Библиотека > История средневековой культуры >
Искусство средневековой Европы
Искусство западноевропейского Средневековья неравнозначно по своей художественной ценности и имеет свою специфику, присущую определенному историческому периоду. Согласно традиционной
периодизации, в нем различают три периода:
• дороманское искусство (V—Хвв.),
• романское искусство (XI—XII вв.),
• готическое искусство (XIM—XV вв.).
Однако при всем многообразии художественных средств и
стилевых особенностей искусству Средневековья присущи
общие характерные черты:
• религиозный характер (христианская церковь — единственное, что объединило разрозненные королевства Западной Европы на всем протяжении средневековой истории);
• синтез различных видов искусства, где ведущее место отводилось архитектуре;
• ориентированность художественного языка на условность, символику и малый реализм, связанные с мировоззрением эпохи, в которой устойчивыми приоритетами были вера, духовность, небесная красота;
• эмоциональное начало, психологизм, призванные передать накал религиозного чувства, драматизм отдельных
сюжетов;
• народность, ибо в эпоху Средневековья народ был творцом и зрителем: руками народных умельцев создавались
произведения искусства, воздвигались храмы, в которых
молились многочисленные прихожане. Используемое
церковью в идеологических целях культовое искусство должно было быть доступным и понятным всем верующим;
• иперсональность (согласно учению церкви, руку мастера направляет воля Бога, орудием которого считался зодчий, камнерез, живописец, ювелир, витражист и т.д.,
нам практически неизвестны имена мастеров, оставивших миру шедевры средневекового искусства).
Как уже отмечалось выше, лицо средневекового искусства
определяла архитектура. Но в эпоху германских завоеваний
античное архитектурное искусство пришло в упадок. Поэтому в области архитектуры Средневековью пришлось начинать все заново.