Библиотека > Методические материалы > Учебные курсы по культурологии >
Спецкурс "Осевая концепция культуры": Учебно-методический материал
Ростовский государственный университет.
Факультет философии и культурологии.
Кафедра исторической культурологии.
к.ф.н. Андреева М.А.
Учебно-методический материал по спец. курсу
«ОСЕВАЯ КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРЫ»
(для студентов гуманитарных и естественных факультетов РГУ)
Ответственный редактор
доктор философских наук,
профессор Штомпель О.М.
Ростов-на-Дону
2003
Аннотация курса.
Целью курса является формирование у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем, дальнейшее развитие навыков самостоятельного, критического мышления, развитие способностей самостоятельного анализа актуальных философско-культурных проблем человеческого существования.
Основная исследовательская проблема - анализ философского наследия К.Ясперса и его предшественников - Гегеля, Чаадаева, Соловьева в отношении выявления культурологической составляющей их творчества и целостной характеристики "осевой концепции культуры".
Основные задачи курса вытекают из поставленной цели и могут быть сформулированы следующим образом:
•описание культурологического поля, в пределах которого рассматривается "осевая концепция культуры";
• фиксация проблемного характера ситуации при определении статуса осевой концепции культуры среди других культурологических концепций;
• рассмотрение происхождения осевой концепции культуры: а) ее зарождения (Гегель) и б) оформления (Чаадаев) - в составе философии истории;
• характеристика осевой концепции культуры в ее зрелых формах:
а) ранней (русская версия - Соловьев) и б) поздней (западноевропейский вариант - Ясперс);
• определение места осевой концепции культуры в ее итоговом выражении (Ясперс) в философии и исторической культурологии.
Практическая значимость. Своим универсализмом, гуманистической направленностью, стремлением к рефлексивно-самосознательным формам жизни и общения – «Осевая концепция», взятая за ориентир практически-поведенческих реальностей существования, ценна воспитанием толерантности как средства, и примирения-взаимопонимания как цели.
Место культурологических специальных курсов в учебном процессе определяется также тем, что они дают историко-культурную и философско-культурную теоретическую и методологическую основу для усвоения других гуманитарных дисциплин, изучаемых студентами в ВУЗах.
Учебно-тематический план спец. курса
«Осевая концепция культуры».
Раздел 1. Культурология и проблема статуса осевой концепции культуры.
1. Философия культуры и культурология
2. Вопрос о статусе осевой концепции культуры и авторская гипотеза
Раздел 2. Происхождение осевой культурологической концепции.
1. "Ось" истории и философия культуры: Гегель.
2. П.Я.Чаадаев: появление осевой концепции культуры.
Раздел 3. Осевая концепция культуры в ее зрелых формах (Россия - Запад).
1. Русская версия осевой концепции (Вл.Соловьев).
2. Западноевропейская версия осевой концепции (К.Ясперс).
Раздел 4. Осевая концепция культуры в философском и
культурологическом контексте.
1. Экзистенциализм К.Ясперса и концепция "осевого времени".
2. Историко-культурологическая характеристика
осевой концепции культуры.
Программа спец. курса
«Осевая концепция культуры».
Раздел 1. "Культурология и проблема статуса осевой концепции культуры".
Определение двух значений понятия "культурология", а также предложение авторской гипотезы по обнаружению места и статуса осевой концепции культуры в культурологической плоскости.
Тема 1. Терминологическое исследование понятий: "философия культуры" и "культурология". Два значения термина "культурология": узкое, связанного с представлением о ней, как о новой отрасли научного знания, либо только еще формирующейся, либо уже сформировавшейся в последнее время (культурология - наука о культуре); и широкое, рассчитанное на объединение в этом понятии таких значений, как "философия культуры", "теория культуры", "культурология" (в узком значении этого термина).
Определения Ю.Н.Давыдова, К.А.Свасьяна, П.С.Гуревича, Г.В.Драча, санкт-петербургской философско-культурной школы, Б.С.Ерасова, относительно данных понятий.
Тема 2. Обнаружение проблемного характера ситуации в культурологии относительно определения статуса осевой концепции культуры в ее рамках. Авторская гипотеза, объясняющая данное положение дел и открывающая одновременно ряд возможностей для самостоятельного изучения осевой концепции культуры.
Особенность в литературе: отсутствие в теоретической части культурологии К.Ясперса (основателя культурологической теории "осевого времени"). Присутствие Ясперса и его "осевого времени" в исторической культурологии. Использование терминов вырастающих на основе ясперсовского "осевого времени", но не имеющие к нему прямого отношения, например: "доосевой (именной) тип культуры, "доосевая культура древних локальных цивилизаций", "универсалистская культура Востока и Запада в "осевое время"", "осевая культура", "осевой дух", "осевая эпоха". Использование ключевого слова "ось", имеющее отношение к культурологическому смыслу понятия "ось", представленному в ясперсовской философии. Ряд культурологических теорий, и ряд представлений имеющих аналогичный Ясперсу "осевой" взгляд. Философия истории Гегеля, Чаадаева, Соловьева, Ясперса содержит богатое культурологическое знание, определяемого понятием центра (оси, средоточия, сердцевины) истории и культуры.
Раздел 2. Происхождение осевой культурологической концепции.
Происхождение - зарождение и первое оформление и появление осевой концепции культуры в истории мысли. Западная Европа (Гегель) и Россия (Чаадаев), в философско-историческом облачении и культурфилософском.
Тема 1. Зарождение осевой концепции культуры, на материале и в рамках философии истории Гегеля. Характеристика гегелевской философско-исторической концепции в целом. Уяснение содержащегося в ней взгляда на мировой, культурно-исторический процесс. Указание на его оценку "оси" истории в общем мировом контексте. Представление авторского взгляд на указанное им явление и его оценку.
"Философия истории" является не только историческим, но и культурологическим произведением, в котором присутствует огромный историко-культурный материал и его четкая классификация и систематизация. В составе философии истории Гегеля уже содержится философия культуры, но не в виде теории культуры, а в виде теоретического осмысления и изображения ее исторического развития. У Гегеля осевое мышление об истории и культуре в зародышевой форме выступает в виде учения о роли христианского принципа.
Тема 2. Историософская система Чаадаева, фиксируется осевая идея, ее пиковые моменты воплощенные в истории, сравниваются позиции Гегеля и Чаадаева в данном контексте.
Осевое мышление об истории и культуре в зародышевой форме выступает в виде учения о роли христианского принципа (Гегель) или самого Христа (Чаадаев) как мировой исторической "оси", но редуцируется у Гегеля до "периферийного" момента его философско-исторической конструкции; у Чаадаева само учение об "оси" оказывается центральным положением его историософии и исторической культурологии.
Раздел 3. Осевая концепция культуры в ее зрелых формах
(Россия - Запад).
Рассмотрение двух версий зрелой формы осевой культурологической концепции: ранней (Вл.Соловьев) русской и поздней (К.Ясперс) западноевропейской.
Тема 1. Философия истории Вл. Соловьева. Этапы человеческой истории.
Центр истории и культуры. Синтез Запада и Востока. Универсализм: периоды истории, личности истории. Центральное место в философско-исторической конструкции занимает осевая концепция культуры.
Первая, зрелая форма осевой концепции культуры, включенная в контекст философии истории, сотворенная Соловьевым как завершение двух творческих потоков - западного (завершенного Гегелем) и русского (начатого Чаадаевым).
Тема 2. Экзистенциальная философия, согласно Ясперсу способна дать подлинное понимание человека в его свободе и историчности, с его разумом и верой. В рамках его философии истории ("Истоки истории и ее цель"), раскрывается и феномен культуры, в контексте экзистенциального постижения истории на основе эмпирических фактов. Границы истории: «доистория» и «будущее». «Осевое время» характеризующееся чертами универсализма, рефлексии и гуманизма, с мировидением как таковым. Соотношение культуры и истории. Три формы культуры, обладающие исторической спецификой: архаическая культура ("культура немоты"), культура цивилизаций доосевого периода ("культура слова", культура сознания) и универсалистская культура "осевого времени" ("культура духа").
В творчестве Вл.Соловьева и К.Ясперса осевая концепция культуры выступает в своей зрелой, развитой форме. Основу осевого мышления об истории и культуре у этих мыслителей составляет:
а) представление о центре, характеризующемся чертами универсализма, рефлексивности и гуманизма на общем фоне частичности, обыденности и профессионализма, образующем периферию;
б) структурирование центра локально-линейным способом (от буддизма и философии Востока и Запада ко Христу) у Соловьева и локально-ситуативным (пять одновременных осевых культур середины 1 тыс. до н.э.) у Ясперса.
Раздел 4. Осевая концепция культуры в философском и
культурологическом контексте.
Рассмотрение осевой культурологической концепции в философском и культурологическом контексте. Фигура К.Ясперса - высшая временная точка, позволяющая обозреть всю эпоху 19-20 вв. в качестве мыслительного контекста для интересующей теории и увидеть ее место в философии и культурологии.
Тема 1. Экзистенциальные взгляды К.Ясперса, а также концепция "осевого времени" в их контексте.
Исходное понятие экзистенциализма - экзистенция (существование). В истории философии это понятие обычно употреблялось в соотношении с понятием "сущности" - для обозначения внешнего бытия вещи. Коммуникация. Три уровня сознания и соответствующие им формы организации.
Тема 2. Рассмотрение отношения в котором находится осевая концепция культуры к важнейшим достижениям в области исторической культурологии. Подобно тому, как гегелевская философия истории и философия культуры выступила "объединяющей" теорией для просветительства и романтизма, и "осевая" концепция Вл.Соловьева была мощным синтезом, с одной стороны, западничества и славянофильства в русской мысли, а с другой стороны, идеи прогресса в культуре (закона трех стадий О.Конта) и идеи культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского, на пол столетия опередившего европейских творцов теории "локальных цивилизаций" и "замкнутых культур". Подобно этому Ясперс - в ситуации с гораздо более обозначившимися альтернативами (формационная теория Маркса или цивилизационная теория Шпенглера, Тойнби) - оказывается в положении мыслителя, стремящегося к преодолению разрыва в мысли о культуре и ее историческом развитии, готово к "синтезу" и ищущего его.
Осевая концепция культуры в ее итоговой форме, базированная на философии экзистенциализма (Ясперс), представляет в исторической культурологии форму синтеза, преодолевающего противоречие формационного и цивилизационного подходов к истории и культуре и восстанавливающего монистически-универсалистский взгляд "неклассического" толка. Предлагая осевой взгляд на историю и культуру данная культурологическая концепция сама являет собою осевое, центрическое место в исторической культурологии.
Литература
1. Андреева М.А. Каковы основные идеи мыслителей 19-20 вв. об исторических типах культуры? /Культурология в вопросах и ответах. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997 г. -6,5 с.
2. Андреева М.А. Как можно охарактеризовать концепцию культуры К.Ясперса? /Культурология в вопросах и ответах. Учебное пособие. М: Гардарики, 1999 г. -2с.
3. Андреева М.А. "Осевое время" истории. /Философия. Краткий тематический словарь. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001 г. -1с.
4. Андреева М.А. Философия культуры и культурология: проблема статуса "осевой" концепции культуры. /Философия в пространстве культуры: Россия и Запад. Вып.2. Серия "Восток-Запад-Россия". Ростов-на-Дону: РГУ, 2001, -1,5 с.
5. Андреева М.А., Ерыгин А.Н. История в "осевой" концепции культуры К.Ясперса. /Философия в пространстве культуры: Россия и Запад. Вып. 2, Серия "Восток-Запад-Россия". Ростов-на-Дону, РГУ, 2001 г. -2 с.
6. Андреева М.А., Ерыгин А.Н. 14-е Петровские чтения в Ростове-на-Дону. // Вестник Российского философского общества. №2, 2001 г. -1 с.
7. Андреева М.А. Осевая концепция культуры. //Труды аспирантов и соискателей РГУ, том 7, РГУ, Ростов-на-Дону, 2001г. -2 с.
8. Основы философии в вопросах и ответах. Под ред. проф. Несмеянова Е.Е.
Изд. «Феникс». 2001 г.
9. Культурология в вопросах и ответах. Под ред. проф. Драча Г.В. Изд.
«Феникс». 2001 г.
10. Философия. Краткий тематический словарь. Ростов н/Д: Феникс, 2001.
/Словари 21 века/.
11. Культурология. Краткий тематический словарь. Ростов н/Д: Феникс, 2001.
/Словари 21 века/.
12. Ерасов Б.С. Социальная культурология. В 2-х частях. М., 1994.
13. Ерыгин А.Н Восток - Запад - Россия/Становление цивилизационного подхода в исторических исследованиях/. Ростов н/Д., 1993.
14. Культурология. Под ред. Г.В.Драча. Ростов н/Д., Феникс, 1995/ и любое другое издание пособия/.
15. Учебный курс по культурологии. Ростов н/Д., 1996 (и любое другое издание пособия).
16. Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. М.: Знание, 1999, -288 с.
17. Гуревич П.С. Философия культуры: Пособие для студентов гуманит. вузов.-М.: АО "Аспект Пресс", 1994.- 317 с.
18. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. / Пер. Бодена А.М. СПб.: Наука, 1993, -480 с.
19. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991.
20. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. В 2-х ч. Ч.1. М.: АО "Аспект Пресс", 1994. - 384 с.
21. Ерыгин А.Н. История и диалектика. /Диалектика и исторические знания в России 19 века/.: Изд. Ростовского университета, 1987.- 224 с.
22. Соловьев В.С. Соч.: В 2-х т. М.: Мысль, 1988, Т. 1, Т.2.
23. Чаадаев П.Я. Статьи и письма. / Сост. и вступ. статья и коммент. Б.Н.Тарасова. -2-е изд., доп. М.: Современник, 1989. -623 с. портр. -/Б-ка "Любителям российской словесности". Из лит. наследия/.
24. Чаадаев П.Я. Полное собрание соч. и избр. письма., В 2-х тт. М.: Наука, 1991, Т.1.
25. Чесноков Г.Д. Современная Буржуазная философия истории: Критический очерк. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1972.
26. Ясперс К. Смысл и назначение истории.: Пер. с нем. -М.: Политиздат, 1991.-527 с. - / Мыслители 20 в./.
Вопросы к зачету.
1. Соотношение понятий «философия культуры» и «культурология».
2. Каков статус осевой концепции культуры.
3. Происхождение осевой культурологической концепции.
4. "Ось" истории и философия культуры: Гегель.
5. П.Я.Чаадаев: появление осевой концепции культуры.
6. Зрелая форма осевой концепции культуры (Россия - Запад).
7. Русская версия осевой концепции (Вл.Соловьев).
8. Западноевропейская версия осевой концепции (К.Ясперс).
10. Экзистенциализм К.Ясперса и концепция "осевого времени".
11. Историко-культурологическая характеристика осевой концепции культуры.