Библиотека > История средневековой культуры >
Средневековая философия
Для того чтобы лучше понять ее особенности,
познакомимся с философско-эстетическими взглядами таких
средневековых мыслителей, как Августин Блаженный
(354—430), Боэций (480—524), Фома Аквинский (1225—
1274).
Для Августина вся история — это борьба между приверженцами христианской церкви, строящими «град божий на
земле», и сторонниками Сатаны, организовавшими светское
земное государство. Он пропагандирует главенство церковной власти над светской и мировое господство католицизма.
Эстетические взгляды Августина, как и у Платона, основываются на утверждении красоты мира, но в отличие от античного философа неоплатоник Средневековья утверждает
божественное происхождение красоты и эстетическую ценность не самого произведения искусства, а заключенную в
нем божественную идею.
Боэций, римский философ-неоплатоник, автор трудов по
математике, теории музыки, государственный деятель, оказал большое влияние на средневековую схоластическую философию. По Боэцию, бытие и сущность не суть одно и то же,
они совпадают только в Боге. Существует только то, что сотворено божественной волей. Боэций написал трактат «О
музыке» в пяти книгах, который стал главным источником
познаний античной музыкальной теории.
Наиболее выдающимся представителем зрелой схоластики является Фома Аквинский, монах доминиканского ордена. Он признавал сосуществование знания и веры и доказывал необходимость гармонии между ними. Фома Аквинский
различал истину разума и истину веры — высшие истины,
недоступные разуму. Опираясь на Евангелие и Аристотеля,
он пытался создать энциклопедическую философско-теологическую систему, отвечающую на все вопросы, выдвигаемые
эпохой. В своих эстетических взглядах он отразил тенденцию времени: постепенный отход от аллегорий в стремлении к красоте чувственно воспринимаемого мира, хотя для
него высшая красота — это красота Бога, он признает ее наличие в чувственных вещах: «Прекрасным называется то,
что, будучи увиденным, нравится». Он рассматривал искусство как подражание и видел его основное назначение в познании: прекрасен тот образ, который наиболее полно отражает вещь. Однако теологическая исходная точка зрения
Фомы Аквинского не позволила ему правильно осмыслить
процессы, происходившие в художественной практике его
времени.