Кроме схоластики, в средние века существовало еще другое направление, ведшее со схоластами горячую борьбу. Это была мистика. Так, с Абеляром упорно боролся его современник Бернар Клервоский (1091—1153), бывший организатором второго крестового похода. Мистики отвергали необходимость изучения Аристотеля и логического доказательства основ веры. Они считали, что религиозные положения усваиваются исключительно путем «созерцания», т. е. молитв и благочестивых размышлений, без помощи какой-либо «языческой науки». | |
Выступая в такой форме, мистики занимали явно реакционные позиции. Но, поскольку мистики были меньше, чем схоластики, связаны теми или другими богословскими авторитетами, из части мистиков в
дальнейшем выделились демократически настроенные мыслители, которые в своих «созерцаниях»
и «размышлениях» затрагивали существо самого феодального порядка, отвергая его
вечность и предсказывая наступление новых времен, когда должна прекратиться эксплуатация трудящихся со стороны
феодалов. Примером такого мистика, взгляды которого повлияли в дальнейшем на наиболее радикальных вождей будущей церковной реформации
XVI века, был итальянец Иоахим Калабрийский,
или Иоахим Флорский (1145—1202), предсказывавший скорое наступление на земле совершенного «тысячелетнего царства», в котором не будет ни частной
собственности, ни эксплуатации. |
|
История средних веков: Европа и Азия. - Мн.:Харвест, 2000. |