Библиотека > История средневековой культуры >
Дороманское искусство
Период дороманского искусства, в свою очередь, предполагает трехчастное деление: раннехристианское искусство, искусство варварских королевств,
искусство Каролингской и Оттоновской империй.
В раннехристианский период, после Миланского эдикта о
веротерпимости (313 г.), христианство стало официальной
религией, и культовые сооружения, ранее находившиеся в катакомбах, становятся наземными. Появляются первые Христианские храмы — базилики, которые до нашего времени
практически не сохранились. Сохранились только отдельные
здания центрического типа (круглые, восьмигранные, крестообразные в плане), чаще всего это так называемые баптистерии (крещальни). В их внутреннем украшении использовались мозаика и фреска, в которых проявились основные
черты средневековой живописи:
• отрыв от реальности (свойственной античной традиции),
• символика,
• условность изображения,
• мистичность образов с помощью таких формальных элементов, как увеличение глаз, бестелесность изображений, молитвенные позы, жесты, прием разномасштабности в изображении фигур согласно духовной иерархии.
Еще дальше уходит от античных традиций искусство варварских королевств.
Варварские королевства сложились в IV—VI вв. Варвары
сразу же приняли христианство, но в их искусстве наблюдалось сильное влияние язычества.
Чем дальше на север, тем менее романизация оставила
свой след в искусстве этих королевств, тем больше в нем элементов язычества. Трудней всего прививалось христианство
в королевствах Скандинавского полуострова и Дании. До XI в.
здесь не развивалась культовая архитектура. В IX—Х вв. стали воздвигать на перекрестках дорог каменные, украшенные
рельефами кресты. Судя по найденным в курганах-гробницах
предметам декоративно-прикладного искусства, в отделке доминируют зверино-ленточный и геометрический типы орнаментов, а изображения зверей и мифологических чудовищ
плоскостны и стилизованы, что весьма типично для языческого искусства.
Англия и Ирландия того периода были лишь поверхностно
романизированы. Их первые христианские культовые сооружения вообще были лишены декора и крайне примитивны.
Средоточием художественной жизни в этих странах стали монастыри, со строительством которых получило распространение искусство книжной миниатюры. Евангелия пышно орнаментировались в основном геометрическими орнаментами.
Геометричными же были и изображения людей и ангелов, выполненные в примитивной манере.
В архитектуре Остготского и Лангобардского королевств
прослеживается более отчетливая связь с античностью, но в
ней сильны элементы варварского зодчества. Храмы и баптистерии того периода имели круглую форму, купол был выдолблен из камня, грубо обтесан. Появляются надгробные
плиты с сюжетами на христианскую тематику, выполненные
в технике плоского рельефа.
К характерным особенностям архитектуры варварского королевства следует отнести крипты — подвальные и полуподвальные помещения под базиликами.
Во Франкском королевстве развивается искусство книжной
миниатюры, которая украшалась изоморфными заставками
из стилизованных фигурок животных.
Искусство варваров сыграло свою положительную роль в
развитии нового художественного языка, освобожденного от
пут античности, и, прежде всего, в развитии орнаментально-декоративного направления, вошедшего впоеледствии
как составная часть художественноготворчества классического Средневековья.
В искусстве Каролингской и Оттоновской империй отличительной чертой является своеобразный сплав античных, раннехристианских, варварских и византийских традиций,
особенно проявившийся в орнаменте. Архитектура этих королевств ориентирована на римские образцы. Это базилики,
центрические храмы, выполненные в камне, дереве или смешанной техникой. Внутренний декор составляют мозаика и
фреска.
Постепенно усиливается оборонительный характер храмов
(на храмах появляются башни). Памятником архитектуры
того периода является капелла Карла Великого в Аахене (около 800 г.). Здание имеет суровый и величественный вид. Развивается монастырское строительство.
В Каролингской империи было построено 400 новых и расширено 800 существовавших монастырей. Они имеют сложную и точную планировку (монастырь Сен-Гален в Швейцарии). В императорских резиденциях в Аахене и Нимвегене
появляются прообразы будущих феодальных замков, первые
образцы светского строительства.
Эпоха каролингов оставила нам замечательные памятники
книжной миниатюры. В монастырских скрипторнях и библиотеках переписывались, иллюстрировались и хранились
христианские и античные тексты религиозного и светского
содержания. Книги великолепно украшались, миниатюры, выполнялись в технике гуаши с применением золота. Из книжных памятников того времени наиболее известны «Евангелие Карла Великого» (до 800 г.), «Аахенское Евангелие» (нач.
IX в.), «Утрехтская псалтирь» (около 820 г.), в которой пером и чернилами в четкой графической манере выполнены иллюстрации на библейские темы.
Искусство Оттоновской империи, во главе которой в 962 г.
стал королевский дом Оттонов, можно назвать предтечей романского стиля или предроманским искусством. Сохранились
лишь памятники культового строительства. О светских архитектурных сооружениях (усадьбах-пфальцах) сохранялось
лишь упоминание в литературе. В церковной архитектуре
преобладает базиликальный тип, внутренний декор церквей
становится проще, мозаику сменяет фреска, иногда имитирующая ковры. В книжной миниатюре окончательно складывается романская стилистика с линеарно-пластической трактовкой формы. Характерным памятником книжной миниатюры того времени является "Евангелие Оттона III".
<----- Вернуться на главную страницу библиотеки