Библиотека > История средневековой культуры > Культура Византии >
Развитие художественной культуры
Эллинистическое искусство, даже в пору расцвета не бывшее единым, породило несколько художественных школ:
Коптскую в Египте, Сасанидскую а Персии, Сирийскую и
т.д. Произошло разделение латинского Запада и греческого
Востока (Византии). Однако эллинистические основы, христианская идеология обусловили сходство отдельных ветвей
в сюжетах, формах, технологии, приемах средневекового
искусства, размыли границы. Происходило взаимовлияние,
взаимопроникновение при сохранении основного направления. Меняются и географические границы византийского
искусства: Кавказки Закавказье, Малая Ааия, Южная Италия, Сирия, Палестина, Сянай, Греция, Нижний Египет
Адриатическое побережье. Славянские страны Балканского
полуострова то входят, то выходят из области Византийского искусства. Меняющиеся экономика и общественное устройство воздают текучесть искусства, его сюжетов, стилей,
технических принципов. Этому способствует и постоянное
изменение географии культурно активных центров. И поэтому следует отрешиться от ходячих представлений о косности
византийской культуры, возникших в Западной Европе на
почве различия вероисповеданий н различия в развитии
культуры (презрение Возрождения к Средневековью). Собственно византийское искусство начинается с VII в., но античная традиция в Византии никогда не прерывалась, и античная цепь сдерживала шаги развития искусства, которое во многом выполняло функцию передачи культурного наследия и духовного воспитания. Наиболее прочно был связано
традициями прошлого Константинополь (Второй Рим). Правители любого происхождения требовали подражания римским образцам, зодчие и художники выполняли их волю, что
в новых исторических и социальных условиях приводит к эстетическому оскудению.
В области живописи этот процесс связан о мозаичной техникой, процветавшей в IV—VI вв. вплоть до ХН в. По византийским мозаикам можно проследить этот процесс эллинистического угасания: утрачивается монументальность, потухает цветность, рисунок становится балее геометричным, схематичным. K XIV в. мозаику сменяет фреска, а затем станковая икона. Но угасание эллинистической традиции сопровождается положительным процессом вливания искусства
переднеазиатских провинций. На Востоке вырабатывались
новые линейно-ритмические элементы.
VII в. — это конец позднеантичного периода в культуре Византии и начало Средневековья. Арабы становятся хозяевами Востока, славяне — Балкан, лангобарды — Италии, т. е.
обостряется классовая борьба. «Низы» общества усваивают
более понятное им искусство ее восточных монахов, массами
бегущих от арабов.
Борьба императора с церковью, разрыв между угасающим
императорским и крестьанско-мещанским искусством в VIII-IX вв. принимает форму иконоборчества. Иконы, запрещенные императором как языческие вдовы, распространялись
монахами как святыни. Эта борьба заканчивается в IX в. победой иконопочитания вместе с усилением сирийского и палестинского влияния в искусстве.
При Василии I (836—886) формируется новый, канонический тип архитектуры и новая иконография. Создаются новые храмы с росписью, по форме и содержанию представляющей значительный шаг вперед,
Вторая половина IX в. — это ранневизантийская фаза, совпадающая с дороманской формой на Западе. Но в отличие от
Запада, Византия вдет по пути компромиссов между императорской традицией и восточными формами, и стилистическое
единство достигается лишь в Х—XII вв. в средневизантийский период, совпадавший с романским на Западе. Станковая
живопись Византии тесно связана с восточноэллинистическим портретом в технике энкаустики (восковые краски, вжигаемые в основу). Точная дата и время перехода на темперу по
левкасу неизвестно. В XII в. станковая живопись становится
наряду с миниатюрой ведущим типом живописи. В XlI в. были
созданы шедевры византийской иконописи. Представление о
ее высоком уровне дает икона Владимирской Богоматери,
ныне хранящаяся в Третьяковской галерее. Это необычайно
человечный образ матери, дредчувствующей будущую трагическую судьбу своего сына, что достигается скупыми и чрезвычайно точно найденными средствами, среда которых главную роль играет тонкая одухотворенная линия и мягким приглушенный колорит. Владимирская икона — один из шедевров
мировой живописи.
Последний расцвет византийского искусства приходится
на XIII—XIV вв., время правления династии Палеологов. Появляются экспрессивность образов, попытки передать пространство (мозаики церкви Кахрие-Джами в Константинополе). Но новые художественные веяния не могли развиться н
окрепнуть: произошел разгром Константинополя сначала
крестоносцами, а затем — турками. Лучшие мастера византийского искусства покинули страну. Так, творчество Феофана Грека смогло развиться в полную силу только на Руси.
Поздний период византийского искусства совпал с готикой
и по времени, и по стилевой заданности. Искусство Византии перестает существовать с гибелью византийской государственности, но остаются жить его художественные традиции,
которые оказали огромное влияние на художественную культуру стран Балканского пояуестрова, Южной Италии, Венеции, Армении, Грузии. Плодотворную роль сыграла Византия в развитии художественной культуры Древней Руси.
В полной мере искусство Византии было оценено лишь в начале ХIXв.
****
Итак, византийская культура — это один из этапов развития мировой культуры со своей спецификой и типологией. Определяющими факторами развития культуры были:
• единство языка, этноса и религии (греческое этническое
ядро,православие);
• устойчивая государственность;
• положение «моста» между Западом и Востоком;
• наличие элементов восточных цивилизаций;
• взаимопроникновение культур;
• культурные контакты с Италией, особенно в XIII-XIV вв., зарождение Проторенессанса и создание предпосылок для развития гуманизма как общеевропейского
явления;
• доминанта греко-римской культурной основы;
• различие между европейской и византийской культурами как результат обрядовых различий между католицизмом и православием.