Библиотека > История средневековой культуры > Культура Византии >
Музыка, архитектура
Музыка
До нас дошла только церковная музыка. Светская музыка сохранилась лишь в виде «декламации» дворцового церемониала и нескольких мелодий. Пели «а капелла»
(без аккомпанемента). Три способа вокала: торжественное
чтение евангельских текстов с подпеванием, исполнение
псалмов и гимнов, аллилуйное пение. Старейший документ
литургического пения датируется IV веком. Византийское пение достигает расцвета в эпоху Раннего средневековья. С увеличением пышности церковных служб в XIII—XIV вв. наступает расцвет музыкального искусства.
В это время различают «простое» и «богатое» пение, в котором один слог протягивался целой нотной группой или фразой. Византийские богослужения, литургические мелодии и
гимны оказали большое влияние и на католическую, и на русскую церковную службы, легли в основу русской церковной
музыки. Древнейшее русское церковное пение было византийского происхождения. Вместе с принятием христианства
на Руси появились византийские исполнители церковной
службы (болгары и греки).
Архитектура
В искусстве Византии неразрывно связаны
утонченная декоративность, стремление к пышной зрелищности, условность художественного языка, резко отличающая его от античности, и глубокая религиозность. Византийцы создали художественную систему, в которой господствуютстрогие нормы и каноны, а красота материального мира
рассматривается лишь как отблеск неземной, божественной
красоты. Эти особенности ярко проявились как в архитектуре, так и в изобразительном искусстве.
Тин античного храма был переосмыслен в соответствии с
новыми религиозными требованиями. Теперь он служил не
местом хранения статуи божества, как это было в античную
эпоху, а местом собрания верующих для участия в таинстве
приобщения к божеству и слушания «слова божьего». Поэтому главное внимание уделялось организации внутреннего
пространства.
Снаружи здания, дворцовые и культовые, получали всегда
очень простую обработку: фасады, как правило, не штукатурились, а оформлялиськирпичом, чередовавшимся со слоями розового цементного раствора, а иногда (в поздние периоды) и с темноватым камнем-известняком. Используемая
узорная кирпичная кладка придавала зданиям особую фактуру. Кирпич, иногда в сочетании с камнем, был основным строительным материалом, определявшим внешний облик многих
византийских сооружений. Характерным архитектурным элементом были суженные арочные окна, которые часто сводились в группы по два-три окна, нередко разделявшихся колон-ками и объединенных наружна аркой над ними. Популярная
тема византийской архитектуры — аркады на высоких колоннах с корзинообразными капителями. Такие аркады часто охватывали фасад на всем его протяжении.
Происхождение византийского церковного здания следует
искать в античности: римские базилики, служившие в древнем Риме судебными и торговыми зданиями, стали использоваться как церкви, а затем стали строиться христианские храмы-базилики. Византийские базилики отличаются простотой
плана: к основному прямоугольному объему с восточной стороны примыкает полукруглая алтарная апсида, перекрытая
полукуполом (конхой). которой предшествует поперечный нефтрансепт. Часто к западной стороне базилики примыкает
прямоугольный двор, окруженный галереей с аркадами и имеющий в центре фонтан для омовения. Арочные перекрытия
опираются не на антаблемент, как в античности, а на подушки— пульваны, лежащие на капителях и распределяющие
равномерно нагрузку арок на капители колонн.
Внутри помимо главного, более высокого, нефа имеются
боковые нефы (их может быть и три, и пять). Позднее наибольшее распространение получил тип крестово- купольной
церкви: квадратное в плане здание, в центральной части которого находилось четыре столба, поддерживающих купол. От
центра расходились четыре сводчатых рукава, образуя равноконечный, так называемый греческий крест. Иногда базилика соединялась с крестово-купольной церковью.
Главным храмом всей Византийской империи стала церковь Святой Софии в Константинополе. Она была построена в 632—537 гг. зодчими Анфимием из Траля и Исидором из
Милета во времена императора Юстиниана. Гигантский купол храма имеет диаметр 30 м. Благодаря особенностям конструкции здания и прорезанным у основания купола окнам,
он как бы парит в воздухе. Купол опирается на 40 радиальных арок. Переход от купола к четырехугольному подкупольному квадрату осуществляется посредством сферических треугольников — парусов. Малые купола расположены по углам, ниже центрального купола. Боковые апсиды ограничены
аркадами, колонны которых были выполнены из порфира и
малахита. Низ стен облицован мраморами, а верх — мозаиками. Арки нефов поддерживают свыше ста колонн. Капители колонн украшены искусной резьбой по мрамору. Высота
здания с куполом 55 м. Храм в плане имеет размеры примерно 80х72 м. В него ведет девять дверей, на средней из которых помещено мозаичное изображение Христа, благословляющего верующих, и надпись - «Мир — Вам. Я—свет мира».
Внутреннее убранство собора пострадало во время крестовых походов и нашествия турков. После разгрома Константинополя он стал мечетью Айя-София. Вместо креста теперь
на нем полумесяц, знак языческих богинь Гекаты и Дианы.