Библиотека > Методические материалы > Учебные курсы по культурологии >
Яковенко И.Г. Программа курса "Менеджмент культуры" (Кафедра теории и истории культуры РГГУ)
Программа курса
для специальности
№ 020600 - Культурология
Автор составитель - И.Г. Яковенко
Программа утверждена на заседании
кафедры истории и теории культуры
протоколом № 12 от 21.09.2000
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Курс лекций по менеджменту культуры России является базовым и
предназначен для студентов V курса
факультета культур и искусств, обучающихся по специальности 020600 -
Культурология. Курс проблемно связан с курсами отечественной истории, истории
культуры, теории и философии культуры, политологии и др. и учитывает специфику
подготовки культурологов в РГГУ.
Предмет курса - культурная политика и менеждмент культуры.
Обучающей целью курса является формирование устойчивой системы
знаний о механизмах культурной политики, принципах и методах управления в сфере
культуры демократического правового государства. Знакомство с общими принципами
менеджмента на базе которого предполагается создание целостного представления об
особенностях менеджмента в сфере культуры .
Прослушивание курса будет способствовать развитию у студентов
навыков работы с нормативными документами, умение ориентироваться в литературе
по менеджменту, создаст представление о стратегии и тактике бизнеса в сфере
культуры.
Профессиональная ориентированность и задачи будущей
деятельности предполагает изучение всего круга проблем связаных с фомированием
культурной политики, государственным управлением процессами в сфере культуры,
принципами эффективной организации и управаления предприятиями в сфере
культуры.
Решение этой задачи предполагает создание системы представлений
о сфере национальных интересов в области культуры: механизмах формирования,
обсуждения и коррекции сложившихся доктрин, политических регулятивах, о
законодательной и исполнительной ветвях культурной политики, международных и
внутрироссийских организациях выступающих в качестве субъектов влияющих на
формирование и реализацию политики в области культуры.
Курс ставит задачи ознакомления студентов с существующими
моделями и концепциями культурной политики. Практикой управления культурой в
современных государствах Европы. Отдельно рассматриваются модели культурной
политики и менеджмента культуры, реализованные в дореволюционной России и СССР.
Специально расматривается цивилизационная и
стадиальная специфика российского общества, требования вытекающие из задачь его
модернизации.
Задача курса - выработать навыки самостоятельного анализа
принципов и моделей культурной политики на базе учета комплекса социологических,
экономических, цивилизационных и других факторов влияющих на формирование этой
политики.
Сформировать навыки работы с нормативными документами (законы и
подзаконные акты).
Указать на основные проблемы в сфере менеджмента культуры.
Дать критерии оценки конкретных решений в области культурной
политики и менеджмента.
Предлагается междисциплинарный, проблемный подход к изучению
курса менеджмента культуры.
Специфика курса - работа в междисциплинарном пространстве.
Обращение к нормативным актам, осмысление практики формирования
и применения права в сфере культуры.
Помещение проблематики культуры в поле экономической
реальности.
Студент ориентируется на проблемное понимание процессов в сфере
управления и менеджмента культуры. При этом он опирается на сумму
общекультурологических, экономических, исторических, политологических,
цивилизационных, социологических знаний и представлений сформированых в ходе
учебного процесса.
Объем курса составляет 34 часа.
Предусмотрена такая форма контроля, как зачет .
ПРОГРАММА КУРСА ЛЕКЦИЙ.
ВВЕДЕНИЕ.
Предмет и задачи курса. Менеджмент культуры как необходимый
элемент профессиональной подготовки. Управление культурой и управление
организацией в сфере культуры.
ТЕМА 1. ФЕНОМЕН КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА.
Возникновение культурной политики. Самоорганизация общества и
организация культурных процессов со стороны государства, диалектика этих
тенденций. Культурная политика как компромис. Существующие модели культурной
политики. Связь моделей культурной политки, политического режима, системы
базовых ценностей общества. Основные субъекты действующие в сфере культуры.
Проблема менеджмента культуры. Общее и особенное в менеджменте культуры.
ТЕМА 2. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ. МЕХАНИЗМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ
Категория национальных интересов, специфика интересов в сфере
культуры.
Рефлексивные процедуры. Очищение сознания от стереотипов и
заблуждений. Понятие законного интереса. Групповой (клановый,
этноконфессиональный, бюрократический и т.д.) интерес как источник извращения
общенационального интереса. Сопоставление концепции интересов с концепциями
интересов других стран, с документами международных организаций (ООН, ЮНЕСКО).
Механизмы и субъекты участвующие в формировании и обсуждении системы
национальных интересов.
ТЕМА 3. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЕТВЬ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ.
Региональный уровень. Общенациональный уровень. Принципы и
механизмы законодательной деятельности в сфере культуры. Анализ практики
законодательной деятельности сложившейся в РФ.
ТЕМА 4. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЕТВЬ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ.
Общенациональный уровень. Региональный уровень. Принципы и
механизмы работы исполнительных органов в сфере культуры. Анализ практики работы
исполнительных органов сложившейся в РФ.
ТЕМА 5. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ.
Лимиты и детерминативы культурной политики. Культурная политика
как разрешение задачи оптимизации. Ресурсная составляющая культурной
деятельности. Абстракция рубля как базовый механизм оценки социальной
эффективности человеческой деятельности. Принципы финансирования культуры.
Финансовая сторона деятельности самостоятельных экономических субъектов в сфере
культуры.
ТЕМА 6. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СФЕРЕ
КУЛЬТУРЫ
.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ СТРУКТУР.
Общество как равноправный участник диалога с государственными
институтами. Зрелость общественного сознания и общественных структур. Нормы и
процедуры взаимодействия государства и общества. Традиции и утверждающаяся
практика. Структура общественных организаций - профессиональные обединения,
союзы производителей и потребителей культурной продукции. Этнические,
конфессиональные, замлячества заявляющие культурную составляющую. Политические
партии и движения.
ТЕМА 7. КУЛЬТУРНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ РФ. БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ, СОГЛАСОВАНИЕ И
УПРАВЛЕНИЕ.
РФ - федеративное государство. Цивилизационная и стадиальная
специфика РФ. Задачи разворачивания культурного процесса вытекающие из специфики
этапа развития российского общества. Региональная специфика РФ. Интересы
субъектов федерации, их специфика. Проблема баланса интересов. Механизмы
согласования.
ТЕМА 8. ФЕНОМЕН МЕНЕДЖМЕНТА.
Проблематика менеджмента. Теория менеджмента - практическая
дисциплина обобщающая практику оптимизации организации и управления. Организация
и управление корпорацией (структура, кадры, процедуры). Организация
взвимодействия с другими субъектами хозяйственной жизни. Переговоры, конфликты,
координация, консультирование. Стратегия корпорации - анализ рынка, презентация
новой продукции, управление изменениями,
корпоративная культура, управление в кризисной ситуации. Анализ, постановка
задачи, принятие решения, управление рабочим процессом, делегирование
полномоций, повышение эффективности.
ТЕМА9. МЕНЕДЖМЕНТ КАК ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ.
Специфика культуры как поля управленческой и хозяйственной
деятельности. Специфика РФ. Особенности работы учреждений культуры - кадры,
традиции, ценности, мотивации.
ТЕМА 10. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В КУЛЬТУРЕ.
Стратегический уровень хозяйственного и организационного
мышления. Связь деятельности корпорации с тендениями развития культуры, идеалами
и ценностями доминирующими в обществе. Развитие культурной ситуации в РФ.
Формулирование стратегии, стратегическое планирование, реализация стретагических
планов.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ИСТОЧНИКИ
1.. Гражданский кодекс
Российской Федерации Ч.1. Профиздат 1995. - 240 с.
2. Концепция развития культуры и искусства РФ. М.: Министерство
культуры РФ, 1996 – 16 с.
3. Основы законодательства Российской Федерации о культуре.
Самара. 1992 .- 34 с.
4. Федеральный закон “О некоммерческих организациях”. М.: Совет
Федерации РФ, 1996. – 5 с.
5. О библиотечном деле. - Федеральный закон.- М.: Совет
Федерации, 1994. –10 с.
6. О государственной поддержке средств массовой информации и
книгоиздания Российской Федерации. - Федеральный закон.-М.: Совет Федерации,
1996. – 30 с.
7. О государственной политике по поддержке отечественной науки,
культуры, образования и предпринимательства//Обозреватель. Спецвыпуск. 1994.
–115 с.
8. О государственной политике в области культуры и туризма.
Доклад Министерства культуры и туризма Правительства РФ. М.: Министерство
культуры РФ, 1992. – 85 с.
9. О национально-культурной автономии. - Федеральный закон. М.:
Совет Федерации, 1996. – 20 с.
10. О некоммерческих организациях. - Федеральный закон. М.:
Совет Федерации, 1996. – 27 с.
11. О федеральной целевой программе “Развитие и сохранение
культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 гг.). “Постановление
Правительства Российской Федерации от 19 июля 1996 г. No715. M. 1996. - 115
с.
ЛИТЕРАТУРА
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Глаголев А.И. Экономические отношения в художественной культуре. Т 1.
Западный опыт. М. : Всесоюзный НИИ искуствознания. 1991. – 253 с.
2. Дискин И.Е. Культура: стратегия социально-экономического развития. М. :
Экономика, 1990. –129 с.
3. Карпухин О.И. Культурная политика и менеждмент. М., 1998. – 174 с.
4. Культурная политика в современном обществе (Сб. научных трудов). М.:
Российский институт искусстознания, 1992. – 271 с.
5. Лихачев Д.С. Декларация в защиту прав культуры. //Российский обозреватель.
1996 /4. – с. 13-14
- Любимцев Ю. Российский федерализм: проблемы и решения. //Экономист.
1995/6. С.11-23.
7. Российская государственность: состояние и перспективы развития. М., 1995.
8. Мордюкова П. Культурная география.//Актуальные проблемы культурной
политики. М.: ГИВЦ Министерства культуры РФ, 1992. 21 с.
9. Сопрыкин В. 90-е годы: тенденции и пртиворечия социокультурного развития.
//Диалог. 1995/7. С.52-60.
10. Сидоров Е.Ю. Российская культура 90-х и ответственность государства.
Аналитическая записка. //Независимая газета . 21.03.97. с.6.
11. Майкл Армстронг . Основы менеджмента. Как стать лучшим рукводителем.
Ростов-на-Дону, 1998. 364 с.
12. Радугин А. Радугин К. Ведение в менеджмент: социология организаий и
управления. Воронеж: Высшая школа предпринимательства. 1995.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури. Основы манеджмента. М.,
“Дело” 1998.
2. Теоретические основания культурной политики (Сб. научных трудовРИК). М.
1993.
3. Флиер А. О новой культурной политике России //Общественные науки и
современность. 1994/5.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ.
1. Что такое менеджмент?
2. Как складывается государственное регулирование сферы культуры?
3. Существующие модели культурной политики.
4. Основные субъекты действующие в сфере культуры.
5. Связь концепций культурной политики и политического режима,
системы базовых ценностей, цивилизационной принадлежности общества и стадии
исторического развития.
6. Общее и особенное в менеджменте культуры.
7. Специфика национальных интересов в сфере культуры.
8. Механизмы и субъекты участвующие в формировании концепции
национальных интересов.
9. Принципы и механизмы формирования законодательства в сфере
культуры.
10. Государственные и муниципальные органы исполнительной
власти в сфере культуры. Структура. Сфера отвественности. Практика.
11. Экономика культуры. Общие принципы.
12.Проблема социальной эффективности институтов и учреждений
культуры. Проблема оценки.
13. Как осуществляется финансирование организаций культуры?
14. Федерализм как культурная проблема.
15. Региональная специфика государства.
16. Цивилизационная специфика России.
17. Проблема баланса интересов.
18. Механизмы согласования интересов.
19. Культура менеждмента и культура бюрократического
управления.
20. На основании чего принимаются управленческие решения?
21. Работа с кадрами: подбор, расстановка, мотивация, контроль,
проблема эффективности, ответственности, энтузеазма, верности фирме.
22. Конфликт - внутри и вовне. Работа в конфликте, преодоление
конфликта, анализ и выводы.
23. Стратегия корпорации.
24. Из чего складывается деятельность руководителя
подразделения или организации?
25. Менеджмент в сфере культуры. В чем его специфика?
26. Специфика организации в сфере культуры - проблемы,
преимущества, социальная ответственность.
27. Традиции деятельности в сфере культуры как исходная
реальность. Положительные и негативные моменты. Как использовать, что и как
преобразовывать?
28. Стратегический уровень менеджмента. Что это такое, что
включает?
29. Развитие культурной ситуации в РФ.
30. Стратегическое планирование. На чем основывается?
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.
ТЕМАТИКА КОЛЛОКВИУМОВ.
- Культурная политика СССР. Теория и практика. Основные этапы. Историческая
обусловленность, преимущества и недостатки советской модели культурной
политики.
- Культурная политика современных западноевропейских обществ.
Обусловленность, преимущества и недостатки, перпективы развития.
- Менеджмент в государственном учреждении.
- Менеджмент в неправительственнойорганизации.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
Тема |
|
кол-во
ауд. часов |
|
|
лекций |
семинарские
занятия |
всего |
1 |
2 |
3 |
4 |
- Вводная лекция. Предмет и задачи курса. Основные понятия. Литература
и источники.
- Феномен культурной политики и менеджмента. Складывание
культурной политики государства. Формирование управленческой культуры.
Менеджмент культуры как современная технология управления.
- Национальные интересы в сфере культуры. Проблемы выявления и
согласования. Механизмы формирования, обсуждения и корректировки
концепции.
- Законодательная ветвь культурной политики. Региональный и
общенациональный уровень. Принципы и механизмы. Анализ практики
законодательства.
- Исполнительная ветвь культурной политики. Общенациональный и
региональный уровень. Принципы и механизмы. Анализ сложившейся практики.
- Экономические аспекты культурной политики. Оптимизация.
Ресурсная составляющая. Принципы финансирования культуры.
- Общественные организации в сфере культуры. Взаимодействие
государственных и общественных структур. Диалог общества и государства.
Нормы и процедуры взаимодействия государственных и общетсвенных
структур. Структура общественных организаций в сфере культуры.
- Культурный федерализм РФ. Баланс интересов. Согласование и
управление. Региональная специфика. Субъекты Федерации, их специфика.
проблема баланса интересов. Механизмы согласования.
- Феномен менеджмента. Организация и управление корпорацией.
Организация взаимодействия с сдругими субъектами хозяйственной жизни.
Стратегия корпорации.
- Менеджмент как теория управления в сфере культуры.
Специфика культуры как поля управленческой и
хозяйственной деятельности. Специфика РФ. Особенности работы учреждений
культуры.
11. Стратегическое управление в культуре. Стратегия
управления и хозяйственной деятельности в сфере культуры. Развитие
культурной ситуации в РФ. Стратегическое планирование в культуре.
|
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
|
6
8 |
2
2
2
2
8
2
10
2
2
2
2 |
Итого |