Библиотека > Методические материалы > Учебные курсы по культурологии >
Волкова Э.Н. Программа курса "Введение в культурологию" (Кафедра теории и истории культуры РГГУ)
Предмет курса – культура как
социально-исторический феномен, отличающийся
динамизмом и устойчивостью, сложной структурой и
целостностью, многообразием и единством.
Цель курса –сформировать у студентов
представления об основных подходах и
направлениях анализа культуры, о важнейших
особенностях различных эпох истории мировой и
отечественной культуры, о современных проблемах
и тенденциях развития культуры.
Задача курса - познакомить студентов с
некоторыми из важнейших концепций культуры, с
исторической типологией мировой культуры и
особенностями русской культуры у различных
авторов, с современными представлениями о
“постмодернизме” и проблемами межкультурного
диалога.
Методология курса основана на
принципах исторической и культурной
антропологии, на поиске связей между
представлениями о сущности культуры и “природы
человека” (у различных авторов и в разные
исторические эпохи).
Особенности структуры программы:
первые две темы имеют вводный характер, помогают
сформировать у студентов представления о
предмете культурологии, о множестве различных
понятий о культуре и о
ее начале (в связи с началом
человеческой истории); темы № 3-8 раскрывают
основные особенности истории мировой и русской
культуры
(на базе исторической типологии
культур); темы № 9-11 посвящены характеристике
некоторых из важнейших концепций культуры и
заключительная тема № 12 обобщает материал курса
и дает представление о состоянии и важнейшей
проблематике современной отечественной
культуры.
Объем курса составляет 24 часа (24 часа
лекций)
Предусмотренные формы контроля -
коллоквиумы по разделам курса, рефераты, зачет.
Ответы оцениваются по традиционной
пятибалльной системе.
ПРОГРАММА КУРСА ЛЕКЦИЙ
Введение
1. ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ. ПОНЯТИЕ О
КУЛЬТУРЕ.
История формирования культурологии
как гуманитарной дисциплины и социологической
науки.
Этимология слова "культура",
изменения смысла этого понятия начиная с
античности до наших дней. Связь представлений о
сущности культуры и сущности человека.
Модификация подходов к анализу культуры под
влиянием археологии и этнографии, европейской
"культурантропологии".
Анализ различных определений культуры
и выбор “рабочего” (для данного курса)
определения. Понятие “общение” как основание и
условие человеческого бытия (М.Бахтин),
возможности использования этого понятия для
определения культуры.
2. АНТРОПОГЕНЕЗ И НАЧАЛО КУЛЬТУРЫ.
Современные представления об
антропогенезе и становлении различных элементов
ранней культуры: основные факторы расселения
архаического человека, формирования многоязычия
и культурных стереотипов поведения, социальной и
культурной дифференциации человечества,
магических форм искусства. Роль языка в
становлении человека и его культуры. Анализ
концепции “начала человеческой истории”
Б.Ф.Поршнева, новые данные археологии и
антропологии по данной проблеме.
Часть 1. История мировой и
отечественной культуры
3. АРХАИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ КАК
ПЕРВООСНОВЫ КУЛЬТУРЫ.
Представления о месте и роли
“первобытного” человечества в истории мировой
культуры (с точки зрения формационного,
цивилизационного и этнологического подходов).
Анализ ранних форм общения с позиций современной
культурной антропологии: значение обмена дарами
для становления человека и его культуры (М.Мосс)
Роль "первичного монотеизма", истоки магии и
религии (Дж.Фрэзер). Переживание
"священного" и "мирского" пространства
и времени в архаических ритуалах (М.Элиаде). Роль
имени, возрастных инициаций, отношение к
рождению и смерти; понятие "партиципации"
(Л.Леви-Брюль). Ранние формы культуры как предмет
изучения современной психологии религии
(Е.А.Торчинов)
.
4. ТРАДИЦИОННЫЕ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО
ВОСТОКА.
"Неолитическая революция" и
первые "речные" цивилизации Древнего
Востока, их общие черты: сословно-кастовая
структура социума, сакральный характер власти,
мифологичность картины мира. Понятие о
“профессионально-именном” ключе культур
Востока (М.К.Петров). Отношения
"учитель-ученик" как основной тип общения на
Востоке. Образы мудреца и пророка в библейской
культуре, ее “анонимность” и традиционализм
(С.С.Аверинцев). Влияние культур Древнего Востока
на античную и общеевропейскую культуру.
5. СТАНОВЛЕНИЕ АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ:
ПЕРЕХОД ОТ МИФА К ЛОГОСУ
Образ “античности” в современных
историко-культурных исследованиях".
“Греческое чудо" как культурологическая
проблема. “Гомеровская эпоха” и ее роль в
процессах перехода от мифа к логосу (М.К Петров).
Архетипы античной культуры: Дионис и Апполон (в
интерпретации Ф.Ницше и Вяч.Иванова). Греческий
полис и номос, "телесность" античного
космоса (по А.Ф.Лосеву). Роль рабства и
ораторского искусства в истории античной
культуры. Общие черты и различия "стилей"
греческой и римской культур. Игровое начало
античной культуры, роль авторства, "запрета на
плагиат". Идеал мудрости в античности.
Античный политеизм и "философский
монотеизм".
6. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА.
История формирования современных
представлений о “средневековье”, смена оценок и
проблематики. Особенности “формационного”
подхода: исследования генезиса феодализма,
сословно-иерархической структуры общества и
церкви. Анализ архетипов и символов
средневековой Европы. Отношения
"варварства" и "христианства",
микрокосм и макрокосм, циклическое и
эсхатологическое время (по А.Я.Гуревичу). Роль
средневековых университетов и схоластики,
"энциклопедизм" знаний, отношения церкви и
культуры. Понятие об иконе и "обратной
перспективе" как воплощении средневековой
картины мира. Роль ритуала и жеста. Официальная,
"куртуазная" и народная карнавальная
культура. Явления культуры "осени
средневековья" (И.Хейзинга); роль алхимии и
астрологии в истории формирования нового типа
личности. Итальянские гуманисты и эпоха
Возрождения как переход к культуре Нового
времени (смена культурных парадигм).
7. НОВОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА.
Проблемы изучения генезиса культуры и
науки Нового времени в Европе. Роль Великих
географических открытий в формировании
полицентрической картины мира. Основные
перемены а “культуре повседневности” к началу
ХУП века. Роль реформационных и
контрреформационных процессов в ХУП-ХУШ в.в.
Содержание и формы "научной революции"
ХУП-ХУШ в.в. Распространение научного
(сайентистского) метода мышления на гуманитарное
знание и художественную культуру. Принцип
индивидуализма в философии, этике, политике.
Проблемы взаимоотношений человека, общества и
государства в концепциях деятелей Просвещения.
Черты раннего романтизма в "высокой"
культуре Европы. Становление позитивистского
мировоззрения. Рождение "массовой
культуры", ремифологизация культуры. Феномен
модернизма, его соотношение с культурой
Просвещения и Романтизма. Понятие о
постструктурализме и постмодернизме, их месте в
истории культуры Нового времени (различные
подходы и концепции).
8. МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В ИСТОРИИ МИРОВОЙ
КУЛЬТУРЫ.
История обсуждения проблем специфики
русской культуры “западниками” и
“славянофилами”, русскими писателями,
историками и философами (взгляды П.Я.Чаадаева,
А.С.Хомякова, К.Леонтьева, А.И.Герцена,
Ф.М.Достоевского, М.Волошина, Н.А.Бердяева и др.).
Различные интерпретации и оценки значения
принятия православия для истории культуры
Киевской Руси, роли “византийских начал” и
“татаро-монгольского ига” в формировании
особенностей культуры Московского царства,
значения культурных реформ Петра 1,
дооктябрьского и советского периода истории
культуры России
Анализ историософской схемы
В.С.Соловьева: место России между Востоком и
Западом, медиативная роль ее культуры в
становлении гармонического “всеединства”.
Критика идеи монистического единства
мировой культуры, “европеизма” и глобализма
деятелями культуры русского зарубежья.
Концепции русской национальной самобытности у
ранних “евразийцев”, их отношение к культуре
советской России.
Особенности культуры постсоветского
периода, идейно-теоретические споры
последователей А.Д.Сахарова и А.И.Солженицына.
Русская культура в концепциях
зарубежной россики. Культура России на рубеже ХХ1
века: выбор культурных альтератив.
Часть
II. Концепции культуры.
9. КУЛЬТУРА И ПРИРОДА: “ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ”.
Культура и природа как
противоположные и взаимодополняющие понятия
современной теории культуры. Культура как этап
общей эволюции природы, ее функция компенсации
биологической недостаточности человека. Роль
природной среды в формировании "культурной
оседлости" человека.
Культура как "этническое поле"
(Л.Н.Гумилев). Многообразие "образов мира"
как культурная ценность (Г.Гачев). Актуальность
проблем экологии культуры, их мировоззренческое
значение.
Проблема границ допустимого
вмешательства в “природу человека” (в медицине,
генной инженерии и др.)
10. КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРЫ В АНАЛИТИЧЕСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ.
Значение открытий З.Фрейда для истории
культуры ХХ века. З.Фрейд о природе человека и
функциях культуры, фрейдистский миф о
происхождении человека. Символы Эроса и Танатоса
в контексте культуры ХХ века. Особенности
подхода к анализу культуры в неофрейдизме.
К.Г. Юнг о коллективном
бессознательном и архетипах, их значении для
творчества. Универсализм архетипов мировой
культуры. Религиозные символы как архетипы.
Анализ основных понятий аналитической
психологии, их современных интерпретаций.
11. ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ В “ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ” И У
МЫСЛИТЕ-ЛЕЙ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА.
Критика Ф.Ницше оснований
новоевропейской культуры. Эллинство и
варварство, “Дионис” и “Апполон” как архетипы
культуры.
Русские символисты и
"богоискатели" - последователи и критики
ницшеанства. Романтический и пророческий
символизм, их значение для
русской культуры "серебряного
века". Актуальность культурной проблематики,
выявленной русскими символистами (Вяч. Иванов,
А.Блок, А.Белый, Д.Мережковский и др.).
Отношения между культурой и религией
(по П.Флоренскому, С.Н.Булгакову, Л.Шестову).
В.С.Соловьев о религиозном значении культурного
многообразия. Истоки и ключевые образы Востока и
Запада как основных принципов общения между
человеком и Богом.
Сопоставление культурфилософских
моделей мировой истории западных и русских
мыслителей.
12. СОВРЕМЕННЫЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ
Теории “глобальной
культуры” и мультикультурализма на рубеже
третьего тысячелетия.
Постмодернизм как явление культуры ХХ
века. Постструктурализм (Р.Барт, Ж.Лакан, М.Фуко) и
деконструктивизм (в концепции Ж.Дерриды) как
элементы постмодернизма (Симона де Бовуар,
Ю.Кристева). Проблема языкового сознания у Жака
Лакана и его последователей. Феминистская
критика как явление постмодернизма. Кризис
личностного начала в культуре, "демонтаж"
классического философствования о культуре (по
Ж.Бодрийару).
Роль межкультурных и
межконфессиональных диалогов в современном
мире; концепции научной школы “диалогика
культур” (М.М.Бахтин, В.С.Библер, Л.М.Баткин и др.)
Условия и структура межкультурных
коммуникаций. Основные элементы и понятия
современных межкультурных коммуникаций:
семантема, сообщение, текст культуры, локальная
культурно-семантическая система (этническая
культура, национальный язык, конфессиональная
система).
Факторы поддержания культурного
многообразия в современной системе мировой
культуры.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ИСТОЧНИКИ
Обязательные:
- Бубер М. Я и Ты. М., 1996. Гл. 1
- Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры.
В 3-х т.т. М.,1993-1995. Т. 1, гд 2-3.
- Ницше 3. Рождение трагедии из духа музыки Спб., 2000
(стр. 3-203). .
- Соловьев В.С. Великий спор и христианская
политика // Соч. т. 1, 1989., Ч. П, Ш.
- Фрейд З. Я и Оно. // Фрейд З. Избранное. М., 1995 (стр.
34-102)
- Фрэзер Д. Золотая ветвь. М., 1998.-458 с. Гл. 5.
- Юнг К.-Г. Об архетипах коллективного
бессознательного. ВФ, № 1, 1988.
Дополнительные:
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.,
1979. (Стр. 325-368)
- Бердяев Н.А. Новое средневековье: Размышления о
судьбе России и Европы. М., 1991.- 83 с.
- Иванов Вяч. По звездам: статьи и афоризма //
Иванов В. Избранное. М., 1996 (стр. 126-198)
- Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном
мышлении. М., 1994. Гл. 1, 2, 3.
- Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.,1983.- 164 с.
- Тейяр-де-Шарден. Феномен человека. М., 1983. - 259 с.
- Флоренский П.А. Мысль и язык. //Соч. Т.П., М., 1990. Ч. П,
гл. 3-4.
- Шпенглер О. Закат Европы. Т.1, 1993. - 1993.-667 с.; т.2,1998 -
604 с..
- Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994. Гл. !, 3.
- Эко У. Когда на сцену приходит Другой // Пять эссе
на темы этики. М., 1988.- с. 5-19.
- Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К.
Смысл и назначение истории. М., 1991. (стр. 34-102)
ЛИТЕРАТУРА
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Белик А.А. Культурология. Антропологическая
теория культур. М., 1998. Гл. 1-2.
- Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры
М., 1996. Гл. 1-4.
- Гуревич П.С. Культурология. М. , 1996. Введение и гл.
1.
- Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1994
Часть 1.
- История мировой культуры. Наследие Запада. М..
1998. Гл. 1-2.
- Ильин И.П. Постмодернизм. От истоков до конца
столетия. М., 1998.
- Кондаков И.В. Введение в историю культуры. М., 1997.
Гл.1-5.
- Кондаков И.В. Культура России. М., 1999.
- Культура: теория и проблемы. М., 1995. Гл. 1-4.
- Культурология (очерки теории культуры). М., 1994.
Часть 1.
- Культурология. Ростов-на-Дону, 1995. Изд. 2, М.,1997. Гл.
1-3.
- Культурология. Теория и история культур. М., 1996.
Введение.
- Культурология. М., 1998. Гл. 1-5.
- Культурология. ХХ век. Словарь, Спб, 1997.
- Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т.1-2, Спб, 1998.
- Мир русской культуры. Энциклопедический
справочник. М., 1997.
- Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как
система. М., 1998. Гл.1
- Петров М.К. Язык. Знак. Культура. М, 1991. Гл. 1-5.
- Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М.,
1974. Гл. 3,7.
- Торчинов Е.А. Религии мира. Спб,1997. Гл. 1-4.
- Флиер А.Я. Культурогенез. М. 1995. Ч.1.
- Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных
наук. М., 1995.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Аверинцев С.С. Аналитическая психология
К.-Г.Юнга и закономерности творческой фантазии //
Вопросы литературы , №8, 1971.
- Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956. Ч.1-2.
- Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. М.,
1991. Гл. 1, Заключение.
- Великовский С.И. Культура как полагание смыслов
// Одиссей. М.1989.
- Волкова Э.Н. Категории культуры // Гуманитарные
науки и новые информационные технологии. М., 1994
- Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., 1988.
Введение, гл 1-3.
- Григорьян. Б.Т. Философская антропология. М., 1982.
Гл. 1
- Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.
Часть 1Х
- Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994. Введение.
- Гуссейнов А.А. Природа как ценность культуры //
Экология, культура,
- Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.
- Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки
Нового времени. М., 1989. Гл.1
- Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.,
1992. Гл. 1-2
- Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф-имя-культура.
Тарту, 1973.
- Межуев В.М. Культура и история. М., 1977. Гл. 1.
- Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1980.
Гл. 1-3.
- Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе
цивилизаций. М., 1995.
- Степанов Ю.С. Константы: словарь русской
культуры. Опыт исследования. М., 1997.
- Сушков Б.Ф. Русская культура: новый курс. М., 1996.
- Сильвестров В.В. Философское обоснование теории
и истории культуры. М., 1990. Гл.1.
- Федотов Г. Статьи о культуре // Вопросы
литературы. № 2, 1990.
- Федотов Г. Судьба и грехи России // Г.Федотов.
Избранные статьи по философии русской истории и
культуры. Спб, 1991. Т.1.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.. 1990. Гл.1.
- Фромм Э. Психоанализ и религия. // Сумерки богов.
М., 1989.
- Фуко М. Воля к истине: По ту сторону знания,
власти и сексальности. М., 1997. Гл. 1
- Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.
Введение.
- Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура
России Х-ХХ в.в. М., 1996.
- Яковенко И.Г. Российское государство:
национальные интересы, границы, перспективы.
Новосибирск, 1999. Гл. 1. 6.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ
Основные подходы к определению культуры (из
числа упомянутых в учебных пособиях по
культурологии).
Какой образ человека возникает из различных
определений культуры?
Возможные смыслы понятия "общение" -
ключевого понятия для рабочего определения
культуры в данном курсе.
Анализ определения культуры как способа и
способности к общению.
Основные моменты антропогенеза, по гипотезе Б.Ф.
Поршнева.
Что принципиально отличает человека от
животных (варианты возможных подходов)?
Роль языка, появления "имен собственных" в
становлении человеческой культуры.
Магия и религия как особые формы общения в
начале человеческой истории.
Какую роль в становлении культуры сыграла
этническая и социальная дифференциация?
Функции музыкального и образного искусства в
архаической культуре человечества.
Какова роль суггестии (и защиты от нее) в
антропогенезе и рождении ранних форм культуры?
Какие общие черты культур Древнего Востока
позволяют отнести их к одному типу культуры?
Основные особенности мифологического
мировосприятия.
Как обеспечивалась надежная трансляция
традиционной культуры Востока?
Основные факторы возникновения античной
культуры (согласно гипотезе Петрова М.К.).
Как осуществлялся переход "от мифа к
логосу"?
Проанализировать и сопоставить понятия
античной культуры: полис, номос, логос, космос.
Античная культура как игра, отношение античных
авторов к новаторству и канону.
Имперские символы Древнего Рима и символика
раннесредневековой культуры (заимствования и
переосмысления).
Пространство и время в христианской и
варварской картине мира.
Роль алхимии и астрологии в становлении
"возрожденческой" творческой личности.
Диалог культур как феномен новоевропейской
культуры.
Система ценностей и новый идеал человеческой
личности в европейской культуре.
Основные черты культуры Просвещения.
Что такое "экология культуры" в понимании
Д.С.Лихачева, Л.Н.Гумилева и Г.Д.Гачева?
Анализ концепции этногенеза и сущности
культуры Л.Н.Гумилева.
"Национальные образы мира" как элементы
общечеловеческой культуры, по Г.Д.Гачеву.
Основные факторы формирования человеческой
личности, по З.Фрейду.
Культура как "сублимация" подсознательных
влечений, по З.Фрейду. Социальные и
психологические функции культуры, согласно его
концепции.
Архетипы коллективного бессознательного, их
место в истории мировой культуры, в творчестве.
Сравнительный анализ образа человека и его
культуры в концепциях З.Фрейда и К.-Г.Юнга.
На какие философские и культурологические
концепции опираются русские символисты, кого
можно назвать их предшественниками?
Какие идеи заимствовали символисты у Ф.Ницше и
что отвергли в ницшеанстве?
Дионисийство и аполлонийство как архетипы
культуры, их место в "эллинской" и
"варварской" культурах, по Вяч.Иванову.
О чем "пророчили" русские символисты и как
воплотились их идеи в культуре ХХ века?
В.С.Соловьев о Востоке и Западе как архетипах
мировой культуры.
Общее и особенное в "способах общения"
культур Индии, Ирана, Египта и библейской Иудеи,
по В.С. Соловьеву.
Ключевая идея культуры Запада (в Древней Греции
и Древнем Риме), по Соловьеву.
Представление о центре мировой культуры (месте
встречи Востока и Запада) и дальнейших
перемещениях этого центра (в русской религиозной
философии).
Как ставили вопрос о месте и предназначении
России и ее культуры русские символисты и
религиозные философы?
Основные положения концепции спора
постструктуралистов (М.Фуко, Ж.Лакана, Р.Барта).
Что такое "языковое сознание", по Ж.Лакану?
Задачи феминистской критики культуры, ее
основные аспекты.
Представление о глобальной культуре-музее в
современном постмодернизме.
Условия глубины и полноты межкультурных
диалогов.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ РАБОТЫ
СТУДЕНТОВ
КОЛЛОКВИУМЫ
Каждый из коллоквиумов обобщает
материал и проблематику одного из разделов
курса, что позволяет оценить качество их
усвоения студентами. Работа в коллоквиуме должна
способствовать овладению языком дисциплины,
формировать у студентов навыки ведения
дискуссии и умение анализировать многообразные
подходы и методы культурологии.
Тема 1.
Понятие
о культуре, ее основания и механизмы становления.
Вопросы:
- Основные подходы к определению понятия
“культура”. Представления о “природе
человека”, соответствующие этим подходам.
- Анализ рабочего определения культуры и
ключевого для него понятия “общение”.
- Дискуссионные вопросы антропогенеза. Концепция
начала культуры Б.Ф.Поршнева. Становление
основных элементов культуры.
- Феномен дара и его культурологическое значение.
М.Элиаде о рождении “Человека религиозного”.
Магия и религия как понятия (по Дж.Фрезеру) и
явления истории культуры.
Тема 2.
Историческая
типология культур
Вопросы:
- Культуры Древнего Востока как единый
культурологический тип. Особенности
мифологического мировосприятия.
- Переход “от мифа к логосу”. Основные
понятия античной культуры. Античная культура как
игра. Общее и особенное в культурах Древней
Греции и Древнего Рима.
- Проблемы становления средневековой
европейской культуры. Время и пространство в
христианской и варварской картине мира.
- Основные характеристики культуры
Возрождения. Система ценностей и новые идеалы
человеческой личности в европейской культуре
Нового времени.
Тема 3. Основные культурологические
концепции .
Вопросы:
- Концепция культуры в трудах классиков
аналитической психологии и ее критика в
неофрейдизме и русской религиозной философии.
- Концепция культуры в “философии жизни” и
ее восприятие русскими символистами.
Истолкование символов “Дионис” и “Аполлон” у
Ф.Ницше и Вяч.Иванова.
- Восток и Запад как архетипы культуры в
концепции В.С.Соловьева. Место России в истории
мировой культуры.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
“ВВЕДЕНИЕ В КУЛЬТУРОЛОГИЮ”
Номер и
название темы |
Количество
часов аудиторных занятий |
|
Лекции |
Семинары |
Всего |
1. Предмет
культурологии. Понятие о культуре |
2 |
|
2 |
2. Антропогенез и
начало культуры. |
2 |
|
2 |
3. Архаические
формы общения как первоосновы культуры |
2 |
|
2 |
4.Традиционные
культуры Древнего Востока |
2 |
|
2 |
5. Становление
античной культуры: переход от мифа к логосу |
2 |
|
2 |
6.Средневековая
европейская культура |
2 |
|
2 |
7.
Новоевропейская культура |
2 |
|
2 |
8. Место и роль
России в истории мировой культуры |
2 |
|
2 |
9. Культура и
природы: экология культуры |
2 |
|
2 |
10. Концепции
культуры в аналитической психологии |
2 |
|
2 |
11. Проблемы
культуры в “Философии жизни” и у мыслителей
серебряного века |
2 |
|
2 |
12. Современные
культурологические концепции |
2 |
|
2 |