Библиотека > История средневековой культуры > Культура Византии >
Византийская литература
Влияние византийской литературы на европейскую очень
велико, неоспоримо ее влияние и на славянскую литературу.
До XIII в. в византийских библиотеках можно было встретить
не только греческие рукописи, но и их славянские переводы.
Некоторые произведения сохранились лишь в славянском переводе, оригиналы утрачены. Собственно византийская литература появляется в VI—VII вв., когда греческий язык становится господствующим. Памятники народного творчества
до нашего времени почти не сохранились. По мнению западноевропейских ученых, византийская литература считалась
«архивом эллинизма», недооценивался ее свободный характер, между тем византийская литература самобытна, и можно говорить об эллинизме как о литературном влиянии наравне с влиянием арабской, сирийской, персидской, коптской
литератур, хотя эллинизм проявлялся более отчетливо. Наиболее известна нам поэзия гимнов: Роман-Сладкопевец
(VI в.), император Юстиниан, патриарх Константинопольский Сергий, патриарх Иерусалимский Софроний. Гимны Романа Сладкопевца характеризуются близостью к псалмам в музыкальном и смысловом отношении (темы Ветхого завета,
глубина и аскетичность музыки). Из тысячи написанных им
гимнов сохранилось около 80. По форме это повествование с
элементами диалога, по стилю — сочетание учености и назидательности с поэзией.
В византийской литературе популярно историческое повествование в стиле Геродота. В VI в. это Прокопий, Петр Патрикий,Агафия, Менандр. Протиктор и др. Лучшие писатели, воспитанные в античных школах на языческих традициях, — Афанасий Александрийский, Григорий Богослов, Иоанн
Златоуст. Влияние Востока наблюдается в патериках V—VI вв. (рассказах о пустынниках-аскетах). В период иконоборчества возникают жития святых и их двенадцатимесячные
сборники «Четьи-Минеи».
Начиная с IX в., после иконоборчества, появляются исторические хроники с церковной направленностью. Особенно
интересна хроника Георгия Амартола (конец IX в.) от Адама
до 842 г. (монашеская хроника с нетерпимостью к иконоборчеству и пристрастием к богословию).
Среди литературных деятелей следует отметить патриарха Фотия и императора Константина VII Багрянородного. Фотий был высокообразованным человеком, а его дом — ученым
салоном. Его ученики занимались составлением словаря-лексикона. Самое выдающееся произведение Фотия — его «Библиотека» или «Многокнижие» (880 глав). В них содержатся
сведения о греческих грамматиках, ораторах, философах, естествоиспытателях и врачах, о романах, агиографических
произведениях (апокрифы, сказания и т. д.).
Константин Багрянородный за свой счет издавал обширные сборники и энциклопедии из произведений старой литературы, ставших редкостью. По его приказу была составлена
историческая энциклопедия.