Библиотека > История средневековой культуры > Культура Византии >
Специфика и эволюция культуры Византии
V век. Могучая Римская империя больше не существует. Она пала, а вместе с ней ушел в прошлое античный мир. На берегу Босфора императором Константином был возведен Константинополь - "новый Рим" - столица Византийского государства. Сказочно красивой представлялась она пришельцам с Запада, Востока и Севера.
Византийская империя стала могущественной державой, империей "ромеев", как называли себя ее жители. С одной стороны, она явилась продолжением богатейшей античной культуры, а с другой - началом культуры средневековой. Византия - наследница античности - испытала на себе и влияние культуры народов Востока, сумела творчески переработать их художественные традиции. Из Египта она унаследовала художественные росписи тканей, резьбу по дереву и кости, из Малой Азии - тип купольной базилики, у персов научилась придворному церемониалу, из Палестины привезла святые реликвии христианской веры. И все-таки Византии суждено было оставить собственный след в истории мировой культуры. Ее культура имеет вполне самостоятельное значение.
Здесь был создан новый тип церковного здания - крестово-купольный храм, идеально отвечающий требованиям христианского богослужения. Византийские мастера добились синтеза мозаичных и фресковых росписей в сооружении архитектуры. Здесь была выработана иконография, подчиненная строго обоснованным законам (канонам), которым следовали живописцы Западной Европы и Древней Руси. Были достигнуты успехи в литературе, книжной миниатюре, музыке и декоративно-прикладном искусстве.
Стиль византийской архитектуры складывался постепенно, в нем органично совмещались элементы античного и восточного зодчества. Главным архитектурным сооружением был храм, так называемая базилика (греч. "царский дом"), назначение которой существенным образом отличалось от других построек. Если египетский храм предназначался для проведения жрецами торжественных церемоний и не допускал человека в святилище, а греческий и римский храмы служили местопребыванием божества, то византийские стали тем местом, где верующие собирались на богослужение, т.е. храмы были рассчитаны на пребывание в них человека.
Базилика отличается простотой плана: это вытянутое здание, продольно разделенное внутри рядами колонн на части, нефы (греч. "корабль"), число которых достигало 3 или 5. Все храмы ориентировались на восток, так как там, по представлению христиан находился Иерусалим - центр Земли. На востоке к основному прямоугольному объему примыкает полукруглая ниша - апсида с расположенным в ней алтарем - священной частью храма. Особенностью оформления византийских храмов был контраст между их внешним и внутренним видом. Внешний вид базилик подчеркнуто скуп и строг, он поражает суровой гладкостью мощных стен, прорезанных редкими узкими окнами, отсутствием декоративных деталей в оформлении фасадов. Зато, подобно скромному христианину с его богатой внутренней жизнью, базилика имела красивые интерьеры. Они украшены облицовками из мрамора и гранита, фресковыми и мозаичными росписями на стенах, роскошными предметами декоративно-прикладного искусства.
Наивысшим достижением византийской архитектуры стал собор Святой Софии в Константинополе (532-537), соединивший базилику с купольным перекрытием. Храм "премудрости Божией" воздвигли сравнительно быстро два архитектора - Анфимий и Исидор. От них требовалось выразить "непостижимость и неизреченность" христианского восприятия Вселенной, воплотить идею могущества Византийской империи. Зодчие блестяще справились с этой задачей. Отныне здесь стали проводить императорские церемонии и торжественные богослужения. Храм, расположенный в центре города, на самом высоком холме, далеко виден с Босфора.
Мировую славу приобрели мозаики Византии. Технология мозаичного искусства известна еще с античности, но только в Византии стали впервые применять не естественные, а окрашенные минеральными красками стеклянные сплавы, так называемые смальты с тончайшей золотой поверхностью. Мастера широко использовали золотой цвет, который, с одной стороны, символизировал роскошь и богатство, а с другой, был самым ярким и сияющим из всех цветов. Большинство мозаик располагалось под разным углом наклона на вогнутой или сферической поверхности стен, а от этого только увеличивался золотой блеск неровных кубиков смальты. Он превращал плоскость стен в сплошное мерцающее пространство, еще более сверкающему благодаря свету горящих в храме свечей. Мозаичисты Византии пользовались широким красочным спектром: от нежно-голубого, зеленого и ярко синего до бледно-лилового, розового и красного различных оттенков и степени интенсивности. Изображения на стенах главным образом рассказывали об основных событиях христианской истории, земной жизни Иисуса Христа, прославляли власть императора.
Особую известность приобрели мозаики церкви Сан-Витале в городе Равенне (6 в.). На боковых нефах апсиды, по обеим сторонам от окон, расположены мозаики с изображением императорской четы - Юстиниана и его жены Феодоры со свитами. На первой из них в центре изображен император Юстиниан, подносящий в дар церкви тяжелую золотую чашу. Его голову венчают диадема и нимб. На нем богатые цветные одежды, украшенные золотом. Зеркальная симметрия правой и левой сторон композиции создает ощущение равновесия и покоя. Фигуры не ступают, а парят, проплывают по земле. Мозаика на противоположной стороне изображает императрицу Феодору. Она входит в храм, неся в руках потир с золотыми монетами. Вокруг шеи и на плечах - роскошные ожерелья. На голове - корона с длинными жемчужными подвесками, вокруг головы - нимб. Слева от Феодоры - придворные дамы в украшенных драгоценными камнями туниках. Художник помещает персонажи на нейтральном золотом фоне. Все в этой сцене исполнено торжественного величия. Обе мозаичные картины, расположенные под фигурой восседающего Христа, внушают зрителю мысль о незыблемости византийского императора.
Первоначально иконами называли любые священные изображения, выполненные на камне, дереве, ткани или металле. Со временем этот термин стал употребляться для обозначения изображений на специальных досках. Самые первые иконы относятся к 6 веку.
Веками не затихали споры между сторонниками и противниками икон, требовавшими ограничений в живописных изображениях. Почитание икон, по их представлениям, считалось идолопоклонством, недопустимым в христианской церкви. А поэтому их требования сводились к нейтральным картинам, отвлеченным символам, орнаментальным и декоративным мотивам, пейзажам с изображениями животных и птиц. В результате стены храмов превратились, по образному выражению одного из современников, в "огороды и птичники". В период иконоборчества (726-843) была сделана попытка официального запрещения икон. В защиту икон выступил философ, поэт, автор многих богословских сочинений Иоанн Дамаскин (700-760). По его мнению, икона принципиально отличается от идола. Она является не копией или украшением, а иллюстрацией, отражающей природу и сущность божества. Она лишь его подобие и образ. "Иконы суть видимое невидимого и не имеющего фигуры, но телесно изображенного из-за слабости нашего понимания". Главная задача иконописца - идеальное воспроизведение канонических сюжетов и персонажей, причем все индивидуальное в них должно было отступить на второй план. При восприятии иконы между зрителем и изображением как бы протягивались тысячи невидимых нитей.
Характерными особенностями икон становятся фронтальность изображения, строгая симметрия по отношению к центральной фигуре Христа или Богоматери, подчеркнуто высокий лоб - средоточие духовного начала, сияющий нимб вокруг головы, пристальный, суровы взор увеличенных глаз, статичность, состояние аскетического бесстрастного покоя, декоративность и условность одежды, подчеркивающей бесплотность, бестелесность фигур. Цвет на иконах символичен. Золото и пурпур выражают идею царственности, синий цвет - божественности, белый символизирует нравственную чистоту и невинность.
К сожалению, большинство ранних икон погибло, но и то, что сохранилось, являет собой примеры высокого мастерства. Шедевром византийской иконописи по праву считается икона Владимирской Богоматери (нач. 12 в.), привезенная на Русь еще в 1155 г. и ставшая одной из наиболее почитаемых русских святынь.
Под влиянием христианства развивалась и византийская литература. Ее главная задача сводилась к возвышению духовного начала в человеке. Героем литературных произведений становится обычный маленький человек, чья немощная плоть находится в поразительном контрасте с величием духа. Он, смиренный и жалкий, зачастую является избранником Божьим, чудотворцем. Наделенный сверхъестественным знанием, он способен предсказывать грядущие события. Он заступник обиженных, мученик за веру христианскую.
Византийскую литературу представляют различные жанры: народная эпическая поэма, апокрифы, гимны, жития святых, летописи, акафисты, проповеди, письма, басни и т.д.
Творчество Иоанна Златоуста (ок. 350-407) стало классикой. Велика была его популярность и в Древней Руси. К его церковным проповедям не раз обращался протопоп Аввакум. Стиль Иоанна Златоуста отличают многочисленные восклицания, риторические вопросы, анафоры, прямые обращения к читателю, экспрессивность и выразительность интонаций.
Не менее выразительна и интересна византийская музыка. О сильнейшем эмоциональном воздействии церковного богослужения известно давно. Вот, что сказали по поводу церковной службы послы древнерусского князя, возвратившиеся из Царь-града: "Не знаем, где мы были, то ли на небе, то ли на земле".
В те времена в хоровом пении Софийского храма участвовало 111 человек, а в сольном - 25. Основным видом церковного песнопения был тропарь, возникший, видимо, во 2 в. в греческом песенном искусстве. С 10 в. тропари стали называть стихирами. Это уже были музыкально-поэтические импровизации на библейские сюжеты или тексты религиозно-дидактического характера. Тропари сочинялись ко всем праздникам, торжественным событиям, дням поминовения святых. Близкие к светской народной музыке, они стали наиболее важной частью богослужения. Широкое распространение получили и гимны, возникшие сначала вне церковной музыки. Позднее благодаря художественным достоинствам и всеобщему признанию гимны стали использоваться в христианских ритуалах. Начиная с 7 в. самым популярным жанром становится канон - сложная музыкально-поэтическая композиция, исполнявшаяся во время утренней службы. Она состояла из нескольких частей, строфы канона (от 8 до 36) объединялись в песни, число которых составляло от 2 до 9, по 4 строфы в каждой. Всякому музыкальному жанру отводилось строго регламентируемое место в богослужении. История византийской музыки ознаменована введением в практику нотного письма, позволявшего записывать различную высоту звука и разнообразие ритмических мелодий.
Турецкие войска, завоевавшие Константинополь в 1453 г., поставили точку в истории Византийской империи. Но это не был конец ее художественного и культурного развития.