Библиотека > Методические материалы > Учебные курсы по культурологии >
Якутина О.И. Учебно-методический комплекс "Культурология" ( Институт Управления, Бизнеса и Права)
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине "Культурология" разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего образования и предназначен для студентов, обучающихся по специаль-ностям 061100 Менеджмент, 062100 Налоги и налогообложение, 060400 Финансы и кредит и 060600 Мировая экономика.
Учебно-методический комплекс включает учебно-тематический план изучения дисциплины, учебную программу курса, планы проведения семинарских занятий, список основной и дополнительной литературы по дисциплине, структуру и балльную оценку рейтингов, примерное содержание рейтингов, перечень контрольных вопросов по дисциплине и словарь ключевых терминов и понятий.
Составитель: к. социол. наук Якутина О.И.
Рецензенты: д.ф.н., профессор Драч Г.В. (РГУ);
к.ф.н., доцент Бабаян Г.М. (ИУБиП).
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших направлений реформы высшей школы является гуманитаризация современного образования. В ходе этой работы началось введение курса "Культурология" в качестве обязательной учебной дисциплины, что должно обеспечить ориентацию обучения на гуманитарные потребности личности, создать необходимый базис для усвоения общеобразовательных и специальных дисциплин.
В настоящее время происходит осознание того, что решение многих проблем социально-экономического развития зависит от состояния культуры, от возможности налаживания культурного диалога между представителями разных народов. Это позволяет по-новому взглянуть на необходимость изучения мировой и отечественной культуры. Знание и уважение культурных традиций и ценностей других народов - основное условие гармоничного развития современного мира. Поэтому цель данного курса состоит в том, чтобы позволить студентам осознать свои культурные традиции, понять культуру других народов, определить собственные ценностные ориентиры.
Исходя из этого, курс культурологии призван решить несколько взаимосвязанных задач:
- дать студентам необходимый минимум теоретических знаний о сущности, структуре, функциях, механизмах и исторических типах культуры;
- выработать способности к пониманию и уважению различных национально-культурных платформ, к продуктивному общению представителей различных культур;
- помочь ориентироваться в мире культурных символов, направлений в искусстве, литературе, музыке и т.д.;
- способствовать гармоничному сочетанию специальных и гуманитарных знаний, формированию культурных ориентаций и установок личности, т.е. её духовного потенциала.
Курс культурологии для студентов специальностей 060400 Финансы и кредит, 060600 Мировая экономика, 061100 Менеджмент и 062100 Налоги и налогообложение рассчитан на 34 аудиторные часа (лекции - 18 часов, семинары - 16 часов). В соответствии с требованиями государст-венного образовательного стандарта курс состоит из двух разделов и включает в себя следующие блоки проблем: основные понятия, направления и теории в культурологии; история мировой культуры; история культуры России; охрана и использование культурного наследия. Это определяет структуру и содержание предлагаемой программы курса.
Раздел 1. Теория культуры
Тема 1. Предмет и методы культурологии
Культурология как гуманитарная дисциплина. Объект культурологии. Предмет культурологии. Культурология и смежные дисциплины. Структура культурологической теории: философия культуры, социология культуры, психология культуры, культурантропология. Методы анализа культурных явлений
Современные культурологические концепции. Психологические теории культуры. Культурантропология. Символическая концепция культуры. Структурализм как способ объяснения культуры. Социологическое понимание культуры. Игровая теория культуры. Деятельностный, ценностный и семиотический подходы к анализу культуры в отечественной культурологии.
Литература:
1. Культурология. - Ростов-н/Д.: Феникс, 1995.
2. Человек и общество: культурология. Словарь-справочник. - Ростов-н/Д.: Феникс, 1995.
3. Введение в культурологию. - М.: Владос, 1996.
4. Силичев Д.А. Культурология. - М.: Приор., 1998.
5. Методология и методы анализа культуры. - Л., 1984.
6. Леви-Строс К. Структурная антропология. - М., 1985.
7. Хейзинга Й. Человек играющий. - М., 1995.
8. Фрейд З. Будущее одной иллюзии. /Сумерки богов. - М., 1988.
9. Современная западная социология. Словарь. - М., 1990.
10. Культура: теории и проблемы. - М., 1995.
11. Философия культуры. - СПб., 1995.
12. Соколов Л.А. Культурология. Очерки теорий культуры. - М., 1994.
Тема 2.Сущность и социальные функции культуры
Понимание культуры в обыденном сознании, в науках об обществе и человеке. Многозначность термина "культура". Понятие "культура" и смежные культурологические категории. Культура и природа. Культура и общество. Культура и цивилизация. Культура и личность.
Сущность культуры. Культура и деятельность. Структура культуры: предметный мир культуры, носители культуры, комплекс образцов поведения. Субстанциональные и функциональные элементы культуры.
Социальная роль культуры. Культура как социальный интегратор. Социальные функции культуры: трансляция социального опыта, познавательная, функция социализации личности, коммуникативная, регулятивная, семиотическая, ценностная
Формы культуры. Экономическая культура. Обыденная культура. Нравственность. Религия. Искусство. Наука. Политика и право. Образование как часть культуры
Литература:
1. Культурология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.
2. Категории и понятия теории культуры. - М., 1985.
3. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. - М., 1987.
4. Человек и структура культуры. - М., 1987.
5. Структура культуры и человек в современном обществе. - М., 1987.
6. Библер В.С. Нравственность. Культура. Современность: философские размышления о жизненных проблемах. - М., 1990.
7. Культурология. История мировой культуры. - М.:ЮНИТИ, 1995.
Тема 3. Динамика культурно-исторического процесса
Понятие социокультурного процесса. Устойчивое и изменчивое в культуре. Понятие культурной традиции, её роль в обществе. Механизм действия традиции. Формы культурной традиции: обычай, обряд, культурная норма. Новация, творчество в социокультурном процессе. Причины культурных изменений: внешние и внутренние. Механизмы культурных изменений. Саморазвитие культуры. Формы саморазвития культуры. Изменение культуры в результате её взаимодействия с другими культурами. Межкультурное взаимодействие и межкультурный контакт. Внутрикультурное и кросскультурное взаимодействие. Заимствование. Аккультурация. Ассимиляция. Принципы взаимодействия культур. Единство и многообразие культур: в масштабах одного общества, в масштабах человечества. Понятие "субкультура". Критерии дифференциации субкультур. Признаки субкультур. Виды субкультур. Принцип историзма в понимании культуры. Родоначальники исторического видения культуры: Дж. Вико, И. Гердер. Историче-ская типология культур. Принципы типологизации: географиче-ский, хронологический, национальный. Основные подходы к типологизации культур: археологический, библейский, формационный, цивилизационный. Основные концепции динамики культурно-исторического процесса: линейного, прогрессивного развития куль-туры (Гегель, О.Конт, К.Маркс); теории локальных культур (Н.Я. Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби).
Литература:
1. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. - М., 1989.
2. Основы социологии. Под ред. Эфендиева А.Г. - М., 1993.
3. Романов В.П. Историческое развитие культуры. Проблемы типологии. - М., 1991.
4. Межуев В.М. Культура и история. - М., 1977.
5. Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991.
6. Шпенглер О. Закат Европы. - М., 1993.
7. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991.
8. Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры. - СПб., 1997.
9. Моль А. Социодинамика культуры. - М., 1973.
Раздел 1. История культуры
Тема 4. Становление культуры
Периодизация первобытной культуры. Возникновение культуры в период позднего палеолита. Родо-племенная организация жизни. Основные черты архаичной культуры. Магическое сознание. Тотемизм. Интегративная роль тотема. Анимизм: два основных догмата анимизма. Понятие "табу". Роль табу в первобытном обществе. Мифомышление первобытного человека. Миф и мифология. Первобытное искусство. Синкретизм первобытного искусства. Натуралистическая живопись и скульптура: "палеолитические Венеры", пещерная живопись. Искусство палеолита. Искусство мезо-лита. Искусство неолита. Музыкальное начало в архаичной культуре. Архитектурные формы первобытной эпохи: поселения, погребения, мегалиты.
Литература:
1. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М., 1989.
2. История первобытного общества. - М., 1986.
3. Хроника человечества. Большая энциклопедия. - М., 1996.
4. Искусство каменного века. - М., 1992.
5. Первобытное искусство. - М., 1978.
Тема 5. Культуры Древнего мира
Культура Древнего Египта. Роль фараона в египетском обществе. Письменность. Заупокойный культ. Религия. Основные символы культуры Древнего Египта. Особенности древнеегипетского искусства: художественный канон. Памятники искусства Древнего Египта. Культуры Древней Месопотамии: Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Иран. Письменная культура городского типа. Клинопись. Храмовые хозяйства как центры культуры. Система верований. Роль гаданий в культуре. Жизненные ценности. Достижения от-дельных цивилизаций Двуречья. Специфика древнеиндийской культуры. Кастовый строй, его роль в индийской культуре. Религиозный характер культуры. Основные религии: ведизм, брахманизм, буддизм, индуизм. Характерные черты индийской письменности. Научные достижения Древней Индии. Особенности художественной культуры Индии, их проявление в литературе, живописи, скульптуре, архитектуре. Роль танца в индийской культуре. Характерные особенности культуры Древнего Китая. Стабильность и консерватизм образа жизни. Традиционализм культуры. Религия: культ духов природы, культ предков. Даосизм. Конфуцианство и его роль в культурном развитии Китая. Мировоззрение и базовые ценности. Китайская каллиграфия. Научные достижения. Искусство. Общие черты древних цивилизаций: консерватизм, отсутствие идеи человеческой личности, единство с природой, пассивность.
Литература:
1. Культура Древнего мира. - М., 1985.
2. Древние цивилизации. - М., 1989.
3. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. - М., 1986.
4. Культура Древнего Египта. - М., 1973.
5. История и культура Китая. - М., 1974.
6. История и культура Древней Индии. - М., 1991.
7. Энциклопедия для детей. Т.7 "Искусство". ч. 1. - М.: Аванта+, 1997.
Тема 6. Особенности античной культуры и культуры
европейского средневековья
6.1. Античная культура
Хронологические рамки и географическое пространство, периодизация античной культуры. Экономика полиса. Афины и Спарта. Идеал человека. Социальные ориентации античной личности. Политическое искусство. Калокагатия - единство добра, мудрости и красоты. Доверие к разуму. Состязательность. Система образования и воспитания: греческая "пайдейя". Древнегреческая мифология. Хтонические и олимпийские боги. Отношение богов к человеку и природе. Наука и искусство. Зарождение философии: поиск первооснов, внимание к человеку. Достижения в области математики, астрономии, истории, медицины. Идеал древнегреческого искусства и его цель. Архитектура: ордерная система, простота и гармония. Скульптура: культ телесности. Литература: эпическая поэзия, лирика, комедия и трагедия. Театр. Вазопись: краснофигурный и черно-фигурный стили. Специфика культуры Древнего Рима. Государственность культуры. Практицизм мировоззрения. Пантеон римских божеств. Наука. Искусство: утилитарный характер архитектурных сооружений, скульптурный портрет, цирки. Литература: сюжеты и жанры. Влияние античной культуры на мировое культурное развитие.
Литература:
1. Античность как тип культуры. - М., 1988.
2. Драч Г.В. Античная культура. - Ростов-на-Дону, 1992.
3. Боннар А. Греческая цивилизация. - М., 1992
4. Культура Древнего Рима. В 2-х томах - М., 1986.
5. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. - М., 1990.
6. Античная культура. Словарь-справочник. - М., 1997.
6.2. Европейская культура средних веков
Хронология и периодизация средневековой европейской культуры. Феодализм как экономическая основа средневековой культуры. Сословная иерархия: духовенство, рыцарство, третье сословие. Религиозность как доминанта духовной жизни. Церковь как основной институт культуры. Нравственный идеал средневековья и его сословные модификации. Традиционализм культуры. Символизм. Каноничность. Картина мира средневекового человека. Система образования и наука средневековья. Теология и схоластика. Познание как изучение текстов. Научные авторитеты: Библия и Аристотель. Потребности в опытном знании. Алхимия. Астрология. Историзм. Образование: религиозное и светское. Роль университетов в средневековой культуре. Художественная культура средневековья. Потусторонность, духовность искусства. Архитектура: романский и готический стили. Скульптурные храмовые композиции. Живопись: иконопись, иконографический канон. Литература: религиозная и светская. Куртуазная культура. Народная "смеховая" культура. Зарождение городской культуры.
Литература:
1. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. - М., 1990.
2. Добиаш - Рождественская О.А. Культура западноевропейского средневековья. - М., 1987.
3. Культура и искусство западноевропейского средневековья. - М., 1980.
4. Культура средних веков и Нового времени. - М., 1986.
5. Хейзинга Й. Осень средневековья. - М., 1986.
6. Запад и Восток. Традиции и современность. - М.: Знание, 1993.
Тема 7. Культура Византии
Хронологические рамки и периодизация византийской культуры. Основные черты культуры Византии. Синтез западных и восточных элементов в культуре. Языковая общность. Этническое ядро. Устойчивая государственность. Христианство как государственная религия. Городской характер культуры. Идея союза "христианской церкви" и "христианской империи". Принцип примата небесного над земным. Роль монашества в культуре. Традиционализм системы образования и науки. Искусство Византии. Устремление к Богу как эстетическая задача византийского искусства. Памятники городского строительст-ва и дворцового зодчества. Храмовое зодчество: типы храмов, кано-ны византийской архитектуры. Изобразительное искусство: сюжеты, жанры, иконографический канон. Прикладное искусство: ювелирные ремесла, глиптика, изготовление посуды, эмаль, вышивка.
Литература:
1. Культура Византии. В 3-х томах. - М., 1991.
2. Удальцова З.И. Византийская культура. - М., 1988.
3. Культура Византии и общество. - М., 1986.
4. Аверинцев С.С. Поэтика древневизантийской литературы. - М., 1977.
5. Культура Византии. - М., 1984.
6. Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство. - М., 1987.
Тема 8. Культурные особенности арабо-мусульманского Востока
Возникновение ислама. Факторы распространения и укрепления ислама. Коран как мировоззренческое ядро ислама: содержание и структура. Культ Аллаха. Космология и картина мира в исламской культуре. С истема мусульманских ценностей. Отношение к человеку. Роль уммы в жизни мусульманина. Регуляция отношений между мусульманами: шариат. Идея равенства всех "правоверных". Идея "священной войны": большой и малый джихад. Ритуалы исламской культуры. Шахада. Система молитв, правила совершения молитвы. Пост рамазан. Хаджж. Налог в пользу бедных. Святыни ислама. Философские традиции исламского мира. Фараби, Ибн Сина, Ибн-Рушд. Суфизм. Художественная культура исламского мира. Отсутствие живописи. Слово как носитель религиозной идеи исла-ма. каллиграфия и орнамент. Поэзия: творчество Фирдоуси, Омар Хайяма, Джами. Архитектура: типы мечетей, принципы их строи-тельства. Цветовая символика в исламской культуре.
Литература:
1. Гиббс. Арабская культура. - М., 1960.
2. Грюнебаум Г. Основные черты арабо-мусульманской культуры. - М., 1981.
3. Арабо-исламская культурная традиция.//Запад и Восток. Традиции и современность. - М.: Знание, 1993.
4. Мир исламской культуры.// Введение в культурологию. - М.: Владос, 1996.
5. Ислам: традиции и новации. - М., 1991.
6. Ислам: Энциклопедический словарь. - М., 1991.
7. Энциклопедия для детей. Т.7 "Искусство" ч.1. - М.: Аванта+, 1997.
Тема 9. Европейская культура Нового Времени
9.1. Культура эпохи Возрождения и Реформации
Культура эпохи Возрождения и Реформации как предпосылка становления культуры Нового времени. Понятие "Ренессанс". Хронология и периодизация. Центры культуры. Отношение к античности. Эпоха гуманизма: родоначальники, сущность, противоречивый характер возрожденческого гуманизма. Идеал человека. Отношение к труду как к творчеству. Культ красоты. Художественно-эстетический характер эпохи. Образование и наука. Идея разностороннего развития личности. Великие географические открытия. Гелиоцентрическая картина мира. Натурфилософия. Развитие филологии. Тесная связь науки и искусства. Титанизм эпохи: Леонардо да Винчи, Альберти, Микеланджело. Искусство: ориентация на естественность, красоту, индивидуальность. Авторитет художников: Джото, Мазаччо, Рафаэль, Тициан, Джорджоне, Боттичелли. Литература: национальный язык, реализм, чувственность: Ф. Петрарка, Дж. Бокаччо, Данте Алигьери, Сервантес, Л. де Вега. Музыкальная культура. Скульптура: Дона-телло, Микеланджело. Реформация как религиозно-идеологическое и социально-политическое движение. Религиозно-реформаторские ценности. Протестантизм. Культурное значение Реформации.
Литература:
1. Брагина А.Х. и др. Культура эпохи Возрождения. - М., 1986.
2. Культура эпохи Возрождения и Реформации. - М., 1981.
3. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. - Л., 1990.
4. Кузнецов Б.Г. Идеи и образы Возрождения. - М., 1988
5. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. - Саратов, 1984.
6. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. - М., 1991.
9.2. Характерные черты культуры 17-18 веков
Хронологические рамки и социально-политические предпосылки культуры эпохи абсолютизма и века Просвещения. Национально-государственные формы Просвещения. Рационализм как основа мировоззрения. Культ разума, знания, "естественного человека". Бог как символ нравственности. Культ природы. Принципы естественного права. Рост роли науки в жизни общества. "Энциклопедия или толковый словарь наук, искусств и ремесел" (Дидро, Вольтер, Монтескье, Руссо, Гельвеций, Гольбах и др.). Возникновение опытной науки. Механика и математика (17 в.). Создание научных сообществ. Развитие физики, химии, географии, биологических наук в 18 в. Направления художественной культуры 17-18вв. Классицизм: эстетика, иерархия жанров, представители (Пуссен, Ж.-Л. Давид, Фальконе, Корнель, Мольер). Барокко: приоритетные жанры, основные черты, представители. Рококо как искусство для легкого на-слаждения: принцип единства полезности и красоты; внимание к интерьеру; сюжеты, представители: А.Ватто, Ж.Фрагонар, Ф. Буше
Литература:
1. Культура эпохи Просвещения. - М., 1993.
2. Культура средних веков и Нового времени. - М., 1987.
3. История искусства зарубежных стран 17-18вв. - М., 1988.
4. Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. Вып.2. - М., 1988.
5. История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала 20 века. 17 век. - М., 1988.
6. Бур М., Иррлиц Г. Притязания разума. - М., 1978.
7. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноев-ропейском искусстве 15-17 вв. - М., 1966.
9.3. Европейская культура 19 века
Европейская культура 19в. Несовпадение хронологических и культурных границ данного периода. Экономическая культура. Мировая система хозяйства. Мировой рынок. Господство утилитаризма. Выработка норм регуляции отношений между партнерами купли-продажи. Культурные идеалы 19 в. Противоречие идеалов и культурной практики. Основные черты культуры 19 в. Увеличение доли светской культуры. Стилевое и жанровое разнообразие художественной культуры. Формирование институтов художественной деятельности. Романтизм как общекультурное движение эпохи. Конфликт с действительностью. Проблема двоемирия. Темы судьбы, одиночества. Господствующие жанры: поэзия, музыка, балет. Творчество Байрона, Г. Гейне, Р. Шумана, Р. Вагнера, Ф. Листа, Ф. Шопена, Эж. Делакруа. Реализм как стиль культуры. Критический реализм. Социальный роман. Оноре де Бальзак, Виктор Гюго, Гюстав Флобер, Джон Голсуорси, Чарльз Диккенс. Музыка: Дж. Верди, Дж. Пуччини, Ж. Бизе. Импрессионизм: возникновение, цели творчества, эстетика, тематика. К. Моне, О. Ренуар, Э.Дега, О. Роден. Постимпрессионализм: П. Сезанн, П. Гоген, Винсент Ван Гог.
Литература:
1. Виппер Р.Ю. История Нового времени. - М., 1985.
2. Культура средних веков и Нового времени. - М., 1987.
3. Европейское искусство 19 века. - М., 1975.
4. История зарубежного искусства. - М., 1980.
5. Романтизм. Открытия и традиции. - Калинин, 1988.
6. Романтизм: вопросы эстетики и художественной практики. - Тверь, 1992.
7. Реализм: Жанр, стиль. - Фрунзе, 1980.
8. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 3. - М., 1993.
Тема 10. Актуальные проблемы культуры 20 столетия
Техническая культура 20 в. Основные черты техногенной цивилизации. Научная рациональность как характерный признак культуры. Кризис техногенной цивилизации: сущность и проявления. Постиндустриальное общество: факторы развития и характер-ные черты. Политическая культура 20 века: тоталитаризм и демократия. Тоталитаризм как способ организации общественной жизни: основные принципы, исторические формы. Тоталитаризм в искусстве. Политико-правовая культура демократического общества. Массовая культура: основные черты и формы. Понятие "массовое общество" и "массовая культура". Особенности произведений массовой культуры. Функции массовой культуры. Связь массовой культуры со средствами массовой информации. Китч. Тема-тика произведений. Мид-культ. Модернизм в культуре 20 в. Идеология модернизма. Основ-ные направления модернизма, их специфика. Фовизм. Кубизм. Футуризм. Экспрессионизм. Абстракционизм. Дадаизм. Сюрреализм. Поп-арт. Оп-арт. Мобили. Театр абсурда. Хэппининг. Рок-культура. Боди-арт. Постмодерн: основные идеи и проявления. Специфика гуманизма 20 в. Принцип ненасилия. Экологическая этика. Правозащитное движение. Биоэтика. Медицинская этика. Понятие "социокультурная ситуация". Факторы, определяющие социокультурную ситуацию. Социокультурная ситуация в современном мире. Влияние идеологии постмодерна. Информационные факторы современного культурного развития. Позитивное и негативное воздействие современных информационных технологий. Средства массовой информа-ции в современной культуре. Роль рекламы в культуре. Религиозная составляющая современной социокультурной ситуации: нетрадиционные культы. Культура и глобальные проблемы современности. Особенности современной российской социокультурной ситуации. Идеологический плюрализм. Разрушение инфраструктуры культуры. Культурная экспансия. Статусное потребление культуры. Экология культуры. Декларация прав культуры. Лига защиты культуры.
Литература:
1. Актуальные проблемы культуры 20 века. - М.: Знание, 1993.
2. Модернизм. Анализ и критика основных направлений. - М.: Ис-кусство, 1987.
3. Современное западное искусство 20 века. - М.: Искусство, 1987.
4. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. Истоки. История. Проблемы. - М., 1989.
5. Тоталитаризм как исторический феномен. - М., 1989.
6. Новая технократическая волна на Западе. - М., 1986.
7. Массовая культура: иллюзии и действительность. - М., 1986.
8. Дар или проклятье? Мозаика массовой культуры. - М., 1994.
9. Постмодернизм и культура. - М., 1991.
10. Гуманизм и культура: век 20-й. - Тверь, 1993.
11. Лейбин В. "Модели мира" и образ человека. (Критический ана-лиз Римского клуба). - М., 1988.
12. Лихачев Д.С. Раздумья. - М., 1991.
13. Лихачев Д.С. Декларация прав культуры. // Культурология. На-учно-образовательный вестник, 1996, ©1.
14. Культурология. История мировой культуры. - М.: ЮНИТИ, 1995. - С.197-212.
15. Силичев Д.А. Культурология. - М.: Приор, 1998. - С. 297-336.
16. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. - М., 1978.
17. Кукаркин А.В. По ту сторону рассвета. - М., 1977.
Тема 11. Восток и Запад: два типа культурного развития
Понятия "Восток" и "Запад" в современной культурологии. Термин "Запад". Термин "Восток". Типологические черты восточной цивилизации. Типологические черты западных цивилизаций. Современные цивилизации Востока: арабо- мусульманская, индо-буддийская, китайско-конфуцианская. Приоритетные ценности культур Востока и Запада: сравни-тельный анализ. Отношение к природе. Отношение к традиции. Характер социальных изменений. Отношение к личности. Свобода и долг. Положение личности в обществе. Отношение к истине. Специфика процесса познания на Западе и Востоке. Социокультурные модели общения Запада и Востока. Взаимодействие культур Востока и Запада: история и совре-менность. Положение России на оси Восток-Запад. Роль России в диалоге культур Востока и Запада.
Литература:
1. Запад и Восток. Традиции и современность. - М.: Знание, 1993.
2. На пути к современной цивилизации. - М.: Просвещение, 1992.
3. Восток и Запад. Исследования, переводы, публикации. Ежегод-ники. - М., 1982, М., 1985, М., 1987.
4. Россия и Запад: взаимодействие культур. Материалы круглого стола.// ж. Вопросы философии. 1992. ©6.
5. Орешкин Д. Между Востоком и Западом. // ж. Диалог. 1991, ©16.
6. Диалог и коммуникации - философские проблемы. Материалы круглого стола. // ж. Вопросы философии. 1989, ©7.
7. Ерыгин А.Н. Восток-Запад-Россия. - Ростов-на-Дону, 1993.
Тема 12. История культуры России
Культура древних славян. Специфика мировоззрения и веро-ваний. Письменность. Обряды. Памятники древнерусской культуры. Культура Киевской и Новгородской Руси. Принятие христи-анства, его культурная роль и особенности. Церковь как институт культуры. Храмовое зодчество. Литература: летописи, жития, слово. Устная языковая традиция. Изобразительное искусство. Художественные ремесла. Культура времени становления и укрепления единого государства (14-17вв.). Крепостное и храмовое зодчество: принципы строительства, памятники. Основные темы литературного творчества. Иконопись: Феофан Грек, Дионисий, Андрей Рублев. Книгопечатание. Светский характер культурного развития 17 в. Появление рифмованной поэзии, драматургии. Архитектура: "московское барокко". Живопись: портретный жанр. Петровские реформы в области культуры. Светская школа. Периодическая печать. Географические экспедиции. Строительство Санкт-Петербурга. "Золотой век" русской культуры (19 в.). Роль русской интеллигенции в культуре 19 в. Век литературы. Осмысление особого пу-ти России. Культура "Серебряного века". Отказ от обращения к социальным вопросам. Индивидуализм в культуре. Культ творчества. Роль поэзии в культуре "серебряного века". Художественные направле-ния: символизм, акмеизм, футуризм. Русский авангард. Реалистическое направление. Театральное искусство: поиски и новации. Меценатство как особое социокультурное явление. Культура советского периода. Тоталитарная культура. Метод социалистического реализма. Борьба с инакомыслием. Элементы инакомыслия в советской культуре в 20-е, 60-е, 80-е гг. Культура русского зарубежья. Париж как центр русской эмиграции. Институты русской культуры за рубежом. Представители культуры русского зарубежья в области науки, философии, литературы, музыки, балета, живописи. Нобелевские лауреаты: Бунин И.А., Бродский И., Солженицын А.И. Специфика культурного развития России. Роль русской культуры в мировом культурном развитии.
Литература:
1. История культуры России. - М.: Знание, 1993.
2. Милюков П.Н. Очерки из истории русской культуры. - М., 1992.
3. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской куль-туры. - М., 1996.
4. Балакина Т.Н. История русской культуры. - М.: Издательский центр, 1996.
5. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. - М., 1994.
6. Ценностный мир русской культуры. - СПб., 1995.
7. Литература русского зарубежья. - М., 1995.
8. Георгиева Т.С. История русской культуры. - М.: Юрайт, 1998.
9. История русского искусства в 2-х томах, Т.1 - М., 1976.
10. История русского искусства в 2-х томах. Т.2 - М., 1980.