На главную страницу Библиотеки по культурологии
карта библиотеки


Библиотека > История средневековой культуры > Средневековая философия

Для того чтобы лучше понять ее особенности, познакомимся с философско-эстетическими взглядами таких средневековых мыслителей, как Августин Блаженный (354—430), Боэций (480—524), Фома Аквинский (1225— 1274).

Для Августина вся история — это борьба между приверженцами христианской церкви, строящими «град божий на земле», и сторонниками Сатаны, организовавшими светское земное государство. Он пропагандирует главенство церковной власти над светской и мировое господство католицизма. Эстетические взгляды Августина, как и у Платона, основываются на утверждении красоты мира, но в отличие от античного философа неоплатоник Средневековья утверждает божественное происхождение красоты и эстетическую ценность не самого произведения искусства, а заключенную в нем божественную идею.

Боэций, римский философ-неоплатоник, автор трудов по математике, теории музыки, государственный деятель, оказал большое влияние на средневековую схоластическую философию. По Боэцию, бытие и сущность не суть одно и то же, они совпадают только в Боге. Существует только то, что сотворено божественной волей. Боэций написал трактат «О музыке» в пяти книгах, который стал главным источником познаний античной музыкальной теории.

Наиболее выдающимся представителем зрелой схоластики является Фома Аквинский, монах доминиканского ордена. Он признавал сосуществование знания и веры и доказывал необходимость гармонии между ними. Фома Аквинский различал истину разума и истину веры — высшие истины, недоступные разуму. Опираясь на Евангелие и Аристотеля, он пытался создать энциклопедическую философско-теологическую систему, отвечающую на все вопросы, выдвигаемые эпохой. В своих эстетических взглядах он отразил тенденцию времени: постепенный отход от аллегорий в стремлении к красоте чувственно воспринимаемого мира, хотя для него высшая красота — это красота Бога, он признает ее наличие в чувственных вещах: «Прекрасным называется то, что, будучи увиденным, нравится». Он рассматривал искусство как подражание и видел его основное назначение в познании: прекрасен тот образ, который наиболее полно отражает вещь. Однако теологическая исходная точка зрения Фомы Аквинского не позволила ему правильно осмыслить процессы, происходившие в художественной практике его времени.




Культурология для технических вузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.



Желающие опубликовать свои работы (статьи, дипломные, рефераты) в библиотеке, присылайте их на [email protected]!


КНИГИ, сделать ЗАКАЗ КНИГИ ПОЧТОЙ в книжных магазинах БИБЛИО-ГЛОБУС, ОЗОН/OZON, БОЛЕРО/BOLERO, ТОП-КНИГА, БИБЛИОН и других