На главную страницу Библиотеки по культурологии
карта библиотеки        ФОРУМ "Studia humanitas"


Библиотека > Методические материалы > Учебные курсы по культурологии > Волкова Э.Н. Программа курса "Введение в культурологию" (Кафедра теории и истории культуры РГГУ)

Предмет курса – культура как социально-исторический феномен, отличающийся динамизмом и устойчивостью, сложной структурой и целостностью, многообразием и единством.

Цель курса –сформировать у студентов представления об основных подходах и направлениях анализа культуры, о важнейших особенностях различных эпох истории мировой и отечественной культуры, о современных проблемах и тенденциях развития культуры.

Задача курса - познакомить студентов с некоторыми из важнейших концепций культуры, с исторической типологией мировой культуры и особенностями русской культуры у различных авторов, с современными представлениями о “постмодернизме” и проблемами межкультурного диалога.

Методология курса основана на принципах исторической и культурной антропологии, на поиске связей между представлениями о сущности культуры и “природы человека” (у различных авторов и в разные исторические эпохи).

Особенности структуры программы: первые две темы имеют вводный характер, помогают сформировать у студентов представления о предмете культурологии, о множестве различных понятий о культуре и о

ее начале (в связи с началом человеческой истории); темы № 3-8 раскрывают основные особенности истории мировой и русской культуры

(на базе исторической типологии культур); темы № 9-11 посвящены характеристике некоторых из важнейших концепций культуры и заключительная тема № 12 обобщает материал курса и дает представление о состоянии и важнейшей проблематике современной отечественной культуры.

Объем курса составляет 24 часа (24 часа лекций)

Предусмотренные формы контроля - коллоквиумы по разделам курса, рефераты, зачет.

Ответы оцениваются по традиционной пятибалльной системе.

ПРОГРАММА КУРСА ЛЕКЦИЙ

Введение

1. ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ. ПОНЯТИЕ О КУЛЬТУРЕ.

История формирования культурологии как гуманитарной дисциплины и социологической науки.

Этимология слова "культура", изменения смысла этого понятия начиная с античности до наших дней. Связь представлений о сущности культуры и сущности человека. Модификация подходов к анализу культуры под влиянием археологии и этнографии, европейской "культурантропологии".

Анализ различных определений культуры и выбор “рабочего” (для данного курса) определения. Понятие “общение” как основание и условие человеческого бытия (М.Бахтин), возможности использования этого понятия для определения культуры.

2. АНТРОПОГЕНЕЗ И НАЧАЛО КУЛЬТУРЫ.

Современные представления об антропогенезе и становлении различных элементов ранней культуры: основные факторы расселения архаического человека, формирования многоязычия и культурных стереотипов поведения, социальной и культурной дифференциации человечества, магических форм искусства. Роль языка в становлении человека и его культуры. Анализ концепции “начала человеческой истории” Б.Ф.Поршнева, новые данные археологии и антропологии по данной проблеме.

Часть 1. История мировой и отечественной культуры

3. АРХАИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ КАК ПЕРВООСНОВЫ КУЛЬТУРЫ.

Представления о месте и роли “первобытного” человечества в истории мировой культуры (с точки зрения формационного, цивилизационного и этнологического подходов). Анализ ранних форм общения с позиций современной культурной антропологии: значение обмена дарами для становления человека и его культуры (М.Мосс) Роль "первичного монотеизма", истоки магии и религии (Дж.Фрэзер). Переживание "священного" и "мирского" пространства и времени в архаических ритуалах (М.Элиаде). Роль имени, возрастных инициаций, отношение к рождению и смерти; понятие "партиципации" (Л.Леви-Брюль). Ранние формы культуры как предмет изучения современной психологии религии (Е.А.Торчинов).

4. ТРАДИЦИОННЫЕ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.

"Неолитическая революция" и первые "речные" цивилизации Древнего Востока, их общие черты: сословно-кастовая структура социума, сакральный характер власти, мифологичность картины мира. Понятие о “профессионально-именном” ключе культур Востока (М.К.Петров). Отношения "учитель-ученик" как основной тип общения на Востоке. Образы мудреца и пророка в библейской культуре, ее “анонимность” и традиционализм (С.С.Аверинцев). Влияние культур Древнего Востока на античную и общеевропейскую культуру.

 

5. СТАНОВЛЕНИЕ АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ: ПЕРЕХОД ОТ МИФА К ЛОГОСУ

Образ “античности” в современных историко-культурных исследованиях". “Греческое чудо" как культурологическая проблема. “Гомеровская эпоха” и ее роль в процессах перехода от мифа к логосу (М.К Петров). Архетипы античной культуры: Дионис и Апполон (в интерпретации Ф.Ницше и Вяч.Иванова). Греческий полис и номос, "телесность" античного космоса (по А.Ф.Лосеву). Роль рабства и ораторского искусства в истории античной культуры. Общие черты и различия "стилей" греческой и римской культур. Игровое начало античной культуры, роль авторства, "запрета на плагиат". Идеал мудрости в античности. Античный политеизм и "философский монотеизм".

6. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА.

История формирования современных представлений о “средневековье”, смена оценок и проблематики. Особенности “формационного” подхода: исследования генезиса феодализма, сословно-иерархической структуры общества и церкви. Анализ архетипов и символов средневековой Европы. Отношения "варварства" и "христианства", микрокосм и макрокосм, циклическое и эсхатологическое время (по А.Я.Гуревичу). Роль средневековых университетов и схоластики, "энциклопедизм" знаний, отношения церкви и культуры. Понятие об иконе и "обратной перспективе" как воплощении средневековой картины мира. Роль ритуала и жеста. Официальная, "куртуазная" и народная карнавальная культура. Явления культуры "осени средневековья" (И.Хейзинга); роль алхимии и астрологии в истории формирования нового типа личности. Итальянские гуманисты и эпоха Возрождения как переход к культуре Нового времени (смена культурных парадигм).

7. НОВОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА.

Проблемы изучения генезиса культуры и науки Нового времени в Европе. Роль Великих географических открытий в формировании полицентрической картины мира. Основные перемены а “культуре повседневности” к началу ХУП века. Роль реформационных и контрреформационных процессов в ХУП-ХУШ в.в. Содержание и формы "научной революции" ХУП-ХУШ в.в. Распространение научного (сайентистского) метода мышления на гуманитарное знание и художественную культуру. Принцип индивидуализма в философии, этике, политике. Проблемы взаимоотношений человека, общества и государства в концепциях деятелей Просвещения. Черты раннего романтизма в "высокой" культуре Европы. Становление позитивистского мировоззрения. Рождение "массовой культуры", ремифологизация культуры. Феномен модернизма, его соотношение с культурой Просвещения и Романтизма. Понятие о постструктурализме и постмодернизме, их месте в истории культуры Нового времени (различные подходы и концепции).

8. МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ.

История обсуждения проблем специфики русской культуры “западниками” и “славянофилами”, русскими писателями, историками и философами (взгляды П.Я.Чаадаева, А.С.Хомякова, К.Леонтьева, А.И.Герцена, Ф.М.Достоевского, М.Волошина, Н.А.Бердяева и др.). Различные интерпретации и оценки значения принятия православия для истории культуры Киевской Руси, роли “византийских начал” и “татаро-монгольского ига” в формировании особенностей культуры Московского царства, значения культурных реформ Петра 1, дооктябрьского и советского периода истории культуры России

Анализ историософской схемы В.С.Соловьева: место России между Востоком и Западом, медиативная роль ее культуры в становлении гармонического “всеединства”.

Критика идеи монистического единства мировой культуры, “европеизма” и глобализма деятелями культуры русского зарубежья. Концепции русской национальной самобытности у ранних “евразийцев”, их отношение к культуре советской России.

Особенности культуры постсоветского периода, идейно-теоретические споры последователей А.Д.Сахарова и А.И.Солженицына.

Русская культура в концепциях зарубежной россики. Культура России на рубеже ХХ1 века: выбор культурных альтератив.

Часть II. Концепции культуры.

9. КУЛЬТУРА И ПРИРОДА: “ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ”.

Культура и природа как противоположные и взаимодополняющие понятия современной теории культуры. Культура как этап общей эволюции природы, ее функция компенсации биологической недостаточности человека. Роль природной среды в формировании "культурной оседлости" человека.

Культура как "этническое поле" (Л.Н.Гумилев). Многообразие "образов мира" как культурная ценность (Г.Гачев). Актуальность проблем экологии культуры, их мировоззренческое значение.

Проблема границ допустимого вмешательства в “природу человека” (в медицине, генной инженерии и др.)

10. КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРЫ В АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Значение открытий З.Фрейда для истории культуры ХХ века. З.Фрейд о природе человека и функциях культуры, фрейдистский миф о происхождении человека. Символы Эроса и Танатоса в контексте культуры ХХ века. Особенности подхода к анализу культуры в неофрейдизме.

К.Г. Юнг о коллективном бессознательном и архетипах, их значении для творчества. Универсализм архетипов мировой культуры. Религиозные символы как архетипы.

Анализ основных понятий аналитической психологии, их современных интерпретаций.

11. ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ В “ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ” И У МЫСЛИТЕ-ЛЕЙ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА.

Критика Ф.Ницше оснований новоевропейской культуры. Эллинство и варварство, “Дионис” и “Апполон” как архетипы культуры.

Русские символисты и "богоискатели" - последователи и критики ницшеанства. Романтический и пророческий символизм, их значение для

русской культуры "серебряного века". Актуальность культурной проблематики, выявленной русскими символистами (Вяч. Иванов, А.Блок, А.Белый, Д.Мережковский и др.).

Отношения между культурой и религией (по П.Флоренскому, С.Н.Булгакову, Л.Шестову). В.С.Соловьев о религиозном значении культурного многообразия. Истоки и ключевые образы Востока и Запада как основных принципов общения между человеком и Богом.

Сопоставление культурфилософских моделей мировой истории западных и русских мыслителей.

12. СОВРЕМЕННЫЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Теории “глобальной культуры” и мультикультурализма на рубеже третьего тысячелетия.

Постмодернизм как явление культуры ХХ века. Постструктурализм (Р.Барт, Ж.Лакан, М.Фуко) и деконструктивизм (в концепции Ж.Дерриды) как элементы постмодернизма (Симона де Бовуар, Ю.Кристева). Проблема языкового сознания у Жака Лакана и его последователей. Феминистская критика как явление постмодернизма. Кризис личностного начала в культуре, "демонтаж" классического философствования о культуре (по Ж.Бодрийару).

Роль межкультурных и межконфессиональных диалогов в современном мире; концепции научной школы “диалогика культур” (М.М.Бахтин, В.С.Библер, Л.М.Баткин и др.)

Условия и структура межкультурных коммуникаций. Основные элементы и понятия современных межкультурных коммуникаций: семантема, сообщение, текст культуры, локальная культурно-семантическая система (этническая культура, национальный язык, конфессиональная система).

Факторы поддержания культурного многообразия в современной системе мировой культуры.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ИСТОЧНИКИ

Обязательные:

  1. Бубер М. Я и Ты. М., 1996. Гл. 1
  2. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х т.т. М.,1993-1995. Т. 1, гд 2-3.
  3. Ницше 3. Рождение трагедии из духа музыки Спб., 2000 (стр. 3-203). .
  4. Соловьев В.С. Великий спор и христианская политика // Соч. т. 1, 1989., Ч. П, Ш.
  5. Фрейд З. Я и Оно. // Фрейд З. Избранное. М., 1995 (стр. 34-102)
  6. Фрэзер Д. Золотая ветвь. М., 1998.-458 с. Гл. 5.
  7. Юнг К.-Г. Об архетипах коллективного бессознательного. ВФ, № 1, 1988.

Дополнительные:

  1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. (Стр. 325-368)
  2. Бердяев Н.А. Новое средневековье: Размышления о судьбе России и Европы. М., 1991.- 83 с.
  3. Иванов Вяч. По звездам: статьи и афоризма // Иванов В. Избранное. М., 1996 (стр. 126-198)
  4. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994. Гл. 1, 2, 3.
  5. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.,1983.- 164 с.
  6. Тейяр-де-Шарден. Феномен человека. М., 1983. - 259 с.
  7. Флоренский П.А. Мысль и язык. //Соч. Т.П., М., 1990. Ч. П, гл. 3-4.
  8. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1, 1993. - 1993.-667 с.; т.2,1998 - 604 с..
  9. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994. Гл. !, 3.
  10. Эко У. Когда на сцену приходит Другой // Пять эссе на темы этики. М., 1988.- с. 5-19.
  11. Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. (стр. 34-102)

ЛИТЕРАТУРА

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Белик А.А. Культурология. Антропологическая теория культур. М., 1998. Гл. 1-2.
  2. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры М., 1996. Гл. 1-4.
  3. Гуревич П.С. Культурология. М. , 1996. Введение и гл. 1.
  4. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1994 Часть 1.
  5. История мировой культуры. Наследие Запада. М.. 1998. Гл. 1-2.
  6. Ильин И.П. Постмодернизм. От истоков до конца столетия. М., 1998.
  7. Кондаков И.В. Введение в историю культуры. М., 1997. Гл.1-5.
  8. Кондаков И.В. Культура России. М., 1999.
  9. Культура: теория и проблемы. М., 1995. Гл. 1-4.
  10. Культурология (очерки теории культуры). М., 1994. Часть 1.
  11. Культурология. Ростов-на-Дону, 1995. Изд. 2, М.,1997. Гл. 1-3.
  12. Культурология. Теория и история культур. М., 1996. Введение.
  13. Культурология. М., 1998. Гл. 1-5.
  14. Культурология. ХХ век. Словарь, Спб, 1997.
  15. Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т.1-2, Спб, 1998.
  16. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. М., 1997.
  17. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М., 1998. Гл.1
  18. Петров М.К. Язык. Знак. Культура. М, 1991. Гл. 1-5.
  19. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М., 1974. Гл. 3,7.
  20. Торчинов Е.А. Религии мира. Спб,1997. Гл. 1-4.
  21. Флиер А.Я. Культурогенез. М. 1995. Ч.1.
  22. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1995.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Аверинцев С.С. Аналитическая психология К.-Г.Юнга и закономерности творческой фантазии // Вопросы литературы , №8, 1971.
  2. Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956. Ч.1-2.
  3. Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. М., 1991. Гл. 1, Заключение.
  4. Великовский С.И. Культура как полагание смыслов // Одиссей. М.1989.
  5. Волкова Э.Н. Категории культуры // Гуманитарные науки и новые информационные технологии. М., 1994
  6. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., 1988. Введение, гл 1-3.
  7. Григорьян. Б.Т. Философская антропология. М., 1982. Гл. 1
  8. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989. Часть 1Х
  9. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994. Введение.
  10. Гуссейнов А.А. Природа как ценность культуры // Экология, культура,
  11. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.
  12. Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени. М., 1989. Гл.1
  13. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. Гл. 1-2
  14. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф-имя-культура. Тарту, 1973.
  15. Межуев В.М. Культура и история. М., 1977. Гл. 1.
  16. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1980. Гл. 1-3.
  17. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 1995.
  18. Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997.
  19. Сушков Б.Ф. Русская культура: новый курс. М., 1996.
  20. Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. М., 1990. Гл.1.
  21. Федотов Г. Статьи о культуре // Вопросы литературы. № 2, 1990.
  22. Федотов Г. Судьба и грехи России // Г.Федотов. Избранные статьи по философии русской истории и культуры. Спб, 1991. Т.1.
  23. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.. 1990. Гл.1.
  24. Фромм Э. Психоанализ и религия. // Сумерки богов. М., 1989.
  25. Фуко М. Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексальности. М., 1997. Гл. 1
  26. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992. Введение.
  27. Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России Х-ХХ в.в. М., 1996.
  28. Яковенко И.Г. Российское государство: национальные интересы, границы, перспективы. Новосибирск, 1999. Гл. 1. 6.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ

  1. Основные подходы к определению культуры (из числа упомянутых в учебных пособиях по культурологии).
  2. Какой образ человека возникает из различных определений культуры?
  3. Возможные смыслы понятия "общение" - ключевого понятия для рабочего определения культуры в данном курсе.
  4. Анализ определения культуры как способа и способности к общению.
  5. Основные моменты антропогенеза, по гипотезе Б.Ф. Поршнева.
  6. Что принципиально отличает человека от животных (варианты возможных подходов)?
  7. Роль языка, появления "имен собственных" в становлении человеческой культуры.
  8. Магия и религия как особые формы общения в начале человеческой истории.
  9. Какую роль в становлении культуры сыграла этническая и социальная дифференциация?
  10. Функции музыкального и образного искусства в архаической культуре человечества.
  11. Какова роль суггестии (и защиты от нее) в антропогенезе и рождении ранних форм культуры?
  12. Какие общие черты культур Древнего Востока позволяют отнести их к одному типу культуры?
  13. Основные особенности мифологического мировосприятия.
  14. Как обеспечивалась надежная трансляция традиционной культуры Востока?
  15. Основные факторы возникновения античной культуры (согласно гипотезе Петрова М.К.).
  16. Как осуществлялся переход "от мифа к логосу"?
  17. Проанализировать и сопоставить понятия античной культуры: полис, номос, логос, космос.
  18. Античная культура как игра, отношение античных авторов к новаторству и канону.
  19. Имперские символы Древнего Рима и символика раннесредневековой культуры (заимствования и переосмысления).
  20. Пространство и время в христианской и варварской картине мира.
  21. Роль алхимии и астрологии в становлении "возрожденческой" творческой личности.
  22. Диалог культур как феномен новоевропейской культуры.
  23. Система ценностей и новый идеал человеческой личности в европейской культуре.
  24. Основные черты культуры Просвещения.
  25. Что такое "экология культуры" в понимании Д.С.Лихачева, Л.Н.Гумилева и Г.Д.Гачева?
  26. Анализ концепции этногенеза и сущности культуры Л.Н.Гумилева.
  27. "Национальные образы мира" как элементы общечеловеческой культуры, по Г.Д.Гачеву.
  28. Основные факторы формирования человеческой личности, по З.Фрейду.
  29. Культура как "сублимация" подсознательных влечений, по З.Фрейду. Социальные и психологические функции культуры, согласно его концепции.
  30. Архетипы коллективного бессознательного, их место в истории мировой культуры, в творчестве.
  31. Сравнительный анализ образа человека и его культуры в концепциях З.Фрейда и К.-Г.Юнга.
  32. На какие философские и культурологические концепции опираются русские символисты, кого можно назвать их предшественниками?
  33. Какие идеи заимствовали символисты у Ф.Ницше и что отвергли в ницшеанстве?
  34. Дионисийство и аполлонийство как архетипы культуры, их место в "эллинской" и "варварской" культурах, по Вяч.Иванову.
  35. О чем "пророчили" русские символисты и как воплотились их идеи в культуре ХХ века?
  36. В.С.Соловьев о Востоке и Западе как архетипах мировой культуры.
  37. Общее и особенное в "способах общения" культур Индии, Ирана, Египта и библейской Иудеи, по В.С. Соловьеву.
  38. Ключевая идея культуры Запада (в Древней Греции и Древнем Риме), по Соловьеву.
  39. Представление о центре мировой культуры (месте встречи Востока и Запада) и дальнейших перемещениях этого центра (в русской религиозной философии).
  40. Как ставили вопрос о месте и предназначении России и ее культуры русские символисты и религиозные философы?
  41. Основные положения концепции спора постструктуралистов (М.Фуко, Ж.Лакана, Р.Барта).
  42. Что такое "языковое сознание", по Ж.Лакану?
  43. Задачи феминистской критики культуры, ее основные аспекты.
  44. Представление о глобальной культуре-музее в современном постмодернизме.
  45. Условия глубины и полноты межкультурных диалогов.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

КОЛЛОКВИУМЫ

Каждый из коллоквиумов обобщает материал и проблематику одного из разделов курса, что позволяет оценить качество их усвоения студентами. Работа в коллоквиуме должна способствовать овладению языком дисциплины, формировать у студентов навыки ведения дискуссии и умение анализировать многообразные подходы и методы культурологии.

Тема 1. Понятие о культуре, ее основания и механизмы становления.

Вопросы:

  1. Основные подходы к определению понятия “культура”. Представления о “природе человека”, соответствующие этим подходам.
  2. Анализ рабочего определения культуры и ключевого для него понятия “общение”.
  3. Дискуссионные вопросы антропогенеза. Концепция начала культуры Б.Ф.Поршнева. Становление основных элементов культуры.
  4. Феномен дара и его культурологическое значение. М.Элиаде о рождении “Человека религиозного”. Магия и религия как понятия (по Дж.Фрезеру) и явления истории культуры.

Тема 2. Историческая типология культур

Вопросы:

  1. Культуры Древнего Востока как единый культурологический тип. Особенности мифологического мировосприятия.
  2. Переход “от мифа к логосу”. Основные понятия античной культуры. Античная культура как игра. Общее и особенное в культурах Древней Греции и Древнего Рима.
  3. Проблемы становления средневековой европейской культуры. Время и пространство в христианской и варварской картине мира.
  4. Основные характеристики культуры Возрождения. Система ценностей и новые идеалы человеческой личности в европейской культуре Нового времени.

Тема 3. Основные культурологические концепции .

Вопросы:

  1. Концепция культуры в трудах классиков аналитической психологии и ее критика в неофрейдизме и русской религиозной философии.
  2. Концепция культуры в “философии жизни” и ее восприятие русскими символистами. Истолкование символов “Дионис” и “Аполлон” у Ф.Ницше и Вяч.Иванова.
  3. Восток и Запад как архетипы культуры в концепции В.С.Соловьева. Место России в истории мировой культуры.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

“ВВЕДЕНИЕ В КУЛЬТУРОЛОГИЮ”

Номер и название темы

Количество часов аудиторных занятий

 

Лекции

Семинары

Всего

1. Предмет культурологии. Понятие о культуре

2

 

2

2. Антропогенез и начало культуры.

2

 

2

3. Архаические формы общения как первоосновы культуры

2

 

2

4.Традиционные культуры Древнего Востока

2

 

2

5. Становление античной культуры: переход от мифа к логосу

2

 

2

6.Средневековая европейская культура

2

 

2

7. Новоевропейская культура

2

 

2

8. Место и роль России в истории мировой культуры

2

 

2

9. Культура и природы: экология культуры

2

 

2

10. Концепции культуры в аналитической психологии

2

 

2

11. Проблемы культуры в “Философии жизни” и у мыслителей серебряного века

2

 

2

12. Современные культурологические концепции

2

 

2






Желающие опубликовать свои работы (статьи, дипломные, рефераты) в библиотеке, присылайте их на [email protected]!


Семиотика и семиосфера КУПИТЬ КНИГИ, сделать ЗАКАЗ КНИГИ ПОЧТОЙ в книжных магазинах БИБЛИО-ГЛОБУС, ОЗОН/OZON, БОЛЕРО/BOLERO, ТОП-КНИГА, БИБЛИОН и других