Библиотека > История средневековой культуры >
Схоластика
Средневековая университетская наука носила название схоластики (от того же слова Schola). Наиболее яркое выражение схоластика нашла в главной науке средневековья — богословии. Основной чертой ее
было не открытие чего-либо нового, а лишь толкование и систематизация того, что являлось содержанием
христианской веры. Священное писание и священное
предание — эти главные источники христианского
учения — схоласты стремились подтвердить соответствующими местами из древних философов, главным
образом Аристотеля. От Аристотеля же средневековое учение заимствовало самую форму
логического изложения в виде различных сложных суждений и умозаключений. Огромная роль авторитета и
малая доля практического опыта проявлялись у средневековых ученых не только тогда, когда они занимались богословско-философскими вопросами, но и
при изучении природы. В работах по географии, например, авторитет Аристотеля и других авторов
в средние века считался бесспорным и не подлежащим никакой проверке. В медицине царил ряд предрассудков, которые упорно держались, так как
в средние века почти не прибегали к такому необходимому эксперименту, как вивисекция. Некоторые
анатомические знания приобретались из арабских
медицинских книг. Эти книги в Европе Получили такой же бесспорный авторитет, как и те немногие
врачебные трактаты древности, которые дошли до
средневековья.
И все же схоластика в ранний период своего
развития как научное движение, захватившее многие страны Европы, имела определенное положительное значение. Прежде всего, схоласты после
длительного перерыва возобновили изучение античного наследства (хотя бы в лице некоторых представителей
античной культуры, например Аристотеля). Затем, схоласты XII—XIII веков разрабатывали некоторые важнейшие проблемы познания.
В XI—XII веках в Европе шел горячий спор о природе универсалий, т. е. общих понятий. Одни из
схоластов — номиналисты — полагали, что общие
понятия не существуют реально, а являются лишь
словами, именем (отсюда и их название от латинского потеп — имя). Другие, их противники, — реалисты — считали, наоборот, что общие понятия
существуют в действительности, реально, независимо от частных предметов. Спор номиналистов с реалистами возобновил старые споры идеалистов
(Платон и его школа) с материалистами (Лукреций
и др.) в древней философии и готовил дальнейшую
борьбу материалистов с идеалистами в новое время.
Наконец, многие из схоластов были универсальными учеными, занимавшимися изучением всех доступных тогда для них наук, в том числе и естествознания, хотя еще в зачаточных формах.
Крупнейшими схоластами были парижские профессора: Абеляр (1079—1142), сыгравший большую
роль в основании Парижского университета и навлекший своим «вольнодумством» резкое осуждение со
стороны правящих верхов церкви; Альберт Великий
(1193—1280), усердный почитатель Аристотеля и его
логического метода, автор многих сочинений частью
богословского, частью естественнонаучного характера; Фома Аквинский (1225—1274), известный своей
«Суммой богословия» (Summa Theologiae), которая
была как бы энциклопедией средневекового мировоззрения, освещавшей в церковном духе все вопросы познания природы и общества. Из схоластов, уделявших
наибольшее внимание вопросам естествознания, был
английский ученый монах Роджер Бэкон (1214—
1292), одним из первых настаивавший на необходимости опытного изучения природы.
Уже с XIV века, особенно в XV—XVI веках,
схоластика приходит в упадок. Дальнейшее изучение естествознания и античной литературы пошло
мимо схоластов. Схоластики специализировались
окончательно на апологетическо-догматических вопросах богословия и стали тормозом для научного
развития, вступая в ожесточенную борьбу с представителями новой, нарождавшейся буржуазной науки в лице гуманистов.