Библиотека > Мифология >
Категории мифических героев
Наиболее архаичны комплексные образы первопредков — культурных героев-демиургов. Впрочем, каждая
из этих категорий может встречаться и самостоятельно
или в качестве элемента образа того или иного божества.
Первопредки обычно мыслятся как прародители родов и племён, они моделируют родовую общину
как социальную группу, противостоящую другим общинам и природным силам. В архаических мифологиях
(классический пример — австралийская) первопредки
строго отнесены к мифическому «раннему» времени; их
странствия и действия определяют рельеф местности, социальные институты, обычаи и обряды, всё нынешнее состояние мира, т. е. повествование о них имеет
парадигматический характер.
Тотемные предки, если роды имеют тотемом то или
иное животное, часто предстают в виде существ двойной, зооантропоморфной природы. Умирая, сами первопредки могут превращаться в природные предметы или
животных, а также в духов. Надтотемный предок, «всеобщий отец», может развиться в образ боготворца, а женские первопредки участвуют в формировании образа
богини-матери, воплощающей рождающее начало и земное плодородие. Первопредок иногда отождествляется
с первым человеком или первичным антропоморфным
существом, из членов которого создаётся Вселенная.
Однако первопредков не надо путать с умершими старшими родственниками, то есть предками, жившими уже
в эмпирическое время и часто становящимися объектом
семейного культа.
Культурные герои — мифические персонажи, которые добывают или впервые создают для людей
различные предметы культуры (огонь, культурные растения, орудия труда), учат их охотничьим приёмам,
возделыванию земли, ремёслам, искусствам, вводят социальные и религиозные установления, ритуалы и праздники, брачные правила и т. п. В силу недифференцированное представлений о природе и культуре в первобытном сознании культурным героям часто приписывается участие в общем мироустройстве, вылавливание
земли из первичного океана и отделение веба от земли,
устаиовдевие небесных светил, урегулировашие смени
дня и вочи, времени года, прилива и отлива, участие
в формировании и воспитании первых людей. В наиболее архаических версиях мифов культурные герои добывают готовые блага культуры, а порой и элементы
природы путём простой находки или похищения у первоначального хранителя (так действуют полинезийский
Maуи, палеоазиатский Ворон, древнегреческий Прометей и многие другие).
Культурные герои - д е м и у р г и (эти образы возникают позднее) изготовляют культурные и природные
объекты (элементы мироздания, людей, первые орудия
труда и др.) с помощью гончарных, кузнечных и иных
инструментов (ср. чудесные кузнецы типа Гефеста или
Илъмаринена, чудесные кузнецы в африканских мифологиях и т. п.). На более поздней стадии мифотворчества
культурные герои также представляются борцами с чудовищами, с хтоническими, демоническими силами природы, представляющими начало хаоса и мешающими
упорядоченному мироустройству. В этом случае культурные герои приобретают богатырскую окраску (см.
Геракл, Персей, Тесей и Др.).
Культурный герой в ходе эволюции может развиваться и в сторону бога-творца (как и первопредок), и в сторону эпического героя.
Культурный герой, особенно в архаических мифологиях (например, у аборигенов Океании и Америки),
иногда является одним из братьев, особенно часто одним
из братьев-близнецов. Братья-близнецы (персонажи
близнечного мифа) или помогают друг другу (особенно
в борьбе с чудовищами), или враждуют между собой,
или один из них (негативный вариант) неудачно подражает другому в делах творения и вольно или невольно
становится причиной появления всякого рода отрицательных природных объектов и явлений (вредных растений и животных, гористого ландшафта, воды, смерти).
От культурного героя как бы отпочковывается образ
первобытного плута —трикстера, являющегося либо его братом, либо его «вторым лицом» (в таком случае
ему приписываются и культурные деяния, и плутовские
проделки, например, индейским-Ворону, Койоту и др.).
Трикстер сочетает черты демонизма и комизма. Он не
только неудачно подражает или мешает культурному герою, но совершает коварные и смешные проделки с целью удовлетворения голода или похоти. Если от культурного героя путь лежит к герою эпическому, то от
трикстера — к хитрецу сказки о животных (вроде лисы).
В мифах фигурируют различные духи и боги.
Духи — мифологические существа, находящиеся в
постоянном взаимодействии с человеком. Известны
духи — покровители человека, родовые духи, духи предлог, духи болезней, шаманские духи-помощники и духи-хозяева, представляющие различные объекты, участки,
силы природы. С представлением о духах известным образом соотносится понятие души, или душ как духовного
«двойника» или «двойников» человека. Духи фигурируют в многочисленных мифах и мифологических быличках. Былички в форме фабулатов и меморатов фиксируют якобы имевшие место с конкретными людьми
в современности «случаи» встречи и контакта с духами.
Представление о духах участвовало в формировании
образов богов. В развитых мифологиях образы богов и
духов сосуществуют, но духи относятся к более низким
уровням мифологической системы.
Боги — могущественные сверхъестественные существа, являются важнейшими персонажами в развитых религиозных мифологиях. В образе богов сливаются черты культурных героев-демиургов, покровителей обрядов инициации, различных духов; творческие функции сочетаются с управлением отдельными
силами природы и космоса в целом, руководством
жизнью природы и человечества. Представление
о верховном божестве политеистического пантеона
эволюционирует в высших религиях к монотеистическому образу единого бога-творца и властителя
Вселенной.