Библиотека > Методические материалы > Учебные курсы по гуманитарным дисциплинам >
Древнерусская книжность и народная культура
Министерство образования Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный университет
Философский факультет
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Древнерусская книжность и народная культура
Разработчик:
д.ф.н. Чумакова Т.В.
Санкт-Петербург 2003
1.Организационно-методический раздел
1.1. Цель изучения дисциплины:
Ознакомление с древнерусской культурой. Изучение процесса взаимодействия древнерусской книжности и народной культуры. Анализ влияния христианского вероучения на древнерусскую культуру, как устную, так и письменную. Рассмотрение воздействия народной культуры на древнерусскую книжность
1.2. Задачи курса:
Рассмотрение основных жанров древнерусской книжности, иконописи и фольклора в их историческом развитии; владение методологией историко-философского исследования; развитие навыков самостоятельного исследования и изложения его результатов. Укрепление навыков работы со средневековыми текстами различной природы (вербальными и визуальными) на основе рассмотрения широкого круга древнерусских источников.
1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника:
Дисциплина – «Древнерусская книжность и народная культура» относится к специальным курсам, является частью необходимого набора курсов для подготовки специалиста в области религиоведения, способствует изучению других дисциплин.
1.4. Требование к уровню освоения дисциплины – «Древнерусская книжность и народная культура»
Знать содержание дисциплины «Древнерусская книжность и народная культура» и иметь достаточно полное представление об основных этапах развития древнерусской культуры и ее взаимодействию с народной культурой, главных проблемах и подходах к их решению;
владеть методологией исследования; знать необходимый перечень; уметь ясно излагать принципы и основания рассматриваемых концепций; иметь практические навыки исследования в данной области.
2. Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного, итогового контроля
Всего аудиторных занятий
из них: лекций 34 часа
практические занятия
Самостоятельная работа студента (в том числе
на курсовую работу по дисциплине) 34 часа
Итого (трудоемкость дисциплины)
Изучение дисциплины по семестрам:
1 семестр – 34 часа лекций, 34 зачет
Форма контроля:
Зачет. Предусмотрены также такие формы контроля, как проведение обсуждений докладов и сообщений студентов, анализ конкретных текстов по заданию преподавателя или выбору студентов, обсуждение монографических исследований и научных методик.
3. Содержание дисциплины.
3.1.1. темы дисциплины, их краткое содержание и виды занятий.
Тема 1. Устная и письменная традиция в культуре Древней Руси: 2 часа лекций.
Традиции устной и книжной культуры: соотношение и типология. Взаимодействие устной и книжной традиции. Верования восточных славян. Религиозные реформы князя Владимира. Принятие христианства. Двойственность в восприятии языческого прошлого: Иларион Киевский «Слово о законе и благодати», «Повесть временных лет». Христианство и письменность. Переводы Библии. Вопрос о славянском алфавите. Создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий. Роль письменности в реформах князя Владимира. Христианизация Руси в «Повести временных лет».
Тема 2. Взаимодействие христианской и дохристианской компонент в русской культуре: 4 часа лекций.
Проблема «двоеверия» в отечественной историографии. Христианизация народной культуры и «креолизация» христианской книжности. Возникновение в древнерусской культуре элементов с двойной (христианской и языческой) семантикой. Религиозная культура Древней Руси как совокупность наслаивающихся друг на друга верований и практик.
Календарные праздники. Важнейшие христианские праздники в культуре Древней Руси. Народный календарь. Календарная регламентация аграрных молений. Годичный цикл празднеств: солнечные фазы (зимнее солнцестояние, весеннее равноденствие, летнее солнцестояние, осеннее равноденствие), моления о дожде и вегетации, праздники урожая, поминовения предков (радуницы). Взаимодействие церковного и народного календарей. «Непереходящие» и «переходящие» праздники. Богородичные праздники. Культ Богородицы в Древней Руси: двунадесятые богородичные праздники, праздники икон Богородицы (Казанской, Смоленской, Владимирской, Тихвинской и др.). Праздничный чин иконостаса. Календарные обряды восточных славян.
Тема 3: Книжность Древней Руси: 4 часа лекций.
Древнерусская книжность. Общая характеристика. Приоритет служебных функций в древнерусской книжности. Жанры древнерусской книжности: скриптурный, литургический, вероучительный, или гомологетический, проповеднический, или жанр изборников, житийный, канонико-юридический, мемориальный, научный. Книжность и изобразительное искусство в культуре Древней Руси.
«Устная грамотность» в древнерусской культуре. Роль вероучительных тестов в выработке в сознании адресата средств выражения, предназначенных и пригодных быть носителями христианской духовности. «Писание» вербальное и визуальное: Книжность и иконопись в древнерусской традиции.
Концепция образа в христианской традиции: Иоанна Дамаскин. Иконопись как средство передачи философских и богословских представлений. Аллегоризм и символизм в христианской традиции.
Тема 4:Образ мира в древнерусской книжности и в народной культуре: 6 часов лекций.
Образ мира в христианской и народной традициях. Символизм и иерархия. Мир земной как отражение мира интеллигибельных сущностей в средневековой культуре. Нумерология. Символика геометрических фигур.
Образ пространства в культуре Древней Руси. Семантика храма и дома в древнерусской культуре. Древнерусский город. Двойственность образа города: Иерусалим и Вавилон – «чистый» и «нечистый» город. Изображение двух городов на иконе «Благословенно воинство небесного царя» («Церковь воинствующая»).
Сакральная топография. Утопия в древнерусской книжности в народной культуре. Святая Русь. Тема святости русской земли в книжности: Иларион «Слово о законе и благодати»; «Сказание о Борисе и Глебе»: библейские мотивы создания нового мира; сказания богородичного цикла; «Сказание о белом клобуке», «Сказание о невидимом граде Китеже».
Древнерусские хожения. Путешествия в поисках рая: От «Едема» к Беловодью.
Тема 5: Древнерусские книжные и народные представления о душе и теле. 6 часов лекций.
Душа и тело человека в древнерусской книжности. Источники древнерусских представлений о душе и теле. (Дохристианские представления. Библия. Патристика. Византинизм «оправдание жизни» в древнерусской традиции (теоретические построения и их отражение в обыденной жизни: от апокрифов до «Домостроя»). Античное учение о стихиях в древнерусской культуре. Учение о возрастах человеческой жизни, его связь с учением о стихиях. Пневматология: учение о «жизненном духе» в патристике и в древнерусской традиции. Кардиогноссия: учение о сердце как средоточии жизненных и эмоционально-душевных сил человека. Физиогномика: от античности через патристику в древнерусскую культуру. (Усиление интереса к физиогномике в XV веке как проявление индивидуализирующей тенденции в древнерусской культуре).
Народные представления о душе и теле человека.
Церковные таинства. Таинство покаяния и исповедь. Две стороны покаянной дисциплины: нравственно-психологическая и дисциплинарная. Эволюция таинства покаяния в христианской традиции. Исповедь в древнерусской культуре. Этапы развития древнерусского покаянного права: новгородские митрополиты Георгий и Иоанн II, Нифонт, игумен Андреевского монастыря (Киев) Григорий, белгородский епископ Максим. Епитимийники как источники сведений о жизни «безмолствующего большинства». Категории нравственного состояния в епитимийниках.
Представления о болезни в книжности и в народной культуре. Медицина в Древней Руси: народная медицина, врачевание в монастырях, иностранные врачи. Заговоры.
Тема 6 Жизнь и смерть человека в древнерусской книжности и в народной культуре.
: 6 часов лекций.
Имя в культуре Древней Руси.. Творение имени Первочеловека Адама в апокрифической литературе. Мирские, крестные и монашеские имена. Возрасты человеческой жизни в древнерусской книжности и народной культуре. Женщина и мужчина в культуре Древней Руси. Христианская концепция брака. Развитие матримональных отношений в Древней Руси. Восприятие труда в древнерусской книжности и народной культуре. Двойственность в отношении к труду: труд как один из главных атрибутов «падшего» человека, чья извращенная грехом природа больна, и труд как лекарство против праздности – источника всех «злоб» и пороков.
Рождение, брак и смерть в древнерусской книжности и в народной культуре.
Тема 7. Образы власти в древнерусской книжности и народной культуре: 6 часов лекции.
Княжеская власть в Древней Руси. Изображения князей-язычников в «Повести временных лет»: Святослав, Игорь, Владимир. Изображение в «Повести временных лет» княгини Ольги и князя Владимира до и после принятия ми христианства. Изображение князей Владимира и Святослава в «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона. Софиократия (власть мудрости) в культуре Древней Руси. Античные истоки софиократии (Платон «Государство»). Ветхозаветные источники об образе царя-мудреца (цари Давид и Соломон). Легенда о царе Соломоне. Тема обручения царя с Премудростью в древнерусской традиции: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Образ князя/царя в русских сказках, легендах и в книжности. «Сказание о Дракуле». «Сказание о князьях владимирских». Эволюция образа властителя в древнерусской традиции: сакрализация царской власти в XVI в. Тема Премудрости в «Чине венчания на царство».
Архитектурное оформление идеи царской власти: Опричный дворец Ивана Грозного, Золотые палаты Московского Кремля. Иконописное оформление концепции царской власти: «Насаждение древа государства россиского», «Церковь воинствующая» («Благословенно воинство небесного царя».
Восприятие закона в древнерусской книжности и народной культуре. Система древнерусского права. Соотношение писанного и неписанного закона (обычного права). Проблема закона и морали в древнерусской культуре.
3.2 Практикум.
Раздел 3.2 в данной программе отсутствует.
Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.
См. пп. 3.5, 3.6.
Темы рефератов.
Язычество древних славян.
Слово и звук в древнерусской традиции.
Символизм древнерусской культуры.
Образ в средневековой русской культуре.
«Оправдание естества» в культуре Древней Руси.
Ритуал и фольклор.
Образ дома в традиционной русской культуре.
Проблема соотношения души и тела в патристике.
Душа и тело человека в древнерусской культуре
Народные представления о душе и теле человека.
Возрасты человеческой жизни в древнерусской книжности и народной культуре.
Отношение к болезни в древнерусской книжности и в народной культуре.
Восприятие смерти в древнерусской книжности и в народной культуре.
Восприятие пространства в культуре Древней Руси.
Пространство путешествий в русских сказках.
Проблема «чужого» в древнерусской культуре.
Человек в поисках рая. От «Едема» к Беловодью.
Тема закона и благодати в культуре в русской культуре..
Соотношение писанного закона и неписанного закона (обычного права) в традиционной русской культуре
Тема исповеди в русской культуре.
Символика животных в славянской народной традиции
«Культура безмолвствующего большинства» в памятниках покаянного права.
Устная народная культура и языковое сознание.
Представления о способах коммуникации между "тем" и этим светом в древнерусской книжности и народной культуре.
Иконография и философия
Традиции духовного освоения пространства в России.
«Добрый царь» в русской народной культуре
Тема царской власти в изобразительном искусстве Древней Руси.
Примерный перечень вопросов к зачету по данному курсу.
1. Взаимодействие устной и книжной традиции.
2. Верования восточных славян.
3. Религиозные реформы князя Владимира.
4. Христианство и письменность.
5. Проблема «двоеверия» в отечественной историографии.
6. Календарная регламентация аграрных молений.
7. Взаимодействие церковного и народного календарей.
8. Культ Богородицы в Древней Руси
9. Древнерусская книжность. Общая характеристика.
10. Книжность и иконопись в древнерусской традиции.
11. Концепция образа в христианской традиции
12. Аллегоризм и символизм в христианской традиции.
13. Нумерология в культуре Древней Руси.
14. Символика геометрических фигур.
15. Семантика храма и дома в древнерусской культуре.
16. Древнерусские хожения.
17. Кардиогноссия в культуре Древней Руси.
18. Физиогномика: от античности через патристику в древнерусскую культуру.
19. Исповедь в древнерусской культуре.
20. Представление о болезни в книжности и в народной культуре.
21. Заговоры.
22. Мирские, крестные и монашеские имена.
23. Восприятие труда в древнерусской книжности и народной культуре.
24. Софиократия (власть мудрости) в культуре Древней Руси.
25. Эволюция образа властителя в древнерусской традиции
Учебно-методическое обеспечение курса:
Чтение курса сопровождается демонстрацией слайдов и видеофильмов, рассказывающих о культуре Древней Руси, а также о народных обычаях и обрядах.
Активные методы обучения
Используются классические аудиторные методы и самостоятельное выполнение студентами письменных работ по курсу.
Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля
Компьютерный класс, библиотека, стандартно оборудованные лекционные аудитории
Методические рекомендации (материалы) преподавателю по организации выполнения письменных работ по курсу
Наряду с темами письменных работ, предлагаемыми преподавателем, рекомендуется побуждать студентов к самостоятельной формулировке тем и оказывать помощь в подборе соответствующей литературы. Следует стремиться к использованию классических и оригинальных текстов, а также комментаторской и исследовательской литературы, представляющей разные точки зрения на рассматриваемый предмет.
Не позже середины семестра завершить распределение тем.
Контролировать ход выполнения работ.
Дать рекомендации по правильному оформлению работ в соответствии с принятыми стандартами.
Методические указания студенту по выполнению письменной работы
Стандартные рекомендации. Излагаются в ходе вводного лекционного занятия.
Раздел 4.6 в данной программе отсутствует
Литература.
4.7.
Основная
1. "А се грехи злые, смертные..." Любовь, эротика и сексуальная этика и в доиндустриальной России. М., 1999.
2. Адрианова-Перетц В.П. Человек в учительной литературе Древней Руси // Труды отдела древнерусской литературы. Т.27. Л., 1972.
3. Алмазов А.И. Тайная исповедь в православной восточной церкви. В 3-х томах. Одесса, 1894;
4. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., 1999.
5. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983.
6. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб., 1993.
7. Бернштам Т.А. Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян: Учение и опыт Церкви в народном христианстве. СПб., 2000.
8. Богоявленский Н.А. Древнерусское врачевание в XI-XVII вв. Источники для изучения истории русской медицины. М., 1960.
9. Буланин Д.М. Античные традиции в древнерусской литературе XI-XVI вв. Munchen, 1993.
10. Буслаев Ф.И. Древнерусская литература и православное искусство. СПб., 2001.
11. Буслаев Ф.И. О литературе. Исследования. Статьи. М., 1990.
12. Бычков В. В. Русская средневековая эстетика XI-XVII века. М., 1992.
13. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры. Т. 1. Раннее христианство. Византия. М. – СПб., 1999.
14. Бычков В.В. Aesthetica Patrum. Эстетика отцов церкви. Т.1. М.,1995.
15. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993.
16. Вальденберг В.Е. Древнерусские учения о пределах царской власти. Очерки русской политической литературы от Владимира Святого до конца XVII в. Пг.,1916.
17. Васильев М.А. Язычество восточных славян накануне крещения Руси. М., 1999.
18. Верещагин Е.М. Церковнославянская книжность на Руси. Лингвотекстологические разыскания. М., 2001.
19. Виноградова Л.Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. М., 2000.
20. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Изд. 7. Киев, 1915
21. Время и календарь в традиционной культуре. СПб., 1999.
22. Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т.1, 2. М., 2000.
23. Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991.
24. Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997.
25. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX – XII вв.). курс лекций. Изд. Второе. М., 2001.
26. Демин А.С. О художественности древнерусской литературы. М., 1998.
27. Древнерусская литература. Изображение общества/ Отв.ред. А.С.Демин. М., 1991.
28. Древнерусская литература. Изображение природы и человека. / Отв.ред. А.С.Демин.М., 1995.
29. Древняя Русь. Город. Замок. Село. М., 1985.
30. Дьяконов М.А. Власть московских государей. Очерки из истории политических идей древней Руси до конца XVI в. СПб., 1889.
31. Елеонская Е.Н. Сказка, заговор и колдовство в России. М., 1994.
32. Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. Л., 1987.
33. Еремина В.И. Ритуал и фольклор. Л., 1991.
34. Журавлев А.Ф. Домашний скот в поверьях и магии восточных славян. Этнографические и этнолингвистические очерки. М., 1994.
35. Замалеев А.Ф. Лепты. Исследования по русской философии. Сборник СПб., 1996. 27-39.
36. Замалеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси. Л., 1987.
37. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991.
38. Зеленин Д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественной смертью и русалки. М., 1995.
39. Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1917-1934. М., 1999.
40. Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974.
41. Из истории русской культуры. Т. 1 (Древняя Русь). М., 2000
42. Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Заговор / Отв. ред. Вяч. Вс. Иванов, Т. Н. Свешникова. Москва, 1993.
43. История литератур западных и южных славян. Т.1. От истоков до середины XVII века./ Отв.ред.А.В.Липатов. М., 1997.
44. Камчатнов А.М.История и герменевтика славянской Библии. М., 1998.
45. Карсавин Л.П. Символизм мышления и идея миропорядка в средние века // Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М., 1992.
46. Карташев А. В. Очерки по истории Русской церкви. Т. 1. М., 1993.
47. Киселева М.С. Учение книжное. Текст и контекст древнерусской книжности. М., 2000.
48. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1996.
49. Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России. М., 1977.
50. Клибанов А.И. Реформационные движения в России в XIV - первой половине XVI веке. М., 1960.
51. Колесов В.В. Мир человека в слове Древней Руси. Л.,1986.
52. Криничная Н.А. Дом, его облик и душа: К вопросу о тождестве символов в мифологической прозе и народном искусстве. Петрозаводск, 1992.
53. Криничная Н.А. Персонажи преданий: становление и эволюция образа. Л., 1988.
54. Кузнецова В.С. Дуалистические легенды о сотворении мира в восточнославянской фольклорной традиции. Новосибирск, 1998.
55. Лавров А.С. Колдовство и религия в России. 1700-1740 гг. М., 2000.
56. Левкиевская Е.Е. Славянский оберег. Семантика и структура. М., 2002.
57. Лукин П.Е. Письмена и православие. М., 2001.
58. Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. Т. 1-2. М., 1991-1993.
59. Менталитет и культура предпринимателей России XVI – XIX вв. М., 1996.
60. Мир звучащий и молчащий: Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. М., 1999.
61. Никитина С.Е. Устная народная культура и языковое сознание. М., 1993.
62. Носова Г.А. Традиционные обряды русских: крестины, похороны, поминки. М., 1993.
63. Отреченное чтение в России XVII – XVIII вв. М., 2002.
64. Павлов А.С. Курс церковного права. СПб.. 2002.
65. Плюханова М. Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1995.
66. Подосинов А.В. Символы четырех евангелистов: их происхождение и значение. М., 2000.
67. Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988 - 1237 гг.). Изд. 2-е, испр. и доп. СПб., 1996.
68. Покровский Н.В. Очерки памятников христианского искусства. СПб., 2000.
69. Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре. М., 2000.
70. Потебня А.А. Слово и миф. М., 1989.
71. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.
72. Пропп В.Я. Поэтика фольклора. (Собрание трудов В.Я.Проппа). М., 1998.
73. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Л., 1963.
74. Пропп В.Я. Специфика фольклора. Избр. статьи. М., 1976.
75. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994.
76. Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. М., 1989;
77. Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X - начало XIXв.). М., 1997.
78. Рабинович В. Л. Человек в исповедальном жанре. М., 1991.
79. Развитие права и политико-правовой мысли в Московском государстве: Сб.научн.тр. Отв. ред. З.М. Черниловский. М., 1985.
80. Рапов О. М. Русская церковь в IX- первой трети ХII в. Принятие христианства. 2-е изд. М., 1998.
81. Робинсон А.Н. Литература Древней Руси в литературном процессе средневековья (XI-XIII вв.). Очерки литературно-исторической типологии. М., 1980.
82. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. Историко-бытовые очерки XI-XIII вв. Изд.2-е. Л., 1966.
83. Русское колдовство, ведовство, знахарство. СПб., 1994.
84. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.
85. Секс и эротика в русской традиционной культуре. М., 1996.
86. Синицына Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции. М., 1998.
87. Славянская культура и мировой культурный процесс. М., 1985.
88. Смирнов С.И. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины. М., 1913.
89. Соколов М.В. Очерки истории психологических воззрений в России в XI - XVIII вв. М., 1963.
90. Стаф И.К. Печатный текст и народная культура: исследования Роже Шартье // Arbor mundi. № 1. 1992.
91. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997.
92. Толстой Н.И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995.
93. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т.1. Первый век христианства на Руси. М., 1995.
94. Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян. Лингвистические исследования. М., 1991.
95. Уваров А.С. Христианская символика. Ч. 1. М. – СПб., 2001.
96. Урысон Е.А. Фундаментальные способности человека и наивная «анатомия» // Вопросы языкознания, 1995, .№ 3.
97. Успенский Б.А. Борис и Глеб: Восприятие истории в Древней Руси. М., 2000.
98. Успенский Б.А. Царь и император. Помазание на царство и семантика монарших титулов. М., 2000.
99. Успенский Б.А. Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление). - М.: Школа «Языки русской культуры», 1998
100. Федотов Г. Стихи духовные: Русская народная вера по духовным стихам. М., 1991.
101. Флоря Б.Н. Исповедные формулы о взаимоотношениях церкви и государства в России XVI – XVII вв. // Одиссей. Человек в истории. 1992. Историк и время. М., 1994. С. 204 – 214.
102. Хвостова К.В. Византинизм «оправдание жизни» (проблемы византийской цивилизации) // Византийский временник. Т.55. Ч.2. М., 1998.
103. Хвостова К.В. Сакральный смысл наименования некоторых византийских социально-экономических институтов. К вопросу о роли богословия в формировании социально-экономических институтов Византии // Византийский временник. Т. 59 (84). М., 2000.
104. Цуркан Р.К. Славянский перевод Библии: Происхождение, история текста и важнейшие издания. СПб., 2001.
105. Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVII - XIX вв. М., 1967.
106. Юдин А. В. Ономастикон русских заговоров. Имена собственные в русском магическом фольклоре. Москва, 1997.
107. Юдин А.В. Русская народная духовная культура. М., 1999.
108. Юдин А.В. Русская народная духовная культура. М., 1999.
109. Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. М., 1995.
4.7.2.
Дополнительная литература:
К теме 1:
Исследования
1. Андреев В.Д. История болгарской литературы. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. М.,1987.
2. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., 1999.
3. Васильев М.А. Язычество восточных славян накануне крещения Руси. М., 1999.
4. Введение христианства у народов Центральной и Восточной Европы. Крещение Руси: Сб.тезисов./ Отв.ред. Н. И. Толстой. М., 1987.
5. Верещагин Е.М. Церковнославянская книжность на Руси. Лингвотекстологические разыскания. М., 2001.
6. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX – XII вв.). курс лекций. Изд. Второе. М., 2001.
7. Замалеев А.Ф. Восточнославянское общество накануне христианизации // Замалеев А.Ф. Лепты .Исследования по русской философии. Сборник. СПб., 1996. С.7-14.
8. Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974.
9. История литератур западных и южных славян. Т.1. От истоков до середины XVII века./ Отв.ред.А.В.Липатов. М., 1997.
10. Кагаров Е.Г. Религия древних славян. М., 1918.
11. Камчатнов А.М.История и герменевтика славянской Библии. М., 1998.
12. Карташев А. В. Очерки по истории Русской церкви. Т. 1. М., 1993.
13. Киселева М.С. Учение книжное. Текст и контекст древнерусской книжности. М., 2000.
14. Лавров А.С. Колдовство и религия в России. М., 2000.
15. Неретина С.С. Слово и текст в средневековой культуре. История, миф, загадка. М., 1994.
16. Никитина С.Е. Устная народная культура и языковое сознание. М., 1993.
17. Очерки истории культуры славян. М., 1996
18. Петрухин В.Я. Древняя Русь: Народ. Князья. Религия. // Из истории русской культуры. Т. 1 (Древняя Русь). М., 2000
19. Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988 - 1237 гг.). Изд. 2-е, испр. и доп. СПб., 1996.
20. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997.
21. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т.1. Первый век христианства на Руси. М., 1995.
22. Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян. Лингвистические исследования. М., 1991.
23. Уханова Е.В. У истоков славянской письменности. – М., 1998.
24. Флоря Б.Н. Славянская письменность и европейская культура раннего средневековья // Славянская культура и мировой культурный процесс. М., 1985.
25. Цуркан Р.К. Славянский перевод Библии: Происхождение, история текста и важнейшие издания. СПб., 2001.
26. Юдин А.В. Русская народная духовная культура. М., 1999.
Источники
1. Житие Константина // Сказание о начале славянской письменности. М., 1981. С. 71 – 92.
2. Житие Мефодия // Сказание о начале славянской письменности. М., 1981. С. 93 – 101.
3. Иларион Киевский. Слово о законе и благодати // Молдован А.М. Слово и законе и благодати Илариона. Киев, 1984 (любое другое издание)
4. Повесть временных лет / Под ред В.П. Адриановой-Перетц. М.; Л., 1950.
К теме 2
Исследования
1. Агапкина Т.А. Этнографические связи календарных песен: Встреча весны в обрядах и фольклоре восточных славян. М., 2000.
2. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914.
3. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб., 1993.
4. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.
5. Васильев М.А. Язычество восточных славян накануне крещения Руси. М., 1999.
6. Виноградова Л.Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян: Генезис и типология колядования. М., 1982.
7. Виноградова Л.Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. М., 2000.
8. Время и календарь в традиционной культуре. СПб., 1999.
9. Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т.1, 2. М., 2000.
10. Геннеп А. ван. Обряды перехода: Систематическое изучение обрядов. М., 1999.
11. Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991.
12. Гуревич А.Я. Средневековый мир: Культура безмолвствующего большинства. М., 1990.
13. Древняя Русь: Пересечение традиций. М., 1997.
14. Живов В.М. Двоеверие и особый характер русской культуры // Philologia Slavica. К 70-летию академика Н.М. Толстого. М., 1993.
15. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991.
16. Зеленин Д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественной смертью и русалки. М., 1995.
17. Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1917-1934. М., 1999.
18. Зелинский А.Н. Конструктивные принципы древнерусского календаря // Контекст. 1978. М., 1978. С. 62-135.
19. Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974.
20. Идеологические представления древнерусского общества. М., 1980.
21. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: Исторические корни и развитие обычаев. М., 1983.
22. Календарь в культуре народов мира. М., 1993.
23. Калинский И.П. Церковно-народный месяцеслов на Руси. М., 1990.
24. Карсавин Л.П. Символизм мышления и идея миропорядка в средние века // Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М., 1992.
25. Колесникова В.С. Русские православные праздники. М., 1995.
26. Концепт движения в языке и культуре. М., 1996.
27. Круглый год: Русский земледельческий календарь / Сост. А.Ф. Некрылова. М., 1989.
28. Лавров А.С. Колдовство и религия в России. 1700-1740 гг. М., 2000.
29. Левкиевская Е.Е. Низшая мифология славян // Очерки истории культуры славян. М., 1996.
30. Левкиевская Е.Е. Славянские представления о способах коммуникации между "тем" и этим светом // Концепт движения в языке и культуре. М., 1996.
31. Левкиевская Е.Е. Славянский оберег. Семантика и структура. М., 2002.
32. Лобкова Г.В. Древности Псковской Земли: Жатвенная обрядность. СПб., 2000.
33. Макаренко А. Сибирский народный календарь. Новосибирск, 1993.
34. Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. Т. 1-2. М., 1991-1993.
35. Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1998.
36. Малицкий Н. В. Древнерусские культы сельскохозяйственных святых по памятникам искусства // “Известия Государственной академии истории материальной культуры”, 1932, т. 2, вып. 10.
37. Мир звучащий и молчащий: Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. М., 1999.
38. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. М., 2002.
39. Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки. М., 1974.
40. От Бытия к Исходу. Отражение библейских сюжетов в славянской и еврейской народной культуре. М., 1998.
41. Очерки истории культуры славян. М., 1996.
42. Панченко А.А. Исследования в области народного православия: Деревенские святыни Северо-Запада России. СПб., 1998.
43. Пашина О.А. Календарно-песенный цикл у восточных славян М., 1998.
44. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975.
45. Попович М.В. Мировоззрение древних славян. Киев, 1985.
46. Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре. М., 2000.
47. Потебня А.А. Слово и миф. М., 1989.
48. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.
49. Пропп В.Я. Поэтика фольклора. (Собрание трудов В.Я.Проппа). М., 1998.
50. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Л., 1963.
51. Пропп В.Я. Специфика фольклора. Избр. статьи. М., 1976.
52. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994.
53. Рапов О. М. Русская церковь в IX- первой трети ХII в. Принятие христианства. 2-е изд. М., 1998.
54. Рыбаков Б.А. О двух культурах русского феодализма // Ленинские идеи в изучении истории первобытного общества, рабовладения и феодализма: Сборник статей. М., 1970.
55. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.
56. Сахаров И.П. Сказания русского народа. Русское народное чернокнижие. Русские народные игры, загадки, присловья и притчи. Народный дневник. Праздники и обычаи. М., 1989.
57. Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. М., 1979.
58. Страхов А.Б. Становление "двоеверия" на Руси. Thessaloniki, 1987. (Offprint from "Cyrillomethodianum", ХI. S. 33-44).
59. Толстая С.М. К соотношению христианского и народного календаря у славян // Языки культуры и проблемы переводимости. М., 1987.
60. Толстая С.М. Терминология обрядов и верований как источник реконструкции древней духовной культуры // Славянский и балканский фольклор. Москва, 1989.
61. Толстой Н.И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995.
62. Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983.
63. Федотов Г. Стихи духовные: Русская народная вера по духовным стихам. М., 1991.
64. Чернецов А.В. Двоеверие: мираж или реальность? // Живая старина. 1994. № 4.
65. Чичеров В.И. Зимний период русского народного земледельческого календаря ХVI-ХIХ веков. М., 1957.
66. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М., 1987.
67. Юдин А.В. Русская народная духовная культура. М., 1999.
Источники:
1. Апокрифы Древней Руси: Тексты и исследования. М., 1997.
2. Владимиров П.В. Поучения против древнерусского язчества и народных суеверий // Памятники древнерусской учительной литературы. СПб., 1897. Вып. 3.
3. Ермолов А. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах. СПб., 1901 – 1905. Т. I – IV.
4. Поэзия крестьянских праздников. Л., 1970
5. Правило о верующих в гады и звери // Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т. 2. М., 2000. С. 99 – 101.
6. Пролог XV в. // Православный собеседник. Т. XI. 1810.
7. Русская народная поэзия. Обрядовая поэзия. Л., 1984.
8. Слово о твари и о дни, рекомом неделя // Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т. 2. М., 2000. С. 76 – 83.
9. Слово об идолах // Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т. 2. М., 2000. С. 17 – 35.
10. Стоглав. Глава 92. Ответ о игрищах еллинскаго бесованиа // Емченко Е.Б. Стоглав. Исследование и текст. М., 2000.
К теме 3
Исследования
1. Алленов М.М., Евангулова О.С., Лифшиц Л.И. Русское искусство X-начала XX века М 1989.
2. Алпатов М. В. Всеобщая история искусств: Русское искусство с древнейших времен до начала XVIII века // Всеобщая история искусств. М., 1955. Т. 3.
3. Арциховский А.В. Древнерусские миниатюры как исторический источник. М., 1944
4. Афиногенов Д.Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784 – 847). М., 1997.
5. Бугославский Г.К. Замечательный памятник древней Смоленской письменности и имеющийся в нем рисунок символико-политического содержания // Древности. Труды Московского Археологического общества. М., 1906. Т.21. Вып.1. С.77-88.
6. Буланин Д.М. Античные традиции в древнерусской литературе XI-XVI вв. Munchen, 1993.
7. Буслаев Ф.И. Древнерусская литература и православное искусство. СПб., 2001.
8. Буслаев Ф.И. О литературе. Исследования. Статьи. М., 1990.
9. Бычков В. В. Русская средневековая эстетика XI-XVII века. М., 1992.
10. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры. Т. 1. Раннее христианство. Византия. М. – СПб., 1999.
11. Бычков В.В. Aesthetica Patrum. Эстетика отцов церкви. Т.1. М.,1995.
12. Бычков В.В. Образ как категория византийской эстетики // Византийский временник. М., 1973.
13. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI-XVII века. М., 1992.
14. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993.
15. Верещагин Е. М., Костомаров Л. Г. В поисках новых путей развития лингвострановедения: концепция рече-поведенческих тактик. М., 1999
16. Верещагин Е.М. История возникновения древнего общеславянского литературного языка. Переводческая деятельности Кирилла и Мефодия и их учеников. М., 1997.
17. Верещагин Е.М. Церковнославянская книжность на Руси. М., 2001.
18. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., Вып. 1., 1987; Вып. 2, 1989.
19. Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. Л., 1987.
20. Еремин И.П. Литература древней Руси: Этюды и характеристики. М.;Л., 1968.
21. Замалеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси. Л., 1987.
22. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. М., 1990.
23. Кирпичников А.И. Взаимодействие иконописи и словесности народной и книжной // Труды VIII Археологического съезда в Москве 1890 г. М., 1895. Т. II.
24. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1996.
25. Клибанов А.И. Реформационные движения в России в XIV - первой половине XVI веке. М., 1960.
26. Литургия, архитектура искусство византийского мира / Под ред. К.К. Акентьева. СПб., 1995.
27. Лукин П.Е. Письмена и православие. М., 2001.
28. Мир звучащий и молчащий. Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. М., 1999.
29. Покровский Н.В. Очерки памятников христианского искусства. СПб., 2000.
30. Попов А. Влияние церковного учения на миросозерцание русского народа и в частности на народную словесность в древний допетровский период. Казань, 1883.
31. Попов Г.В. Декорация фасадов Дмитриевского собора на рубеже XII-XIII вв. // Дмитриевский собор во Владимире. К 800-летию памятника. М., 1997
32. Раушенбах Б.В. Иконография как средство передачи философских представлений // Проблемы изучения культурного наследия/ Отв. ред. Г.В. Степанов. М., 1985.
33. Робинсон А.Н. Литература Древней Руси в литературном процессе средневековья (XI-XIII вв.). Очерки литературно-исторической типологии. М., 1980.
34. Свирин А.Н. Древнерусская миниатюра. М., 1950.
35. Стаф И.К. Печатный текст и народная культура: исследования Роже Шартье // Arbor mundi. № 1. 1992.
36. Уваров А.С. Христианская символика. Ч. 1. М. – СПб., 2001.
37. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. М., 1989.
38. Черный В. Д. Искусство средневековой Руси. М., 1997.
39. Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996.
Источники
1. Памятники литературы Древней Руси. Сост. и общ. ред. Л. А. Дмитриева, Д. С. Лихачева. Вып. 1-12. М., 1978-1994.
2. Златоструй. Древняя Русь X-XIII веков. М., 1990.
К теме 4
Исследования:
1. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983.
2. Бородин О.Р., Гуова С.Н. История географической мысли в Византии. СПб., 2000.
3. Бычко А.К. Народная мудрость Руси. Анализ философа. Киев, 1988
4. Гольд Дж. Психология и география. Основы поведенческой географии. Пер. с англ. М., 1990
5. Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997.
6. Демин А.С. О художественности древнерусской литературы. М., 1998.
7. Денисова И.М. Вопросы изучения культа священного дерева у русских. М., 1995.
8. Древняя Русь. Город. Замок. Село. М., 1985.
9. Еремина В.И. Ритуал и фольклор. Л., 1991.
10. Журавель Р.Д. «Мать-пустыня» (к проблеме изучения народно-христианских традиций в культуре старообрядчества) // Проблемы истории, русской книжности, культуры и общественного сознания. Новосибирск, 2000.
11. Журавлев А.Ф. Домашний скот в поверьях и магии восточных славян. Этнографические и этнолингвистические очерки. М., 1994.
12. Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России. М., 1977.
13. Кузнецова В.С. Дуалистические легенды о сотворении мира в восточнославянской фольклорной традиции. Новосибирск, 1998.
14. Мейендорф И. О литургическом восприятии пространства и времени // Литургия, архитектура и искусство византийского мира. СПб., 1995. С.1-10
15. Никитина С.Е. Келья в три окошечка (о пространстве в русском духовном стихе) // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
16. Подосинов А.В. Символы четырех евангелистов: их происхождение и значение. М., 2000.
17. Постовалова В.И. Начало и конец в православном миросозерцании // Логический анализ языка. Семантика начала и конца / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова. М., 2002.
18. Средневековый бестиарий / Коммент. К. Муратовой. М., 1984.
19. Страхов А. Б. О пространственном аспекте славянской концепции небытия // Этнолингвистика текста: Символика малых форм фольклора. М., 1988.
20. Успенский Б.А. Борис и Глеб: Восприятие истории в Древней Руси. М., 2000.
21. Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVII - XIX вв. М., 1967.
22. Щепанская Т.Б. Кризисная сеть (традиции духовного освоения пространства) // Русский Север. К проблеме локальных групп. СПб., 1995.
23. Щепанская Т.Б. Культура дороги на Русском Севере. Странник// Русский Север. Ареалы и культурные традиции. СПб., 1999.
24. Юрченко А.Г.Александрийский физиолог. СПб., 2001.
Источники
1. Афанасий Холмогорский. Шестоднев // Панич Т.В. «Шестоднев» Афанасия Холмогорского // Христианство и церковь в России феодального периода. Новосибирск, 1989. С. 136-193.
2. Вечное солнце. Русская социальная утопия и научная фантастика (вторая половина XIX века - начало XX века) / Сост. и ком. С.Калмыков. М., 1979
3. Изборник Святослава 1073 г. Факсимильное издание. М., 1983.
4. Иларион Киевский. Слово о законе и благодати // Молдован А.М. Слово и законе и благодати Илариона. Киев, 1984 (любое другое издание)
5. Сказание о Борисе и Глебе / Подгот. текста, пер. и ком. Л.А. Дмитриева // Памятники литературы Древней Руси. XI – нач. XII в. М., 1978. С. 278 – 303, 451 – 456.
6. Сказания о рае // Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Г.Кушелевым-Безбородко. СПб., Вып.3. С.135-142.
7. Откровенные рассказы странника духовному отце своему. YMCA-PRESS, 1989.
8. Бессонов П. А. Калики перехожие. Сборник стихов и исследований. Вып. 1-6. М., 1861-1864.
9. Снесаревский П.В. Источники по изучению семейных отношений, любви и брака в русском обществе XI – XV вв. // Источниковедение и историографические аспекты русской культуры: Сб. Ст. М., 1984. С. 5 – 26
10. Физиолог/ Изд. Подгот. Е.И. Ванеева. СПб., 1996.
11. Хождение Агапия в рай // Успенский сборник XII - XIII вв./ Изд. подгот. О.А.Князевская, В.Г.Демьянов, М.В.Ляпон. М., 1971.
12. Хождение Зосимы к рахманам // Памятники отреченной русской литературы / Собр. и изданы Н.Тихонравовым. М., 1863. Т.2. С. 78-92.
13. Хождение игумена Даниила / Подг. текста, перевод и комм. Г. М. Прохорова // Памятники литературы Древней Руси. XII век.—М., 1978.—С 24—115, 627— 645.
14. Прокофьев Н. И. Хождение Игнатия Смольнянина // Литература Древней Руси: Сб. научных статей.—М„ 1978.—Вып. 2.— С 123—149.
15. “Хождение” Стефана Новгородца / Подг. текста, перевод и комм. Л. А. Дмитриева // Памятники литературы Древней Руси: XIV — середина XV века.— М., 1981.—С 28—41, 529—531.
16. Книга хожений. Записки русских путешественников XI—XV вв. / Сост., подг. текста, перевод, вступит. ст. и комм. Н. И. Прокофьева.— М., 1984.
17. Записки русских путешественников XVI—XVII вв. / Сост., подг. текстов, комм. Н. И. Прокофьева, и Т. И. Алехиной.— М., 1988.
18. Чистов К.В. Легенда о Беловодье //Вопросы литературы и народного творчества / Труды Карельского филиала АН СССР. Вып.33. Петрозаводск, 1962.С 116 – 181.
19. Седельников А.Д. Мотив о рае в русском средневековом прении // Byzantinoslavica, 1937-1938. Roc. VII. С.170-171
20. Сказание о Вавилонском царстве // Памятники литературы Древней Руси.: втор. пол. XV в. М., 1982. С. 182-186.
21. Комарович В. Л. Китежская легенда. Опыт изучения местных легенд... М.—Л., 1936.
К теме 5
Исследования
1. Адрианова-Перетц В.П. Человек в учительной литературе Древней Руси // Труды отдела древнерусской литературы. Т.27. Л., 1972.
2. Алмазов А.И. К истории византийской отреченной письменности. Апорифические молитвы, заклинания и заговоры. Одесса, 1901.
3. Алмазов А.И. Тайная исповедь в православной восточной церкви. В 3-х томах. Одесса, 1894;
4. Алмазов А.И.: Канонарий монаха Иоанна //Записки Императорского Новороссийского Университета. 1907, т. 109.
5. Назаренко Ю.А. Феномен человека в славянской народной культуре: голова // Кунсткамера. Этнографические тетради. СПб., 1995. Вып. 8-9.
6. Мосс М. Техники тела // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М., 1996.
7. Быховская И.М. Homo somatikos: аксиология человеческого тела. М., 2000.
8. Богданов К.А. Чиханье: явление, суеверие, этикет // Антропология религиозности. СПб., 1998.
9. Мазалова Н.Е. Народная медицина локальных групп Русского Севера // Русский Север. СПб., 1995.
10. "А се грехи злые, смертные..." Любовь, эротика и сексуальная этика и в доиндустриальной России. М., 1999.
11. Бенешевич В.Н. Синагога в 50 титулов и другие юридические сборники Иоанна Схоластика. СПб., 1914.
12. Богоявленский Н.А. Древнерусское врачевание в XI-XVII вв. Источники для изучения истории русской медицины. М., 1960.
13. Богоявленский Н.А. Медицина у первоселов русского севера. Л., 1966.
14. Богоявленский Н.А. Отечественная медицина и физиология в далеком прошлом. (Развитие анатомо-физиологических представлений от истоков до второй трети ХУШ в.). Л., 1970.
15. Вышеславцев Б.П. Сердце в христианской и индийской мистике. Париж, 1929. Перепечатано: Вопросы философии. М., 1990, №4. С.62-87.
16. Горчаков М.И. К истории епитимиийных номоканонов (пенитенциалов) православной церкви. СПб., 1874.
17. Дмитриевский А. Богослужение в русской церкви в XVI в. Казань, 1884.
18. Елеонская Е.Н. Сказка, заговор и колдовство в России. М., 1994.
19. Замалеев А.Ф. Человек в мировоззрении русского средневековья // Замалеев А.Ф. Лепты. Исследования по русской философии. Сборник СПб., 1996. 27-39.
20. Заозерский Н.А., Хаханов А.С. Номоканон Иоанна Постника в его редакциях: грузинской, греческой и славянской. М., 1902.
21. Илюшечкин В.Н. Античная физиогномика // Человек и общество в античном мире / Отв. ред. Л.П.Маринович. М., 1998. С.441-465.
22. Ирецкий А. Н., Рукавцова О. М., Псалтопулу Д. Исповедь церковная и литературная. Нравственно-педагогический опыт российского общества // Опыт религиозной жизни и ценности культуры. СПб., 1994.
23. Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Заговор / Отв. ред. Вяч. Вс. Иванов, Т. Н. Свешникова. Москва, 1993.
24. Катанский А.Л. Догматическое учение о семи церковных таинствах. СПб., 1877.
25. Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. (Вступ. ст. А.И. Сидорова. М., 1996 (Репринт. изд.: Париж, 1950).
26. Кляус В.Л. Указатель сюжетов и сюжетных ситуаций заговорных текстов восточных и южных славян. М., 1997.
27. Мнимые следы католического влияния в древнейших памятниках юго-славянского и русского церковного права // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1891. Т. 2, стр. 726-740.
28. Нахов И.М. Физиогномика как отражение способа типизации в античной литературе // Вопросы классической филологии. 1987. IX.
29. Новомбергский Н. Черты врачебной практики в Московской Руси. (Культурно-исторический очерк). СПб., 1904.
30. Отреченное чтение в России XVII – XVIII вв. М., 2002.
31. Павлов А.С. Номоканон при Большом Требнике. Одесса, 1872.
32. Пихоя Р.Г. Церковь в Древней Руси: Древнерусское покаянное право как исторический источник. Автореферат диссертации. Свердловск, 1974;
33. Познанский Н. Заговоры. Опыт исследования происхождения и развития заговорных формул. Пг., 1917
34. Познанский Н. Ф. Заговоры. Опыт исследования происхождения и развития заговорных формул. Пг., 1917.
35. Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. М., 1989;
36. Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X - начало XIXв.). М., 1997.
37. Рабинович В. Л. Человек в исповедальном жанре. М., 1991.
38. Рихтер В. История медицины в России. Ч.1. М., 1814.
39. Русское колдовство, ведовство, знахарство. СПб., 1994.
40. Секс и эротика в русской традиционной культуре. М., 1996.
41. Смирнов С. Духовный отец в древней восточной церкви. История духовничества на Востоке. Ч. 1. период вселенских соборов. Сергиев Посад, 1906.
42. Смирнов С. Покаяние земле // Смирнов С. Древнерусский духовник. М., 1913. С. 255 – 283.
43. Смирнов С.И. Бабы богомерзкие // Сборник статей, посвященных В.О. Ключевскому. М., 1909. С. 217 - 243;
44. Смирнов С.И. Древнерусский духовник. Сергиев Посад, 1899 (М., 1913).
45. Смирнов С.И. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины. М., 1913.
46. Соколов М.В. Очерки истории психологических воззрений в России в XI - XVIII вв. М., 1963.
47. Суворов Н.С. К вопросу о западном влиянии на древнерусское право. Ярославль, 1893,
48. Суворов Н.С. Вероятный состав древнейшего исповедного и покаянного устава в восточной Церкви // Византийский временник. 1901. Т. 8. № 3 - 4. С. 357 – 434.
49. Суворов Н.С. Вероятный состав древнейшего исповедного и покаянного устава в восточной Церкви. СПб., 1902.
50. Суворов Н.С. К вопросу о тайной исповеди и о духовниках в Восточной церкви. 2 изд. М., 1906.
51. Суворов Н.С. О церковных наказаниях. СПб., 1876.
52. Суворов Н.С. Объем дисциплинарного суда и юрисдикция церкви в период вселенских соборов. Ярославль, 1884.
53. Суворов Н.С. Следы западнокатолического церковного права в памятниках древнего русского права. Ярославль, 1888.
54. Толстая С.М. Славянские мифологические представления о душе // Славянский и балканский фольклор. Народная демонология. М., 2000. С. 59 – 95.
55. Толстой Н.И. Покаяние земле // Русская речь. 1988. № 5. С. 132 – 139.
56. Флоря Б.Н. Исповедные формулы о взаимоотношениях церкви и государства в России XVI – XVII вв. // Одиссей. Человек в истории. 1992. Историк и время. М., 1994. С. 204 – 214.
57. Хвостова К.В. Византинизм «оправдание жизни» (проблемы византийской цивилизации) // Византийский временник. Т.55. Ч.2. М., 1998.
58. Чумакова Т.В. “В человеческом жительстве мнози образы зрятся”. Образ человека в культуре Древней Руси. СПб., 2001.
Источники
1. Анастасия Синаита о различных способах спасения души и покаяния // Суворов Н. К вопросу о тайной исповеди и о духовниках в восточной церкви. Ярославль, 1886. С. 80 – 83.
2. Апокрифические фрагменты о составах человеческого тела // Мильков В.В. Древнерусские апокрифы. СПБ., 1999. С. 440-449.
3. Византийский медицинский трактат XI – XIV вв. / Пер. с древнегреч., вст. Ст., коммент, указат. Г.Г. Литаврина. СПб., 1997.
4. Виноградов Н. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. (по старинным рукописям и современным записям). СПб., 1907 – 1909. Вып. 1-2.
5. Вопросы и ответы о разных случаях пастырской практики // Памятники древнерусского канонического права. СПб., 1880. Ч. 1. Стб. 859 – 861.
6. Вопросы Кирика, Саввы и Илии с ответами Нифонта, епископа новгородского, и других иерархических лиц // Памятники древнерусского канонического права. СПб., 1880. Ч. 1. Стб. 21 – 62.
7. Галиново на Ипократа// Мильков В.В. Древнерусские апокрифы. СПБ., 1999. С. 455 - 460.
8. Заветы двенадцати патриархов // Тихонравов Н. Памятники отреченной русской литературы. Т.1.М., 1863; Заветы двенадцати патриархов Порфирьев И.Я. // Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки // СОРЯС. Т.17. СПб., 1877.
9. Змеев Л.Ф. Русские врачебники. Исследования в области нашей древней врачебной письменности. СПб., 1896.
10. Из «притч» и «слов» Кирилла Туровского / И.П.Еремин. Литературное наследие Кирилла Туровского // ТОДРЛ. Т.XIII. М.-Л., 1957.
11. Иоанна Мниха чада послушания // Суворов Н.С. Вероятный состав древнейшего исповедного и покаянного устава в восточной Церкви // Византийский временник. 1901. Т. 8. № 3 - 4. С. 415 – 434.
12. Канонические ответы митрополита Иоанна II // Памятники древнерусского канонического права. СПб., 1880. Ч. 1. Стб. 1- 20.
13. Лахтин М.Ю. Старинные памятники медицинской письменности.// Записки Московского Археологического института. Т. XVII. М., 1912.
14. Наставление духовнику о принятии кающихся // Памятники древнерусского канонического права. СПб., 1880. Ч. 1. Стб. 835 – 855.
15. Немесий Эмесский. О природе человека. М., 1996.
16. Номоканон // Павлов А.С. Номоканон при Большом Требнике. Одесса, 1872. С. 37 – 229.
17. Номоканон Иоанна Постника // Заозерский Н.А., Хаханов А.С. Номоканон Иоанна Постника в его редакциях: грузинской, греческой и славянской. М., 1902. С. 1- 95.
18. Послание Иоанна Дамаскина // Суворов Н. К вопросу о тайной исповеди и о духовниках в восточной церкви. Ярославль, 1886. С.58 – 65.
19. Послание Нила черноризца к пресвитеру Хираклию // Суворов Н. К вопросу о тайной исповеди и о духовниках в восточной церкви. Ярославль, 1886. С. 48 – 49.
20. Послание черноризца Якова ко князю Дмитрию Борисовичу // Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси. Исследования, тексты, переводы. СПб., 1992. С. 199 – 206.
21. Поучение владыки Иоанна // Павлов А.С. Неизданный памятник русского церковного права XII века // Журнал Министерства Народного Просвещения. Ч. 271. 1890. Октябрь. С. 285 – 300.
22. Поучение духовника исповедающимся // Памятники древнерусского канонического права. СПб., 1880. Ч. 1. Стб. 119 – 126.
23. Поучение Ефрема Сирина о покаянии // Суворов Н. К вопросу о тайной исповеди и о духовниках в восточной церкви. Ярославль, 1886. С. 76 – 78.
24. Поучение митрополита Петра духовенству // Памятники древнерусского канонического права. СПб., 1880. Ч. 1. Стб. 159 – 164.
25. Рассуждение Петра Хартофилакса об исповеди // Суворов Н. К вопросу о тайной исповеди и о духовниках в восточной церкви. Ярославль, 1886. С. 56.
26. Русские заговоры / Сост., пред. И примеч. Н.И. Савушкиной. М., 1993.
27. Сказание о сотворении Адама и Евы // Порфирьев И.Я. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки // Сборник отделения русского языка и словесности Императорской АН (СОРЯС) . Т.17. СПб., 1877. С.245-246.
28. Соболев А.Н Обряд прощания с землей перед исповедью, заговоры и духовные стихи. Владимир, 1914.
29. Сперанский М. Н. Из истории отреченних книг. II. Трепетники. (ПДПИ, вьш. 131). СПб., 1899, с. 1—16.
30. Сперанский М.Н. Аристотелевы врата, или Тайная тайных// Памятники древней письменности и искусства. СПб.,1908. Вып.171.
31. Торэн М.Д. Русская народная медицина и психотерапия. СПб., 1996.
32. Книга глаголемая "Прохладный вертоград / Сост., предисл., вступ. ст., переводы, коммент. Т.А. Исаченко. М., 1997.
К теме 6
Исследования:
1. Баак Й. ван. Дом как утопия в русской литературе // Русские утопии. Альманах / Сост. В.Е.Багно. СПб., 1995. С.136-153.
2. Бернштам Т.А. Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян: Учение и опыт Церкви в народном христианстве. СПб., 2000.
3. Велецкая Н.Н. Языческие представления о смерти у славян // Македонски фольклор. Le Folklore Macedonien. Година VII. Anee Бroj. Num. 14. Ckopje, 1974.
4. Виноградов Г.С. Смерть и загробная жизнь в воззрениях русского старожилого населения Сибири. Иркутск, 1923.
5. Древнерусская литература. Изображение природы и человека. / Отв.ред. А.С.Демин.М., 1995.
6. Еремина В.И. Ритуал и фольклор. Л., 1991.
7. Зеньковский В.В. Проблема воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993; М., 1996.
8. Исследования в области балто-славянской народной культуры. Погребальный обряд. М., 1990.
9. Криничная Н.А. Дом, его облик и душа: К вопросу о тождестве символов в мифологической прозе и народном искусстве. Петрозаводск, 1992.
10. Левина Е. Секс и общество в мире православных славян // "А се грехи злые, смертные..." Любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России. М., 1999. С. 239-491.
11. Менталитет и культура предпринимателей России XVI – XIX вв. М., 1996.
12. Методика и методология современных историко-антропологических и социокультурных исследований. М., 1998.
13. Науменко Г.М. Этнография детства. М., 1998.
14. Невская Л.Г. Концепт «печь» в балто-славянской мифопоэтической традиции // Язык. Африка. Фульбе. Сб.научн.статей в честь А.И. Коваль. СПб., 1998.
15. Носова Г.А. Традиционные обряды русских: крестины, похороны, поминки. М., 1993.
16. Петренко В.П. Погребальный обряд населения Северной Руси VIII-X вв. СПб., 1994.
17. Покровский А.И. Гражданский и церковный браки древних христиан. Сергие Посад, 1915.
18. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. Историко-бытовые очерки XI-XIII вв. Изд.2-е. Л., 1966.
19. Символический язык традиционной культуры: Балканские чтения II. М., 1993.
20. Смерть как феномен культуры. Сб.ст. Сыктывкар, 1994.
21. Снесаревский П.В. Источники по изучению семейных отношений, любви и брака в русском обществе XI – XV вв. // Источниковедение и историографические аспекты русской культуры: Сб. Ст. М., 1984. С. 5 – 26
22. Соболев А.И. Загробный мир по древнерусским представлениям (Литературно-исторический опыт исследования древнерусского народного миросозерцания). Сергиев Посад, 1913.
23. Сюзюмов М.Я. О понятии «трудящийся» в Византии // Византийский временник. 1972. Т.3
24. Трубачев О.Н. История славянских терминов родства и некоторых древнейших терминов общественного строя. М., 1959.
25. Трубачев О.Н. Ремесленная терминология в славянских языках (этимология и опыт групповой реконструкции). М., 1966.
26. Урысон Е.А. Фундаментальные способности человека и наивная «анатомия» // Вопросы языкознания, 1995, .№ 3.
27. Хвостова К.В. Сакральный смысл наименования некоторых византийских социально-экономических институтов. К вопросу о роли богословия в формировании социально-экономических институтов Византии // Византийский временник. Т. 59 (84). М., 2000.
28. Цивьян Т.В. Дом в фольклорной модели мира (на материале балканских загадок) // Труды по знаковым системам. 10. Тарту, 1978.
29. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991.
30. Юдин А. В. Ономастикон русских заговоров. Имена собственные в русском магическом фольклоре. Москва, 1997.
31. Ястребицкая А.Л. Ценностное восприятие труда и трудовой практики в Средние века и раннее Новое время // Культура и общество в Средние века и раннее Новое время.
Источники
1. Ровинский Д.А. Русские народные картинки. СПб., 1881. Кн. 1 – 5.
2. Похоронно-поминальные обычаи и обряды. М., 1993.
3. Причитания / Вступ. ст. и примеч. К.В. Чистова. Л., 1960.
4. Сказки и песни Белозерского края. Сборник Б. и Ю. Соколовых. Кн. 2. СПб., 1999.
5. Домострой./ Подг. текста В.В.Колесов, В.В.Рождественская. СПб., 1994..
6. Дмитриева Р.П. Повести о споре жизни и смерти. М.; Л., 1964.
7. Слово Св.Иоанна Златоустаго о глаголющих яко немощно спастися живущим в миру // Памятники древне-русской церковно-учительной литературы. Вып.3 / Под ред. проф. А.И.Пономарева. СПб., 1897. С.45-46.
8. Повесть об Ульянии Осорьиной // Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Книга первая. М., 1988.
К теме 7
Исследования
1. Flier M. The Semiotic Interpretation of the Golden Hall in Moscow Kremlin //Русское искусство позднего средневековья. XVI в. СПб., 2000.
2. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1994.
3. Вальденберг В.Е. Древнерусские учения о пределах царской власти. Очерки русской политической литературы от Владимира Святого до конца XVII в. Пг.,1916.
4. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Изд. 7. Киев, 1915
5. Гаряев Р.М. Проектировался ли русский средневековый город // Российский ежегодник. М., 1989. Вып. 1 (33)
6. Гуляев A.M. Русское гражданское право. СПб., 1912.
7. Данилевский И.Н. Мог ли Киев быть Новым Иерусалимом // Одиссей. 1998. М., 1999.
8. Дмитриева Р. П. Повесть о Петре и Февронии. Л., 1979.
9. Древнерусская литература. Изображение общества. М., 1991.
10. Дьяконов М.А. Власть московских государей. Очерки из истории политических идей древней Руси до конца XVI в. СПб., 1889.
11. Загоскин Н.П. Наука истории русского права. Ее вспомогательные знания, источники и литература. Казань, 1891.
12. Золотухина Н. М. Вопросы права и законности в политическом учении И. С. Пересветова.// Советское государство и право, № 4, 1983
13. Зубов А.Б., Павлова О.И. Религиозные аспекты политической культуры древнего Востока: образ царя.// Религии древнего Востока: Сб.ст. / Отв.ред.Г.М.Бонгард-Левин. М., 1995.
14. Ипатов И.В. «Правосудие митрополичие» // Вспомогательные исторические дисциплины. ХХП. Л., 1991. С.194-201.
15. Кавелин К. Д. Взгляд на юридический опыт древней России. СПб., 1847.
16. Колесов В.В. Мир человека в слове Древней Руси. Л.,1986.
17. Криничная Н.А. Персонажи преданий: становление и эволюция образа. Л., 1988.
18. Кудрявцев О.Ф. Собственность как нравственно-правовая проблема в идеологии христианского средневековья (до Фомы Аквинского) // Культура и общественная мысль: Античность. Средние века. Эпоха Возрождения. М., 1988.
19. Кудрявцев П. Москва - Третий Рим. Историко-градостроительное исследование. М., 1994.
20. Леонтович Ф.И. Старый земской обычай // Труды VI Археологического съезда в Одессе 1884. Том IV. Одесса, 1889.
21. Логический анализ языка. Истина и истинность в культуре и языке. М., 1995.
22. Павлов А.С. Курс церковного права. СПб.. 2002.
23. Плюханова М. Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1995.
24. Покровский Н.В. Толкование образа Софии Премудрости Божией // Христ. Чт. 1891. Ч. 1. Январь – июнь.
25. Попов Ард. Суд и наказание за преступления против веры и нравственности по русскому праву. Казань, 1901.
26. Развитие права и политико-правовой мысли в Московском государстве: Сб.научн.тр. Отв. ред. З.М. Черниловский. М., 1985.
27. Развитие русского права в XV - первой половине XVII в. М., 1986.
28. Сергеевич В. Древности русского права. Т. 1-2. СПб., 1909.
29. Синицына Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции. М., 1998.
30. Соколова И.М. Сказание о дарах Мономаха. Цикл барельефов царского места Успенского собора // Русское искусство позднего средневековья. XVI в. СПб., 2000.
31. Топорова Т.В. Древнегерманские представления о праве и правде // Логический анализ языка. Истина и истинность в культуре и языке. М., 1995.
32. Успенский Б.А. Борис и Глеб: Восприятие истории в Древней Руси. М., 2000.
33. Успенский Б.А. Царь и император. Помазание на царство и семантика монарших титулов. М., 2000.
34. Успенский Б.А. Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление). - М.: Школа «Языки русской культуры», 1998
35. Филиппов А.Н. Учебник истории русского права. Юрьев, 1912.
36. Черепнин Л. В. Земские соборы Русского государства в XVI—XVII вв.— М., 1978,
37. Чубинская В.Г. Икона Симона Ушакова «Богоматерь Владимирская», «Древо московского государства», «Похвала богоматери владимирской». (Опыт историко-культурной интерпретации) // ТОДРЛ. Л., 1985. Т.38.
38. Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. М., 1995.
39. Юшков С.В. Русская Правда. М., 1950.
40. Якушкин Е.И. Заметки о влиянии религиозных верований и предрассудков на народные юридические верования и понятия // Этнографическое обозрение. Кн. 9. Год 3. 1891. № 2. С. 1 – 19.
Источники
1. Карский Е.Ф. Русская Правда по древнейшему списку. Л., 1930.
2. Дмитриева Р. П. Повесть о Петре и Февронии. Л., 1979.
3. Устав великого князя Владимира о церковных судах. Пг., 1915.
4. Послания Ивана Грозного / Подгот. текста Д.С.Лихачева, Я.С.Лурье. Пер. Я.С.Лурье. Ред. В.П.Адрианова-Перетц. М., 1951.
5. Сказание о князьях владимирских // Дмитриева Р.П.. Сказание о князьях владимирских. М.; Л., 1955. С.171 - 213.
6. Повесть временных лет. Изд. 2. СПб., 1999.
7. Истрин В.М. Книгы временыя и образныя Георгия Мниха. Хроника Георгия Амартола в древнем славянорусском переводе. Т. 1. Текст. Пг., 1920; Т. 2. Пг., 1922.
8. Российское законодательство X-XX веков. В 9 тт. Т. 1. М., 1984.
9. Статут Великого княжества Литовского 1529 г. Минск, 1960.
10. Судебники XV - XVI вв. М.-Л., 1952.
11. Владимирский-Буданов М.Ф. Хрестоматия по истории русского права. СПб. - Киев, 1899.
12. Иллюстров И. И. Юридические пословицы русского народа Опыт систематического, по отделам права, собрания юридических пословиц и поговорок русского народа. М., 1885.
13. О житии великого князя Дмитрия Ивановича/ Подгот.текста М.А.Салминой. //Памятники литературы Древней Руси. XIV – середина XV века. М., 1981. С. 214.
4.7.3.
Справочная:
1. Аверинцев С.С. София – Логос. Словарь. Киев, 2001.
2. Белова О.В. Славянский бестиарий: Словарь названий и символики. М., 2000.
3. Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М., 1995.
4. Библейская энциклопедия. В 2-х кн. М.,1991
5. Библейская энциклопедия. М., 1990.
6. Власова М.Н. Русские суеверия: Энциклопедический словарь. СПб., 1998.
7. Восточнославянский фольклор: Словарь научной и народной терминологии. Минск, 1993.
8. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1-4. М., 1980.
9. Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь. М., 1900.
10. Живов В.М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов. М., 1994.
11. Керлот Х.Э. Словарь символов. М., 1994.
12. Кирилло-Методиевска енциклопедия. Т. I – II. София, 1985 – 1995.
13. Кон-Шербок Д., Кон-Шербок Л. Иудаизм и христианство: Словарь. М., 1995
14. Краткий церковно-богослужебный словарь. М., 1997.
15. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
16. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. М.,1991-92
17. Народные знания. Фольклор. Народное искусство. М., 1991 (Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 4).
18. Новая философская энциклопедия. Т, 1-4. М., 2000- 2001.
19. Новичкова Т. А. Русский демонологический словарь. СПб., 1995.
20. Нюстрем Э. Библейский словарь / Пер. со швед. Под ред. И.С. Свенсона. СПб., 1995.
21. Полный православный богословский энциклопедический словарь: В 2-х тт. СПб., [1912].
22. Православная богословская энциклопедия. СП., 1900 – 1916. Т. 1 – 12.
23. Русский демонологический словарь / Сост. Т.А. Новичкова. СПб., 1995.
24. Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого. М., 1995, т. 1 – 2.
25. Словарь древнерусского языка XI – XIV вв. Т. 1- 4. М., 1988 – 1991.
26. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.1 - 2. Л., 1987 - СПб., 1992.
27. Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Т.1-3. СПб., 1893-1903.
28. Философская энциклопедия. Т.1-5. М.,1960-70
29. Философский энциклопедический словарь. М.,1989
30. Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 1 – 3. М., 1995.
31. Энциклопедия "Слова о полку Игореве". СПб., 1995. Т. 1-5.
|