Библиотека > Методические материалы > Учебные курсы по культурологии >
Гудков Л.Д., Дубин Б.В. "Введение в социологию культуры" ( Институт европейских культур)
Аннотация
Курс рассчитан на преподавание в течение одного учебного семестра в объеме 24 часа аудиторных занятий, в конце семестра проводится зачет.
Темы лекций
1. Культура и современность ("модерность"): постановка проблемы.
Модернизация как общая социокультурная рамка анализа. Общее содержание процесса: дифференциация социальных подсистем и специализированных институтов (экономика, политика, наука, искусство). Буржуазные революции XVII-XVIII вв., становление национального государства и гражданского общества. Выход на арену нового класса ("буржуазии"). Основные теории модернизации. Модернизация и становление социологии как науки, ее проблемного костяка и понятийного аппарата.
2. Идеальный проект культуры как программы "современности" (модерности).
Автономизация идеальных оснований действия, вычленение особого плана "культуры". Понятие "культура" и его референты ("цивилизация", "повседневность", общество"), история концепта - немецкая (философско-антропологическая) и английская (позитивистская, социально-антропологическая) линии трактовки. Национальные проекты общества и культуры в связи со становлением национального государства и национальной культуры (Франция, Великобритания, Германия, Россия, США). Страны запоздалой модернизации и повышенная значимость "культуры" (письменной культуры) для их новых, внесословных элит, "буржуазии образования" (Италия, Испания).
3. Культура как антропологическая программа.
Новый образ человека, его содержательные характеристики (разумность, способность воображения, социальность, стремление к идеальным целям). Универсальные и локальные конструкции “человеческого”. “Природа” и “культура”. Идея культуры как самовзращивания, постоянного повышения человеческого "качества". Функции идеальных образований (ценностей, символов). Значение эстетического: искусство как автономная сфера конструирования символических образцов, образов человека.
4. Ключевые проблемы современной эпохи ("модерности").
Рациональность, критический анализ традиции, автономная субъективность и "образ другого", коммуникация, коллективная идентичность. Символические темы модерности: новое, рациональное (иррациональное), иное (чужое, пограничное), история (доисторическое), нация (национальное) и др. Агенты модерности, носители идеи культуры (группы независимых интеллектуалов, различные круги их публики - объем, статус, каналы коммуникации).
5. Основные понятия общей социологии в связи с проблемами модернизации и программой культуры.
Символ, ценность, норма; смысл и значение. Действие и его аналитические типы (целевое поведение, аффективное, традиционное, ценностно-рациональное). Социальный институт и виды институциональных образований (рынок, церковь и секта, наука, литература, школа, армия и проч). Разновидности символических структур (обменные и необменные символические отношения). Система действия и механизмы ее социокультурной репродукции. Формы кумуляции и репрезентации культурных значений в традиционных, письменных и массовых обществах.
6. Носители культуры и их исторические типы.
Замкнутые и открытые сообщества. Жречество, монашество, софисты, чиновничество. Сословные и профессионально-групповые корпорации. Свободные интеллектуалы, богема (авангард). Элита и интеллигенция. Функциональная связь между новыми (современными, "модерными") элитами, выдвигаемыми программами развития общества и трактовками культуры (цивилизации).
7. Понятие социально-культурного процесса и его разновидности.
Социально-культурный процесс. Репродуктивно-циклические (праздник), цикло-динамические (мода, издательская деятельность, масс-медиа), структурно-институциональные (рационализация), финалистские (модернизация, урбанизация, просвещение, формирование нации), "взрывные" (мобилизация, революция), негативные процессы (аномия, деградация, распад и др.). Единицы измерения социальных процессов (циклы и ритмы). "Современники и синхронисты".
8. Структура и распределение культурного потенциала в обществе.
Функциональные типы социальных институтов и типы социальных ролей (на примере науки, масс-медиа, библиотеки, музея, школы). Институционализированные ценности и институциональные традиции. Литература как институт (роли, характер организации и степень дифференциации).
9. Пространственно-временная организация культуры и общества.
Возможности социологического анализа пространства-времени (связь социокультурных значений с формами социальной организации). Проблема центра, периферии и "глубины" социальной системы. Типы времени и формы их социального измерения (циклы моды; значения и формы памяти). Типы пространства и их ценностная определенность.
10. Конструкция и уровни культуры.
Культура высокая и массовая: к истории проблемы. Тематика и динамика ценостных конфликтов и сюжетных мотивов, функции массовой культуры. Проблема культурного авторитета (классика) и влияния ("звезда"). Классика-академизм-модернизм-популярное искусство-постмодернизм.
11. Социологическая поэтика текста.
Ценностно-нормативная структура повествовательного текста. Основные ролевые напряжения, представленные в искусстве: возрастные, половые, статусные, национальные (межкультурные). Проблематика личностной идентичности и культурного перехода (барьера).
Пространство и время в романе и лирике. Метафоры передвижения (путешествие, бегство, погоня и др.). Семантика замкнутого и открытого пространства в структурах идентификации. Лабиринт, центр. Семейное и индивидуальное, календарное (природное, родовое), хроникальное (социетальное) и “психологическое” время, а-хронические структуры в повествовании и лирике.
Имя и изображение героя (символика идентичности и перспектива "другого"). Повествовательная идентичность (повествование от первого и третьего лица), проблема идентичности в лирике (“я”, “ты”, “он”, “мы”).
12. Проблематика и символика идентичности в "формульных повествованиях".
Типы конфликтов, структуры самоотождествления и образы "других", конструкция сюжета, формы пространства-времени. Женское и мужское в массовой культуре и словесности. Примеры: мелодрама и любовный роман; детектив, боевик, женская криминальная проза; исторический роман; утопия и фантастика; эстрадная песня; кино. Социальные функции массовых жанров искусства, типы их публики.
13. Игра как тип сложного смыслопорождающего действия.
Понятие рамки и фикционалистской (автореферентной, игровой) установки. Виды игры и ее функции (этикет, ритуал, агон, драма и т.п.). Основные концепции игры (Хёйзинга, Каюа, Левада), "драматургическая перспектива" в социологии. Метафора в культуре, ее конструкция, разновидности, функциональный смысл.
Литература к курсу Л.Д. Гудкова, Б.В. Дубина "Введение в социологию культуры"
Общая социология:
- Вебер М. Избранные произведения. М., 1990 (в том числе: Основные социологические понятия; Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира; Наука как призвание и профессия).
- Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.
- Дюркгейм Э. Социология. М., 1995 (в том числе: Метод социологии).
- Дюркгейм Э. Норма и патология // Социология преступности. М., 1966.
- Зиммель Г. Философия культуры. В 2-х тт. М., 1996 (в том числе: Т.1. Понятие и трагедия культуры. Конфликт современной культуры. Т.2. Женская культура. Мода. Приключение).
- Зиммель Г. Философия денег // Теория общества: Фундаментальные проблемы. М., 1999, с. 309-383.
- Левада Ю.А. Статьи по социологии. М., 1993 (в том числе: Урбанизация как социокультурный процесс. К проблеме изменения социального пространства-времени. О построении модели репродуктивной системы. Культурный контекст экономического действия. Игровые структуры в системах социального действия ).
- Луман Н. Что такое коммуникация? // Социологический журнал. 1995, N3.
- Maнгейм К. Диагноз нашего времени. М.,1994 (в том числе: Идеология и утопия).
- Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности. М., 1966.
- Мосс М. Общество. Обмен. Личность. М., 1996 (в том числе: Опыт о даре).
- Парсонс Т. Вступительная статья, Заключение // Американская социология. М., 1972.
- Рисмен Д. Некоторые типы характера и общество // Социологические исследования, 1993, N3, c.121-130; N 5, с.144-153.
- Шелер М. Формы знания и общество // Социологический журнал. 1996. № 1/2.
- Шютц А. Структуры повседневного мышления // Социологические исследования. 1986. №1.
Социология культуры:
- Адорно Т. Типы и синдромы // Социологические исследования, 1993, N3.
- Адорно Т.В. Введение в социологию музыки. Двенадцать теоретических лекций // Адорно Т.В. Избранное: Социология музыки. Спб, 1999. С.7-190.
- Бауман З. От паломника к туристу // Социологический журнал, 1995, N 4.
- Бауман З. Спор о постмодернизме // Социологический журнал, 1994, N 4.
- Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996 (в том числе: заглавная статья и “Краткая история фотографии”).
- Бергер П. Общество в человеке // Социологический журнал, 1995, N 2.
- Бурдье П. Рынок символической продукции // Вопросы социологии. 1993. N 1/2, 5.
- Вебер А. Принципиальные замечания к социологии культуры // Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб, 1999. С.7-40.
- Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991.
- Гидденс Э. Трансформации интимности: Сексуальность, любовь и эротика в современных обществах (реферат) // Социологический журнал. 1995. № 4. С.214-219.
- Гудков Л.Д. Метафора как культурная форма и как компонент социального действия // Гудков Л.Д. Метафора и рациональность как проблема социальной эпистемологии. М., 1994, с.382-402.
- Гудков Л.Д., Левинсон А.Г. Вещь глазами социолога // Декоративное искусство СССР, 1987, № 7, c.14-18.
- Гудков Л.Д. "Культура повседневности" в новейших социологических теориях. М., 1988. 31 с.
- Гудков Л.Д. и др. Книга, чтение, библиотека: Зарубежные исследования по социологии литературы. Аннотированный библиографический указатель за 1940-1980 гг. М., 1982. 402 с.
- Гудков Л.Д., Дубин Б.В. Литература как социальный институт: Статьи по социологии литературы. М., 1994, 352 с.
- Гудков Л.Д., Дубин Б.В. Интеллигенция: Заметки о литературно-политических иллюзиях. Москва; Харьков, 1995. 187 с.
- Гудков Л., Дубин Б., Страда В. Литература и общество: введение в социологию литературы. М., 1998. 80 с.
- Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа. М., 1995 (либо: Социология культуры. М., 1996).
- Проблемы социологии литературы за рубежом. М., 1983.
- Кассирер Э. Логика наук о культуре // Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998, с.7-139.
- Культурология. ХХ век. Антология. Философия и социология культуры. М., 1994.
- Maнгейм К. Проблема интеллигенции. Исследования ее роли в прошлом и настоящем. М., 1993.
- Маркуш Д. Общество культуры: Культурный состав современности // Вопросы философии. 1993. № 11.
- Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.
- Сорокин П. Социокультурная динамика // Мир через культуру. Вып. 2. М., 1995.
- Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1998 (в том числе: работы Ш.Айзенштадта, Н.Элиаса, С.Хантингтона, В.Каволиса).
- ФРГ глазами западногерманских социологов. М., 1989 (части II и III).
- Фуко М. Что такое автор? Порядок дискурса // Фуко М. Воля к истине. М., 1996, с.9-41.
- Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. СПб., 1998.
- Хоркхаймер М., Адорно Т. Культуриндустрия // Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. М., 1997, с.149-209.
Справочная литература:
- Культурология. ХХ век. Словарь. СПб, 1997.
- Культурология. ХХ век. Энциклопедия. В 2-х тт. СПб, 1998.
- Современная западная социология: Словарь. М., 1990.
- Современная западная философия: Словарь. М., 1998.
- Бауман З. Мыслить социологически. М., 1996.
- История социологии в Западной Европе и США. М., 1993.
- Монсон П. Современная западная социология. СПб, 1992.
- Очерки по истории теоретической социологии XIX - начала XX века. М., 1994.
- Очерки по истории теоретической социологии ХХ столетия. М., 1994.
- Смелзер Н. Социология. М., 1994.
- Проблемы социологии литературы за рубежом. М., 1983.