Библиотека > Методические материалы > Учебные курсы по антропологии >
Березкин Ю.Е. История антропологических учений (Программа курса "Культурная антропология") ( Европейский университет в Санкт-Петербурге)
Содержание курса
I. Введение.
1. Предмет курса, его границы. Антропология и биология, психология, социология, история, семиотика. История представлений о вариативности и изменчивости человечества. Накопление фактов и смена подходов. Изменения представлений о содержании и задачах антропологии уже после ее становления как науки. Доказательства в антропологии. Невозможность создания универсальной теории в антропологии. Неизбежность существования околонаучных и псевдонаучных теорий в рамках антропологической инфраструктуры.
II. Предыстория антропологии.
Сложение литературной и гуманитарной традиции. Кругозор первобытного человека. Первобытный этноцентризм и представления о странных и опасных существах за пределами узкого круга своих. Представления об этнической норме в моно- и поликультурных ареалах. Этноцентризм в ранних цивилизациях. Этническое многообразие как норма. Комплекс этнической неполноценности. Мифологические корни примитивного эволюционизма и стадиализма (Китай, Перу, Мексика, Средиземноморье). Идеи античных ученых о причинах различия народов и об эпохах в развитии человечества. Рецидивы мифологических классификаций в науке XIX-XX вв.
2. Эпоха Возрождения и гуманитарное знание. Антропоцентризм. Великие географические открытия и освоение заморских колоний. Вопрос о составе и границах человеческого рода, спор о преадамитах. Объективные сообщения о народах далеких стран не повлияли на представления об этих народах в Европе. Образ экзотических стран в письменных сообщениях и в изобразительном искусстве. Идеи эволюционируют быстрее, чем складывается картина поликультурного мира. От "первобытных классификаций" к науке. Отделение предмета от его знака. Рене Декарт о приобретенных и врожденных идеях.
Развитие натурализма в Век Просвещения (законы природы и общества одни, человек-животное, человек-машина). Теологичность и идея " естественного права", опирающегося на рассудок. Антропологические идеи Мишеля Монтеня: относительность европейских норм. Что знали о внеевропейских народах ученые конца XVIII в. Французские просветители и шотландские моральные философы. Представления Жан-Жака Руссо и Дени Дидро о "естественном" дикаре и идеи Тюрго, Вольтера, Фергюссена и Кондорсе о прогрессе. Представления о психическом единстве человечества (Джон Локк и Клод Гельвеций) как основа для сравнительного метода. Вопрос о расах - спор полигенистов с моногенистами и отношение к рабству.
3. Идеологи эпохи реставрации: Франсуа Рене да Шатобриан и Жозеф де Местр, отрицание ими единства законов природы, прогресса человечества. Архаические пережитки в науке XIX в.: умозрительность построений, евроцентризм (Конт, Гегель, Маркс), элементы мифологии в гегелевской системе, "умеренный расизм" как идеологическая норма. "Стихийные мысли" Адольфа Бастиана. Материнское право по Иоганну Бахофену и Джону Ф. Мак-Леннану, различение экзогамии и эндогамии. "Первобытные времена" и "Начало цивилизации" Джона Лаббока.
III. Становление и развитие антропологических направлений и школ
4. Позитивизм в антропологии: Огюст Конт, возникновение французской антропологической школы. "Порядок и прогресс". Научное знание социально по природе и объективно наблюдаемо. Общество реально, индивид - абстракция.
Эволюционизм и становление антропологии. Герберт Спенсер и его "Система синтетической философии". Общество как суперорганизм. Борьба за выживание с сохранением наиболее приспособленных. Спенсер и Дарвин, параллельное развитие идей в биологии и антропологии. Влияние Лайеля на Дарвина. Представления Спенсера о наследственности. Попытка создания Спенсером базы данных социальной антропологии. Постепенный прогресс теоретической мысли в последней четверти века.
Антропология Эдварда Тайлора. Сравнительный метод: выявление повторяемости для выведения законов, поиск аналогий повсеместно, отпределение типичного. Метод пережитков для определения преемственности развития. Применение статистики. Автономное развитие отдельных разделов культуры. Тайлор о генезисе религиозных представлений.
5. Становление американской антропологической школы. Льюис Г. Морган как основоположник, полупрофессионал. Впервые теория возникает на основе работы с информаторами. Открытие классификационной системы родства и родового строя. Морган как эволюционист, материалист, диффузионист, расист. Морган и Бахофен. Недооценка Морганом уровня социально-политической сложности ирокезского, ацтекского, гавайского обществ. У Моргана нет идеологии, у Тайлора - экономики и социальных отношений. Первое поколение американских антропологов-профессионалов (Пауэл, Мак-Джи, Бринтон, Отис Мейсон): теоретическая беспомощность, становление научной инфраструктуры.
6. Франц Боас, его естественно-научная и философская подготовка. Создание высокопрофессиональной антропологии. Накопление базы данных по мифологиям индейцев американского северо-запада. Вывод об относительной нефункциональности культурных форм (форма первична, интерпретация вторична). Эволюция Боаса: от поисков универсалий к психологии личности. Партикуляризм. Эмпиризм. Невнимание к данным археологии. Ошибочная интерпретация потлача у квакиутль как следствие позитивистских иллюзий. Боас как физический антрополог и как антирасист.
Эволюционизм Д.Н. Анучина. В.Г. Богораз и В.И. Иохельсон в составе Джезуповской экспедиции.
7. Центральноевропейские школы: романтизм, диффузионизм с элементами эволюционизма, эндемичный расизм. Учение Гердера о национальном духе и немецкие фольклористы и античники (Маннхардт, Гримм, Кун). "Метеорологическая" и "аграрная" интерпретации в мифологии (влияние на Фрэзера и на русскую этнографию). "Антропогеография" Фридриха Ратцеля. География расселения. "Этнографические предметы" и "этнографическое родство". Разделение миграции и культурного воздействия. Идеи географического детерминизма. Негативное мнение Дюркгейма о немецкой науке вообще и о Ратцеле в частности. Открытие Генрихом Шурцем мужских союзов и возрастных классов.
Практическая немецкая этнография рубежа веков (Зелер, Пройс, Гузинде и др.). Культурная морфология Лео Фробениуса. "Кёльнская школа" Фрица Гребнера и Бернгарда Анкермана. "Метод этнологии" Гребнера. Критерии определения родства: критерий формы и критерий количества совпадений. Культурные круги и культурные слои. "Венская школа" Вильгельма Шмидта. Эволюционная разработка культурных кругов для обоснования концепции прамонотеизма (пигмеи в исходной позиции). Кризис центральноевропейской антропологии в период между мировыми войнами и утрата позиций в послевоенный период.
Российская социальная антропология под влиянием немецкой (" метеорологическая" интерпретация, миграционизм). А.Н. Веселовский - критик аллегорических интерпретаций.
8. Роберт Лоуи - последовательный антиматериалист и непоследовательный эволюционист. Лоуи и Мах. Плодотворная критика Моргана. Лоуи и Курт Нимуэндажу.
Олфред Крёбер - харизматический лидер исторической школы, организатор калифорнийского центра исследований. Широта интересов. Несправедливая критика Моргана. "Принципы Крёбера" (результаты деятельности, а не побуждения к ней; общество, а не человек; цивилизация, а не этнос; тенденции, а не законы; условия, а не причины; антибиологизм). Крёбер как исследователь процессов, а не событий. Суперорганическое. Сотрудничество с Телкотом Парсонсом: культура как система значений, отделенная от социальной и материальной основы. "Стиль и цивилизации" и " Конфигурации роста культуры" как примеры успеха и неудачи в творчестве Крёбера.
9. Эдвард Сэпир - языковед, культуролог. Спор с Крёбером (культура и личность). Спор с Радиным (зачем изучать внеевропейские общества). Различение культуры и цивилизации. Фрагментарное существование. Организация первична, функция вторична.
Кларк Уисслер - антропология изучает сообщества, а не людей. Разработка вместе с Крёбером представлений о культурных ареалах. Центры и периферийные зоны в ареалах. Применение концепции культурных ареалов к археологии: "Введение в американскую археологию" Гордона Уилли.
Пол Радин - критика всех теорий и высокая оценка описательной этнографии (Саагун, Дорси, Штернберг). "Автобиография индейца виннебаго". "Трикстер". Несоответствие работ Радина провозглашаемым им стандартам. Радин как последовательный партикулярист. Эволюционистские схемы Радина.
10. Фрейдизм. Психоанализ Зигмунда Фрейда и представление о расслоении психики. Объяснение явлений культуры психопатологическими факторами из сферы индивидуальной и семейной жизни. Эдипов комплекс. Определяющее значение детского периода в формировании психики. Культура как система запретов. "Тотем и табу".
Ученики Фрейда. "Коллективное бессознательное" Карла Юнга. Теория архетипов. Юнг и Радин. Альфред Адлер ("социальный интерес", сознательное важнее бессознательного).
Фрейдизм в этнографии (Геза Рохейм) и фольклористике (Алан Дандес), пансексуализм Херардо Рейхель-Долматова.
11. От партикуляризма к психологизму. Фрейдистское влияние на американскую антропологию 20-50-х гг. Рут Бенедикт: "культура - это укрупненная личность". "Типы культуры". "Хризантема и меч". Вторичность Бенедикт по отношению к Боасу. Через Бенедикт европейские антропологи знакомятся с зуньи и квакиутль. Кора Дюбуа и Абрам Кардинер (абсурдность психоаналитического подхода в "Людях острова Алор").
Маргарет Мид - антрополог, психолог и журналист. "Взросление на Самоа" как бестселлер. Антропология детства, воспитания и семьи. Материнские и отцовские роли. Происхождение инициаций. Механизмы формирования половой идентичности. Обучающие и обучающиеся культуры. Социализация и инкультурация. Фримэн: описания Мид не соответствуют действительности (этнограф как часть описываемого им социума). Сомнения в интерпретационных возможностях антропологии и социологии.
12. Кризис школы Боаса и неоэволюционистская революция в американской антропологии. Лесли Уайт, его марксистские увлечения, открытие Моргана. Чрезмерная критика Боаса. Культурный материализм, выраженный в энергетических терминах. Простота главного тезиса Уайта. Конфликт с антропологическим истеблишментом. Концепция Уайта не имеет отношения к изучению живой культуры. Солидарность с Крёбером по поводу суперорганического. Символизация как специфически человеческое явление.
13. Британская антропология. Джеймс Фрэзер - признанный мэтр, эволюционист, популяризатор. Фрэзер о тотемизме, религии, магии. Убийство священного царя в "Золотой ветви". Концепция преанимизма Роберта Маретта. Маретт как биограф Тайлора. Риверс и теория скрещения культур. Невозможность глубоких исторических реконструкций на основе этнографических данных. Донаучные представления в британской антропологии: египтоцентрическая концепция Г. Эллиота Смита и Уильяма Джеймса Перри. Последующие рецидивы египтоцентризма (ранний Чайлд; Джозеф Кэмпбелл).
14. Бронислав Малиновский. Физико-математическая подготовка. Юношеское увлечение Фрэзером. Полемика с Риверсом. "Аргонавты западной части Тихого океана". Кольцо кула. Престижный и утилитарный обмен. Опровержение мифа о первобытной коллективной собственности. " Практический" смысл ритуалов. Религия функциональна, а не рациональна (критика Тайлора). Племя-этнос и племя-государство (=полития). Эволюционистские иллюзии (в первобытных обществах нет войн). Малиновский не описывает тробрианцев последовательно. Переходит к крайнему функционализму после 1922 г.
Требование изучать целостную культуру в ее жизнедеятельности, во взаимосвязи и функционировании всех ее компонентов. Метод включенного наблюдения. Антиисторизм и отрицание пережитков. Концепция биологических "основных потребностей" в основе культурных институтов. Прикладная антропология. Среднестатистический антрополог середины XX в. как преимущественно функционалист.
15. Французская школа: логические схемы, минимум полевых изысканий. Эмиль Дюркгейм - антрополог и социолог, во многом позитивист. Нетерпимость к альтернативным мнениям, харизма. Журнал "Социологический ежегодник". "Социальная морфология". Книги об общественном разделении труда, о правилах социологического исследования, о феномене самоубийства, о тотемической системе австралийских аборигенов. Открытие контент-анализа. Объект исследования: скорее община, чем общество. В религии существенны не представления, а ритуалы. Сравнительный метод. Логическая, а не генетическая последовательность социальных типов (тотемизм как не самая ранняя, а самая простая форма религиозной организации). Коллективные представления. Сакральное и профанное. Социальные факты и ценностные суждения.
16. Тема "человек и толпа" во французской антропологии: Габриэль Тард и Гюстав Лебон.
Марсель Мосс - ученик Дюркгейма. Окончательное формирование инфраструктуры французской антропологии. Язык и стиль Мосса. Первобытное общество не антропо-, а социоцентрично. "Этюд о дарении" как одна из наиболее влиятельных антропологических работ XX в. "Сезонные вариации у эскимосов": двусмысленность вывода. Антропология тела. Робер Герц об оппозиции левого/правого.
Морис Леенхардт, предшественник "теологии освобождения" ("не запрещать того, что не понимаешь").
17. Олфред Редклифф-Браун: от функционализма к структурализму. Последователь Дюркгейма и предшественник Леви-Стросcа. Выбор андаманцев как объекта изучения. Неприятие психологизма. Не культурная, а социальная антропология; структура, а не культура. Оппозиции. Структура как система отношений между компонентами, обеспечивающая постоянство жизнедеятельности. Различение исторического и функционального объяснений. Сравнительный метод. Недоверие к археологии. Социологическое объяснение религии, ритуалов и мифологии. Объяснение тотемизма у австралийцев. Попытки сформулировать "социальные законы". Редклифф-Браун как основатель "британской социальной антропологии". Апология полевых исследований.
18. Эдвард Эванс-Причард: лидер Оксфордской школы. Любовь к бедуинам, недоверие к философии. Исследования в Судане. Открытие конического клана. Общество может быть удовлетворительно объяснено без знания его прошлого. Общества есть моральные, а не естественные системы. Почтительность к христианству.
Мейер Фортес - теоретик акефальных африканских обществ и самый последовательный ученик Редклифф-Брауна. Реймонд Фёрт (исследователь полинезийцев Тикопии), его интерес к истории возникновения социальных структур.
19. Макс Вебер и его понимание общества как суммы индивидов. Ориентация на неоромантическую философию истории (как науки о духе) Вильгельма Дильтея, на учение Генриха Риккерта о ценностях и на учение Ницше о воле творческой личности к власти. Психологическое понимание индивида в основе социального познания. Роль сознания исследователя и понятие "идеальный тип". Хозяйства и религии. "Протестантская этика и дух капитализма", "Хозяйственная этика мировых религий". Вебер как эволюционист. Отказ от монизма в понимании движущих сил в истории. Классификация типов власти. Харизма. Несовместимость ценностей и свобода выбора. Типы городов ("производящий" и "потребляющий").
20. Культурная экология Джулиана Стьюарда. Исследуя шошонов, Стьюард открывает материализм. Ожесточенная, но несущественная полемика с Уайтом. "Справочник по индейцам Южной Америки". Открытие вождества при отсутствии самого термина. Многолинейная эволюция. После Уайта, Стьюарда и Чайлда главной антропологической дисциплиной становится археология. Бетти Меггерс: ученица Уайта на диффузионистских позициях (спор об истоках амазонской культуры и объяснение Джеймсом Фордом культурного единства Нуклеарной Америки).
Гордон Чайлд и его концепция неолитической и городской революций. Эволюционизм и историзм в советской археологии. Чайлд и советский "неоэволюционизм".
Ученики Уайта и Стьюарда: Маршал Салинз и Элман Сервис. Разработка концепции вождества. Крупные археологические программы 60-80-х гг. в Мексике, Перу и на Ближнем Востоке. Политэкономия докапиталистических обществ: вклад Карла Поланьи. Роберт Карнейро: война как фактор государствообразования. Отказ от представлений об универсальности вождества в 90-х гг. Теории политогенеза в России: между Марксом и Сервисом.
21. Открытие культурной динамики. Эдмунд Лич: общество есть собрание не вещей, а переменных. Культурная динамика как норма (на примере качинов и шанов). Лич о власти, культурной обусловленности представлений о времени. Макс Глюкман: антропология конфликта.
Виктор Тэрнер: ритуал и его символика. Наследие Ван Геннепа. Явный, латентный и скрытый смыслы. Лиминальность. Коммунитас и структура как чередующиеся стадии существования общества. Экзистенциальная, нормативная и идеологическая коммунитас. Гадание. Цветовая классификация.
"Кризисные культы" и "движения обновления" (Энтони Уоллес и Уинстон Ла Барр).
22. Клод Леви-Стросс. Критика учения о дологическом мышлении первобытного человека (Люсьен Леви-Брюль). Первоначально высокая оценка Мосса и отличие от Мосса. Рационализм. Идея единства человеческого разума (в мифах отражены общечеловеческие ментальные структуры). Эстетика работ Леви-Стросса (между наукой, игрой и искусством; особый язык). Бинарные и тернарные структуры в социальной организации. Анализ мифов: наложение оппозиций, инверсии, обнаружение медиаторов. Вместо соответствия исследовательских моделей реальности предполагаемое априори соответствие их моделям туземцев. Вместо изучения предметов изучение отношений. Леви-Стросс как миграционист. Журнал "Человек" и эпигоны Леви-Стросса во Франции. Критика Леви-Стросcа (Эдмунд Лич, Мэри Дуглас, Марвин Харрис).
Голландский и английский структурализм. Тема символической организации пространства на азиатских материалах. История и культура инков в трудах Тома Зойдемы. "Морфология сказки" Проппа в интерпретации Алана Дандеса.
23. "Новая этнография": культура уподобляется языку. Эмные и этные аспекты по Кеннету Пайку. Уильям Стертевант: чем лучше разработана этная система, тем легче понять эмную. Этнические таксономии. Этноэкология: конструирование мира людей в их терминах. Информатор как этнограф. Агрессивность эмного подхода по отношению к этному. Неясность целей, невнимание к материальным затратам. "Новая этнография" и К. Леви-Стросс.
24. Математизация антропологии, поиски статистических закономерностей. Джордж Мёрдок и изучение корреляции социальных структур. " Этнографические выборки мира" и "Этнографический атлас мира". Джон Уайтинг: отрицательная корреляция между мужскими инициациями и кувадой. Мёрдок не понимает причин, ограничивающих потенциально бесконечное культурное разнообразие.
25. Семиотическая (интерпретационная) антропология Клиффорда Гирца. Критика Клайда Клакхона. Культура как условие биологического выживания человека. Описание с нажимом Гилберта Райла. Существенное сходство и различия между генами и чертами культуры (модели для построения реальности и модели уже существующей реальности). Культура как текст, но не только текст. Религия есть стремление избежать хаоса. Эволюция взглядов Гирца в направлении к постмодернизму.
Бихевиоризм (Джон Уотсон). Идеальное общество не должно иметь культурных традиций. Зигфрид Надель: общество как сумма актеров, занятых в определенных ролях. Различие между простыми и сложными обществами с точки зрения разнообразия ролей (невозможность однозначного описания национального характера русских или японцев). Актер в незнакомой роли.
26. Культурный материализм Марвина Харриса. Объясняет ли инфраструктура появление культурных особенностей? Ричард Н. Адамс: "Энергия и структура". Предшественники: Л. Уайт, А. Лотка, И. Пригожин. Власть и контроль. Типы оперативных единиц (фрагментарные, неформальные, формальные). Домены и уровни власти. Развитие культуры есть результат естественного отбора. Изобретение/мутация как катализатор энергетических процессов. "Эгоистичный ген" Роберта Докинза: культура как совокупность репликаторов.
27. Постмодернизм: иррационализм, метафора вместо логики, игра вместо науки, риторика вместо аргументации. Гносеологические и политические корни. Предшественники: Ницше, Хайдеггер, Витгенштейн; осознание культурной составляющей человека как важнейшей и относительно независимой от его биологических, психологических, социальных особенностей; французский структурализм; семиотика культуры; "новая этнография"; Ролан Барт: Отрицающий (франко-итало-немецкий) и утверждающий (англо-американский) постмодернизм. Культура как текст. Деконструктивизм Жака Деррида. Логические противоречия в постмодернистских теориях. Феминизм.
28. Околонаучные теории. Концепции замкнутых (параллельных, эквивалентных) культур, циклизм и релятивизм (Данилевский, Шпенглер, Тойнби, Сорокин, Хантингтон). Ландшафтная концепция этноса Л.Н. Гумилёва.
Фундаментализм. Мистицизм (Карлос Кастанеда). Элементы мифологии в феминизме (древнебалканские культуры как утраченный рай). "Снижение научной планки" как следствие постмодернистских настроений (Фоменко, британская "культурно-генетическая" школа Криса Райта и Камиллы Пауэр).
Литература
- Ван Геннеп А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1999.
- Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994.
- Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995.
- Елсуков А.Н., Соколова Г.Н., Грицанов А.А., Румянцева Т.Г. История социологии. Минск: Вышейш. шк., 1997.
- Емельянов Ю.Н., Скворцов Н.Г. Культурная антропология: Учеб. пособие. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 1996.
- Зарубина Н.Н. Социокультурные факторы хозяйственного развития: М. Вебер и современные теории модернизации. СПб.: Изд-во Рус. Христиан. Гуманитар. ун-та, 1998.
- Крадин Н.Н. Политическая антропология: Учеб. пособие. М.: Ладомир, 2001.
- Куббель Л.Е. Очерки потестарно-политической этнографии. М.: Наука, 1988.
- Купер А. Постмодернизм, Кэмбридж и "Великая Калахарская дискуссия" // Этнограф. обозр. 1993. № 4. С. 3-15.
- Лурье С.В. Историческая этнология: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 1998.
- Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. М., 1988.
Психология масс: Хрестоматия. Самара: Бахрах, 1998.
- Раппапорт Р.А. Эволюция человечества и будущее антропологии // Этнограф. обозр. 1995. № 6. C. 18-30.
- Соколов Э.В. Культурология. М.: Интерпракс, 1994.
- Сэпир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Прогресс, 1993.
- Тернер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983.
- Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб.: Евразия, 1998.
- Эко У. Отсутствующая структура: Введение в семиологию. СПб.: Петрополис, 1998.
- Adams R.N. Energy and Structure. A Theory of Social Power. Austin; London: Univ. Texas Press, 1975.
- Adams R.N. Natural selection, energetics, and "Cultural materialism" with CA comment // Current Anthropology. 1981. Vol. 22, N 6. P. 603-624.
- Barnard A. History and Theory in Anthropology. Cambridge Univ. Press, 2000.
- Boas F. Anthropology and Modern Life. New York: Norton, 1928.
- Borofsky R.N.Y. Assessing Cultural Anthropology. NewYork, 1994.
- Burton J.W. An Introduction to Evans-Pritchard. Studia Institut Anthropos. Sankt-Augustin, Germany, 1992. Vol. 45.
- Geertz C. The Interpretation of Cultures. Selected Essays by Clifford Geertz. New York: Basic Books, 1973.
- Harris M. The Rise of Anthropological Theory. A history of theories of culture. New York: Crowell, 1968.
- Harris M. Cultural Materialism: the Struggle for the Science of Culture. New York: Random House, 1979.
- History of Anthropology / Ed. by G. Stocking. Madison: Univ. of Wisconsin Press, 1983-1985. Vol. 1-3.
- Hodgen M.T. Early Anthropology in the Sixteenth and Seventeenth Centuries. Philadelphia: Univ. of Pennsylvania Press, 1971.
- Kroeber A.L. Style and Civilization. Ithaca: Cornuell Univ. Press, 1957.
- Kuhn T.S. The Structure of Scientific Revolution. International Encyclopedia of United Science. Foundations of the Unity of Science. Chicago; London: Univ. of Chicago Press; Toronto: Univ. of Toronto Press, 1962. Vol. 2, N 2.
- La Barre W. Materials for a history of studies of crisis cults: a bibliographic essay // Current Anthropology. 1971. Vol. 12, N 1. P. 3-27.
- Leach E.R. Rethinking Anthropology. Univ. London; the Athlone Press, 1963.
- Lowie R.H. The History of the Ethnological Theory. New York: Rinehart, 1937.
- Lukes S. Emile Durkheim, his Life and Work; a historical and critical study. London: Penguin Books, 1973.
- Main Currents in Cultural Anthropology / Ed. by R. Naroll, F. Naroll. NewYork: Appleton etc., 1973.
- Man Makes Himself. A Reader in Modern Cultural Anthropology / Ed. by E.A.
- Hammel, W.S. Simmons. Boston: Little, Brown, & Co, 1970.
- Marcus G.E., Fischer M. Anthropology as Cultural Critique: An Experimental Moment in the Human Sciences. Chicago: Univ. Chicago Press, 1986.
- Murdock G.P. World Ethnographic Sample // Amer. Anthropologist. 1957. Vol. 59. P. 664-687.
- Penniman T.K. A Hundred Years of Anthropology. London, 1965.
- Radin P. The Method and Theory of Ethnology / Introd. and postscript by A.J. Vidich. South Hadley, Mass.: Bergin & Garvey Publushers, 1987.
- Right & Left / Ed. by R. Needham. Chicago; London: Univ. of Chicago Press, 1973.
- Rosenau P.M. Post-Modernism and the Social Sciences. Princeton: Univ. of Princeton Press, 1992.
- Sahlins M.D. Tribesmen. Englewood Cliff: Prentice-Hall, 1968.
- Strenski I. Four Theories of Myth in Twentieth-Century History. Cassirer, Eliade, Levi-Strauss and Malinowski. Iowa City: Univ. of Iowa Press, 1987.
- Structural Anthropology in the Netherlands / Ed. by P.E. de Josselin de Jong. The Hague: Martinus Nijhoff, 1977.
- Sturtevant W.C. Studies in ethnoscience // Amer. Anthropologist. 1964. Vol. 66, N 3, pt 2. P. 99-131.
- Wallace A.F. Revitalization movements // Ibid. 1956. Vol. 58. P. 264-281.
- White L. The Science of Culture. New York: Farraf & Straus, 1949.
- Wissler C. An Introduction to Social Anthropology. New York: Henry Hoft, 1929.