Библиотека > История средневековой культуры >
Культурные особенности, периодизация средневековья
Важнейшей особенностью европейской средневековой
культуры является особая роль христианского вероучения и
христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской Империи только церковь
в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех европейских стран, племен и государств. Церковь оказывала огромное влияние на
формирование религиозного мировоззрения, распространяя
идеи христианства, проповедуя любовь, всепрощение и всем
понятные нормы социального общежития, веру во всеобщее
счастье, равенство, добро. В средние века картина мира основывалась главным образом на образах и толкованиях Библии. Исходным пунктом объяснения мира было полное, безусловное противопоставление Бога и природы. Неба и Земли, души и тела. В сознании человека эпохи средневековья
мир виделся как арена противоборства добра и зла, как некая
иерархическая система, в которой нашлось место и Богу, и
ангелам, и людям, и потусторонним силам тьмы. При этом
сознание человека эпохи средневековья было глубоко магическим. Это была культура молитв, сказок, мифов, волшебных заклятий. Значение слова записанного и особенно звучащего было чрезвычайно велико. История культуры Средневековья — история борьбы церкви и государства. Положение
и роль искусства были сложными и противоречивыми. Но,
несмотря на это, в течение всего периода развития европейской средневековой культуры происходили поиски смысловой
опоры духовной общности людей.
Периодизация
Под средневековой европейской культурой следует понимать культуру поры раннего (V—XIII вв.) феодализма в странах Западной Европы. Каждому из этих периодов присущи
свои особенности, изучение которых помогает сформировать
представления о закономерностях движения культурного процесса в западно-европейских странах.
Ранний период.
С конца IV в. началось «великое переселение народов». Вандалы, готы, гунны и другие народности
вторгались в пределы Западной Римской империи, получая
поддержку угнетенного местного населения. Когда в 476 г.
Западная римская империя распалась, наее территории образовался ряд недолговечных государств. В Галлии и Западной Германии — франки, на севере Испании — вестготы, в
Северной Италии — остготы, в Британии — англосаксы, смешиваясь с коренным населением, состоявшим преимущественно из кельтов и так называемых римлян, образовывали
конгломерат различных национальностей, объединенных понятием «римский гражданин».
Везде, где господство Рима пустило более глубокие корни, «романизация» захватывала все области культуры: господствующим языком был латинский, господствующим правом — римское право, господствующей религией — христианство.
Варварские народы, создававшие свои государства иа развалинах Римской Империи, оказались либо в римской, либо
в романизированной среде.
Однако следует отметить кризис культуры античного мира
в период нашествия варваров, усугубившийся привнесением
их наивного мифологического мышления, поклонением стихийным силам природы. Все это отразилось на культурном
процессе раннего Средневековья.
Переход от «варварских империй» к «Классическим государствам средневековой Европы», связанный с утверждением феодальных отношений, был периодом социальных и военных потрясений. В IX—Х вв. европейские народы боролись
против набегов мавров, венгров, норманнов. Эта пора, прошедшая в феодальных междоусобицах, характеризуется временным упадком и оскудением духовной культуры.
Поздний период.
На первом этапе позднего феодализма
(XI—XII вв.) ремесло, торговля, городская жизнь были слабо развиты. Безраздельно господствовали феодалы-землевладельцы. Король был скорее декоративной фигурой, завершавшей иерархическую пирамиду, первым среди равных, но
не олицетворением государственной власти. Однако с конца
XI в. (особенно во Франции) королевская власть начинает укрепляться, постепенно создаются централизованные феодальные государства, в которых подъем феодальной экономики способствует становлению культурного процесса. Большую роль в конце этого периода сыграли крестовые походы,
ознакомившие Западную Европу с богатой культурой Арабского Востока и ускорившие рост ремесел.
Второй этап в истории зрелого европейского Средневековья (XI в.) связан с дальнейшим ростом производительных
сил феодального общества. Оформилось разделение между
городом и деревней, интенсивно развивались ремесла и торговля. Устраняется феодальная анархия, королевская власть
становится сознательной выразительницей идей государственного развития страны. Опорой этой власти становятся
рыцарство и богатые горожане. Мощного развития достигает
экономика и культура феодальных городов. Некоторые из них
добиваются самоуправления. В Италии и других странах возникают города-государства (Венеция, Флоренция). Лига-союз ломбардских городов добилась независимости от власти императора.
Особенности мировоззрения
Феодальное общество породило новую культуру, отличную
от культуры античного рабовладельческого общества.
Главной ее носительницей была церковь, охранительница
и защитница класса феодалов.
Средневековая культура заимствовала от погибшего древнего мира лишь христианство да несколько полуразрушенных городов. Вся культура раннего средневековья получила
религиозную окраску. Античную философию сменило богословие, пришли в упадок математические и естественно-научные дисциплины, литература свелась к житиям святых,
история — к монастырским Хроникам. Обучение было полностью монополизировано церковью. Она утверждала школьную программу и отбирала контингент учащихся, формируя
церковную иерархию. Она отвергала светское знание, фальсифицировала античных авторов, ревниво оберегала античные книги в недрах монастырских библиотек.
По мнению Тертуллиана (писателя-церковника), сами понятия «философ» и «христианин» —диаметрально противоположны. Но взамен античной философии возникает христианская теология, под знаком которой развивается средневековая культура.