Библиотека > История средневековой культуры >
Средневековая культура Сербии и Польши
14 в. - эпоха Стефана Бушана. В это время происходит развитие сербского искусства. Основа сербской культуры была заложена в нач. 13 в. династией Неманичей, первых сербских королей. I сербский король - Стефан Первовенчанный. Святой Савва в 1219 г. создает независимую от Константинополя церковь. Сербская литература - это прежде всего жития, нет ничего светского. Савва распространяет церковные строгие уставы, что во многом влияет на уставы и русских монастырей. Сербия начинает влиять и на Византию. Устав Саввы переводится на болгарский, славянский (Сергий Радонежский) языки. Архиепископ Киприан окончательно вводит этот устав на Руси. Понятие серб и православный становятся тождественными ("серб не может быть не православным"). После завоевания Сербии турками мощи святого Саввы были сожжены.
Архитектура и ИЗО Сербии дают изумительные образцы православной культуры. Основная форма живописи - фреска (не икона), характерна задушевность, мягкость, красота форм. В архитектуре 12-13 вв. можно найти следы влияния романской культуры Западной Европы. Романский стиль довольно долго удерживается в сербской архитектуре. Монастырь "Студеница" - смешанный романско-византийский стиль. Зато монастырь "Грачаница" (13-14 вв.) - типично сербский стиль. Сербская фресковая живопись также не избегает римских влияний. Развитие ИЗО Сербии происходит по общим европейским путям. Сербия синтезирует влияние Востока и Запада (фрески монастыря "Сопочаны"). Используется принцип каллокогатии, т.е. совершенство внутреннего и внешнего облика человека. В сербской фресковой живописи также возникает жанр портрета (в основном это изображения ктиторов, т.е. людей на чьи деньги построен храм). Нимб над светским человеком означает достоинство власти. Дечанский монастырь становится эталоном сербской архитектуры. Почитание династии Неманичей дает "Древо Неманичей". Светское у сербов глубоко сливается с духовным.
Сербская иконопись очень насыщенна богословской мыслью. Для иконописца важно богословское содержание. Большинство сербских иконописцев были исихастами. Сербские иконописцы рисовали богочеловека. После завоевания турками сербская иконопись меняется на мрачную, жесткую, трагичную, от гармонии не остается и следа.
Сербские песни. Возникали сначала среди дружинников, затем осели в низах и к 19 в. сказателями стали слепцы-старцы, бродившие от монастыря к монастырю.
Вук Кораджич собрал этот фольклор и опубликовал. Это стало событием для всей Европы. Битва на Косовом поле (1389) оказала огромное влияние на творчество сербов. Возникает цикл королевича Марко (докосовский, косовский, послекосовский).
1) докосовский цикл - здесь запечатлено многое, что касается языческих славянских верований. Типичный сербский сюжет - братоубийство
2) косовский цикл - описывает саму Косовскую битву, подвиг Юнако. Этот цикл оболгал одного из участников битвы - Вуко Бранковича, здесь он изображался как предатель. В косовских песнях мало исторического, больше конечно легендарного. Характерен мотив женской верности и , напротив, коварства. Сербский эпос не идеализирует человека.
3) послекосовский цикл связан с королевичем Марко (аналог Ильи Муромца). Официально он не выступает против турецкого ига, он хочет установить социальную справедливость. Он заступник угнетенных. А еще он любит гулять и в своей гульбе он также "широк", как и в битве. Особая песня посвящена смерти королевича Марко.
Польская средневековая культура
До эпохи Возрождения польская культура находилась под влиянием чешской и немецкой культуры. Польская культура как образец рассматривала чешскую культуру.
12 в. - хроника Гала Анонима, который был французом, очень напоминает хронику Козьмы Пражского. Общая идеологема славянского происхождения, но не говорится о трех братьях, младшим из которых был Лех. В 14 в. образцом оставались чешские хроники. Но польские переписчики часто меняли их в свою пользу. Часто при описании чешско-польских сражений победа приписывалась полякам, хотя на деле победу одерживали чехи.
В результате битвы при Грюнвальде в 1410 г. немецкому ордену было нанесено поражение. В битве участвовали чехи, поляки, русские. Польская хронистика отразила это событие. В хронике Яна Длугаша (нач. 16 в.) дается детальное описание Грюнвальдской битвы. Эта хроника способствовала формированию патриотического самосознания, ибо именно поляки смогли одолеть немецких завоевателей. Здесь же содержится систематическое отражение польской языческой религии. Длугаш создает систему славянских богов по образу и подобию античных, непонятно остается только что он придумал сам, а что обработал из народных верований.
Стилистический переход от средневековья к Ренессансу наглядно виден в архитектуре.