
- Запад и Восток: традиции и современность. М. 1993.
- Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории
культуры // Введение в общую теорию культуры.
Культура и современность. М., 1993.
- Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М.-Л., 1935.
- Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985.
- Лихачев Д.С. Экология культуры // Москва. №7.1979.
- Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.
- Мамардашвили М.К. Как я понимаю фидлсофию. М., 1980.
- Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
- Сильвестров В.В. Философское обоснование теории
и истории культуры. М., 1990.
- Сноу Ч.П. Две культуры. М., 1975.
- Тейяр-де-Шарден. Феномен человека. М., 1983.
- Федотов Г. Статьи о культуре // Вопросы
литературы. № 2. 1990.
- Федотов Г. Судьба и грехи России // Избранные
статьи по философии русской истории и культуры.
Спб., 1991-92. Т.1.
- Флоренский П.А. Мысль и язык. // Соч. Т.2. М., 1990.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
- Фромм Э. Иметь или быть. М., 1991.
- Фуко М. Слова и вещи. М., 1993.
- 28 . Хейзинга А. Человек играющий. М., 1992.
- Шестов А. Киркегард и экзистенциальная
философия. М., 1991.
- Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.1992.
- Элиаде М. Мефистофель и андрогин. СПб., 1998.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ
- Основные подходы к определению культуры.
- Какой образ человека возникает из различных
определений культуры?
- Возможные смыслы понятия "общение" -
ключевого понятия для рабочего определения
культуры в данном курсе.
- Анализ определения культуры как способа и
способности к общению.
- Основные моменты антропогенеза, по гипотезе
Б.Ф.Поршнева.
- Что принципиально отличает человека от
животных (варианты возможных подходов)?
- Роль языка, появления "имен собственных" в
становлении человеческой культуры.
- Магия и религия как особые формы общения в
начале человеческой истории.
- Какую роль в становлении культуры сыграла
этническая и социальная дифференциация?
- Функции музыкального и образного искусства в
архаической культуре человечества.
- Какова роль суггестии и (защиты от нее) в
антропогенезе и рождении ранних форм культуры?
- Какие общие черты культур Древнего Востока
позволяют отнести их к одному типу культуры?
- Основные особенности мифологического
мировосприятия.
- Как обеспечивалась надежная трансляция
традиционной культуры Востока?
- Основные факторы возникновения античной
культуры (гипотеза М.К.Петрова).
- Как осуществлялся переход "от мифа к
логосу"?
- Античный полис, номос, логос, космос -
расшифровать и сопоставить эти понятия.
- Античная культура как игра, отношение античных
авторов к новаторству и канону.
- Имперские символы Древнего Рима и символика
раннесредневековой культуры (заимствования и
переосмысления).
- Пространство и время в христианской и
варварской картине мира.
- Роль алхимии и астрологии в становлении
"возрожденческой" творческой личности.
- Диалог культур как феномен новоевропейской
культуры.
- Система ценностей и новый идеал человеческой
личности в европейской культуре.
- Основные черты культуры Просвещения.
- На каком основании выделяются некоторые
понятия в качестве категорий культуры?
- Природа и культура как противостоящие и
взаимодействующие категории.
- Как понимали архетипы "Дионис" и
"Аполлон" Ф.Ницше и русские символисты?
- Как воспринималось пространство и время в
античной, средневековой и нововременной
культуре?
- Какова "природа человека" , в соответствии
с концепциями З.Фрейда, К.-Г.Юнга, русских
религиозных философов? Есть ли что-нибудь общее в
их представлениях?
- Роль языка в системе категорий культуры?
- Как возможно понимание другой культуры
(понимание через овладение смыслами), согласно
концепции В.Налимова?
- Какова "логика истории" у авторов,
принимающих линейные и циклические образы
исторического времени?
- Как соотносятся между собой понятия
"культура" и "цивилизация"?
- Возможна ли религия как категория культуры?
- Является ли религия элементом системы культуры
или культура - часть религии? Назовите некоторых
авторов соответствующих подходов.
- Проблема будущего культуры (единство
общечеловеческой культуры и множество
этнических культур: как возможно их
взаимопонимание?
).
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ РАБОТЫ
СТУДЕНТОВ
1. Учебным планом предусмотрена
подготовка докладов по темам семинарских
занятий (см. ниже), по выбору студентов, и
обсуждение всей группой соответствующей
проблематики. Качество доклада оценивается по
пятибалльной системе и учитывается в итоговой
оценке на дифференцированном зачете.
2. На трех семинарских занятиях курса,
кроме обсуждения основной темы, подводятся итоги
изучения определенного раздела курса,
освоенного к этому времени: в начале марта -
раздел "понятие о культуре, начало культуры и
ее первоосновы"; в середине апреля - раздел
"историческая типология культур" (обобщение
4, 5, 6 и 7 тем лекций и семинарских занятий); в конце
мая - раздел "категории культуры" (обобщение
8, 9, 10 и 1
1 тем семинарских
занятий).
За эту работу выставляются предварительные
оценки по пятибалльной системе, определяющие
итоговую оценку на дифференцированном зачете по
курсу.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО КУРСУ
"ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ" (24 часа лекций, 22
часа семинаров)
ПРОГРАММА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Семинарские занятия по курсу
"теория культуры" предполагают освоение
студентами основных источников и литературы по
теме.
Цель семинаров - способствовать
развитию у студентов навыков анализа учебного
материала. Студент должен уметь точно
формулировать проблему, участвовать в диалоге по
теме семинаров.
Формы работы на семинарах - обсуждение
ключевых проблем, сопоставление подходов и
методов анализа этих проблем у различных авторов
(по текстам рекомендованной литературы), а также
подготовка и обсуждение студенческих докладов.
ТЕМА 1. "ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ" КАК
ГУМАНИТАРНАЯ ДИСЦИПЛИНА. ПОНЯТИЕ О КУЛЬТУРЕ.
Перечень проблем занятия:
- История формирования теории культуры как
научной и учебной дисциплины. Место теории
культуры среди других гуманитарных дисциплин.
- Что такое "культура"? Существующие подходы
и направления анализа. Этимология слова
"культура".
- Анализ рабочего определения культуры:
"культура как способ и способность общения".
Предметный и субъектный аспекты определения.
- Возможные смыслы понятия "общения" -
ключевого понятия в предлагаемом определении
культуры (с опорой на "диалогические"
подходы М.Бахтина и М.Бубера).
Контрольные вопросы:
- Предмет и методы теории культуры.
- Соотношение дисциплин "культурология",
"теория культуры", "история мировой
культуры".
- Что такое "общение" (по концепциям
различных авторов)?
- Проанализируйте предлагаемое рабочее
определение культуры.
Список источников:
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.,
1979. (Стр. 325-362)
- Бубер М. Я и Ты // Квинэссенция. М., 1992 (стр. 49-86).
Список литературы:
- 1.Белик А.А. Культурология М., 1997. Введение и гл.1.
- Культурология. М., 1998 (под ред. Г.В.Драча) Гл
.1.
Гуревич П.С. Философия культуры., М, 1994. Введение.
Волкова Э.Н. Категории культуры // Гуманитарные
науки и новые информационные технологии. М., 1994
(стр. 119-124).
ТЕМА 2. НАЧАЛО КУЛЬТУРЫ И ЕЕ
ПЕРВООСНОВЫ.
Перечень проблем занятия:
- Антропогенез (анализ различных представлений, с
опорой на концепцию Б.Ф.Поршнева).
- Становление основных элементов человеческой
культуры: языка, различных стереотипов
поведения, этнической и социальной
дифференциации, музыкального и образного
искусства.
- Рождение "человека религиозного" и
значение дара.
- Магия и религия как два различных типа общения
(сходство и различия, роль в истории культуры).
Контрольные вопросы:
- Какие признаки отличают человека от животного?
- Механизм перехода от природных к человеческим
формам общения.
- Роль суггестии и контрсуггестии в становлении
культуры.
- Значение "дара " в формировании человека и
его культуры.
Список источников:
1. Фрэзер Д. Золотая ветвь. М., 1998. - 458 с. (
гл. 5)
2. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994.
Гл. 1,2, 3.
Список литературы:
1. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой
истории. М., 1974. Гл. 3, 7.
2. Клягин Н.В. Происхождение
цивилизации. М., 1996.-252 с.
ТЕМА 3. СРЕДНЕВЕКОВАЯ И НОВОВРЕМЕННАЯ
КУЛЬТУРЫ ЕВРОПЫ
Перечень проблем занятия:
- Становление ранневизантийской культуры -
преемственность и переосмысление античной
культуры.
- Варварская и христианская картины мира
средневековой Европы
- Культура Возрождения как переход от античности
к средневековью (роль диалогов гуманистов,
алхимии и астрологии).
- Идеальные образы человека и его "природы"
при переходе от средневековой к новременной
культуре. Роль протестантизма в смене культурных
парадигм.
Контрольные вопросы:
- Основные символы ранневизантийской культуры.
- Пространство и время в средневековой картине
мира.
- Алхимия как феномен ренессансной культуры.
- Идеал человека в средневековой и
новоевропейской культуре.
Список литературы:
- Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской
литературы. М., 1977. Гл. 1, 2.
- Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры.
М., 1974. Введение, гл. 1, 3.
- Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках
индивидуальности. М., 1989. Введение и гл.1.
- Рабинович В.Л. Алхимия как феномен
средневековой культуры. М., 1986.
- Косарева Л.М. Социокультурные основания
генезиса европейской науки. М., 1989.
ТЕМА 4. ПРИРОДА И "ПРИРОДА
ЧЕЛОВЕКА" КАК КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ
Перечень проблем курса:
- Природа и ее восприятие в различных философских
школах.
- Время и пространство в различных картинах мира.
- Природа человека в системе представлений
аналитической психологии и философской
антропологии.
Контрольные вопросы:
- Природа и культура - интерпретация этих понятий
у различных авторов.
- Структура личности и функции культурного
творчества по З.Фрейду и К.-Г.Юнгу.
- Характеристика "природы человека" по
М.Шелеру.
- Проблема культурного творчества в философской
антропологии.
Список источников:
- Федотов Г. “Святой дух” в природе и культуре //
Вопросы литературы. 1990, № 2.
- Фрейд З Я и Оно // Хрестоматия по истории
психологии. М., 1980.
- Юнг К.-Г. Об архетипах коллективного
бессознательного. Ж. “Вопросы философии”, 1988., №
1.
Список литературы:
- Флоренский П.А. Время и пространство //
Социологические исследования, 1988. № 1.
- Аверинцев С.С. Аналитическая психология К.-Г.
Юнга и закономерности творческой фантазии //
Вопросы литературы. № 3. 1970.
ТЕМА 5. ЛОГИКА ИСТОРИИ И ЦИВИЛИЗАЦИЯ -
КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ
Перечень проблем занятия:
- Циклические и линейные схемы движения
исторического времени (анализ концепций).
- Логика истории у представителей школы
"диалог культур".
- Культура и цивилизация - различение и сближение
понятий у различных авторов.
Контрольные вопросы:
- Чем отличаются понятия "смысл истории" и
"логика истории"?
- Логика истории в концепции О.Шпенглера.
- Что такое "цивилизация"? Каково место
цивилизации в истории культуры (по К.Леонтьеву и
О.Шпенглеру)?
Список источников:
- Леонтьев К. Византизм и славянство // Записки
отшельника. М.,1992.
- Шпенглер О. Закат Европы М.,1993.
- Хайдеггер М. Искусство и пространство. //
Самосознание европейской культуры ХХ века, М.,1991.
- Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Смысл и
назначение истории., М., 1969.
ТЕМА 6. КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ
Перечень проблем занятия:
- Соотношение понятий и реальностей - культура и
религия.
- Вызов логике культуры в религиозном типе
общения (концепция Л.Шестова).
- Будущее религиозной культуры (спор К.Леонтьева
и В.С.Соловьева)
- Заключительный анализ рабочего определения
культуры.
Контрольные вопросы:
- Как интерпретируют отношения культуры и
религии представители русской религиозной
философии и современные культурологи и
религиоведы?
- "Афины" и "Иерусалим" как архетипы
культуры в концепции Л.Шестова.
- Как изменились Ваши представления о природе
культуры в итоге освоения материала курса
"теория культуры"?
Список источников:
- Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная
философия. М., 1991.
- Соловьев В.С. Великий спор и христианская
политика // Соч. в 2-х тт. М., 1989, т.1.
- Федотов Г. Судьба и грехи России // Избранные
статьи по философии русской истории и культуры.
Спб, 1991-92. т.1-2.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ
- 1.Предмет культурологии и культурной
антропологии.
- Человеческое общение как культурологическое
понятие.
- Проблемы антропогенеза: современные
представления и гипотеза Б.Ф.Поршнева.
- Механизмы становления культуры.
- Роль языка в антропогенезе и рождении культуры.
- Магия и религия в истории мировой культуры.
- Ранние формы власти и подчинения, их
исторические трансформации.
- Этническая и социальная дифференциация как
фактор становления культуры.
- Священное и мирское в картине мира традиционных
культур.
- Методологические принципы исторической
типологии культур.
- Формы трансляции культуры Востока.
- От мифа к логосу: особенности становления
античной культуры.
- Ключевые понятия античной культуры.
- Символика Древнего Рима и раннесредневековой
культуры.
- Христианская и варварская картина мира
европейского средневековья.
- Алхимия как феномен ренессансной культуры.
- Система ценностей культуры Нового времени
- Природа и культура: категории и их основные
интерпретации.
- "Природа человека" в психоаналитических
концепциях культуры.
- Язык культуры в системе культурологических
категорий.
- Смысл истории и логика истории: интерпретация
этих категорий в линейных и циклических
концепциях.
- Культура и цивилизация как категории культуры.
- Культура и религия: соотношение понятий и
культурно-исторических феноменов.
- Будущее мировой культуры: основные тенденции и
их анализ.
|