Библиотека > История средневековой культуры > Культура Византии >
Живопись
Византия — родина иконописи. Корни изобразительных приемов иконописи, с одной стороны, — в
книжной миниатюре, от которой заимствовано тонкое письмо, воздушность, утонченность палитры. С другой — в фаюмском портрете, от которого иконописные образы унаследовали огромные глаза, печать скорбной отрешенности на
лицах, золотой фон. Фаюмский портрет — часть погребального восточного культа. Изображаемый как бы пребывал в
потустороннем мире. Такие портреты выполнялись в технике энкаустики восковыми красками, вжигаемыми в фон, что
придавало портрету телесную теплоту.
Задачи иконописи— воплощение божества в телесном образе. Само слово «икона» означает по-гречески «образ»,
«изображение». Она должна была напоминать о том образе,
который вспыхивает в сознании молящегося. Это «мост»
между человеком и божественным миром, священный предмет. Христианским иконописцам удалось выполнить сложную
задачу: передать живописными, материальными средствами
нематериальное, духовное, бесплотное. Поэтому для иконописных изображений характерна предельная дематериализация фигур, сведенных к двумерным теням на гладкой поверхности доски, золотой фон, мистическая среда, не плоскость и
не пространство, а нечто зыбкое, мерцающее в свете лампад.
Золотой цвет воспринимался как божественный не только,
глазом, но и разумом. Верующие называют его "фаворским",
ибо, согласно библейской легенде, преображение Христа
произошло на горе Фавор, где его образ предстал в ослепляющем золотом сиянии. В то же время Христос, Дева Мария,
апостолы, святые были реалько жившими людьми, имевшими земные черты. Для передачи духовности, божественности земных образов в христианском искусстве сложился особый,
строго определенный тип изображения того или иного сюжета называемый иконографическим каноном. Каноничность,
как и ряд других характеристик византийской культуры, была
теснейшим образом связана с системой миропонимания византийцев. Лежащие в ее основе идея образа, знака сущности и принцип иерархичности требовали постоянного созерцательного углубления в одни и те же феномены (образы,
знаки, тексты и т п.). что привело к организации культуры
по стереотипному принципу, Канон изобразительного искусства наиболее полно отражает эстетическую сущность византийской культуры. Иконографический канон, в широком
смысле включавший в себя хамов пропорций и цветовой канон, выполнял рад важнейших функций. Прежде всего он нес
информацию утилитарного, историко-повествовательного
плана, т.е. брал на себя всю нагрузку описательного религиозного текста. Иконографическая схема в этом плане практически была тождественна буквальному значению текста. Канон был зафиксирован и в специальных описаниях внешнего
вида святого, физиогномические указания Должны были выполняться неукоснительно.
Существует христианская символика цвета, основы которой разработал византийский писатель Дионисий Ареопагит в IV в. Согласно ей, вишневый цвет,
объединяющий красный и фиолетовый, начало и конец спектра» означает самого Христа, который есть начало и конец
всего сущего. Голубой — цвет неба, чистоты. Красный — божественный огонь, цвет крови Христа, в Византии это — цвет
царственности. Зеленый — цвет юности, свежести, обновления. Желтый тождественен золотому двету. Белый — обозначение Бога, подобен Свету и сочетает все цвета радуги.
Черный — это сокровенные тайны Бога. Христос неизненно изображается в вишневом хитоне и голубом плаще — гиматии, а Богоматерь — в темно-синем хитоне и вишневом покрывале — мафории. К канонам изображемия относится и
обратная перспектива, имеющая точки схода не позади, внутри изображения, а в глазу человека, т. е. перед изображением. Каждый предмет, таким образом, при удалении расширяется, как бы «разворачивается» на зрителя. Изображение
«движется» к человеку, а не от него. Иконопись максимально
информативна, она воспроизводит целостный мир.
Архитектурная структуре иконы и технология иконописи
складывалась в русле представлений о ее назначении: нести
священный образ. Иконы писали и пишут на досках, чаще
всего кипарисовых. Несколько досок скрепляют шпонками.
Сверху доски покрывают левкасом — грунтом, изготовленным на рыбьем клею. Левкас полируют до гладкости, а затем
наносят изображение: сначала рисунок, а потом живописный
слой. В иконе различают поля, средник — центральное изображение и ковчег — узкую полоску по периметру иконы. Иконографические образы, разработанные в Византии, тоже
строго соответствуют канону.
В первые три века христианства были распространены
символические и аллегорические изображения. Христа изображали в виде агнца, якоря, корабля, рыбы, виноградной
лозы, доброго пастыря. Только в IV—VI вв. стала складываться иллюстративно-символическая иконография, ставшая структурной основой всего восточнохристнанского искусства,
Иконография Христа
В иконографии Христос называется Спасом. Первым по времени и значимости изображением является «Спас Нерукотворный» — икона-убрус, имеющая квадратную или прямоугольную форму, на белом или
золотом фоне. По преданию, это отпечаток лица Христа на
полотенце. Йа втором месте по значимости и выразительности находится изображение «Спас в силах», представляющее
Сидящего на едва намеченном престоле Христа в ярких красных или охряных с золотом одеждах. Фигура Христа вписана
в алый ромб, который вписан в синий овал. Овал вписан в
алый квадрат с расходящимися от него золотыми лучами. От
Спаса тоже идут золотые лучи. Сюжет «Спас на престоле»
представляет собой упрощенный предыдущий, но без геометрических фигур. Такая икона висела когда-то на Спасской
башне Московского Кремля. Существуют еще сюжеты «Спас
огрудный», «Спас оплечный», «Спас оглавный», «Спас поясной», «Спас Еммануил» (изображение Христа в юном возрасте, без бороды и усов). Помимо этого известно много иконописных изображений Христа в различных обстоятельствах
своего бытия.
Иконография Богоматери
Изображение Богоматери
почитаемо во всем христианском мире. Существует несколько основных типов композиции:
Богоматерь Оранта (молящаяся). Это изображение в рост,
с разведенными в стороны и воздетыми в молитве руками.
Богоматерь «Великая Панагия» — «Всесвятая» — изображение Марии, на груди у которой в складках мафория изображен Спас Еммануил.
Богоматерь «Умиление» («Елеуса»), милующая Богоматерь — поясное изображение Марии, держащий на руках
младенца Иисуса, припавшего к ее щеке.
Богоматерь «Одигитрия» — поясное изображение Богоматери с младенцем, прямо смотрящий перед собой.
«Покров Божьей Матери» — изображение Богородицы с
покровом (покрывалом), который она распростирает надо
всеми.
Существуют еще много сложных иконографических сюжетов Богоматери, наиболее известные из которых — «Всех
скорбящих радости», «Нечаянные радости», "Неупиваемая
чаша" и др.
Иконография святых, ангелов, евангелистов, пророков,
апостолов, «праздничные» сюжеты (главных христианских
праздников) складывалась после V в. При этом художественная практика была тесно связана с философско-религиозной
атмосферой. В целом в иконографическом каноне византийского искусства на протяжении его исторического развития
закреплялись основные элементы, структурные закономерности и своеобразные приемы византийского художественного мышления, на многие века ставшие основой творческого
метода в странах православного круга.