Библиотека > История средневековой культуры >
Церковный характер культуры. Аскетизм.
Средневековая культура отличалась ярко выраженным церковно-религиозным характером. Это сказывалось во всех областях культуры —
в науке, литературе, школе, искусстве. Католическая церковь, унаследованная варварами от Римской империи, с самого
начала средних веков господствовала в европейских
странах на протяжении долгих столетий.
Значение церкви в средневековом обществе очень
велико. Церковь была крупнейшим землевладельцем
в каждой из европейских стран. Почти до одной трети
земель в разных королевствах принадлежало церковным корпорациям. Церковь являлась большой политической силой. Духовенство выделяло из своей среды
королевских советников, канцлеров, государственных
секретарей, чиновников, которые были широко представлены в средневековых сословных собраниях (генеральные штаты, парламент и т.п.). Но особенно
значительной была роль церкви в идеологическом отношении.Церковь освящала своим авторитетом средневековый феодальный строй и была духовной руководительницей феодального общества.
АСКЕТИЗМ
Одной из характерных черт средневекового мировоззрения, в духе которого воспитывались народные
массы, был аскетизм. Согласно аскетизму, человеческий мир представлялся воплощением греха и зла. Обязанностью верующего человека было постепенное освобождение от земных оков, чтобы подготовиться
к переходу в лучший, загробный, мир. Для этого церковь рекомендовала посты, покаяние, умерщвление
плоти. Наивысшим подвигом считался полный уход от
мира в монастырь. На практике, однако, аскетизм
проводился далеко не последовательно. Буйные и распущенные феодалы, конечно, и не думали быть аскетами. Само духовенство, особенно в лице его высших
представителей, грубо нарушало свои же собственные
аскетические предписания, копируя, по существу, образ жизни светских феодалов. Городские и крестьянские
народные массы продолжали «в миру» свою трудовую жизнь со всеми ее горестями и радостями. Было бы ошибкой представлять себе средневековое
общество как сплошной монастырь, где люди только
и думали о покаянии и спасении своей души. Но тем
не менее аскетизм был официальным учением, пропагандируемым с церковной кафедры, преподаваемым
юношеству в школе, входившим как необходимый
элемент во многие виды средневековой литературы.
Значительное количество людей, принадлежавших
к разным классам, в большей или меньшей степени
отдавало ему дань, пытаясь порой всерьез исполнить
его предписания. Аскетизм был естественным выражением факта господства религии в средние века,
когда точные науки были еще в зародыше, власть человека над силами природы крайне несовершенна,
а общественные отношения, резко антагонистические
и авторитарные, покоившиеся на крепостнической
эксплуатации, обрекали народные массы на постоянное терпение, воздержание, ожидание возмездия
и блаженства в ином мире.