Библиотека > История средневековой культуры >
Романское искусство
Со времен царствования Карла
Великого стал вырабатываться так называемый романский
стиль с характерной для него полукруглой сводчатой аркой.
Поэтому XI—XII вв. в истории средневековой культуры называют периодом романики, связывая это названием основным
стилевым признаком искусства того времени, прообразом
которого была арка античного Рима. В архитектуре романской эпохи существуют национальные школы, но все они объединены первым, единым для европейских государств, стилем.
Сохранившиеся оттого времени церковные, главным образом
монастырские, постройки— базиликальноготипа. Они имеют форму латинского креста. Это массивные каменные здания, сузкими и небольшими окнами в толстых продолговатых стенах с приземистыми колоннами внутри, отделяющими друг от друга главный и боковые нефы. Романские церкви
и соборы преимущественно трехнефные: центральный неф
на восточной стороне заканчивается полукруглой - апсидой.
Меняется характер перекрытий: исчезают деревянные строительные фермы, их сменяет каменный свод, сначала полуциркульный, потом крестовый. Характерным элементом экстерьера становятся массивные башни. Вход оформлен порталом (от лат. «порта» — дверь), врезанными в толщу стен
уменьшенными в перспективе полуциркульными арками.
Архитектура романики не знала точного математического
расчета. Но толщина стен вызвана не только конструктивными соображениями. Толстые стены, узкие окна, башни — все
эти стилевые признаки архитектурныхсо&ружеиий выполняли одновременно оборонительную функцию. Крепостной характер церквей, соборов, монастырей позволял мирному населению укрыться в них во время феодальных междоусобиц.
Внутренняя планировка и размеры романского храма отвечали культурным и социальным потребностям. Храм мог вместить массу людей различных сословий: мирян и духовенство,
простолюдинов и знать, многочисленных паломников. Наличие нефов позволяло разграничивать прихожан в соответствии с их положением в обществе.
Все богатство декора сосредоточено в романском храме на
главном фасаде и внутри, у алтаря, расположенного на возвышении для того, чтобы подчеркнуть более высокое положение клира по отношению к мирянам. Декор в основном скульптурный. Скульптура в романскую эпоху переживает первый
расцвет. Скульптурные изображения ярко раскрашивались.
Рельефы украшают порталы, капители колонн. В форме рельефа особенно наглядно отражены основные принципы романской пластики: плоскостная графичность и линеарная
контурность.
Романская живопись развивается во многом аналогично
скульптуре, играя подчиненную роль в синтезе искусств.
Монументально-декоративная живопись представлена храмовыми росписями сдержанного колорита, где основную нагрузку несут линия, контур, силуэт.
В Х—XI вв. складывается техника витража, но уровень ее
еще низок: это малофигурные, примитивно выполненные композиции. В романском храме осуществляется синтез искусств, призванных возбудить у молящихся преклонение перед могуществом Бога, церкви и, вместес тем, осознать свою
бренность и ничтожность. Кроме того, декор храма, привлекая взоры молящихся, наглядно иллюстрирует церковную
службу, которая велась на латинском языке и не всегда была
понятна мирянам. Классическое воплощение романского зодчества — это находящиеся в Германии церковь Марии на острове Лаак, Вормский и Шпеерский соборы. Особое место в
романской архитектуре занимает итальянская архитектура,
благодаря прочным античным традициям сразу шагнувшая в
эпоху Возрождения.
Романский стиль сложился в эпоху феодальной раздробленности, и поэтому функциональное назначение романской
архитектуры — оборона. Девиз романского стиля, «Мой
дом — моя крепость», в равной мере определял архитектурные особенности как светских, так и культовых построек и соответствовал образу жизни западноевропейского общества
того времени. Становлению романского стиля способствовала большая роль монастырей как центров паломничества и
очагов культуры, распространяющих единые художественные
формы. При монастырях возникают первые мастерские со
специалистами разного профиля, необходимыми при строительстве храма или собора. Первые строительные артели
были монашескими. Их обмирщение началось к концу романского периода, когда по всей Европе началось строительство
городов.
Основным типом светских архитектурных сооружений
можно считать феодальный замок, в котором доминирующее
положение занимал донжон — дом-башня прямоугольной или
многогранной формы. На первом этаже донжона располагались хозяйственные помещения, на втором — парадные комнаты, на третьем — жилые комнаты владельцев замка, на четвертом — жилище охраны н слуг. Внизу обычно находились
подземелье и тюрьма, на крыше—сторожевая площадка.
Для обеспечения максимальной обороны замки строились
на вершине горы, в излучинах рек, на острове и в других малодоступных местах. Замок был окружен высокими каменными {зубчатыми) стенами, с башнями, рвом, заполненным водой. Подъемный мост был единственной связующей нитью с
внешним миром.
Во дворе замка располагались хозяйственные постройки и
замковая церковь-часовня. Планировка замка обусловливалась рельефом, и при строительстве главной задачей была
функциональность. Менее всего преследовались художественно-эстетические цели. Но мало-помалу складывалась
традиционная замковая архитектура, и городские дома крупных землевладельцев строились по тем же принципам, некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни,
городские (монастырские) ворота. Средневековый город, а
вернее его центр, пересекался двумя осями-магистралями. На
их пересечении находились рыночная или соборная площадь
— средоточие общественной жизни горожан. Остальное пространство застраивалось стихийно, однако застройка имела
преимущественно центрально-концентрический характер,
вписываясь в городские стены. При сооружении домов преследовался принцип утилитарности. Городские крепостные
стены романской архитектуры сохранились лишь в городах
Каркасон (Франция) и Таллин (Эстония).