Библиотека > История средневековой культуры > Культура Византии >
Фресковая живопись, мозаика
Фресковая живопись
Византии почти не сохранилась. Более долговечными и типичными для византийского стремления к красочности и великолепию оказались мозаики. Античные мозаики составлялись из кубиков мрамора и цветного камня и применялись в
декоре вода. Известна еще флорентийская мозаика, набранная из вплотную пригнанных кусочков мрамора и камня в технике инкрустации. Византийская же мозаика делалась из
смальт (окрашенных эмалями кусочков стекла) и служила для
украшения стен и сводов. Кубикам смальты предавалась необходимая для узоров форма. Упрощенный характер рисунка и ограниченное число красок усиливают декоративный эффект мозаик. Тон их обыкновенно золотой или синий. В Софии Константинопольской мозаики мерцают благодаря золотой подкладке, на которую сверху закреплен тонкий слой
цветного прозрачного стекла (закрепление производилось в
горячем состоянии). Дворцовые мозаичные композиций
(Константинополь, Палермо) представляют охотничьи или
пасторальные сцены. Но по преимуществу византийские
иозаики находятся в церквах. Самые выдающиеся мозаичные
ансамбли сохранились в Равенне, в мавзолее Галлы Плацидии (V в.) — величественный крест на фоне синего неба; в
церкви Сан-Витале — знаменитые изображения Юстиниана и императрицы Теодоры со свитой, в которых великолепно
сочетаются идея императорского величия с индивидуальной
портретностью и пышностью одежд. Очень декоративная мозаика на сводах хоров: в голубом медальоне, усыпанном звездами, изображен молящийся святой, окруженный овцами,
перед большим крестом (символ Доброго пастыря). Известны также мозаики в Дафни близ Афин и фигура богоматери в
синем одеянии, окруженная апостолами, на золотом фоне, в
апсиде церкви в Торчелло, что дает представление о величественности и декоративности мозаик того периода. К этому же
времени относятся мозаики собора Святого Марка в Венеции,
мозаики трех церквей на Сицилии.