Библиотека > Методические материалы > Учебные курсы по культурологии >
Полтавцева Н.Г. "Философия культуры" (Кафедра теории и истории культуры РГГУ)
Пояснительная записка.
Курс лекций и семинарских занятий по философии культуры является базовым и предназначен для студентов 4 курса факультета культур и искусств, обучающихся по специальности № 020600 - “ Культурология”.
Предмет курса –культура как предмет метафизических построений ; теоретическое освоение антиномии “культура как дух / культура как жизнь” в исторической парадигматике.
Цель курса – подвести студентов к пониманию конечной цели философии культуры : переходе культурологического знания от описания к объяснению и созданию концептуальной “топографии культуры”.
Задачи курса – обучить студентов пониманию целей и задач философии культуры как моделирующей мировоззрение профессионала -–культуролога философской дисциплины.
Подход к изучению – комплементарный, соединяющий проблемы спецификации философского знания о культуре в его исторической парадигматике с тем, что из этого кулдьтурного наследия релевантно современным исследовательским задачам.
Специфика курса– курс дает возможность по-новому организовать знания по истории и теории культуры и курсов по истории философии и истории художественной культуры, сделав акцент на специфической культурфилософской проблематике.
Объем курса составляет 42 часа ( 28 часов лекций, 14 часов семинарских занятий ).
Предусмотрены такие формы контроля, как блиц- контрольные по тематике контрольных вопросов и рефераты.
Программа курса лекций.
Тема 1.
Введение. Феномен культуры. Культура в системе бытия. Культура как предмет философского исследования.
Тема 2. Метафизика культуры, конечные основания метафизики и причины возникновения
( для чего нужно метафизическое знание, почему без метафизики не бывает знания, почему она не сводима к науке и не выводима из нее ). Представления о философии культуры как о границе между познанным, познаваемым и непознаваемым . Проблема “ культурного промежутка”
Тема 3 . Философия культуры как философская дисциплина
. Генезис философии культуры ( конец ХVIII –начало ХIX века, идеология Просвещения и немецкого Романтизма ). Возникновение наряду с метафизической саморефлексией культуры целого ряда новых дисциплин : философии языка ( Гумбольдт ), философии мифа ( Шеллинг ), философии религии и герменевтики ( Шлейермахер ).
Тема 4
. Основная антиномия философии культуры, выраженна Ф.Ницше : “культура как жизнь” и “ культура как дух ”. Деление наук на “науки о природе” и “ науки о духе ” ( В.Дильтей ) Теоретическое обоснование этой антиномии в исторической парадигматике : гуманизм и схоластика, органицизм и механицизм, рационализм и иррационализм, “ философия жизни” и сциентизм.
Теоретическое обоснование “интуитивного направления” у А.Бергсона., “дискурсивного” – у Э.Кассирера. Проблема символа в культуре и проблема культуры как символа. Доведение антиномии до кризиса : “трагедия культуры ” ( Зиммель ) и “ трагическое чувство жизни “ ( Унамуно ) .Перенесение метафизического конфликта между “жизнью” и “культурой2 в лоно конфликта между культурой и философией культуры, понятого как проблема “верификации ” предмета философии культуры. Культурные следствия этого в истории ХХ века.
Философия культуры Франкфуртской школы ( фрейдомарксизм ). Проблема языка в лингвофилософии культуры ХХ века. Игровая философия культуры ( Хейзинга )
Тема 5.
Философия культуры ХХ века как отражение межнациональных ориентаций осмысления культуры.
Функционалистский анализ культуры. Теория локальных цивилизаций Тойнби. Интеграционная теория культуры Сорокина. Философия культуры в различных направлениях психоанализа.
Тема 6.
Культурные модусы философии культуры и их исходные концепты. Культурные “ тематизмы “ философии культуры.
а) человек как интсрумент “делания “ культуры, создания и существования культуры. Различные концепции человека в философии культуры: от “тварности” до философскогоэволюционизма и философской антропологии. Эволюция представлений : от человека –“венца творения” до человека –“центральной точки в животном мире”. Человек как субъект и объект наблюдений. Место человека в
природею Отношение человека к трансцедентному.
б) культурный тематизм “природа/культура”. Различие в существовании природных и культуных объектов. Определение культурных объектов.
в) закон как тематизм философии культуры. Представление о функции закона6закон как регулирующее начало; закон как определитель культурной нормы; закон как фиксатор границы между дозволенным и недозволенным в культуре. Связь закона с культурными объектами. Проблема конвенциональности. Представление о законе как о “божественном установлении”( теория легитимности) и как о договоре , проодукте культурной коммуникации. Эволюция этих представлений в философии культуры. Понятие правовой культуры.
г ) тематизм “ деятельность” и “отношения” в философии культуры. Проблема человеческой активности. Природная активность ( в рамках биологического ряда “род-вид-индивид”. Социальная активность и ее разновидности: творчество и рутинная деятельность ( деятельность по культурным образцам) .Рутинная деятельность, понимаемая как идея “служения”: деятельность “в границах” культурного образца и ее историческая ретроспекция ( генезис идеи гения у канта и художника в культуре романтизма ) – к исторической эволюции понятия “культурный авангард” в идеологии постмодерна.Проблема границ и ограничителя : вариации оппозиции “божественное/человеческое”, “человеческое/биологическое”, “человеческое/групповое”,”групповое/групповое”. Связанная с этим проблема групповой и личностной идентификации в философии культуры. Оппозиция “культура\другая культура”. Идея “другости”, “культурного перевода” ”культурной трансляции”, “культурного диалога”.
Тема 7.
Средства исследования культурных тематизмов в философии культуры. Обоснование проблемы интеркоммуникации через рефлексию к истории.
Картезианство как первый рубеж спецификации в новоевропейской философии культуры. Проблема Декарта как проблема философии культуры: как упорядочить человеческое существование? Монадология Лейбница как один из вариантов ответа. Средства исследования, применяемые энциклопедистами.
Образование “веера”
будущих социальных наук в середине XIX века ка второй рубеж спецификации. Французская антропологическая школа с ее девизом “Все о человеке “.
Конец
XIX –начало XX века: третий рубеж спецификации. Проблема “смены парадигм” и “научных революций” (Т.Кун) – вторая половина ХХ века .
“Археология знания” М.Фуко и “анархическая эпистемология” П.Фейерабенда как попытки методологических объяснений этого периода в философии культуры.
Рубеж 60 –70-х годов ХХ века как четвертый рубеж спецификации. Рефлексия собственно культурологии над методологией своей науки. Смена представлений о познаваемом и границах познания в философии культуры. Новая рефлексия в область метафизики как попытка ответить на вопрос: каим образом
мы методологически пришли к идеологии постмодерна как принципа “всеобщей композитивности”. Становление в рамках новой философии культуры представлений о культурологическом знании как о пути от описания к объяснению. Конечная цель новой философии культуры : а) создание концептуальной топографии культуры для адекватного определения исторической “точки” метафизического знания. В которой мы находимся.; б) определение того. Что из культурного наследия релевантно современным исследовательским задачам, т.е. постановка проблемы “композитивности” знания в современной философии культуры.
Тема 8. Современная культурная ситуация
: противоречия, логика исследований, тенденции дальнейшего движения. Заключение: переход от одного типа культуры, связанного с “властным дискурсом” (М.Фуко), к другому, полилогическому и экологическому.
Список источников и литература.
Источники.
1.Культурология ХХ век. Антология. М. 1995.694 с.
2.Культурология ХХ века. Словарь. СПб. 1997. 630 с.
..
3.. Ницше Ф. Собр соч. в 2-х тт. М. 1990.892 и 833 сс.
4 .Бергсон А. Собр соч. в 4 –тт .Т. 1. М. 1992. 319 с.
5. Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии М. 1996. 591 с.
6. Зиммель. Г. Избранное. В 2-х тт. М.. 1996. 670 и 607 сс.
7. Риккерт Г. Границы естественно-научного образования понятий. СПб.. 1997. 530с.
8. Карсавин Л. Философия истории. СПб. 1993.235 с.
9. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. 1991.526 с.
10 Тойнби А. Постижение истории. М.1994.730 с.
11. Кассирер Э. Познание и действительность. СПб. 1996.327 с.
12. Вебер М. Избранные произведения М. 1990. 346 с.
13. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М. 1994.700 с.
14. Сорокин П.А. Социологические теории современности. М. 1992.195 с.
15.Шпенглер О. Закат Европы. В 2-х тт. М.. 1993-1999.. 665с. и 462 с.
16.Фрейд З. Введение в психоанализ. М. 1991. 454 с.
17. Хейзинга Й. Homo Ludens. М., 1992. 458 с.
18. Фуко М. Слова и вещи. СПб. 1994.. 406 с.
Литература.
Обязательная литература.
1.Гуревич П.С. Философия культуры. М. 1994.315 с.
2. Каган М.С. Философия культуры. СПб. 1996. 415 с .
3. Философия культуры. Становление, развитие. Спб. 1995.310 с.
4.. Философские проблемы культуры. Тбилиси.
1980.230 с.
6. Философия и история культуры. М.1985.320 с.
7. Проблемы философии культуры. М. 1984.357 с
8. Категории философии и категории культуры. Киев. 1984.340 с.
9. Самосознание европейской культуры ХХ века. М. 1991.348 с.
10. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. М.. 1997.382 с.
Дополнительная литература.
- Межуев В.М. Культура и история . М. 1997. 235 с.
- Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван. 1978. 230 с.
- Гайденко П.П. ,Давыдов Ю.А. История и рациональность. М. 1991.358 с.
- Конев В.А. Философия культуры и парадигмы философского знания.
\\Философские науки 1991. № 6.24 с.
- Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас .Очерки по истории философии и культуры. М. 1991.325 с.
- Петров М.К. Язык.Знак.Культура. М.1991.330 с.
- Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. М. 1991.327 с.
- Лотман Ю.М.
Kультура и взрыв. М. 1992. 270 с.
.9. Генис А. Вавилонская башня. М.. 1997. 253 с.
Контрольные вопросы по курсу.
- Какова предыстория философии культуры?
- Каков основной предмет философии культуры?
- Каков генезис и культурный контекст философии культуры7
- Как сформировалась в философии культуры Ф.Ницше основная антиномия философии культуры?
- Почему Я.Буркхард трактовал историю культуры как философию культуры?
- Как складывалась концепция В.Дильтея о “науках о природе” и “науках о духе”?
- Каковы основные концепты интуитивистской философии культуры А.Бергсона
?
- Каковы основные структурные элементы морфологии символических форм культуры в философии Э.Кассирера?
- Как обосновывает кризис и трагедию современной культуры Г.Зиммель?
- Какие литературные персонажи определили структуру экзистенциальной философии культуры М. де Унамуно?
- Как связаны идеи психоделической., сексуальной и радикалистской революций в концепции “новых левых “ с метафизическим конфликтом между “культурой” и “жизнью”?
- Каковы основные моменты функционалистской модели социального взаимодействия Т.Парсонса?
- Почему А.Тойнби продолжил развивать теорию локальных цивилизаций О.Шпенглера?
- В чем достоинства и недостатки интеграционной модели культуры П.Сорокина?
- Как выглядит культура в зеркале психоанализа?
- Франкфкртский фрейдомарксизм и его модель философии культуры.
- Философия языка и ее версии символических функций культуры.
- Каковы культурные модусы и тематизмы культуры?
- Каковы четыре рубежа спецификации научного знания о культуре?
- Перечислите подходы к исследованию культурных тематизмов философии культуры.
- Чем характеризуется новый, современный этап в философии культуры?.Каковы его первоочередные задачи?
- Какова новая культурная ситуация на переходе от ХХ к ХХ! веку, рождающая новые методологические задачи в философии культуры?
Промежуточные формы контроля работы студентов.(проведение два раза в семестр с интервалом в полтора месяца письменных блиц-работ по тематике контрольных вопросов).
Тематический план курса.
1.Предмет курса .Культура как феномен в системе бытия. Культура как предмет философского исследования. Метафизика культуры. 2 ч.
2. Философия культуры как философская дисциплина :генезис и культурный контекст. Основная антиномия культуры в исторической парадигматике: Ф.Ницше:”культура как жизнь” и “культура как дух”. Связь его концепции с идеями Шопенгауэр и Вагнера. 2 ч.
3. Я Буркхард и его трактовка истории культуры как философии культуры. В.Дильтей :деление наук на “науки о природе” и “науки о духе2. Герменевтическое понимание культуры. 2ч.
4. А.Бергсон и теоретическое обоснование “интуитивистского” направления
в трактовке культуры. Э.Кассирер как представитель “символического2 направления в философии культуры. 2 ч.
5. Г.Зиммель и его тема “трагедии культуры”, . М.Унамуно и его тема “трагического чувства жизни” как выразители кризисной ситуации антиномии культуры.2ч.
6. Культурные следствия философского конфликта между “жизнью”и”культурой” в ХХ веке у “новых левых”. 2 ч.
7. Функционалистская модель философии культуры (
Б.Малиновский.,Т.Парсонс).2ч.
8. Теория локальных цивилизаций А.Тойнби как версия философии культуры.
Интеграционная модель культуры П.Сорокина. 2 ч.
9.Философия культуры в различных школах психоанализа. 2ч.
10. Философия культуры Франкфуртской школы. Фрейдомарксизм. 2 ч.
11.Лингвогвофилософия как философия культуры и игровая модель культуры Й.Хейзинги. 2 ч.
- Культурные модусы и тематизмы философии культуры. 2 ч.
- Средства исследования культурных тематизмов в философии культуры и спецификация культурфилософского знания в исторической парадигматике. 2 ч.
- Становление нового типа философии культуры :современная культурная ситуация как переход от одного типа культурной парадигмы к другому:от “властного дискурса” (М.Фуко) к полилогическому и экологическому. 2 ч.
Программа семинарских занятий .
Семинарские занятия по философии культуры проводятся со студентами 4 курса факультета культур и искусств , специализирующимися по культурологии. Содержание семинарских занятий предполагает знакомство студентов с текстами философов культуры. Цели и задачи семинарских занятий – научить студентов в процессе анализа текстов первоисточников видеть модификации основных проблем., тем и модусов философии культуры в различных ее моделях и концепциях .
1. Различные версии представлений о предмете, специфике и проблематике философии культуры в современной российской культурологии 2 ч.
1 Как определяются в работах современных российских культурологов предмет философии культуры, проблематика философии культуры , специфика культурфилософского знания?
2. Каковы достоинства и недостатки каждого из подходов?
3. К каким методологическим направлениям и школам принадлежат эти модели?
Источники и литература.
Гуревич. П.С. Философия культуры. М.1994.315 с.
Каган М.С. Философия культуры. СПб. 1996.415 с.
Философия культуры: становление, развитие. под ред.М.С.Кагана…СПб. 1995.310 с.
Давыдов.Ю.Н.Философия культуры ( культурфилософия ) // Философская энциклопедия. 1970. Т.5. С.353.
2и 3. Циклические модели философии культуры О.Шпенглера и А.Тойнби. 4 ч.
1.Что представляют собой теории локальных цивилизаций в версиях О.Шпенглера и А.Тойнби?
2. Определите общее и различное в циклических моделях Шпенглера и Тойнби
3 . Каковы дальнейшие культурфилософские импульсы, вызванные появлением этих двух версий ?
Источники.
Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. Гештальт и действительность. М. 1993. 665 с.
Т.2. М. 1999. 462 с.
Тойнби А. Дж. Постижение истории .Спб.-М. 1991. 730 с.
Литература.
Свасьян К.А. Освальд Шпенглер и его реквием по западу. В: Шпенглер О. Закат Европы. М. 1993.с.5-123.
Давыдов Ю.А. Искусство и элита. М. 1972. ( гл.Освальд Шпенглер )
Маркарьян Э.С.О концепции локальных цивилизаций. Ереван . 1962. 323 с.
Диалог историков .Переписка А.Тойнби и Н.Конрада. В кн.: Конрад Н.И.Избранные труды .История.М.1974. СС. 270-282.
Уколова В.И.А.Тойнби и постижение истории. В: Тойнби А. Постижение истории: .М.1991.с 5-13.
4. Трагедия культуры в философии жизни Г.Зиммеля. 4 ч.
1.Неокантианский контекст культурфилософской концепции Г.Зиммеля.
2. Основные темы и понятия философии жизни Г.Зиммеля.
3. Идея “культурной формы” как выражение конфликта между “жизнью” и “культурой”.
4. Судьба философии жизни Г.Зиммеля в первой половине ХХ века :наследники и интерпретаторы.
Источники.
Зиммель Г. Философия культуры. Понятия и трагедия культуры. О сущности культуры. Изменение форм культуры. Кризис культуры. Конфликт современной культуры. – В кн.: Зиммель Г. Избранное в 2-х тт. Т.1. М. 1996.с. 7-145,445-516.
Литература..
Михаэль Ландман. Георг Зиммель: контуры его мышления. В: Зиммель, т.2., с.529-538.
Юрген Хабермас. Зиммель как диагност времени.Там же, с 539-549.
Леонид Ионин . Зиммель: жизнь и философия. –Там же. , с 550-568.
А.Ф.Филиппов. Обоснование теоретической социологии. Введение в концепцию Георга Зиммеля. Там же, 569-599.
Ионин Л.Г. Георг Зиммель – социолог. М.1981.235 с.
5 .Символическая философия культуры Э.Кассирера.
2ч.
Философия культуры Э.Кассирера и ее неокантианский контекст.
2.Символическая философия культуры Кассирера как морфология символических форм культуры: структура и проблематика.
Проблема символа у Кассирера.
Связь современных лингвофилософских и семиотических концепций и теорий с идеями философии культуры Э.Кассирера.
Проблематика Кассирера как отражение основной антиномии философии культуры.
Источники.
Кассирер Э. Лекции по философии культуры.
Философия символических форм. –В : Культурология .ХХ век. М.1995.. с 104-212.
Опыт о человеке. // Проблема человека в западной философии. М.1988. с. 156-224.
Литература.
Свасьян К.А. Проблема человека в философии А Кассирера // Буржуазная философская антропология ХХ века. М. 1986.. с 154-178.
Лотман.Ю.М. ,Успенский Б.А. О семиотическом механизме культуры. //Труды по знаковым системам. Вып. 284. Тарту, 1971 или любое другое издание.
Питирим Сорокин и его критика теории культурных систем. 2 ч
Динамика формирования взглядов и концепции П.Сорокина.
Ревизия крупнейших культурфилософских систем, совершенная Сорокиным в его работах.
Причины современного культурного кризиса в версии П.Сорокина.
П.Сорокин как текст культуры.
Источники.
Сорокин П.А. Кризис нашего времени . – В : Сорокин П. Человек . Цивилизация. Общество. М. 1992., с 427-504.
Он же. Социологические теории современности. М.1992, с. 195.
Литература.
Карпушина С.В. Интегралистская социология культуры Питирима Сорокина Там же. Сс. 7-19.
Лапский А.В. Житие неистового Питирима - В кн.: Сорокин П.А. Система социологии. Т.1. М. 1993.. с. 3-47.
Карл Манхейм и его версия путей развития культуры в ХХ веке. 2 ч.
1.Судьбы социального утопизма и социального проектантства в ХХ веке.
2.Утопия как идеология: кризис культуры двадцатого века в оценке Манхейма.
3,Прогнозы и перспективы утопического сознания как культурфилософская проблема.
Источники.
Манхейм К. Идеология и утопия.
–В кн.: Манхейм К Диагноз нашего времени М.1994.. с. 7-266.
Он же Диагноз нашего времени. –Там же, 412-571. .
Литература.
Гуревич П.С. Диагноз исторического космоса.-Там же., 675-692.
Социокультурные утопии ХХ века. М., 1985. Вып. 3., 230 с.
Тематика рефератов и курсовых работ вырабатывается персонально для каждого студента в соответствии с предложенной направленностью курса и учетом индивидуальных интересов .
Методические указания.по подготовке курсовых работ.
Требования к курсовой работе предполагают объем не менее 1печ. листа (24 машинописные страницы) , обязательную структуру работы, включающую введение с обозначением темы, проблемы.. предмета, объекта, целей, задач, структуры работы и избранной методологии, основную часть, заключение с итоговыми выводами и библиографию.