На главную страницу Библиотеки по культурологии
карта библиотеки        ФОРУМ "Studia humanitas"


Библиотека > Методические материалы > Учебные курсы по культурологии > Андреева М.А. Культурология: Учебно-методический материал

                    Ростовский государственный университет.
                          Факультет философии и культурологии.
                          Кафедра исторической культурологии.





                               к.ф.н. Андреева М.А.




                         Учебно-методический материал по курсу
                                  «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
               (для студентов гуманитарных и естественных факультетов РГУ)





                                                      Ответственный редактор
                                                       доктор философских наук, 
                                                      профессор Штомпель О.М.




                                 Ростов-на-Дону
                                      2003

Аннотация курса.

Основной лейтмотив в преподавании культурологии заключается в трактовке самого феномена “культура”. Этот феномен отнюдь не является остаточным субсоциальным образованием, как обычно полагает обыденное сознание, сводящее культуру чаще всего к набору явлений, связанных с искусством и сходных с ним явлений. Культура - это система жизнедеятельности, куда входят и материальные, и духовные конституенты. Экономика, политика, наука, религия, философия, искусство и т.д. - все это подсистемы человеческой культуры. К пониманию системного характера человеческой социальности и к ее характеристике как социокультурного образования европейское знание шло много столетий, и только к концу ХХ века такое осмысление было достигнуто.

Системный характер человеческой жизнедеятельности (культуры), специфика различных типов культур, смыслообразования, систем ценностей, систем знаний, их логика развития в каждой культуре - вот основные вопросы, интересующие кафедру и поднимаемые ею в своих обязательных и факультативных курсах по культурологии. Помимо чисто культурологических курсов большинство специальных курсов, читаемых кафедрой, также имеет социокультурный уклон.

Программа учебного базового курса «Культурология» предназначена для студентов высших учебных заведений. В основу данного курса положены методические разработки и базовые программы по культурологии для средних и высших учебных заведений, составленные и рекомендованные кафедрой теории культуры, этики и эстетики и кафедрой исторической культурологии, факультета философии и культурологии РГУ.

В соответствии с государственным стандартом учебный курс «Культурология» содержит следующие разделы: теория культуры, история мировой культуры, история отечественной культуры, история культуры Донского края.

Курс «Культурология» является органической частью системы дисциплин социально-гуманитарного профиля и предполагает опору на межпредметные связи с философией, социологией, религиоведением, этнографией, антропологией, мифологией, литературой, историей изобразительного искусства, эстетикой, этикой и т.д., отчасти выполняя интегрирующую функцию в ряду этих учебных дисциплин, а, также помогая студентам осмыслить процесс и результаты их конкретно-практической деятельности.

Место курса «Культурология» в учебном процессе определяется также тем, что он дает историко-культурную и философско-культурную теоретическую и методологическую основу для усвоения других гуманитарных дисциплин, изучаемых студентами в ВУЗе.

Учебно-тематический план курса «Культурология».

Наименование разделов и тем.

Раздел 1. Теория культуры.

1. Культурология как система знания. Предмет, методы, цели и специфика культурологического исследования.
2. Понятие культуры. История развития представлений о культуре.
3. Современные культурологические теории.
4. Онтология культуры.
5. Основные функции культуры.
6. Историческая типология культуры.

Раздел 2. История мировой культуры.

7. Культурогенез. Особенности культуры первобытного общества.
8. Культура Древнего Востока. Символы культуры Древнего Египта, Китая, Индии.
9. Культура Древней Греции и Рима: основные понятия и доминанты. Историческое значение античной культуры.
10. Культура эпохи Средневековья. Главные положения средневековой эстетики.
11. Культура эпохи Возрождения и Реформации. Образы мира и человека в культуре Ренессанса.
12. Основные направления и тенденции в культуре Нового времени.
13. Европейская культура 19 века. Художественная культура рубежа 19-20 веков.
14. Особенности развития культуры 20-21 веков.

Раздел 3. Теория и история отечественной культуры.

15. Культурологические теории в России как форма национального самосознания. Центральные проблемы российской культуры.
16. Общечеловеческое и национальное в культуре. Своеобразие русского культурного архетипа.
17. Культура периода Древней Руси.
18. Культура России 14-17 веков.
19. Своеобразие культуры «петровского» периода русской истории.
20. Особенности культуры России 19 века.
21. 20 век в истории отечественной культуры: коллизии, проблемы, перспективы.

Раздел 4. Региональная культура.

22. Исторические корни Донской культуры.
23. Основные центры и памятники Донской культуры.

Программа курса «Культурология».

Раздел 1. Теория культуры.

1.1. Культурология как система знания. Предмет, методы, цели и специфика культурологического исследования.
Предпосылки возникновения и развития культурологии как самостоятельной дисциплины в кругу гуманитарных наук. Роль культурфилософии, культурантропологии, этнографии, социологии, психологии, лингвистики в формировании предмета и методов культурологических исследований. Интегрирующая роль культурологии в системе гуманитарного знания: движение теоретической мысли от многообразия артефактов к усвоению духа культуры, выявлению ее архетипов, структуры, воссозданию «генетики» культуры.

1.2. Понятие культуры. История развития представлений о культуре.
Зарождение термина «культура» в латинской античности. Лингвистическая многозначность термина: культура как возделывание, почитание, образ жизни, образование и развитие, совершенствование. Проблема определения сущности культуры. Соотношение понятий «культ» и «культура», «натура» и «культура», «цивилизация» и «культура», их эволюция и трансформация в эпоху Средневековья, Ренессанса, Просвещения. Понимание культуры в немецкой классической философии. Основные принципы построения классической модели культуры: рационализм, историзм, гуманизм. Влияние европоцентризма на формирование «классической модели культуры».

1.3. Современные культурологические теории.
Кризис европейского философствования, классического рационализма и разрушение классической модели культуры. Роль в этом процессе этнологических исследований. Культурологические размышления представителей «философии жизни» (Ф. Ницше). Ситуация многообразия интерпретаций понятия «культура». Ценностный подход к сущности культуры (Виндельбанд, Рюккерт). Деятельностные концепции культуры (Давидович, Межуев). Семиотические (знаковые) концепции культуры: культура как система символов (Кассирер), культура как текст (Лотман), культура как способ кодирования. Психоанализ Фрейда. Теория архетипов культуры (К. Юнг). Игровая теория культуры (Й. Хейзинге).

1.4. Онтология культуры.
Концепция бытия культуры, ее сущности. Философский анализ «культуры». Рассмотрение многозначности определений, использование и применение в различных отношениях понятия «культура». Культура как образованность. Культура как соблюдение этикета. Понятие светскости культуры. Культура с точки зрения исторического бытия. Культура в рамках социологии. Правовая культура. Уровни культуры.

1.5. Основные функции культуры.
Функция освоения и преобразования человеком природы. Роль культуры как механизма регуляции социального поведения человека по отношению к окружающему и внутреннему миру. Культура как форма накопления, хранения и трансляции знания. Нормативная функция культуры. Культура как способ социализации личности.

1.6. Историческая типология культуры.
Проблема исторического единства человечества и многообразия этнокультур. Теории линейной эволюции и теория локальных цивилизаций как результат противоположных тенденций в разработке исторической типологии культуры. Антитеза «Восток - Запад» и ее роль в периодизации и типологии культуры. Общая характеристика основных исторических этапов и форм культуры: архаическая культура; доосевая культура древних локальных цивилизаций; универсальная культура Востока и Запада в христианскую эпоху. «Осевое время» культуры К. Ясперса.

Раздел 2. История мировой культуры.

2.1. Культурогенез. Особенности культуры первобытного общества.
Культурное значение верхнего палеолита: экзогамия, появление рода и семьи, развитие языка, охотничья магия, пещерная живопись. Неолитическая революция. Миф и ритуал. Родовые инициации и система имен как форма трансляции культуры. Особенности мифологического мышления. Формирование единой картины мира. Архетипы как основа общечеловеческой символики. Первобытные формы религии: анимизм, фетишизм, тотемизм, магия.

2.2. Культура Древнего Востока.
Символы культуры Древнего Египта как культуры доосевого типа. Сакрализация власти фараона. Культ мертвых. Пирамиды. Религиозная и научно-практическая деятельность жрецов. Пиктографический характер письма. Послеосевые культуры Древнего Востока. Гетерогенность культурной жизни Древней Индии. Художественное и религиозно-мифологическое мировидение. Буддизм как выражение личностного пафоса религиозно-духовной культуры Древней Индии. Основные черты культуры Древнего Китая: социальная иерархия, традиционализм, церимониальность, принцип недеяния и сохранения порядка. Своеобразие художественной культуры Китая. Философские школы Древнего Китая.

2.3. Культура Древней Греции и Рима: основные понятия и доминанты. Историческое значение античной культуры.
Античность как отправная точка развития европейской культуры: основы теорийного подхода к пониманию мира в сочетании с эмоционально-эстетическим его восприятием. Периодизация античной культуры. Основные понятия: «логос», «пайдейя», «агонистика», «полис», «калокагатия», «катарсис». Доминирующие черты древнегреческой художественной культуры: космологизм, культ телесности, единство эстетического и утилитарного. Аполлон и Дионис. Исторические особенности культуры Древнего Рима. Имперский характер государственности. Эволюция политической и личностной культуры: право – гражданин. Монументальное искусство. Расцвет архитектуры.

2.4. Культура эпохи Средневековья. Главные положения средневековой эстетики.
Античный и христианский типы личности. Романское и германское начала европейской средневековой культуры. Главные черты духовной жизни: религиозность, традиционализм, каноничность, символизм, историзм, психологическая самоуглубленность. Художественная культура европейского средневековья - синтез искусств в христианском храме. Культура Востока в период средневековья. Значение ислама. Особенности культуры Византии как наследницы античных традиций. Взаимосвязь Византийской культуры с культурой славянских народов. Философско-богословские и эстетические учения.

2.5. Культура эпохи Возрождения и Реформации. Образы мира и человека в культуре Ренессанса.
Хронологические рамки и географическое пространство культуры Возрождения. Социально-экономическая среда: рост городов, развитие торговли, светской культуры. Значение античного наследия. Новая модель человека: универсализм, полнота бытия, гедонизм, авантюризм,предприимчивость. Проблема соотношения гуманизма и индивидуализма: «прогрессивный переворот» (Маркс) или «жизненная драма, кризис личности» (Ортега-и-Гассет, Хейзинге). Титаны эпохи Возрождения. Северное Возрождение как культурная эпоха.

2.6. Основные направления и тенденции в культуре Нового времени.
Хронологические рамки и культурный смысл понятия «новое время». Рационализм. Промышленное обновление. Роль науки. Классика в культуре нового времени, обращение к античной модели воспитания человека. Рационалистический и нормативный характер эстетики классицизма. Иерархия жанров и видов искусства. Барокко: мироощущение и стиль. Особенности культуры 18 века. Движение от рационализма к сенсуализму. Эстетические взгляды просветителей.

2.7. Европейская культура 19 века. Художественная культура рубежа 19-20 веков.
Романтизм как культурно-исторический тип. Кризис культуры. Человек, природа, разум и идея прогресса в культуре 19 в. Культурные идеалы и культурная практика. Переоценка ценностей в философии и искусстве. Человек и мир в культуре романтизма. Основные черты романтического мировидения: индивидуалистический субъективизм, культ эмоциональности, воображения, интуиции; ирония, двоемирие. Идея художественного синтеза как преодоление фрагментарности, расколотости бытия: синтез философии и искусства, синтез видов и жанров искусства. Культура эпохи декаданса. Натурализм. Импрессионизм. Символизм. Кризис буржуазного либерализма и рационализма. Декаданс как кризис европоцентризма. Развитие научно-технической революции в к.19 века.

2.8. Особенности развития культуры 20-21 веков.
Научно-техническая цивилизация и духовная культура. Основные черты европейской культуры: рационализм, гуманизм, историчность. Влияние античного и христианского наследия на культуру Европы. Технический прогресс как средство усовершенствования общества. Эстетика модернизма: основные течения и направления (кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм, концептуализм). Основные проблемы культуры 20 века: многообразие ликов культуры, интеграционные процессы и национальная специфика, менталитет; массовая и элитарная культура. Культуриндустрия: превращение искусства в товар и потребительская психология. Средства массовой информации и художественное творчество. Понятие «постмодерн» в философии, искусстве, религии. Постмодерн как феномен культуры 20-21 веков.

Раздел 3. Теория и история отечественной культуры.

3.1. Культурологические теории в России как форма национального самосознания. Центральные проблемы российской культуры.
Культурологические идеи западников и славянофилов. Основные периоды русской общественной мысли 19 – 20 вв.: 30-е – 50-е годы 19 века; вторая половина 19 – нач. 20 веков; 20-е – 50-е годы 20 века - современность. Философско-культурные взгляды на Россию П.Я. Чаадаева. Акцент на самобытность русской истории и культуры А.С. Хомякова и И.В. Киреевского. Почвенничество. Цивилизационные теории Н.Я. Данилевского, С.М. Соловьева и В.С. Соловьева. Характеристика русской культуры через анализ национального характера (Н.А. Бердяев).

3.2. Общечеловеческое и национальное в культуре. Своеобразие русского культурного архетипа.
Центральные проблемы российской культуры. Менталитет, национальный характер и их составляющие. Роль природной и социальной среды на формирование русского культурного архетипа. Православие и национальный характер. Ключевые ценности и их интерпретация в русском культурном архетипе. Н. Бердяев, Л. Гумелев, Г. Гачев о русском национальном характере. «Восток-Запад-Россия» - одна из ключевых проблем национального самосознания.

3.3. Культура периода Древней Руси.
Языческая культура восточных славян. Периодизация, выведенная Рыбаковым в развитии язычества Древней Руси. Крещение Руси. Православие и развитие русской культуры. Развитие ремесла, живописи, зодчества. Киевская и Новгородская субкультуры. Русская культура в условиях монголо-татарского ига. Школы иконописи. Творчество Ф. Грека, А. Рублева, Дионисия. Летописи и жития. Культурное значение городов.

3.4. Культура России 14-17 веков.
Художественная культура Московской Руси. Идея государственности. Церковный раскол. Влияние западноевропейской мысли и искусства. Сближение с Востоком. Ожидание крупного переворота. Расцвет архитектуры: Московский кремль, деятельность протопопа Аввакума.

3.5. Своеобразие культуры «петровского» периода русской истории.
Развитие торговли, промышленности и культурных связей. Европеизация русской культуры. Усиление светского и личностного начал в духовном творчестве. Новые явления в науке, искусстве, образовании. Идея абсолютизма и русский классицизм: принципы нормативности, регламентации, подражания римским образцам. Просветительское творчество М.В. Ломоносова. Художественные стили: Русский классицизм, русское барокко. Просвещенный абсолютизм эпохи Екатерины 2. Московский университет как центр науки и искусства. Эрмитаж как культурный центр.

3.6. Особенности культуры России 19 века.
Идеология русских революционных демократов А. Герцена, В. Белинского, Н. Чернышевского, Н. Добролюбова. «Золотой век» русской культуры. Демократизация просвещения. Основные черты художественной культуры: динамизм, патриотизм и народность, нравственная проблематика. Главные проблемы русского философствования: теология, экзистенциализм. «Серебряный век» русской культуры. Символ как рефлексия внутреннего состояния, трагедии души. Марксизм в России.

3.7. 20-й – 21-й века в истории отечественной культуры: коллизии проблемы, перспективы.
Революция и трагические судьбы русской культуры. Социалистическая мораль. Советский патриотизм и гражданственность в культуре. Противоречивый характер русской культуры. Творческий плюрализм. Эмиграция. Перестройка – возврат к культуре серебряного века. Социальные преобразования и их влияние на художественную культуру. Демократизация культуры. Влияние экономического кризиса на культуру. Проблема коммерциализации культуры.

Раздел 4. Региональная культура.

4.1. Исторические корни Донской культуры.
Культура савроматов и ранних сарматов. Донской край в античную эпоху: археологические исследования и письменные свидетельства. Раскопки курганов Подонья. Танаисский музей-заповедник.

4.2. Основные центры и памятники Донской культуры.
Культурные традиции донского казачества. Особенности донского фольклора. Проблема полиэтничности донской культуры. Музеи, триумфальные арки, соборы, казачьи станицы.

Литература
1. Культурология в вопросах и ответах. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. -480 с.
2. Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /Под ред. проф. Г.В.Драча. Ростов н/Д: Феникс, 1995. -576 с.
3. Культурология в вопросах и ответах. Учебное пособие. /Под ред. проф. Г.В.Драча. М.: Гардарики, 1999.-336 с.
4. Культурология. 20 век. Антология. М.: Юрист, 1995. -703 с. / Лики культуры/.
5. Культурология. Краткий тематический словарь. Ростов н/Д: Феникс, 2001.-192 с. -/Словари 21 века/.
6. Учебный курс по культурологии. /Под научн. ред. проф. Г.В.Драча. Ростов н/Д: Феникс, 1996, -576 с.

Планы семинарских занятий.
1. Культура как общественное явление.
1. Культурология как гуманитарная наука ее сущность, цели и методологические основы изучения.
2. Понятие культуры.
3. Структура и основные функции культуры.

Литература:
1. Арнольдов. Человек и мир культуры. /Введение в культурологию. М., 1992.
2. М. Мид. Культура и мир детства. М., 1988.
3. Межуев В.М. Философия культуры как специфический вид знания о культуре. //Философия науки. 2000, №3, с.34-40.
4. Маркарян Э.С. Науки о культуре и императивы эпохи. М., 2000. -127 с.
5. Маркарян Э.С. Феномен познавательной западни и перехода от специализированной к интегративной научно-образовательной культуре. // Философские науки. 2000, №3, с.49.
6. Левяш И.Я. Культурология. Уч. пособие для студентов вузов. Минск: Тетра-Системс, 2000, -495 с.
7. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.
8. Ерасов Б.С. Российская культурология в контексте закрытия? //Философские науки. 2000, №3, с.40.
9. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. В 2-х ч. Ч.1. М.: АО "Аспект Пресс", 1994. - 384 с.
10. Андреева М.А. Философия культуры и культурология: проблема статуса "осевой" концепции культуры. /Философия в пространстве культуры: Россия и Запад. Вып. №2. Серия "Восток-Запад-Россия". 2001. С.7-8.

2. Античная культура.
1. Греческий полис – социальная основа культурного взлета.
2. Миф, наука и философия в Греции.
3. Культура эллинистической эпохи.

Литература:
1. Соколов Г.И. Искусство Древней Греции. М., 1980.
2. Древние цивилизации. М., 1989.
3. Куманецкий К. История культуры Др. Греции и Рима. Пер. с пол., М., 1990.
4. Древние цивилизации. Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989.
5. Левяш И.Я. Культурология. Уч. пособие для студентов вузов. Минск: Тетра-Системс, 2000, -495 с.

3. Культура нового времени.
1. Просвещение как научно-историческое понятие. Идеология европейского Просвещения.
2. Искусство 18 века.
3. Проникновение идей Просвещения в Россию.

Литература:
1. Аверинцев С.С. Второе рождение европейского рационализма. //Вопросы философии. № 3, 1989.
2. Краткий очерк истории философии. М., 1975.
3. П. Сорокин. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.
4. Яковлев В.П. Европейская культура 17-18 веков. Ростов-на-Дону, 1992.
5. Дмитриева. Краткая история искусств. М., 1990.

4. Европейская культура 19 века. Новые проблемы и пути развития.
1. Триумф капитализма, науки и техники.
2. Развитие идеи человека в буржуазной культуре.
3. Новые ценности буржуазной морали.

Литература:
1. Краткий очерк истории философии. М., 1975.
2. Сорокин. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.
3. Яковлев В.П. Европейская культура 17-18 веков. Ростов-на-Дону, 1992.
4. Дмитриева. Краткая история искусств. М., 1990.
5. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. М., 1970.
6. К. Маркс. Экономические рукописи 1858 г.
7. Гегель. Философия истории.
8. К. Ясперс. Истоки истории и ее цель.

5. Современная социокультурная ситуация и проблемы охраны и использования культурного наследия.
1. Кризис культуры России и опасность утраты национальной самобытности.
2. Победа тенденции гуманитарного образования. Жестокий урок обществу.
3. Снижение нравственного влияния художественной культуры.
4. Охрана и использование культурного наследия.

Литература:
1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Избр. произв. М., 1990.
2. Вернадский В.И. Несколько строк о ноосфере. Научная мысль как планетарное явление. М., 1991.
3. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. М., 1993.
4. Кузнецов А.К. Очерки теории мировой культуры. М., 1993.
5. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1992.
6. Соловьев Э.С. Прошлое толкует нас. М., 1991.

6. Отечественная культуры.
1. Киевская Русь – колыбель отечественной культуры.
2. Реформы Петра 1 в русской истории и культуре. Вхождение России в мировую культуру.
3. «Золотой век» русской культуры.

Литература:
1. Рыбаков В.А. Язычество древней Руси. М., 1988.
2. История русского искусства. В 3-х т. М., 1991.
3. Тихомиров М.Н. Древняя Русь. М., 1971.
4. Ключевский В.О. Русская история. М., 1992.
5. Буганов В.И. Петр Великий и его время. М., 1989.
6. Алексеев А.С. Пушкин и мировая литература. Л., 1987.
7. Ахматова А. О Пушкине. Л., 1977.
8. Русское искусство 15-20 веков. Л., 1989.
9. Соловьев В.С. Оправдание добра.

7. Школы, направления и теории в культурологии.
1. Становление и эволюция теоретических основ культуры и цивилизации.
2. Развитие теории культуры в науке.
3. Основные концепции культуры.

Литература:
1. Ницше Ф., Фрейд З., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.-П. Сумерки богов. М., 1989.
2. Философия истории. Антология. М., 1995.
3. Семеникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций.
4. Губман Б. Л. Смысл истории. Очерки современных западных концепций.

8. Культура Донского края.
1. Исторические корни Донской культуры.
2. Формирование культурных традиций Дона.
3. Памятники истории культуры Ростова-на-Дону и Ростовской области.

Литература:
1. История Донского края. Ростов-на-Дону. 1982.

Темы рефератов
1. Культура, природа, человек.
2. Классовое и общечеловеческое в культуре.
3. Культура Египта.
4. Культура Древней Индии.
5. Культура Древнего Китая.
6. Античность – культурный переворот в жизни общества.
7. Аристотелевская картина мира – энциклопедизм античной науки.
8. Центры античного образования: Академия, Ликей, Мусейон.
9. Нравственный кризис римского общества.
10. Народная культура средневековой Европы.
11. Наука и образование в византийской Европе.
12. Духовный переворот: утверждение гуманизма и разочарование в нем.
13. Великие гуманисты эпохи Возрождения.
14. Особенности эпохи Просвещения.
15. Деятели Эпохи Просвещения – Вольтер, Дидро, Руссо, Радищев.
16. Марксизм как явление европейской культуры.
17. Критический реализм – ведущий метод европейского искусства.
18. Творчество импрессионистов.
19. Культура Киевской Руси в мировой истории.
20. Роль христианства в формировании мировоззрения русского человека.
21. Последствия татаро-монгольского ига для русской культуры.
22. М.В. Ломоносов – феномен отечественной науки и культуры.
23. Основание Академии наук.
24. Западничество и славянофильства.
25. Развитие русской литературы. Феномен А.С. Пушкина.
26. Гуманитарное образование в духовном возрождении России.
27. «Массовая культура» - отличительная черта современной социокультурной ситуации.
28. Художник и рынок: проблемы выживания.
29. Концепция развития культуры у Тойнби.
30. Культура и цивилизация.
31. Теории культурно-истрических типов и локальных цивилизаций.
32. Теория «осевого времени».
33. Осевые теории культуры.
34. Теория архетипов культуры.
35. Игровая теория культуры.
36. Семиотическая теория культуры.
37. Формационный подход в культуре.
38. Наука и нравственность: гармония или противоречие?
39. Культурология как социология культуры.
40. Культурные памятники Подонья.

Вопросы к зачету.
1. Предмет культурологии (основные подходы).
2. Методы культурологии.
3. Задачи культурологии.
4. Сущность культуры.
5. Основные функции культуры.
6. Античное представление о культуре.
7. Средневековое представление о культуре.
8. Осмысление культуры в новое время.
9. Философия культуры к.19 века.
10. Современное понимание культуры.
11. Исторические типы культуры.
12. Концепция культуры – Гегель.
13. Концепция культуры – Маркс.
14. Концепция культуры – Шпенглер.
15. Концепция культуры – Ясперс.
16. Генезис культуры.
17. Культура Месопотамии и Египта.
18. Первобытные формы религии.
19. Культура Др. Индии.
20. Культура Др. Китая.
21. Культура Др. Греции.
22. Культура Др. Рима.
23. Культура средневековья.
24. Культура Возрождения и Реформации.
25. Культура Просвещения.
26. Актуальные проблемы культуры 20 века.
27. Культурологические теории в России 19 век.
28. Культурологические теории в России (вторая пол. 19-нач.20 века).
29. Культурологические теории в России (20-50-е гг. 20 века).
30. Культура и цивилизация.
31. Исторические корни Донской культуры.




Желающие опубликовать свои работы (статьи, дипломные, рефераты) в библиотеке, присылайте их на [email protected]!


КУПИТЬ КНИГИ, сделать ЗАКАЗ КНИГИ ПОЧТОЙ в книжных магазинах БИБЛИО-ГЛОБУС, ОЗОН/OZON, БОЛЕРО/BOLERO, ТОП-КНИГА, БИБЛИОН и других