Библиотека > История средневековой культуры > Культура Византии >
Декоративно-прикладное искусство
Книжная миниатюра Византии многокрасочна: встречаются образцы торжественного стиля и более реалистические, более красочные и более строгие, принадлежавшие к императорской и монастырской школам.
Керамика и стекло
Византийская керамика еще мало
изучена. Вначале изготовлялась поливная одноцветная посуда, с IX в. она имела формованный рельеф. Наибольший
интерес представляют облицовочные плитки, выпуклые и
вогнутые, украшенные декоративными мотивами. На плоских плитках изображались Богоматерь с младенцем или святые. Нередко композиция составлялась из многих изразцов.
Позднее посуда стала полихромной С IX в. применяется
техника сграффито, т.е процарапыванйе по глазури или
удаление широких участков поливы.
Если говорить о стекле, то наиболее примечательны витражи из настоящего стекла, покрытого цветными эмалями и
вправленного в свинец, котеры» обнаружены в окнах апсиды
монастыря Хора (Кахрие Джами в Константинополе), созданные не позднее 1120 г. На них изображены в человеческий рост Богоматерь, Христос, святые в богатых византийских
одеждах, фон украшен медальонами, розетками, завитками.
Цвета — синий, зеленый, багряный.
Ювелирное дело и обработка металлов
В ювелирных изделиях применялись чернь, жемчуг, драгоценные камни и в особенности эмали. Наибольшей славой византийские
ювелиры пользовались благодаря великолепию палитры своих эмалей. Это перегородчатые эмали: кресты, оклады священных книг, короны. Иногда эмали сплошные, но чаще —
на золотом фоне: византийцы считали, что этим металлом покрыто небо, и высоко ценили золото. Наиболее интересными
являются изделия из лимбургского реликвария, венгерская
корона. Они изготовлялись в царских мастерских, но серебряные изделия уступают золотым.
Для изготовления дверей использовалась бронза (двери
собора Святой Софии — с тонким орнаментальным рисунком,
гравировкой). Византийцы получали множество заказов на
храмовые двери из европейских стран, кроме того, изготавливали ажурные бронзовые лампадофоры, кресты, кадила,
плакетки (пластинки), царские врата (алтарные двери).
Камень
В области камнерезного искусства византийцы
оставили только образцы архитектурного декора, например,
капители Святой Софии. Резьба очень тонкая, иногда напоминающая резьбу по слоновой кости. Скульптурный рельеф
плоский, ажурный, с обильным растительным орнаментом.
Ткани
Подлинность византийского происхождения тканей
можно, определить преимущественно по орнаменту: излюбленный мотив - круг с фигурой животного (льва, слона,
орла - символа власти). Сохранились шелка, вышитые золотой нитью. Из такого шелка выполнена далматика — просторная длинная одежда Карла Великого.