Библиотека > Методические материалы > Учебные курсы по культурологии >
Культура повседневности. XX в. (Гавришина О.В., кандидат культурологии) ( Институт европейских культур)
Аннотация
Программа курса предназначена для слушателей Института европейских культур 1-го года обучения (2 семестр) и рассчитана на 14 часов аудиторных занятий (лекции).
Курс посвящен истории культуры повседневности в странах Европы и США в XX в.
Цель курса состоит в том, чтобы представить слушателям наиболее актуальные стратегии изучения истории культуры - историю семьи и частной жизни, историю повседневности, историю телесности.
В курсе последовательно, по десятилетиям рассматриваются история моды, дизайна, кинематографа, популярной музыки и танцев, спорта и средств массовой коммуникации (медиа). Все эти элементы собираются в целостную картину. Точкой отсчета для создания такой картины служит повседневный опыт человека. Предметом исторического анализа в курсе становятся тело, эмоции, переживания человека, жизнь в частной и публичной сферах.
Телесность определяется как совокупность культурных и социальных практик, формирующих тело человека. История костюма, средств и форм гигиены, медицины, техники, спорта, танцев рассматриваются в связи с изменениями телесных практик и образа тела. Важное значение имеет также обращение к проблеме репрезентации тела человека в XX в.
В контексте истории семьи особое внимание уделяется формированию и выражению в культуре гендерных различий. Большое значение в культуре XX в. имеет также все более дробное членение жизни человека на разные "возрасты", в первую очередь, выделение подростковой субкультуры.
Большое внимание при построении курса уделяется визуальным источникам.
Темы курса
Тема 1.
- Изучение культуры повседневности XX в. Понятия "popular culture" и "mass culture".
- Великобритания. Cultural Studies. Реймонд Уильямс. Бирмингемский центр современных "культурных исследований". Стюарт Холл - две парадигмы "культурных исследований": история массовой культуры и структурный анализ феноменов массовой культуры. Распространение дисциплины Cultural Studies в США, Австралии и др.
- США. American Studies. Германия. Alltagsgeschichte.
- Обоснование хронологических рамок курса. Периодизация.
Тема 2. 1880 - 1890-е годы.
- Технические изобретения и изменения в повседневной жизни. Увлечение естественными науками. Изменение отношения к телу. Движение гигиенистов. Реформы одежды и рост популярности спорта. Купания и купальные костюмы. Появление ванных комнат и ватерклозетов. Борьба за чистоту. Медицина в конце XIX в. Лечение психических заболеваний. Истерия.
- Буржуазная семья. Семейные праздники. Семейная фотография. Долг и добродетель.
- Роль женщины. Движение за эмансипацию. Облик "эмансипированной женщины" в конце XIX в.
- Четкое разделение времени на рабочее и свободное. Выделение досуга как особой сферы. Ярмарки, гуляния, цирк, дешевые печатные издания. Опера. Всемирные выставки. Рождение кинематографа.
Тема 3. 1900 - 1910-е годы.
- Зарождение консьюмеризма как особой стратегии и стиля жизни. "Дворцы потребления". Строительство новых магазинов. Реклама и торговые каталоги.
- Идеал женщины в 1900-е гг. Женщина как украшение. S-образный силуэт.
- Поиск новых форм женского костюма в 1910-е гг. Театральные художники. Айседора Дункан и Русские сезоны в Париже. Поль Пуаре.
- Техника. Автомобили. Генри Форд. Конвейерное производство. Распространение автомобильного транспорта в городах. Телефон. Радио. Звукозаписывающие и звуковоспроизводящие устройства. Первая бытовая техника. Метро. Электрические трамваи. Аэропланы и дирижабли. Футуризм. Эстетизация техники и скорости.
- Рестораны нового типа, в которые допускались женщины. Городской романс. Оперетта. Ноты и музицирование.
- Иллюстрированные воскресные приложения к газетам. "Желтая пресса". Комиксы.
- Кинематограф. Жорж Мельес и начало игрового кино. Складывание системы жанров.
- Танго в Европе. Особый костюм для партнерши. Нескромный танец.
- Культура США в нач. ХХ в. Эмиграция в США. Изменение состава населения. Новые тенденции в архитектуре. Небоскребы. Музыкальная культура. Рэгтайм. Мюзиклы.
Тема 4. 1920-е годы. Новая эра.
- "Рокочущие двадцатые". Эпоха джаза и потерянное поколение. Авангардное искусство и повседневная жизнь. Идеалы молодости, новизны и функциональности.
- Кардинальные изменения в женском костюме. Отмена корсетов. Укорачивание длины юбок. Геометрический силуэт. Стрижки. Косметика и парфюмерия. Роль кинозвезд в распространении нового идеала женской красоты. Стиль a la garconne. Женщина вамп. Стиль "голая мода". Новизна и экстравагантность. Изменение образа жизни женщины. Рабочие места для женщин среднего класса (машинистки, курьеры, служащие, продавщицы и др.).
- Новое городское и жилое пространство. Баухауз. Ле Корбюзье. Функционализм в архитектуре.
- Реклама. Рождение профессии. Новые ценности: получение удовольствия, приятное времяпрепровождение.
- Новое понимание досуга. "Коктейль на двоих в комнате с видом". Отели, рестораны, танцевальные залы. "Двадцатые годы - одна большая вечеринка". Музыкальная культура. Джаз в Европе. Новые танцы. Кинематограф. Складывание системы студий в Голливуде. Звезды Голливуда. Эксперименты в европейском кино. 1927 год - изобретение звукового кино. Складывание сети национальных радиостанций.
- Профессионализация спорта. Олимпийские игры: 1920 - Антверпен, 1924 - Париж, 1928 - Амстердам.
- Сухой закон в Америке. Гангстеры. Эстетизация преступного мира.
Тема 5. 1930-е годы.
- Развитие тенденций 1920-х гг. Единство периода "между двумя войнами".
- Женский силуэт 1930 - 1937. Мягкие, женственные линии. Роскошные вечерние платья. Осветление и завивка волос. Косметические салоны для женщин. Мир высокой моды. Женщины-модельеры. Женщины-модели. Демократизация женской и мужской моды. Отсутствие представления о моральном устаревании одежды среди простого населения. Многократная починка, перешивание одежды. Многократная починка обуви. Передача одежды и обуви от одного поколения к другому.
- США. 1929 - крах на Нью-Йоркской бирже. Великая депрессия. Реклама. Идеалы простоты, функциональности, экономии. Кинематограф. "Золотой век" Голливуда. Семейное кино. Мюзиклы. Комиксы. Супергерои. Увлечение научной фантастикой.
- Германия. 1933 - приход к власти национал-социалистов. Спорт и патриотизм. Культ здорового сильного тела. Олимпийские игры в Берлине 1936 года. Популярная музыка и кинематограф в Германии.
- 1939 - начало второй мировой войны. Европа - "Танцы на вулкане", "Мир, который мы потеряли".
Тема 6. 1940-е годы.
- Хронологические рамки периода: 1937 - 1947.
- Война. Изменение повседневного быта. Значительные миграции населения. Патриотический плакат и реклама. Военная хроника. Популярная музыка и кинематограф.
- Женский силуэт. Ориентация на форменную одежду. Плечики. Укладка волос. Форма шляп. Одновременная женственность и мужественность.
- Новые тенденции в массовой культуре во второй половине 40-х гг. США - зарождение свинга и радикального джаза. "Черный" фильм. Битники. Европа - неореализм в кино.
Тема 7. 1950-е годы.
- Хронологические рамки: 1947 - 1960 г. Качественно новый период. "Повседневность" впервые переживается как форма самовыражения.
- Женский силуэт. Революция в мире моды. 1947: Кристиан Диор, "Нью Лук". Расклешенные юбки и отсутствие плеч. Избыточность во всем. Идеал юности и свежести. Интерес к органическим формам. Новые материалы.
- Америка. “Пригородная мечта”. Экономический подъем. Новый идеал семьи. Пригородный дом. Обстановка. Бытовая техника. Автомобиль. "Розовый кадиллак с салоном под леопарда". Телевидение. Реклама. Женские журналы. Визуальность культуры. Полуфабрикаты и их упаковки. Кулинарные книги в картинках. "Телевизионные обеды".
- Начало холодной войны. Политика Маккартизма. Война в Корее. "Охота на ведьм" в Голливуде. Кризис Голливуда. Развитие телевидения. Звезды. Мэрилин Монро.
- Европа. Восстановление экономики в Европе. План Маршалла. "Экономическое чудо". Американизация и попытки противостоять ей. Японское кино. Разрушение колониальной системы. Миграция населения из колоний в метрополии.
- Подростковые и молодежные субкультуры. Битники, хипстеры, тедды. Свинг. Рок-н-ролл. Элвис Пресли. Проигрыватели и развитие сети местных радиостанций. Кино для подростков. Новые звезды. Джеймс Дин и Марлон Брандо. Кинотеатры под открытым небом.
Тема 8. 1960-е годы.
- Демографическая ситуация. Бэби бум. Контркультура. Политический активизм. Студенческое движение в США. Война во Вьетнаме. Антивоенное движение. Движение за права "черных". "Black is beautiful". Студенческое движение во Франции. Новые университеты. Париж 1968 г.
- Рок-культура. Битлз. Роллинг Стоунз. Дорз. Психоделия. Фестивали. Идеалы естественности, свободы самовыражения, жизни как потока впечатлений. Субкультуры - хиппи, байкеры.
- "Новая волна" в кинематографе. Экспериментальное кино и театр.
- Мэйнстрим. "Семейные ценности". Новые формы повседневной жизни. Костюм. Простой силуэт. Реплики на моду 1920-х гг. Мода на естественные ткани. Трикотаж. Английская мода. Итальянская мода. Одежда "сэконд хэнд". Прически. Бриджит Бардо. Новые тенденции в оформлении интерьера. Обтекаемые формы. Абстрактное искусство. Рустикальный стиль. Керамика.
Тема 9.1970-е годы.
- Экономический кризис. Международный терроризм. Неоконсерватизм. Выход Японии на международный рынок.
- Костюм. Мини-юбки. Клеш. Платформы. Этно-стиль. Яркость и разнообразие.
- "Второй золотой век" Голливуда. Наследие 60-х. Серьезное кино. Индустрия развлечений. Блокбастеры.
- Коммерциализация рок-культуры. Глэм-рок. Диско. Зрелищность и шоу-бизнес. Панк против рок-поколения. Коммерциализация панка. Скин-хэды. Молодежные субкультуры в "черных" кварталах. Рэп.
Тема 10. 1980-е годы.
- Новые надежды. Падение коммунистических режимов в Восточной Европе. Воссоединение Германии.
- СПИД. Проблема наркотиков.
- Популярность здорового образа жизни. Спортивность в одежде. Яппи - молодые городские профессионалы. Отказ от идеалов контркультуры 60-х. Конформизм.
- Нонконформизм. Поколение Х.
- Глобализация шоу-бизнеса. MTV. Мировые турне. Молодежные субкультуры. Брейкеры. Скейт-бордисты.
- Кинематограф. Телевидение. Декада сериалов. Распространение видео. Sony Walkman.
Тема 11. 1990-е годы.
- Политкорректность. Мультикультурализм.
- Телевидение. Тотальность информации. Телевизионные войны. Реальность как симулякр реальности. Zapping - скольжение по каналам. Shopping. Мир как супермаркет.
- Молодежные субкультуры. Рейв. Хип-хоп. Влияние латиноамериканской музыкальной культуры.
- Мода на ретро-стили. Возрождение свинга в США. Культура как коллаж. Современные формы массовой культуры. Новые медиа.
Источники и литература к курсу О.В. Гавришиной "Культура повседневности. XX в."
Источники:
Художественная литература:
(1925) Вулф В. Миссис Дэллоуэй // Вулф В. Избранное. М., 1996.
(1929) Хемингуэй Э. Прощай оружие. (любое издание)
(1938) Ремарк Э.М. Три товарища. (любое издание)
(1939) Ишервуд К. Прощай Берлин. М., 1996.
(1949) Ремарк Э.М. Триумфальная арка. (любое издание)
(1949) Жене Ж. Дневник вора. М., 1997.
(1946) Виан Б. Пена дней. М., 1997.
(1951) Сэлинджер Дж. Над пропастью во ржи. (любое издание)
(1957) Керуак Дж. В дороге // Керуак Дж. Избранная проза: В 2 т. Т.1. М., 1995.
(1959) Берроуз У. Голый завтрак. М., 1998.
(1961) Хеллер Дж. Поправка-22. М., 1992.
(1962) Кизи К. Над кукушкиным гнездом. М., 1997.
(1963) Белль Г. Глазами клоуна. (любое издание)
(1965) Перек Ж. Вещи // Иностранная литература. 1967. № 2.
(1968) Вулф Т. Электропрохладительный кислотный тест. М., 1996.
(1970) Мерль Р. За стеклом. (любое издание)
(1972) Апдайк Дж. Кролик исцелившийся. (любое издание)
(1986) Яновиц, Тама. Рабы Нью-Йорка // Иностранная литература. 1998. № 3.
(1991) Коупленд Д. Поколение Х // Иностранная литература. 1998. № 3.
Фотография:
Yapp, Nick. Decades of the 20th Century. The Hulton Getty Picture Collection. 1920s. Koeln, 1998.
Yapp, Nick. Decades of the 20th Century. The Hulton Getty Picture Collection. 1930s. Koeln, 1998.
Yapp, Nick. Decades of the 20th Century. The Hulton Getty Picture Collection. 1940s. Koeln, 1998.
Yapp, Nick. Decades of the 20th Century. The Hulton Getty Picture Collection. 1950s. Koeln, 1998.
Yapp, Nick. Decades of the 20th Century. The Hulton Getty Picture Collection. 1960s. Koeln, 1998.
Yapp, Nick. Decades of the 20th Century. The Hulton Getty Picture Collection. 1970s. Koeln, 1998.
Sander, August. Koelner Jahre bis 1938. Koeln, 1995.
Fotografische Sammlung. Museum Folkwang. Essen, 1992.
Литература:
Обязательная литература:
- Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. М., 1997.
- Барт Р. Мифологии. - М., 1996.
- Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996.
- Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995.
- Вайнштейн О.Б. Откуда берется пыль. Семантика чистого и грязного // Мировое древо. Вып. 6. М., 1998. C.153-172.
- Дзеконьска-Козловска А. Женская мода ХХ века. М., 1977.
- Другие литературы. Специальный выпуск // Новое литературное обозрение. 1996. № 22.
- Из истории французской киномысли. Немое кино: 1911 - 1933. М., 1988.
- Кнабе Г.С. Феномен рока и рок-культуры // Вопросы философии. 1990. № 8.
- Лесли Р. Поп-арт. Новое поколение стиля. М., 1998.
- Паркинсон Д. Кино. М., 1996.
- Первый век кино. М., 1996.
- Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. М., 1998.
- Chambers, Iain. Popular Culture. The Metropolitan Experience. L.;N.Y., 1988.
- Guttmann, Allen. From ritual to modern sports. N.Y., 1979.
- Hebdige, Dick. Subculture. The meaning of style. L., 1979.
- Hall, Stuart. Cultural Studies: Two Paradigms // Media, Culture, and Society. 1980. № 2. P. 57-72.
- A History of Private Life. Vol.4, 5. L., 1990.
- Maltby, Richard. Popular Culture in the Twentieth Century. Oxford, 1998.
- Mulrach, Jane. Vogue. History of 20th Century Fashion. L., 1986.
- Strinati D. Theories of Mass Culture. L.;N.Y., 1995.
- Turner, Graeme. British Cultural Studies: An Introduction. L., 1990.
- Williams R. Keywords: A Vocabulary of Culture and Society. Fontana, 1976.
Дополнительная литература:
- Бове К.Л., Аренс У.Ф. Современная реклама. М., 1995.
- Горбачева Л.М. Костюм ХХ века: От Поля Пуаре до Эммануэля Унгаро. М., 1996.
- Иллюстрированная энциклопедия моды. М., 1986.
- Кафтанжиев К. Тексты печатной рекламы. М., 1995.
- Садуль Ж. Всеобщая история кино. М., 1958-82.
- Эдрих М. Загадочная Коко Шанель. М., 1994.
- Ang I. Watching "Dallas". L., 1989.
- Berger A. Popular Culture Genres: Theories and Texts. L., 1992.
- Campbell C. The Romantic Ethic and the Spirit of Modern Consumerism. Oxford, 1987.
- Collins J. Uncommon Cultures: Popular Culture and Postmodernism. L.; N.Y., 1989.
- Culture, Society and the Media. L., 1982.
- Goffman, Ervin. Gender Advertisements. L., 1976.
- Fiske J. Television Culture. L.; N.Y., 1987.
- Frith S. Sound Effects: Youth, Leisure and the Politics of Rock. L., 1983.
- Hoggart R. The Uses of Literacy. Harmondsworht, 1958.
- Kyle D. A Pictorial History of Science Fiction. L., 1977.
- Laver, James. Costume and Fashion. A Concise History. L., 1996.
- Marchand R. Advertising the American Dream. Making way for the Modernity, 1920 - 1940. Berkeley; L.A., 1985.
- Marling K.A. As Seen on TV. The Visual Culture of Everyday Life in the 1950s. Cambridge, 1994.
- McShine K. Andy Warhol: A Retrospective. N.Y., 1989.
- Ross A. No Respect: Intellectuals and Popular Culture. L.; N.Y., 1989.
- Swing! The New Retro Renaissance. San Francisco, 1998.
- Understanding Television. L.; N.Y., 1990.
- Williams R. Television. Technology and Cultural Form. L., 1975.